Цицерон - великий римский юрист

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение Цицерона как римского юриста, оратора, политического деятеля, писателя и философа.
Исходя из этого в курсовой работе я поставила задачи:
• рассмотреть Цицерона как личность;
• исследовать его профессиональные взлёты и падения;
• проанализировать политические воззрения мыслителя;
• краткое ознакомление с его трудами;
• определить значение Цицерона и его влияние на позднейшие поколения.

Содержание

Введение.

I. Личность Цицерона.

1. Цицерон как личность.
2. Цицерон как писатель.
3. Цицерон как оратор.
4. Цицерон как философ.
5. Политические взгляды Цицерона.
6. Цицерон и его влияние на позднейшие поколения.

II. Карьера Цицерона.

1. Начало карьеры.
2. Заговор Катилины.
3. Цицерон – консул республики.

III. Закат карьеры.

1. Изгнание.
2. Цицерон в эпоху гражданских войн.
3. Аппозиция Марку Антонию и смерть.

IV. Труды.

1. Творчество и речи.
2. Трактаты
3. Письма.
4. Риторика Цицерона.
5. Афоризмы и цитаты Цицерона.
6. Секреты Цицерона.

Заключение.

Литература.

Работа содержит 1 файл

Цицерон.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

      Если разделить теоретические сочинения Цицерона на несколько циклов, как это часто делается, то диалог "Об ораторе" окажется принадлежащим одновременно к двум циклам: во-первых, к риторической трилогии "Об ораторе" – "Брут" – "Оратор", во-вторых, к политической трилогии "Об ораторе" – "О государстве" – "О законах". Перед читателем "Об ораторе" обычно выступает в составе риторической трилогии, но связь этого сочинения с политическими произведениями Цицерона едва ли не столь же важна. Три книги "Об ораторе" писались в 55 г. до н.э. – это был один из самых тревожных годов своего времени, когда форум бушевал схватками Клодия и Милона, консулы три месяца не могли вступить в должность, и только личное вмешательство Помпея и Красса навело к концу года порядок в государстве. Цицерона в его уединении на путеоланской вилле эти события не могли не наводить на горькие раздумья. В 54 г., тотчас по окончании "Об ораторе", Цицерон приступает к работе над сочинением "О государстве". Нет никакого сомнения, что основные мысли этого сочинения созревали в голове Цицерона уже тогда, когда он писал "Об ораторе". Больше того, только в общей связи этих мыслей можно вполне понять возникновение и облик диалога "Об ораторе". 

  1. Трактаты.
 

      Самый ранний трактат «Риторика» был написан Цицероном ешё в юношестве (83). Его трактат в трех книгах «Об ораторе» (55) до настоящего времени служит учебным пособием судебной риторики. К 46 относится книга «Брут» по истории ораторского искусства. Из трактатов по философии права особое значение имеют 6 книг «О государстве» Этот трактат был начат Цицероном в 54 г. и опубликован, видимо, в 51 г., незадолго до его отъезда в

13

Киликию.6 книг «О законах» (51), 3 книги «Об обязанностях» (44). В 46 – 45 годах были написаны философские трактаты «О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О старости», «О дружбе», Свои основные труды он назвал «О республике»  которое чаще переводится как «О государстве» и «О законах»; оба произведения написаны в форме диалога.

     Общая структура трактата «О государстве» следующая: он состоит из шести книг – по две книги на каждый день беседы, которая, таким образом, длится три дня. Каждый день посвящен обсуждению определенного вопроса: книги I и II – вопросу о наилучшем государственном устройстве, книги III и IV – философскому обоснованию понятия государства (исходя из идеи справедливости) и, наконец, книги V и VI – вопросу о наилучшем государственном деятеле. Как уже было отмечено, весь трактат завершается неким апофеозом – сновидением Сципиона Младшего, во время которого ему является знаменитый победитель Ганнибала, Сципион Африканский Старший. Последний предсказывает своему приемному внуку блестящую судьбу и, вместе с тем, объясняет ему, что людям, которые верно служили отечеству, уготовано бессмертие и вечное блаженство (См. Цицерон, “О государстве”, VI, 9 – 29; “Сновидение Сципиона”).

      Трактат “О законах” сохранился в двух главных кодексах (списках), восходящих к IX и Х вв. Как уже было указано, это произведение Цицерона, служившее как бы дополнением к диалогу “О государстве”, осталось незаконченным. К тем соображениям, которые приводились выше как доказательства незаконченности трактата (отъезд Цицерона в Киликию, можно добавить еще следующий аргумент: диалоги, которые Цицерон издавал сам, он обычно снабжал предисловием (см. Цицерон, “Письма к Аттику”); данный трактат предисловия не имеет.

      Трактат “О законах” написан также в форме диалога, который, однако, происходит в современной Цицерону обстановке. Участники диалога – сам Цицерон, его брат Квинт и друг Цицерона Тит Помпоний Аттик. До нас дошло три “книги” трактата, но так как у Макробия есть упоминание о пятой книге, то некоторые исследователи предполагают, что все произведение, по аналогии с трактатом “О государстве”, состояло из шести книг. Наиболее обработанной и законченной представляется первая книга диалога, дошедшая до нас в хорошей сохранности, хотя и в ней встречаются лакуны; во второй и третьей книгах многое производит впечатление первоначальных набросков.

      Первая книга трактата содержит рассуждение об естественном праве, вторая – о “праве божественном”, третья – о магистратах. Законы, изложенные во второй и третьей книгах, переданы архаизированным языком, воспроизводящим колорит старины; о содержании книг, не дошедших до нас, судить трудно, хотя на этот счет высказывались различные предположения.

Стремление  Цицерона соединять в обучении оратора, как и в любом обучении вообще, высокое духовное содержание с практическими приемами обеспечило ему важное место в теории и истории педагогики.

14

Его философские  трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев 

  1. Письма.

     

     Обширная корреспонденция Цицерона, включающая почти 1000 писем, разделяется на 16 книг посланий к Аттику, 16 книг писем к друзьям и родственникам (иногда даются и их ответы), 3 книги писем брату Квинту и 1 - Бруту. Письма, первоначально не предназначавшиеся для публикации (хотя позднее Цицерон решил издать сделанную им самим выборку), чрезвычайно искренни и безыскусны (в отличие от продуманных и осмотрительных речей). В них свободно обсуждаются все темы, представлявшие тогда всеобщий интерес. Очень мало писем относится к годам, предшествующим достижению Цицероном консульской должности (64 до н.э.), а от этого года - и вовсе ни одного письма. Поток посланий нарастает в 62 до н.э., в год, когда Помпей вернулся из восточного похода, и вскоре перерастает в настоящую лавину. Читатель проникает за политические кулисы. Он оказывается посвящен в попытки Цицерона добиться благосклонности Помпея, становится свидетелем его отчаяния от равнодушия и бездеятельности этого политика. Мы видим Цезаря, снисходительно обращающегося в 49 до н.э., еще до Фарсальского триумфа, к Цицерону за поддержкой, и слышим ответ Цицерона, дипломатичный, но все же говорящий о том, что он остается с Помпеем. Мы видим и юного Октавиана, который усердно обхаживает Цицерона на закате дней, а затем меняет курс и обрекает его на гибель. Несмотря на политическую проницательность Цицерона, письма привлекают и тем, что порой дальнейший ход событий обнаруживает его заблуждения.

      Письма дают историкам множество биографических сведений о самом Цицероне: распад почти 30-летнего брака с Теренцией, недолговечный союз Цицерона с его подопечной Публилией, постоянные денежные заботы. В то же время письма обнаруживают отношение Цицерона к важнейшим событиям в жизни, его отчаяние в изгнании, не знающее удержу тщеславие, когда он бывал "при исполнении". Скорбь, вызванная смертью любимой дочери Туллии (45 до н.э.), красноречиво передана в письме Аттику: "В этой пустыне я избегаю всякого общества. Я похоронил себя в диком глухом лесу, откуда выхожу лишь в сумерках. Ближайшим моим другом - после тебя - стало одиночество. Здесь я общаюсь только с книгами, и даже эту беседу прерывают слезы". Разумеется, наряду с таким изобилием подробностей из жизни частного человека письма Цицерона содержат больше ценной информации о римском обществе конца республики, чем любой другой источник.

      Между делом мелькают сообщения, проливающие свет на независимость и достаточную самостоятельность женщин (к примеру, Теренция, жена Цицерона, продавала и покупала недвижимость, а Сервилия, мать Брута,

15

оказала влияние на постановление сената по снабжению города хлебом).

        Перед нашими глазами предстает непомерное богатство отдельных лиц (сам Цицерон владел в Италии 15 домами и усадьбами); мы видим отношение римлян к рабам (о смерти своего чтеца Сосифея Цицерон сожалел "едва ли не больше, чем принято скорбеть о смерти раба").

       Письма, написанные раскованно и остроумно, с часто мелькающими в них прозвищами, греческими фразами, расхожими выражениями, многие считают самой ценной частью наследия Цицерона. (см. Цицерон. Избранные речи, письма и трактаты в русском переводе.) 

  1. Риторика  Цицерона.
 

      Цицерона можно считать создателем своей риторической теории, которую он наиболее полно изложил в трактате «Об ораторе».

Его теория красноречия занимает среднее положение между азианизмом и умеренным классическим аттицизмом.

      Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего — глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение — пустая и ребяческая болтовня. Красноречие — это искусство, но труднейшее из искусств.

     Какие же условия для оратора  важнейшие? 

Во-первых, природное дарование, живость ума  и чувства, развитие и запоминание;

во-вторых, изучение ораторского искусства (теория);

в-третьих, упражнения (практика).

Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее Цицерон старается синтезировать предшествующие теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства.

     В первой части работы «Об ораторе» Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право.     Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой.

     По мнению Цицерона, самое важное  для оратора — это словесное  выражение мысли и произнесение  речи. Первое требование к речи  — чистота и ясность языка  (выражение мысли). Для чистоты  речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи.

     Цицерон неоднократно подчеркивает, что речь должна быть как можно более увлекательной, производить как можно большее впечатление на

16

слушателей  и подкрепляться как можно  большим количеством доводов, ибо  доводы — материал действительно  громадный и важный.

     Философ подробно говорит о красоте речи, считая, что красота речи состоит прежде всего как бы из некой общей ее свежести и сочности: ее нежность, ее ученость, ее благородство, ее пленительность, ее изящество, ее чувствительность или страстность, если нужно — все это относится не к отдельным ее частям, а ко всей ее совокупности. А вот цветы слов и мыслей, как бы усиливающие речь, должны не рассыпаться по ней равномерно, а располагаться с разбором так, как на каком-нибудь наряде располагаются украшения и блестки.

     Общий тон речи следует избирать такой, какой в наибольшей степени удерживает внимание слушателей и какой не только их услаждает, но услаждает без пресыщения.

     Цицерон — против слащавости  и вялости ораторской речи, —  за то, чтобы она была и динамична,  и красива, и приятна, но ее приятность должна быть строгой.

     Трактаты «Брут» и «Оратор», написанные  в 46 г. до н. э., он обращает  к Бруту, представителю нового, аттического течения, защищая  свою точку зрения. Цель этих сочинений — обосновать законность и превосходство того ораторского идеала, пути к которому Цицерон указал в диалоге «Об ораторе». Обосновывает он это направление и с точки зрения исторической (в «Бруте»), и с точки зрения теоретической (в «Ораторе»).  

     В своей истории красноречия он рисует продуманную картину исторического прогресса и постепенного восхождения красноречия от ничтожества к совершенству. Красноречие для Цицерона — по-прежнему не самоцель, а лишь форма политической деятельности, и судьба красноречия неразрывно связана с судьбой государства.

      Развитие римского красноречия, считает Цицерон, определяется прежде всего внутренними причинами — широтой и глубиной усвоения греческой культуры и развитием культуры римской. На примерах критического разбора речей греческих и римских ораторов он еще раз утверждает идеи, которые высказаны им в трактате «Об ораторе».

     «Оратор» — завершающее произведение  риторической трилогии Цицерона. Вначале он рисует образ совершенного  оратора, однако делает оговорку: «Создавая образ совершенного  оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был». Цицерон продемонстрировал глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и критически переосмыслил взгляды на ораторское искусство теоретиков и практиков красноречия, путем тщательного анализа сопоставил различные точки зрения, создал свою теорию. 
 
 

17

    5.   Афоризмы и цитаты Цицерона. 

Когда вражда между  Цезарем и Помпеем вылилась в  междоусобную войну, Цицерон был в смятении, не зная, на чью сторону стать. 

—От кого бежать — мне ясно, но не ясно к кому,—  говорил он.

***

Когда после  победы над Помпеем Цезарь повелел  восстановить поверженные статуи полководца, Цицерон сказал: 

— Восстанавливая статуи Помпея, Цезарь укрепляет свои собственные.

Информация о работе Цицерон - великий римский юрист