Форма шликерного литья изделий из глины

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:50, курсовая работа

Описание работы

Цель: выбрать материал, наиболее подходящий для изготовления формы для шликерного литья из глины.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть свойства глины.
2) изучить виды форм для глинистого материала.
3) описать материалы, используемые для изготовления форм.
4) сравнить и выбрать материал, наиболее подходящий для шликерного литья из глины.
Объект исследования – материал, используемый для изготовления форм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 СВОЙСТВА ГЛИНЫ……………………………………………………….5
2 ВИДЫ ФОРМ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГЛИНЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ…........9
2.1 Формы для шликерного литья………………...…………..…………......9
2.2 Формовка на цилиндрической болванке….…………………………….11
2.3 Формовка на конической и пирамидальной болванке ……….……......12
2.4 Формовка на веревочной болванке……………………………………...13
3 МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФОРМ….15
4 ВЫБОР МАТЕРИАЛА…………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 1.72 Мб (Скачать)

      Цвета определяются присутствием в ней следующих солей:

  • красная глина – калий, железо;
  • зеленоватая глина – медь, двухвалентное железо;
  • голубая глина – кобальт, кадмий;
  • темно-коричневая и черная глина – углерод, железо;
  • желтая глина – натрий, трехвалентное железо, сера и ее соли.

 

      2 ВИДЫ ФОРМ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГЛИНЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ 
 

      2.1 Формы для шликерного литья 

      Выделку керамической посуды мы привыкли связывать  с гончарным кругом, а изготовление глиняных фигурок — с обычной  лепкой. Но есть и другие способы, и  среди них — шликерное литье. Оно дает возможность с большой точностью передавать тончайшие детали, особенно когда нужно изготовить несколько совершенно одинаковых тонкостенных сосудов или небольших скульптур.

      Шликер — это глина, разведенная водой до состояния, напоминающего густые сливки.

      В хорошо просушенную гипсовую форму доверху заливают шликер (приложение Б). Пористый гипс сразу же начнет всасывать из него влагу. Об этом легко догадаться по тому, как будет быстро падать в форме уровень шликера. Всасывая влагу, гипс притягивает к поверхности формы мельчайшие частицы глины, находящиеся в шликере во взвешенном состоянии. Постепенно на стенках формы образуется достаточно плотный слой глиняной массы.

      Процесс всасывания влаги с одновременным  нарастанием глиняного слоя на стенках  формы называется у керамистов «насасыванием черепка».

      Сразу же после заливки шликера этот процесс идет очень быстро, затем  замедляется и прекращается совсем. Именно в этот момент шликер нужно слить. На стенках внутренних поверхностей гипсовой формы остается слой глины, находящийся в тестообразном состоянии, — стенки будущего сосуда. Через некоторое время слой глины на стенках формы начинает подсыхать. Одновременно происходит его усадка. При этом отливка уменьшается в размерах, и ее стенки (черепок) постепенно отделяются от гипсовой формы. В этот момент стенки затвердевают и становятся тоньше. Убедившись, что отливка достаточно хорошо подсохла, а ее стенки отделились от формы, осторожно снимите верхнюю половину и так же не спеша извлеките отливку из нижней половины формы. Пока изделие еще не совсем высохло, производят его оправку: срезают ножом рельефно выступающие швы, образовавшиеся кое-где на стыках гипсовой формы; заделывают мягкой глиной всевозможные вмятины, углубления и царапины; после этого поверхность заглаживается увлажненной губкой. Если изделие пересохло, то неровности можно устранить с помощью наждачной бумаги. После оправки изделие ставят на полку и сушат при комнатной температуре в течение пяти-шести дней. После просушки гигроскопичность (влагопоглощаемость) гипсовой формы полностью восстанавливается и в ней можно отливать следующее керамическое изделие, которое будет точной копией первого. В одной форме можно выполнить около двухсот отливок. Конечно, сосуд, в основе которого лежит тело вращения, можно изготовить и другим способом, например на гончарном круге.

      Но  прежде чем вы приступите непосредственно  к литью, вам придется проделать  подготовительную работу: выполнить  эскиз, изготовить по нему модель будущего изделия, а затем отлить разъемную  литейную форму. К разработке эскиза следует приступать только после того, как вы четко представите себе назначение изделия. Форма, пропорции, величина, декоративная отделка всегда тесно связаны с назначением. Но учтите, что каким бы удачным ни был эскиз, при изготовлении по нему объемной вещи возникает, как правило, необходимость внести какие-то поправки. Работа над объемной моделью может подсказать решения, которые не всегда удается предусмотреть в эскизе. Модель можно выполнить из дерева или гипса. Если вы изберете дерево, воспользуйтесь токарным станком, столярными и резчицкими инструментами. Выточенные и вырезанные детали соединяются в единое целое гвоздями, шурупами и водостойким клеем, например БФ или эпоксидным. Поверхность готовой модели несколько раз пропитывают горячей олифой и высушивают. 

      2.2.1 Формовка на цилиндрической болванке 

      Сосуды, имеющие форму простых геометрических тел, таких, как цилиндр, призма, конус, пирамида, можно лепить на болванке из любого твердого материала. Вместо специально изготовленных болванок можно с успехом использовать различную посуду, подходящую по форме: бутылки, банки и т.п. Предположим, нужно слепить карандашницу цилиндрической формы (приложение В). Подобрав в качестве болванки подходящих размеров бутылку, оберните ее одним слоем полиэтиленовой пленки и закрепите тонкими нитками. Раскатайте пластину из глины и вырежьте из нее круглое донышко карандашницы. Прежде чем установить болванку на донышко, просверлите в нем небольшое отверстие, необходимое для проникновения воздуха в карандашницу при снятии ее с болванки. Чтобы болванка не прилипала к донышку, подложите под нее полиэтиленовый кружок, тоже с отверстием. Из целого пласта глины вырежьте прямоугольник — развертку боковой поверхности. Одна сторона его должна быть равной высоте, а другая периметру карандашницы. В местах соединения стенки с донышком, а также и на других стыках нанесите стекой сетчатые насечки. Смазав места соединения жидкой глиной, крепко прижмите детали друг к другу и тщательно зашпаклюйте стыки.

      Карандашницу  можно при желании декорировать одним из известных способов, например, лепными узорами. Из готовой карандашницы осторожно извлеките болванку, а  за ней и пленку. Отверстие в  донышке залепите комочком мягкой глины. Выровняйте ножом верхний край карандашницы и поставьте сушить. 

      2.2.2 Формовка на конической и пирамидальной  болванке 

      С конической и пирамидальной болванок готовые сосуды снимаются настолько  легко, что нет необходимости  в качестве разделительного слоя использовать полиэтиленовую пленку. Достаточно лишь смазать болванки вазелином или восковой мастикой. На конической или пирамидальной болванке можно отформовать много одинаковых изделий, например цветочных горшков (приложение Г). Из раскатанной глиняной пластины вырежьте отдельные стенки или развертку боковой поверхности и донышко. Если необходимо сделать несколько одинаковых горшков, то дело пойдет более скоро, если изготовить из картона или жести шаблоны для боковой поверхности и донышка. Наложив шаблон на раскатанную пластину, вырежьте ножом детали, а чтобы они не высохли, прикройте сверху влажной тряпкой. Формовка выполняется в следующей последовательности. Сделайте в донышке отверстие, которое в цветочном горшке необходимо не только для беспрепятственного снятия его с болванки, но и для стекания лишней воды при использовании его по прямому назначению. В местах стыков нанесите на поверхность глины насечки и тонкий слой жидкой глины. Поверхности горшка выровняйте стекой и затрите влажной тряпкой. Горшок можно украсить традиционным способом с помощью так называемых пальцевых защипов. 

      2.2.3 Формовка на веревочной болванке 

      Молочный  кувшин, или крынка — это как раз та посудина, которую удобно формовать на веревочной болванке. Известно, что веревку легко смотать в клубок, имеющий форму шара. Какие-либо попытки придать клубку более-менее вытянутую форму безуспешны. Выручить может только шпуля — стержень, удерживающий витки веревки в нужном положении (приложение Д). Если нет возможности выточить такой стержень из дерева на токарном станке, то его можно сделать вручную, используя нож и топор. Некоторая неточность формы и шероховатость грубо обработанной древесины не помеха, под слоями веревки все эти огрехи сгладятся.

      Когда шпуля будет готова, нужно прикинуть, сколько рядов веревки надо на нее намотать, чтобы получилась нужная форма задуманных размеров. При определении числа рядов нужно исходить из того, чтобы самый большой диаметр шпули был обязательно меньше внутреннего диаметра горловины. Если выйдет так, что на шпулю нужно намотать нечетное число рядов веревки, то ее конец следует закрепить снизу. Соответственно, при четном числе веревочных рядов намотку надо начинать сверху. Просверлите в шпуле небольшое отверстие, вставьте в него конец веревки и заклиньте небольшим деревянным колышком. В нашем случае на шпулю надо намотать три ряда веревки, плотно укладывая виток к витку. Закончив обмотку, конец веревки закрепите булавкой и приступайте непосредственно к лепке. Под рукой должны быть необходимые инструменты, хорошо промятая глина, покрытая мокрой тряпкой, и чашка с водой для смачивания рук.

      Какая бы техника изготовления сосудов  ни использовалась, всегда нужно стремиться к тому, чтобы толщина стенок сосуда, или, как говорят гончары, черепка, всюду была одинаковой. Только тогда  можно надеяться, что при сушке, особенно при обжиге, посуда не треснет. Лепку начинайте с подготовки глиняных пластов толщиной 5—7 мм. Вырежьте из пласта круглое донышко, укрепите его на подставке, а сверху установите обмотанную веревкой шпулю. Нарежьте раскатанные пластины с помощью ножа и линейки на узкие полоски и, начиная с донышка, постепенно облепите всю болванку. Для прочности соединений стыки между полосками смачивайте водой или шликером глиной того же состава, но разведенной до сметанообразного состояния. Последним на краю горлышка лепится венчик. Он должен быть толще стенок в два-три раза. Венчик как бы венчает верх посуды, придает ей особую выразительность и законченность. Но все же лепят венчик не только красоты ради, но и с определенной практической целью. Если края сосуда оставить такой же толщины, как и стенки, то на нем могут появиться многочисленные трещины. Ведь тонкий край высохнет гораздо быстрее, чем все остальные части сосуда. При этом он уменьшится в объеме, в то время как соседние участки будут еще оставаться влажными. Возникшие внутренние напряжения неизбежно приведут к трещинам. Чтобы высыхание происходило равномерно, край сосуда стали делать более массивным. Так постепенно на сосудах стал появляться венчик.

      Закончив  лепку, тщательно выровняйте поверхность крынки циклями, а затем разгладьте мокрой тряпкой. Когда глина слегка подсохнет, выньте булавку и медленно вытягивайте веревку за конец из глиняной оболочки. Сматывая со шпули верхний ряд веревки, нужно быть особенно осторожным: при резком движении на сосуде могут появиться трещины. Если такое все же произойдет, трещины с помощью кисти заполните жидкой глиной, а затем слегка уплотните поверхность сосуда в месте образования трещин. Второй ряд веревки будет сматываться со шпули намного проще, третий — совсем легко. Вслед за веревкой из сосуда вынимается деревянная шпуля. Теперь осторожно выровняйте стеками стенки внутри крынки, насколько это возможно, а затем разгладьте влажной тряпкой или тампоном, укрепленными на палке. Крынка готова, ее остается только хорошо высушить, а затем обжечь и покрыть глазурью.

 

      3 МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФОРМ 
 

      Рассмотрим  формы из древесины, гипса и стекла. Деревянные модели изготавливают из плотной хорошо просушенной древесины (сосна, ясень, бук и др.). Для предотвращения коробления модель делают не из целого куска древесины, а склеивают из отдельных брусочков так, чтобы направление волокон было различным. Преимущество деревянных моделей – дешевизна, простота изготовления, небольшая масса; основной недостаток – недолговечность.

      Гипс  — сернокальциевая соль с двумя  молекулами химически связанной  воды (CaSО4 • 2Н2О), которая может быть частью, или целиком, удалена нагреванием. В воде растворяется в небольших количествах: в 1 литре воды при 0 °С растворяется 2,256 г, при 15 °С — 2,534 г, при 35 °С — 2,684 г; при дальнейшем нагревании растворимость опять уменьшается. Кислотами гипс не разлагается при обыкновенной температуре; в кипящей соляной кислоте растворяется с образованием хлористого кальция. Сравнительно легко растворяется в водном растворе гипосульфита (Na2S2O3).

      Будучи  освобожден (слабым обжигом) от большей  части связанной воды и обращен  в порошок, гипс с водой образует жидкое тесто, хорошо заполняющее форму  и очень быстро, с заметным выделением тепла, схватывающееся; на этом свойстве гипса и основаны все применения его в строительном деле.

      В природе различные виды гипса  встречаются в виде залежей, иногда значительной мощности, образовавшихся из морской воды, в которой гипс всегда содержится (не свыше, однако, 0,15%), путем осаждения, вместе с другими растворенными в ней солями, при испарении воды в закрытых бассейнах. Поэтому, например, залежи каменной соли всегда сопровождаются пластами гипса. Кроме того, гипс образуется понемногу в природе при действии на известняки сернокислых солей тяжелых металлов, в свою очередь образующихся путем постепенного окисления природных сернистых соединений — колчеданов. При очень сильном накаливании гипс сплавляется в белую, эмалеподобную массу, теряя при этом часть серной кислоты. При прокаливании с углем гипс восстановляется в сернистый кальций (CaS), разлагающийся при действии воды с выделением сероводорода. Преимущество гипсовой формы эколочески чистый материал, гипс является одним из самых дешевых материалов, не даёт усадки в готовых изделиях, поверхность получается настолько гладким и ровным, что её без всякой предварительной обработки можно подвергать финишной обработке. Если применять чистые сорта гипса, то полученные изделия будут иметь яркий белый цвет. Гипс обладает не только достоинствами, но и есть недостаток – не высокая прочность, а также водостойкость и его легко поцарапать.

      Стекло вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, универсальный в практике человека. Физико-химически неорганическое вещество, твёрдое тело, структурно аморфно, изотропно; Стекло - неорганическое изотропное вещество. Существует и в природной форме, в виде минералов (обсидиан вулканическое стекло), но в практике чаще всего, как продукт стеклоделия одной из древнейших технологий в материальной культуре. Структурно аморфное вещество, агрегатно относящееся к разряду твёрдое тело. В практике присутствует огромное число модификаций, подразумевающих массу разнообразных утилитарных возможностей, определяющихся составом, структурой, химическими и физическими свойствами. Независимо от их химического состава и температурной области затвердевания, стекло обладает физико-механическими свойствами твёрдого тела, сохраняя способность обратимого перехода из жидкого состояния в стеклообразное. Данное определение позволяет наблюдать, что фигурально к стёклам, в расширительном значении, относят все вещества по аналогии процесса образования и ряда формальных свойств, поскольку материал, как известно, прежде всего характеризуется своими практическими качествами, которые и определяют более строгую детерминацию стёкол как таковых в материаловедении.

Информация о работе Форма шликерного литья изделий из глины