Якуты

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:25, реферат

Описание работы

Корни якутской культуры уходят в глубокую древность, в древнетюркскую эпоху, в скифо-сибирский мир. Историки считают, что предки якутов пришли откуда-то с юго-запада, вероятнее всего, из Западного Предбайкалья. Такое представление подтверждается прежде всего якутским языком: в отличие от языков других народов, обитающих на северо-востоке, он связан с языками тюркской группы. Об этом же говорят и якутские предания, заключающие в себе целый цикл легенд, посвященных передвижению якутов вниз по Лене на плотах со всем своим скарбом и домашним скотом.

Работа содержит 1 файл

Якуты.docx

— 45.66 Кб (Скачать)

Якуты

     Название  этноса «якут» стало известно русским в начале 17 в. Оно было позаимствовано у тунгусов, называвших словом «еко» тюркоязычное население Ленского края, занимавшееся коневодством и разведением крупного рогатого скота. Сами себя якуты называют «саха», поэтому с недавнего времени республика называется «Саха (Якутия)».

     Корни якутской культуры уходят в глубокую древность, в древнетюркскую эпоху, в скифо-сибирский мир. Историки считают, что предки якутов пришли откуда-то с юго-запада, вероятнее всего, из Западного Предбайкалья. Такое представление подтверждается прежде всего якутским языком: в отличие от языков других народов, обитающих на северо-востоке, он связан с языками тюркской группы. Об этом же говорят и якутские предания, заключающие в себе целый цикл легенд, посвященных передвижению якутов вниз по Лене на плотах со всем своим скарбом и домашним скотом.

     Когда именно состоялось переселение якутов из южных прибайкальских степей к северу за полярный круг — достоверно не известно; вероятно, оно проходило постепенно, и закончилось еще до прихода в Якутию русских. Проникновение предков якутов далеко на север было длительным процессом, в котором они частично смешивались с тунгусами, а в некоторых районах с юкагирами.

     Продолжая разведение лошадей и рогатого скота  на вновь осваиваемых пространствах, якуты кочевали далеко на север и  северо-восток Азиатского континента. Они всегда были хорошими наездниками: в русских документах 17 в. их называли «конными людьми». Лошади — верные спутники якутов — несмотря на суровые климатические условия и скудость кормов следовали за своими хозяевами все дальше на север — за полярный круг, к берегам Ледовитого океана. В результате приспособления к суровым условиям сформировалась особая порода белых косматых якутских лошадей. Эта лошадь пасется круглый год на вольном воздухе, сама достает себе пропитание из-под снега.

     В традиционном хозяйстве  и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии. На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири. На севере Якутии распространён уникальный тип упряжного оленеводства.

     Религия якутов — шаманизм — обожествляет природу, ее явления и стихии. Пережитки весьма древних поверий и обрядов, обусловленных почитанием окружающего людей мира, сохранялись вплоть до нашего времени. Существование у якутов представлений о сверхъестественных свойствах предметов и явлений природы отмечали все исследователи. Так, например, Н.П. Припузов писал, что «отдельные горы, озера, реки, леса и даже одиноко растущие деревья на открытых местах имеют своих духов. Что это за духи и откуда произошли — якуты сами не знают, но только глубоко убеждены в существовании этих духов». Якуты называли духов иччи и всеми мерами старались оградить себя, свое жилище и домашних животных от действия всевозможных злых духов. Этой цели служило множество словесных заговоров, молений и обрядов. Кроме них важную роль играла знаковая система, особый орнамент на одежде, утвари, украшениях. Поэтому одежда, особенно женская, была насыщена символикой. В частности, верхняя ее часть, головной убор, посвящалась небу (солнцу) и богине плодородия и деторождения.

     ОДЕЖДА  народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре. Народы, занимавшиеся добычей морского зверя (чукчи, эскимосы, коряки), выменивали у оленеводов продукцию своего промысла на оленьи шкуры. Шкуры нерп для изготовления одежды применялись в меньших масштабах. Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани. Покупные ткани использовались очень давно, из них шили не только летнюю, но и зимнюю одежду – халаты или кафтаны на меху. Хлопчатобумажными тканями, сукном покрывали также верх меховых шуб (якуты, ханты, манси, селькупы и др.).

     Из  поколения в поколение якутские шаманы передают родовые предания и  легенды, национальную мифологию, искусство  лечения природными средствами и  травами.

     Якутский  народный календарь теснейшим образом  связан со скотоводческим хозяйством. В качестве основной единицы измерения  времени было принято считать  чередование фаз луны.

     Якутский  хозяйственный год делился на две половины: зимнюю и летнюю. Зимняя половина начиналась с октября, когда  выпадал снег и скот переводился  на стойловое содержание. Эта половина года ассоциировалась с недобрым, пассивным началом, луной и смертью. Вторая, весенне-летняя половина, —  со светлым, активным началом, с солнцем  и жизнью.

     В цикле календарных обрядов главное  место занимал праздник Ысыах, поскольку он связывался с возрождением и обновлением природы, с плодородием и началом нового года.

Традиционные  зимние календарные праздники у  якутов были совершенно не развиты  по сравнению с весенне-летним обрядовым  циклом. Отчасти это можно объяснить  разделением года на «деловой» и  «пустой» (зимний) периоды. Христианство привнесло в быт скотоводов Лены некоторые русские обычаи, в частности  связанные с Рождеством.

До революции  большинство коренного населения жило в дымных и холодных юртах с земляным полом. Юрты располагались нередко на расстоянии нескольких километров друг от друга. Якуты, как и алтайцы не знали и не соблюдали многих элементарных правил санитарии и гигиены. Как правило, рядом с юртой помещался загон для скота — хотон. Высока была заболеваемость туберкулезом и другими инфекционными болезнями. Отсюда — высокая детская смертность, которая в какой-то мере уравновешивалась большой рождаемостью. За годы советской власти быстрый рост городов, создание крупных колхозов и совхозов резко изменили характер расселения населения. Если раньше якуты жили в небольших селениях, состоящих обычно из 1—3 юрт (даже в центрах улусов было не более 10—20 юрт и домов), то ныне основной контингент сельского населения живет в крупных благоустроенных поселках, по несколько сот человек в каждом. Мелкие поселки сохранились лишь на отдаленных животноводческих фермах, в дальних отделениях совхозов. Произошло отделение хотонов от юрт. До революции хотоны строились под одной крышей с жильем якута, отделялись от него только тонкой дощатой перегородкой. Вместо юрт в сельской местности стали строить бревенчатые дома русского типа с печным отоплением, деревянным полом, окнами.

Информация о работе Якуты