Екатерина 2

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:07, реферат

Описание работы

Правление Екатерины II характеризовалось развитием экономики и торговли. Указом 1775 года фабрики и промышленные заводы были признаны собственностью, распоряжение которой не требует особого дозволения начальства. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег — ассигнаций.

Работа содержит 1 файл

екатерина 2.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

   Работа  банков регулировалась появившимся  тогда регламентом. В Петербурге учреждалось единое «банковское  правление», состоявшее из главного директора банков и трех - четырех советников и подчинявшееся непосредственно императрице. В Регламенте об этом было сказано так: «Хотя банки для вымена государственных ассигнаций и именуются один Санкт-петербургским, а другой Московским, однако они по существу своему составляют, так сказать, единое тело, и потому быть им обоим под особливым от Нас здесь в Санкт - Петербурге учрежденным банковым правлением». Главным директором правления банков был в конце декабря 1768 г. назначен А.П. Шувалов, сын П.И. Шувалова. Современники, даже враждебные ему, признавали его человеком умным, сообразительным, обладающим хорошей памятью.

   Вскоре  после обнародования указа об учреждении Ассигнационного банка (1 февраля 1769 г.) начался интенсивный  обмен частными лицами металлических  монет на ассигнации. Согласно архивным документам, с 21 февраля до 9 апреля 1769 г. в Петербургском банке было принято 50075 рублей, в том числе медными деньгами - 49985 рублей,золотыми - 72 рубля и серебряными - 18 рублей. В дальнейшем о приёме в банках золота и серебра вообще не упоминается. Запас ассигнаций быстро закончился (иногда в банках их расходилось на 100 тыс. рублей в неделю), и Екатерина II указом от 19 ноября 1769 г. поручила Сенату иметь резервную сумму ассигнаций на 2 млн. рублей.

   Доверие к ассигнациям было велико, хотя в некоторых учреждениях им по старинке предпочитали металлические монеты: письмом от 1 апреля 1769 г. Екатерина II приказала своему статс-секретарю и гофмейстеру И.П. Елагину исследовать, почему в дворцовой канцелярии от частных лиц не принимают ассигнации.

   Медь, на которую могли быть обменяны ассигнации, старались беречь и не вывозить из страны. В 1775 г. Сенат отклонил предложение  о продаже меди за границу, мотивируя  это тем, что если это случится, «то остановится денежный передел и недостаток в монете последует». На этот период в банках было накоплено меди на 20 млн. рублей, и на эту же сумму было выпушено ассигнаций.

   Простота  формы ассигнаций первого образца  облегчала их подделку.

   14 сентября 1775 г. А.П. Шувалов направил  статс-секретарю П.В. Завадовскому донесение об обнаружении в банках фальшивых ассигнаций. В 1784 г. об этом же докладывал Екатерине II другой статс-секретарь, А.А. Безбородко. Всего за 1776-1781 гг. в Московском и Петербургском банках было обнаружено 276 фальшивых ассигнаций, из них за 243 заплатили 14775 рублей, а 33 не были обменены. Это было не так уж много относительно общей суммы выпущенных тогда ассигнаций на 5 млн. руб. Любителей легкой наживы сдерживали суровое наказание, сравнительная несложность обнаружения подделок, ужесточение контроля со стороны властей. За подделку ассигнаций полагалась смертная казнь, в редких случаях она заменялась вечной каторгой.

   Долгое  время курс ассигнаций был стабилен, они были обеспечены звонкой монетой. Но в 1786 г., согласно проекту А.П. Шувалова, началось их неограниченное печатание. Это, а также начавшаяся русско-турецкая война, ввергло экономику России кризис. Курс ассигнаций начал падать, увеличились нехватка денег в казне и государственный долг. Правительству пришлось ужесточить контроль над вывозом и ввозом : Россию ассигнаций. В записке 1788 г. к Безбородко Екатерина II указала «обоим столичным и пограничным почтамтам пакеты из чюжих краев приходящие, в коих по подозрениям могут содержатся банковыя ассигнации оттуда высылаемые, открывать». Но данные меры не спасли от дефицита бюджета. В секретной записке А.А. Безбородко «О нуждах государственных в деньгах» 1794 г. сообщалось, что недостаток в деньгах) простирается до 18291020 рублей.

   Финансовая  сфера России в эпоху царствования Екатерины II ознаменовалась двумя важнейшими событиями, которые имели большое  экономическое и политическое значение для жизни страны.

   Во-первых, были впервые введены государственные бумажные деньги. Первую попытку их введения сделал Петр III еще в 1762 году через издание указа; однако вследствие скорой смены власти указ так и остался неисполненным. Екатериной II был издан специальный манифест, где было сказано: "С 1 января 1769 года установляется в С.-Петербурге и Москве два банка для вымена государственных ассигнаций1, которые выдаваемы будут из разных правительств и казенных мест, от Нас к тому означенных, столько, а не более, как в вышеозначенных банках капитала наличнаго будет состоять".2

   Во-вторых, по существу, вместе с этой денежной реформой в России сформировалась и  определенная банковская система. Ассигнационные банки выпускали разменные на медную монету кредитные знаки (ассигнации), а также имели право вести кредитные операции. В существенных чертах эта банковская система сохранилась вплоть до реформ Александра II. Первые русские банки, открывшиеся в 1784 году для ссуд дворянству и купечеству, имели цель облегчить платежи и вместе с этим сосредоточить в казне серебро, которое было ей так нужно.

   Россия, по существу, осваивала опыт становления  денежного хозяйства, которое всегда неизбежно зарождается вместе с  развитием разделения труда и  обмена. Государство может только придавать стихийному процессу развития товарно-денежного обращения цивилизованные институциональные формы. На Западе переход к денежному хозяйству начался значительно раньше, чем у нас. Первые банки в Западной Европе возникли в XVI-XVII веках, в разных европейских странах по-разному.

   www.bonistikaweb.ru обязательна 

   3.Основные последствия про ведения денежной реформы 

   В 1769 г. во время правления Екатерины II (1729—1796) в России были введены в  обращение первые бумажные денежные знаки, которые просуществовали  под названием ассигнаций вплоть до 1843 г.

   Причиной  необходимости введения ассигнаций явилось то, что основой денежного  обращения был серебряный рубль, который играл роль всеобщего  эквивалента и был обеспечен  ценой заключенного в нем металла. Но производительность отечественных  рудников (6-7 тыс. кг серебра в год) была недостаточна для обеспечения возросших требований к объему денег в экономике. Ассигнации также использовались для финансирования войны с Турцией.

   Как главную причину введения ассигнаций Манифест 29 декабря 1768 г. указывал необходимость размена медной монеты на денежные знаки, удобные к перевозке. Ассигнации первого выпуска 1769—1786 гг. прочно вошли в русское денежное обращение. Они не были обязательны к приему частными лицами, однако для этого времени их курс был очень высок — от 98 до 101 коп. серебром за рубль ассигнациями, то есть они были равноценны серебряной монете. Однако усиленный выпуск ассигнаций, превысивший обеспечение, привел к падению её курса. В 1797 г. правительство решилось на изъятие части выпущенных на рынок ассигнаций; состоялось торжественное сожжение в присутствии самого Павла I ассигнаций на сумму 6 млн рублей. Постоянные войны требовали экстренных расходов и к 1802 г. общая сумма ассигнаций с 151 млн поднялась до 212 млн рублей, что окончательно снизило курс бумажного рубля, падение рубля особенно усилилось во время Отечественной войны 1812 года.

   http://dengi-rossii.com/2010/08/denezhnye-reformy-v-rossii/

   Механизм  эмиссии государственных бумажных денег в соответствии с "Манифестом" был следующий. Ассигнации "заготавливались в Сенате, подписывались двумя сенаторами, потом главным директором, затем поступали в банки, где подписывались директором банка и выпускались в обращение". В каждый банк было положено по 500 тыс. рублей, а всего миллион, и на такую же сумму было изготовлено ассигнаций 4-х достоинств: 25, 75, 50 и 100 рублей. Название свое они получили оттого, что со времен вексельных оборотов, учрежденных еще при Елизавете Петровне "для облегчения передвижения медных монет", это слово вошло в общее употребление и выражало то, чем они были на самом деле, т. е. "ассигновкой на променный банк", по которой императрица на себя и своих преемников брала обязательство "чинить всегда верный платеж и исправный платеж". Уже в то время представители власти понимали опасность для общества, которая могла возникнуть с обесценением этих "ассигновок". Важно отметить, что это положение касалось не только нынешней власти, но и будущих ее преемников. Все это усиливало доверие разных слоев населения к власти вообще. Доверие к власти может быть тогда, когда она учитывает интересы страны, т. е. разных сословий населения, а не только свои собственные интересы во имя сохранения своего пребывания во власти. Тогда доверие у населения создается не к данному лицу или лицам, а к институту власти как таковому.

   Согласно  тем технологиям (говоря современным  языком) по "Манифесту" в обращение  были "выпущены: из камер-коллегии - 200 тыс. рублей, из провиантской - 150 тыс. рублей и из других мест, которые производили платежи, но не более одной четверти следуемой к выдаче суммы, если кто из получателей сам не просил больше". Обмен ассигнаций производился во всех местах, куда поступали казенные сборы. В случае необходимости дополнительных ассигнаций все казенные учреждения должны были обращаться в банк, выслав ему предварительно требуемую сумму наличных денег. Частные лица могли разменять ассигнации на любые золотые и серебряные монеты.

   Успех выпуска ассигнаций в результате денежной реформы 1769 года превзошел все ожидания правительства. Более быстрыми темпами развивались товарно-денежные отношения, что позволяло удовлетворять растущие потребности людей, которые не могли быть удовлетворены заморскими товарами. Стимулировалось развитие новых видов ремесел, мануфактур. Происходило разрушение натурального хозяйства. В товарообмен вовлекалось все больше и больше людей. Это увеличивало поступление денег в казну и через налоги, и от государственных мануфактур. Спрос на ассигнации все время возрастал, они разошлись по всей России. Поэтому возникла необходимость упростить технологию их выпуска. Самое большое неудобство состояло в том, что ассигнации в крупных суммах нужны были только в столицах, а в провинции стало не хватать мелкой монеты для ежедневных покупок. Поэтому было принято решение создать разменные конторы. Поэтому с 1772 по 1788 год были открыты 23 разменные конторы, в каждую из которых был положен собственный капитал от 100 тыс. до 300 тыс. рублей медной монетой. В целях большего увеличения ассигнаций в 1774 году был издан именной указ сенату о том, что выпуск ассигнаций должен быть прекращен, если их общая сумма достигнет 20 млн. рублей.

   Разменность ассигнаций обеспечивала не только стабильность, но и их популярность. Однако целью правительства Екатерины II все-таки было не стимулирование развития товарно-денежного обращения самого по себе (хотя реформы, проведенные ею, объективно способствовали данному процессу), а пополнение казны, в отличие от стран Западной Европы, где ранее уже проходили аналогичные реформы, но целью их была именно стимуляция товарно-денежных отношений, которых требовали торгово-промышленные сословия (к слову сказать, эти сословия были достаточно развиты и численно, и по объему накопленного капитала, и по высоте уровня правовой культуры, и, кроме того, они реально владели рычагами демократического давления на институты государства). 

   Уже в 1786 году было выпущено до 50 млн. рублей, и в этом году оба "променных" банка были объединены в один под  именем "Ассигнационного". Были выпущены ассигнации нового образца, а старые были изъяты. Новые купюры были более трудными для подделки. Для расширения денежного обращения появились ассигнации 10- и 5-рублевого достоинства. Их выпуск составлял, правда, всего 10 % общего выпуска, но это как раз и свидетельствует о том, что правительство действительно не ставило своей целью стимулирование товарно-денежного обращения. Помещичье дворянство хотя само и хотело удовлетворять свои новые потребности через денежный эквивалент, но в большей степени боялось потерять свое крепостное хозяйство через развитие рынка. Характерно, что для уничтожения ассигнаций старого образца была образована специальная комиссия, которая должна была проверять выпуск новых ассигнаций. Были условия для преобразований в технологической и социальной сферах в приближающемся XIX веке. Это был ответ России, пусть частичный, на те вызовы цивилизационного процесса, на которые передовые европейские государства уже начали отвечать с XVI века. Новый уровень технологического процесса требовал смены натуральной формы хозяйства на товарно-денежные отношения.3 Переход на новый технологический уровень всегда вызывается появлением новых потребностей людей, прежде всего потребительского характера. Эти потребности не могли быть удовлетворены в рамках натурального помещичьего хозяйства. На покупку заморских товаров нужны были деньги. С проведением денежной реформы, как мы видели выше, в руках дворянства стали скапливаться деньги. Сами помещики переводят крестьян на денежный оброк, о котором в свое время писал еще А.С. Пушкин ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил"). Вместо натурального продукта помещик стал иметь "живые" деньги. Стало развиваться купечество, которое и поставляло дворянству новые товары. Привозились не только заморские товары, но росло ремесленное производство и государственные и частные мануфактуры. Усилился процесс урбанизации, чему способствовали и административные реформы Екатерины.

   Вследствие  этого стали нарастать и изменения  в образе жизни многих людей, пока, правда, только в высшем сословии. Среди молодого поколения дворян росла потребность в образовании, в изучении иностранных языков. Все больше дворянской молодежи уезжает учиться за границу, привозя с собой (назад в Россию) и новые мысли, и новые потребности. Это вызывает недовольство и страх у старшего поколения дворянства, оно начинает ощущать пропасть между собой и молодежью. Так, Фамусов в "Горе от ума" это ощущение выражает словами: "Век нынешний и век минувший!"

Информация о работе Екатерина 2