Политико-правовое учение Б. Спинозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:52, доклад

Описание работы

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.) - Голландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца. Учился в Амстердаме в семиклассном еврейском училище, предназначенном для подготовки раввинов, однако, завершить учебу ему не пришлось, поскольку отцу его нужен был помощник в ведении торговых дел. После смерти отца Спиноза еще некоторое время продолжал заниматься доставшимся ему по наследству делом. С юных лет Спиноза стремился к знаниям. Он в совершенстве овладел латинским языком. Спиноза организовал в Амстердаме небольшой философский кружок единомышленников.

Работа содержит 1 файл

Для семинара.docx

— 41.15 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

г. МОСКВА

ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ (РЕГИОНАЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дисциплина: «История политических и правовых учений»

Тема: «Политико-правовое учение Б. Спинозы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы ВО 2011

Акимов  Д. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА  – 2011  
 

 
  1. Биография

     Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.) - Голландский философ. Родился  в Амстердаме в семье купца. Учился в Амстердаме в семиклассном еврейском  училище, предназначенном для подготовки раввинов, однако, завершить учебу  ему не пришлось, поскольку отцу его нужен был помощник в ведении  торговых дел. После смерти отца Спиноза  еще некоторое время продолжал  заниматься доставшимся ему по наследству делом. С юных лет Спиноза стремился  к знаниям. Он в совершенстве овладел  латинским языком. Спиноза организовал  в Амстердаме небольшой философский  кружок единомышленников. Спиноза осуждал  иудаизм, не признавал синагогу с  ее обрядностью. Он не мог мириться с ограничением свободы совести  и был открыт и откровенен в  высказывании своей точки зрения.

     Спиноза не оправдал возлагавшихся на него училищем надежд и не стал светилом иудейской религии. В своей тяги к наукам молодой мыслитель все  более и более отчуждался от общины. Пик конфликта вероисповеданий  произошел в 1656 г., когда Спиноза  был подвергнут общинному остракизму и навеки проклят. Активисты Синагоги не прощали вероотступников. Однажды  при выходе из театра на Спинозу  напал один еврей, который нанес  ему удар ножом. Рана была легкой, но намерения покушавшегося не оставляли  сомнений. Спиноза после этого  случая окончательно порвал с евреями.

     Спиноза был весьма искусен в прикладных сферах физики и математики. Не имея других источников дохода, он зарабатывал  на хлеб шлифовкой оптических стекол.

     Умер  Спиноза в ужасной бедноте. Чувствуя, что конец его близок, Спиноза  запретил, чтобы какой-либо священник  был допущен к его смертному  ложу и похоронам.

     Большое влияние на него оказала философия  Декарта, развившая интерес к  математике. Спинозу привлек способ мышления, характерный для математики, в частности, для Геометрии. Он был  уверен, что весь мир представляет собой математическую систему и  может быть до конца познан геометрическим способом.

     Произведения:

     "Богословско-политический  трактат" 1670 г.

     "Этика,  доказанная в геометрическом  порядке" 1675 г.

     "Политический  трактат" 1677 г.

     Основное  произведение для нас - это "Этика", содержание этики делится на пять частей: о Боге; природе и происхождение  человеческого духа; о природе  аффектов; о рабстве человека; о  его свободе и силе интеллекта. 

  1. Политические  и правовые взгляды

     Новый рационалистический подход к проблемам  общества, государства и права  получил свое дальнейшее развитие в  творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Б. Спинозы.

     Общий характер мировоззрения Спинозы - это  рационализм, то есть воззрение, видящее  в разуме сущность человека, считающее, что человеческому разуму доступно абсолютное знание.

     Единственно подходящим способом рационального  познания природы, где все совершается  по необходимости, является, согласно Спинозе, математический (геометрический) метод. Он старается изложить все  положения своей системы по правилам геометрии, то есть он из аксиом и определений  делает выводы.

     Правда, при рассмотрении проблем государства  и права он стремился в определенной мере учесть специфику данной проблемы, говоря о государстве и праве, он представляет эти институты как  органическую часть природы. Будучи причиной самой себя, природа не нуждается для своего бытия ни в чем другом: проявляется она  в бесконечной массе модификаций. Поэтому и объясняться природа  должна из самой себя: из присущих ей внутренних сил, из действующих в  ней самой причинно-следственных связей. Это общая методологическая установка воплотилась и в  подходе к исследованию деятельности людей в сфере политики права, и государства.

     Свободным Спиноза называет то, что существует по необходимости своей природы  и ничем иным, кроме своей природы, не принуждается к действию.

     Необходимым или вынужденным Спиноза называет то, что определяется к существованию и действию чем-либо другим. В природе нет случайностей, все в ней определено необходимостью божественной природы.

     Так, под естественным правом Спиноза  понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют  природа и каждая ее часть. При  этом, естественное право отождествлялось  с "мощью" - способностью любой  части природы к самосохранению. Закон самосохранения - верховный  закон, господствующий во всей природе. Подчиняясь ему, каждая вещь стремится  утвердить себя в своем бытии. Люди ("частицы природы") тоже, насколько могут, устремляются к  этому. Бытие обеспечивается силой. Она необходима, чтобы начать существование  и продолжить его в соответствии с законами инерции, которые действуют как в физическом, так и в социальном мире. Сила, мощь природы и есть право природы. Сила, мощь индивида равнозначна его естественному праву. Величина последнего соразмерна этой силе: "каждый человек имеет столько прав, сколько мощи".

     Источник  естественного права заключен в  разнообразных влечениях, в страстях людей. Страсти, аффекты направляют действие индивидов, посредством которых  они (индивиды) стремятся сохранить  и утвердить себя. Влечения человеческие таковы, что превращают людей во врагов, разжигают в обществе конфликты, делают невозможным пользование  естественным правом, принадлежащим  каждому индивиду. Поэтому по природе  и по естественному праву люди - враги, и их естественно-правовые взаимоотношения  выражаются в понятии "война всех против всех" в естественном состоянии.

     Единственно подходящим, адекватным способом рационального  познания природы, где все совершается  по необходимости, является, согласно Спинозе, дедуктивно-аксиоматический  математический («геометрический») метод. Правда, при рассмотрении проблем  государства и права он стремился  в определенной мере учесть специфику  данной предметной области познания. Спиноза делил все «постижимые вещи» на те, что «законно доказываются», и те, которые принимаются на основе «моральной достоверности», хотя они «никак не могут быть доказаны». В этой связи он отмечал, что, например, теоремы Эвклида всеми постигаются и без доказательств, а затем и доказываются, а «права, постановления и нравы я зову постижимыми и ясными, хотя они не могут быть доказаны математически».

     История политических и правовых учений. Под  ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА  • М, 1998. С. 245

     Законы  природы он характеризовал как «решения Бога, открытые естественным светом», т.е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это «сила и могущество действия» самой природы.

     На  таком понимании законов природы  строится и трактовка Спинозой естественного  права, поскольку человек – это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости. «Итак,– писал Спиноза,– под правом природы я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т.е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь».

     Естественное  право запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может. По природе и по естественному  праву люди – враги, и их естественно-правовые взаимоотношения в оценке Спинозы  по существу совпадают с гоббсовской  трактовкой «войны всех против всех»  в естественном состоянии, где «человек человеку– волк».

     В естественном состоянии, согласно Спинозе, все (люди и другие природные существа, умные и глупые, сильные и слабые) равны в том смысле, что все  они одинаково, по одному и тому же основанию имеют право на все  по своему произволу и желанию, хотя реальное содержание и объем этих естественных прав разных людей (и других естественных существ) различны и зависят  от размера их фактической мощи (умственной и физической).

     В этой постоянной борьбе отдельных сил-прав «высший закон природы» состоит  в стремлении каждого к самосохранению, к тому, чтобы «остаться в своем  состоянии, и притом не считаясь ни с чем другим, а только с собой».

     Однако  в естественном состоянии, где отсутствует  какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими  своих желаний и безопасного  существования не могут быть обеспечены. Вместе с тем сама природа и  естественная необходимость показывают и диктуют людям способ и путь выхода из тупика естественного состояния  и перехода посредством общего договора в состояние гражданское (т.е. к  обществу и государству, которые  в учении Спинозы не различаются), согласуемое с неистребимыми  требованиями природы и естественного  права каждого. «Всеобщий закон  человеческой природы,–утверждал

     История политических и правовых учений. Под  ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА  • М, 1998. С. 246

     Спиноза,–  таков, что никто не пренебрегает чем-либо, что он считает за благо, разве только в надежде на большее  благо или из-за страха перед большим  вредом, и не переносит какого-либо зла, кроме как во избежание большего или в надежде на большее благо. Это значит, что каждый изберет  из двух благ то, которое он сам считает  большим, и из двух зол то, которое  кажется ему меньшим». Этот закон, по оценке Спинозы, относится к числу  вечных истин, он прочно начертан в  человеческой природе, и его знают  все. 

     Ошибка  прежних учений о политике, по оценке Спинозы, состояла в том, что их авторы при освещении человеческой природы  брали людей не такими, каковы они  суть, а какими они хотели бы их видеть. Поэтому им не удалось создать  теорию политики, которая нашла бы практическое приложение: «их политика может сойти за химеру или осуществиться  в Утопии или в том золотом  веке поэтов, где она менее всего  необходима».

     Для его реалистически ориентированной  теории политики, государства и права  весьма характерно, что он отвергал разного рода идеальные и утопические  проекты организации государства  на разумных началах и считал, что  предшествующий опыт уже показал  «все виды государств» и средства управления, необходимые для согласной  жизни людей и сдерживания  их в определенных границах. В этой связи он подчеркивал невозможность  «силою мышления добиться в этой области  чего-нибудь такого, что, не идя вразрез  с опытом или практикой, не было бы, однако, до сих пор испытано и  испробовано».

     Ссылаясь  на опыт, Спиноза отмечал, что все  люди (как варвары, так и цивилизованные) повсюду находятся в общении  и живут в определенном гражданском  состоянии. Отсюда, заключает он, «ясно, что причин и естественных основ  государства следует искать не в  указаниях разума (ratio), но выводить из общей природы или строя  людей».

     Требования  разума, рассуждал он, имеют в  виду истинную пользу людей, и никто  не сомневается, что жить по этим требованиям  полезнее, чем по естественному праву. Но чтобы перейти к жизни по законам разума, т.е. к жизни в  мире, безопасности и вообще наилучшим  образом, люди должны были договориться об этом. «Итак,– писал Спиноза,–  этим способом общество может быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор может быть соблюдаем  всегда с величайшей верностью, если, конечно, каждый перенесет на общество всю мощь, какую он имеет; оно, стало  быть, одно

Информация о работе Политико-правовое учение Б. Спинозы