Екатерина 2

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 06:01, биография

Описание работы

Екатерина II (1729, г. Штеттин - 1796, Царское Село) - росс. императрица в 1762-1796. Происходила из мелкого северогерманского княжеского рода. Урожденная Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская. Получила домашнее образование. Умная и честолюбивая, она воспитывалась в строгости, и природная ее гордость всячески подавлялась. В 1744 Екатерина II приехала в Россию по приглашению Елизаветы Петровны. Приняв православие и получив имя Екатерины Алексеевны.

Работа содержит 1 файл

Екатерина 2.docx

— 53.41 Кб (Скачать)

Екатерина

     II

    

Выполнила студентка группы 1-БД-1 Хонина Ю.

 

Екатерина II (1729, г. Штеттин - 1796, Царское Село) - росс. императрица в 1762-1796. Происходила из мелкого северогерманского княжеского рода. Урожденная Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская. Получила домашнее образование. Умная и честолюбивая, она воспитывалась в строгости, и природная ее гордость всячески подавлялась. В 1744 Екатерина II приехала в Россию по приглашению Елизаветы Петровны. Приняв православие и получив имя Екатерины Алексеевны.

в 1745 вступила в  брак с вел. князем Петром Федоровичем (Петром Ульрихом), впоследствии Петром III. При равнодушии мужа, строго регламентированной жизни двора, окруженная недоброжелателями, Екатерина II очень много читала, знакомясь с трудами по истории, юриспруденции, сочинениями французских просветителей, изучила русский язык. Основным развлечением для неё стала охота, верховая езда, танцы и маскарады. Отсутствие супружеских отношений с великим князем способствовало появлению у Екатерины любовников. Между тем, императрица Елизавета высказывала недовольство отсутствием детей у супругов. 

Наконец, после  двух неудачных беременностей, 20 сентября (1 октября) 1754 году Екатерина родила сына, которого у неё сразу забрали  по воле царствовавшей императрицы  Елизаветы Петровны, называют его  Павлом (будущий император Павел I) и лишают возможности воспитывать, позволяя только изредка видеть. Ряд  источников утверждает, что истинным отцом Павла был любовник Екатерины  С. В. Салтыков (прямого утверждения  об этом в «Записках» Екатерины II нет, но они нередко так интерпретируются). Другие — что такие слухи лишены оснований, и что Петру была сделана  операция, устранившая дефект, делавший невозможным зачатие. Вопрос об отцовстве  вызывал интерес и у общества.

Младенца Павла  проявили матери лишь через 15 дней после  рождения. Позже императрица опять  забрала его в свои апартаменты, где лично заботилась о нем  и где, по словам Екатерины, “вокруг  него было множество старых дамушек, которые бестолковым уходом, совсем лишенным здравого смысла, приносили ему несравненно больше телесных и нравственных страданий, не­жели пользы”. А сала княгиня, благополучно разрешившаяся от бремени, Жила сейчас оставлена в одиночестве, без какой- либо роли и внимания. Ей нездоровилось, она “не могла и не хотела никого созидать, потому что была в горе”.

После рождения Павла отношения с Петром и  Елизаветой Петровной окончательно испортились. Пётр звал свою супругу  «запасной мадам» и открыто заводил  любовниц, впрочем, не препятствуя делать это и Екатерине, у которой  в этот период, благодаря стараниям  английского посла сэра Чарлза Хенбюри Уильямса, возникла связь с Станиславом Понятовским — будущим королём Польши. 9 (20) декабря 1758 года Екатерина родила дочь Анну, что вызвало сильное недовольство Петра, произнёсшего при известии о новой беременности: «Бог знает, почему моя жена опять забеременела! Я совсем не уверен, от меня ли этот ребёнок и должен ли я его принимать на свой счёт». В это время ухудшилось состояние Елизаветы Петровны. Всё это делало реальной перспективу высылки Екатерины из России или заключения её в монастырь. Ситуацию усугубляло то, что вскрылась тайная переписка Екатерины с опальным фельдмаршалом Апраксиным и английским послом Уильямсом, посвящённая политическим вопросам.

Смерть Елизаветы  Петровны (25 декабря 1761 (5 января 1762)) и  восшествие на престол Петра Фёдоровича под именем Петра III ещё больше отдалили супругов. Пётр III стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив жену в другом конце Зимнего  дворца. Когда Екатерина забеременела от Орлова, это уже нельзя было объяснить  случайным зачатием от мужа, так  как общение супругов прекратилось к тому времени. Беременность свою Екатерина  скрывала, а когда пришло время  рожать, её преданный камердинер Василий  Григорьевич Шкурин поджёг свой дом. Любитель подобных зрелищ Пётр с двором ушли из дворца посмотреть на пожар; в это время Екатерина благополучно родила. Так появился на свет Алексей Бобринский, которому его брат Павел I впоследствии присвоил графский титул.

Вступив на трон, Пётр III осуществил ряд действий, вызвавших  отрицательное отношение к нему офицерского корпуса. Так, он заключил невыгодный для России договор с  Пруссией, в то время как Россия одержала ряд побед над ней в ходе Семилетней войны и вернул ей захваченные русскими земли. Одновременно он намерился в союзе с Пруссией выступить против Дании (союзницы России), с целью вернуть отнятый ею у Гольштейна Шлезвиг, причём сам намеревался выступить в поход во главе гвардии. Пётр объявил о секвестре имущества Русской церкви, отмене монастырского землевладения и делился с окружающими планами о реформе церковных обрядов. Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. На его фоне выгодно смотрелась Екатерина — умная, начитанная, благочестивая и доброжелательная супруга, подвергающаяся преследованиям мужа.

После того, как  отношения с мужем окончательно испортились и усилилось недовольство императором со стороны гвардии, Екатерина решилась участвовать в перевороте. Её соратники, основными из которых были братья Орловы, Потёмкин и Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили их на свою сторону. Непосредственной причиной начала переворота стали слухи об аресте Екатерины и раскрытие и арест одного из участников заговора — поручика Пассека. 

Ранним утром 28 июня (9 июля) 1762 года, пока Пётр III находился  в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении  Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские  части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и погиб  при невыясненных обстоятельствах. В своём письме однажды Екатерина  указала, что перед смертью Пётр мучился гемороидальной коликой. После же смерти Екатерина приказала сделать вскрытие, дабы рассеять подозрения об отравлении. Вскрытие показало, что желудок абсолютно чист, что исключает присутствие яда.

После отречения  мужа Екатерина Алексеевна вступила на престол как царствующая императрица  с именем Екатерины II, издав манифест, в котором основанием для смещения Петра указывались попытка изменить государственную религию и мир с Пруссией. Для обоснования собственных прав на престол (а не наследника Павла) Екатерина ссылалась на «желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное». 22 сентября (3 октября) 1762 года она была коронована в Москве.

Екатерина сразу  же установила новые порядки при  дворе, подчинив свой режим государственным  делам. Ее день был расписан по часам, и распорядок его оставался неизменным на протяжении всего царствования. Изменялось лишь время сна: если в  зрелые годы Екатерина вставала в 5, то ближе к старости – в 6, а  к концу жизни и вовсе в 7 часов утра.  

С 8 до 11 государыня принимала высокопоставленных чиновников и статс-секретарей. Дни и часы приема каждого должностного лица были постоянными. Но немецкая педантичность  давала о себе знать не только в  этом. Ее бумаги всегда лежали на столе  в строго определенном порядке. Часы работы и отдыха, завтрака, обеда  и ужина были также постоянными. В 10 или 11 часов вечера Екатерина  заканчивала день и отходила ко сну.

Отобедав, императрица  принималась за рукоделие, а И.И. Бецкой в это время читал ей вслух. Екатерина «мастерски шила по канве», вязала на спицах. Окончив чтение, переходила в Эрмитаж, где точила из кости, дерева, янтаря, переводила на стекла антики, гравировала, играла в  бильярд.  

А вот к моде Екатерина была равнодушна. Она ее не замечала, а порой и вполне сознательно игнорировала. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, однако писала пьесы и даже отправляла некоторые из них на «рецензирование» Вольтеру. Более того, по отношению  к близким, в частности, когда дело касалось любимого внука Саши – будущего императора Александра I, фантазия Екатерины не знала пределов. Она придумала для шестимесячного цесаревича особый костюмчик, выкройку которого у нее просили для собственных детей прусский принц и шведский король. А для любимых подданных государыня придумала покрой русского платья, которое вынуждены были носить при ее дворе.  

Вечерами бывали «эрмитажи» – большие, средние и малые приемы гостей. На щите при входе в Эрмитаж красовалась надпись: «Хозяйка здешних мест не терпит принужденья». Душой вечерних собраний была, конечно же, Екатерина, умевшая занять гостей содержательной и остроумной беседой за столом.

В 1764 году Екатерина  сделала польского графа Станислава Понятовского, своего второго любовника, изгнанного в свое время из России, королем Польши. Когда же Понятовский не смог справиться со своими внутриполитическими противниками, и ситуация в стране стала выходить из-под его контроля, Екатерина просто стерла с карты мира Польшу, аннексировав часть этой страны и отдав остальное Пруссии и Австрии.

Судьба остальных  любовников и фаворитов Екатерины  сложилась поразному. Григорий Орлов сошел с ума. Перед смертью ему все время чудилось, что его преследует призрак Петра, хотя убийство императора спланировал Алексей, брат Григория Орлова. Александр Ланский, фаворит из фаворитов Екатерины, умер от дифтерии, подорвав свое здоровье неумеренным употреблением афродизиаков. Иван Римский-Корсаков, дедушка известного русского композитора, потерял место фаворита после того, как вернулся к графине Брюс, фрейлине Екатерины, для проведения дополнительных "испытаний". Именно графиня Брюс была в то время той фрейлиной, которая "давала добро" после того, как кандидат в фавориты доказывал ей, что обладает немалыми сексуальными возможностями и способен удовлетворить императрицу. Графиню сменила на этом посту женщина более зрелого возраста. Очередному фавориту Александру Дмитриеву-Мамонову было разрешено уйти со своей должности и жениться на беременной придворной. Екатерина дня три дулась, а затем подарила молодоженам роскошный свадебный подарок. 

Люди, близко знавшие  Екатерину, отмечают ее привлекательную  внешность не только в молодости, но и в зрелые годы, ее исключительно  приветливый вид, простоту в обращении. Она была вспыльчива, но умела владеть  собой и никогда в порыве гнева  не принимала решений. Была очень  вежлива даже с прислугой, никто  не слышал от нее грубого слова, она  не приказывала, а просила выполнить  ее волю. Ее правилом, по свидетельству  графа Сегюра, было «хвалить вслух, а бранить потихоньку». Кстати, за время царствования Екатерины никто из вельмож не подвергся опале, не был сослан, о казни тем более речи быть не могло. Даже шумных отставок практически не было.  

Любопытно, как  оценила Екатерину баронесса  Элизабет Димсдейл, которая впервые была представлена ей вместе со своим супругом в Царском Селе в конце августа 1781 г. Перед взором англичан предстала «очень привлекательная женщина с прелестными выразительными глазами и умным взглядом». Элизабет по-женски строго оценила внешность русской императрицы и пришла к заключению, что для своих 54 лет Екатерина выглядела еще очень красивой женщиной. В своем дневнике баронесса записала, что летом Екатерина обычно носит большой белый капор, кожаные туфли, по вечерам накидывает на плечи или на голову платок. Любит наряжаться и делать замысловатые прически. К ее услугам всегда два парикмахера. Обедает императрица в час дня. Ей прислуживают лакеи, подают еду на серебряной посуде. Она сдержанна в еде и никогда не ужинает. Из-за частых головных болей перед сном выпивает немного белого вина. Задавшись целью выяснить, во сколько обходятся расходы на царский стол, Элизабет принялась за расчеты и выяснила, что ежедневно на это тратится 90 рублей (для сравнения: жалованье солдата в эпоху правления Екатерины составляло всего 7 рублей в год).  

Екатерина долго  искала мужчину, который был бы достоин  ее во всех отношениях, разделял бы ее увлечения и взгляды. Но ни один из фаворитов императрицы так и  не стал единственным и неповторимым в ее жизни. В разное время ее любили такие достойные мужи, как Г.Орлов, Г. Потемкин, П.Завадовский. Но со всеми государыня расставалась, щедро награждая их чинами, титулами, деньгами… 

Задолго до кончины  Екатерина составила эпитафию для  своего будущего надгробия: «Здесь покоится Екатерина Вторая. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. В четырнадцать лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. Восемнадцать лет, исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства».

Упадок нравственных и физических сил Екатерины начался  с 1792 года. Она была надломлена и  смертью Потемкина, и тем необычайным  напряжением, которое ей пришлось вынести  в последнюю войну. Французский  посланник Женэ писал: "Екатерина явно стареет, она сама видит это, и ее душой овладевает меланхолия". "Екатерина жаловалась: "Годы заставляют все видеть в черном ". Водянка одолевала императрицу. Ей все труднее было ходить. Она упорно боролась со старостью и недугами, но в сентябре 1796 года, после того, как не состоялась помолвка ее внучки с королем шведским Густавом IV, Екатерина слегла в постель. Ее не оставляли колики, на ногах открылись раны. Лишь в конце октября императрица почувствовала себя лучше. Вечером 4 ноября Екатерина собрала интимный кружок в Эрмитаже, была очень весела весь вечер и смеялась шуткам Нарышкина. Однако она удалилась раньше обыкновенного, говоря, что у нее от смеха поднялась колика. На другой день Екатерина встала в свой обычный час, побеседовала с фаворитом, поработала с секретарем и, отпустив последнего, приказала ему подождать в прихожей. Он прождал необыкновенно долго и начал беспокоиться. Через полчаса верный Зубов решил заглянуть в спальню. Императрицы там не было; не было и в туалетной комнате. Зубов в тревоге позвал людей; побежали в уборную и там увидели императрицу недвижимую с покрасневшим лицом, с пеною y рта и хрипящую предсмертным хрипом. Екатерину перенесли в спальню и уложили ее на полу. Она сопротивлялась смерти еще около полутора суток, но так и не пришла в себя и скончалась утром 6 ноября.  

Информация о работе Екатерина 2