Правление Н.С. Хрущёва: успехи и ошибки

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Выбор мною темы реферата "Правление Н.С. Хрущёва: успехи и ошибки" обусловлен тем, что это одна из самых популярных тем в публицистике и исторических исследованиях последних лет.
Популярность эта не случайна. Сам характер времени, известного громкими начинаниями и столь же оглушительными провалами, колоритная личность главного героя эпохи, дающая повод для самых разноречивых суждений, наконец, весьма близкие аналогии с современностью — все это питает научный и общественный интерес к проблемам «великого десятилетия». Все это можно проследить по страницам книги Ю. В. Аксютина Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии. В этот сборник вошли очерки, статьи, воспоминания о видном политическом деятеле H. С. Хрущеве, опубликованные в советской прессе. Разнохарактерность этих материалов, разнообразие оценок личности и деятельности Н. С. Хрущева авторами — историками, экономистами, публицистами, деятелями литературы и искусства — дают возможность составить более полное представление об этом непростом человеке, десять лет стоявшем у руководства партией и страной.
Можно по-разному относиться к Н. Хрущеву, его проектам и идеям, по-разному оценивать накопленный в тот период опыт общественной модернизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3-5
1. Внутренняя политика Н.С. Хрущёва…………………………………………......6
1.1 Приход к власти………………………………………………………………...6-7
1.2 Разоблачение культа личности………………………………………………...7-8
1.3 Перемены в сельском хозяйстве……………………………………………...8-10
1.4 Экономический вопрос………………………………………………………10-11
1.5 Реформа школы………………………………………………………………11-12
1.6 Новая социальная политика…………………………………………………12-14
1.7 Новочеркасские события…………………………………………………….14-15
1.8 Смена политического курса. Отставка Хрущёва…………………………..15-17
2. Внешняя политика Н.С. Хрущёва……………………………………………18-19
2.1 Дипломатия разоружения…………………………………………………...19-20
2.2 Отношения с капиталистическими странами. Карибский кризис………..20-21
3. Оценка деятельности Н.С. Хрущева……………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………23-24
Список использованной литературы……………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Реферат про ХР...doc

— 159.00 Кб (Скачать)

1.3 Перемены в сельском хозяйстве

     К началу 50-х годов в наиболее сложном  положении оказалось сельское хозяйство страны. Во всех республиках ощущалась острая нехватка зерна, мяса, сахара. Реальный сбор урожая в 1949 – 1952 гг. был ненамного выше дореволюционного, как и средняя урожайность. В то же время численность населения страны выросла почти на 40 миллионов человек. Зерна не хватало даже для текущих потребностей, приходилось использовать государственные резервы. Поголовье скота и производство мяса было тоже низким. Российская деревня жила фактически на грани голода. Незначительные капитальные вложения первых послевоенных лет были направлены в наиболее пострадавшие от войны западные области и республики страны. Деревня с 20-х годов развивалась как сырьевой придаток города. Обмен продукцией между ними не был эквивалентным. Не до конца оправившаяся от военных разрушений, деревня давала обществу больше, чем получала. Заготовительные цены во много раз были ниже рыночных цен.

     Н. С. Хрущев первым среди руководителей страны сказал правду о тяжелом положении российской деревни. Но его первые попытки еще при жизни предшественника сгладить антикрестьянскую направленность аграрной политики успехом не увенчались. Сталин до последних дней жизни не видел причин для изменения аграрной политики.

     Лишь в сентябре 1953 г. на Пленуме ЦК КПСС была предпринята попытка перехода от административных к экономическим методам хозяйствования на селе – если стране необходимо продовольствие, то крестьянам надо платить[4, 12]. Комплекс намеченных мер был нацелен на решение двух взаимосвязанных задач: расширение самостоятельности колхозов и совхозов, и усиление их экономической заинтересованности. Сельское хозяйство впервые стало рентабельным.

     Однако  эта линия в аграрной политике не могла быть последовательной:

- из-за крайне ограниченной возможности реализации в рамках избранной «модели социализма» принципа материальной заинтересованности;

- руководство страны, включая и Хрущева, не было готово к серьезной «ревизии» теоретического наследства;

- в условиях политической нестабильности, наличия в руководстве разных подходов и взглядов на будущее страны решающим часто оказывался фактор времени, ставка на немедленный успех.

     Для оказания помощи деревне был определен курс на освоение целинных земель. Идея освоения огромных массивов целинных и залежных земель на востоке – в Казахстане, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнем Востоке, частично в районах Поволжья и Северного Кавказа, лежащих в зоне так называемого рискованного земледелия, с их суховеями, нехваткой влаги, возникла из-за острого продовольственного кризиса, из желания предотвратить новый голод, опасения «попасть в экономическую кабалу» к Западу.

     Освоение  целины велось штурмом, это позволило создать крупную базу производства сильных и твердых сортов пшеницы, крайне необходимых в хлебопечении. Впервые освоены новые агротехнические и почвозащитные системы. Но целина не оправдала надежд на стабильные урожаи зерновых. В неурожайные годы в некоторых областях не собирали даже семян. Целина безусловно задержала перевод сельского хозяйства на интенсивный путь развития.

     В 1959 г. Хрущев побывал в США на полях американского фермера, который выращивал гибридную кукурузу.  Он пришел к выводу, что поднять "мясную целину" можно, лишь решив проблему кормопроизводства. Вместо травополья надо перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая дает зерно и зеленую массу на силос. Там же,  где кукуруза не растет,  решительно заменять руководителей,  которые "сами засохли и кукурузу сушат"[4, 13].  Хрущев  с большим рвением стал внедрять кукурузу в советское сельское хозяйство.  Это  было надругательством не только над вековым опытом и традициями ведения крестьянского  сельского  хозяйства, но  и  над здравым смыслом. Вместе с тем покупка гибридных сортов кукурузы,  попытка внедрения американской технологии ее возделывания в тех районах,  где она могла дать полноценный рост,  способствовали приращению зерна и корма  для  скота,  действительно помогали справиться с проблемами сельского хозяйства.

     Несмотря  на всю непоследовательность, новый  курс в деревне дал практические результаты. После длительного застоя начался значительный рост как в земледелии, так и в животноводстве. Среднегодовые темпы роста индустрии сблизились с темпами роста сельского хозяйства. Применение принципа материальной заинтересованности привело к росту жизненного уровня колхозников и работников совхозов. 

1.4 Экономический вопрос 

      В реальной политике наметился поворот, который было необходимо подкрепить решениями экономического характера. Предполагалось резко изменить инвестиционную политику, значительно увеличить финансовую "подпитку" отраслей нематериального  производства,  ориентированных  на выпуск товаров для народа, привлечь к производству товаров народного потребления машиностроительные заводы и предприятия тяжелой промышленности.  Так был взят  курс на социальную переориентацию экономики, который достаточно быстро стал воплощаться в конкретные товары, деньги, жилье. До правления Н. С. Хрущёва, массового жилищного строительства не вели, и просто не строили жилья. Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, в коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру  для  многих были почти не сбыточной мечтой. Темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х годов, наша страна не знала не до, ни после этого периода. Тогда то и появились малогабаритные квартиры, в дальнейшем получившие название «хрущёвки».

     Выбор нового политического пути требовал изменения ориентиров в экономике.  Однако тогда никто в политическом  руководстве страны  не подвергал сомнению принципы командно-административной системы.  Речь шла о преодолении ее крайностей, таких, как почти полное отсутствие материального стимулирования трудящихся,  отставание в массовом  внедрении  научно-технических  достижений  в производство. По-прежнему господствовало неприятие рынка, товарно-денежных отношений, а преимущества социализма рассматривались как нечто раз и навсегда данное, способное само по себе обеспечить развитие и процветание.    

      Страна жила обновлением. Проходили многочисленные совещания с участием работников промышленности,  строительства, транспорта.  Само по себе это явление было новым -  ведь  раньше  все важнейшие решения принимались в узком кругу, за закрытыми дверями. На совещаниях открыто говорилось о необходимости перемен, об использовании мирового технического опыта. 

1.5 Реформа  школы

     В 1958 – 1964 гг. важнейшей реформой, стала реформа системы народного образования. Советская школа недостаточно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. За весь послевоенный период система управления школой практически не менялась. Выпускники средней школы (11 лет) неохотно шли работать на производство, считая такой труд не престижным. В то же время в середине 50-х годов вузы могли принять лишь 450.000 выпускников средней школы из более чем 1,5 млн. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах. Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, т.к. в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны. Таким образом, реформа образования должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках.

     В 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Осуществление всеобщего среднего образования оставалось важнейшей задачей, но средняя школа приобретала «политехнический профиль». После получения всеобщего обязательного восьмилетнего образования молодежь должна была «включаться в посильный общественно полезный труд», и все дальнейшее обучение связывалось с производительным трудом в народном хозяйстве.

     Все желающие получить полное среднее образование должны были учиться либо в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением, либо в среднем профтехучилище, либо в вечерних и заочных школах рабочей и сельской молодежи. Учеба в вузах также максимально совмещалась с работой на производстве.

     К осени 1963 г. стало очевидным, что  средняя школа не годится в  качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее образование избирала одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Общий уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам. Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества снизился. С осени 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней. 

1.6 Новая социальная политика

     Из  всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере.

     Обратной  стороной успехов в послевоенном восстановлении хозяйства в Советском Союзе был низкий уровень жизни и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся.

     Чтобы создать видимость материального благополучия в крупных промышленных центрах в них свозились товары и продукты, производимые в стране. Росло число натуральных и денежных налогов с населения, принудительно размещаемых займов. В течение 7 лет после денежной реформы 1947 г. проводились массовые снижения розничных цен на товары народного потребления. Главная цель была – подтвердить «заботу» партии и правительства о народе. И действительно, каждое новое снижение цен воспринималось в массах с чувством «глубокого удовлетворения».

     За 7 лет для многих современников  стала очевидна и другая закономерность: после очередного снижения цен неизменно увеличивалась сумма подписки на государственный заем, снижались расценки и зарплата рабочих и служащих.

     Закономерным  итогом такой социальной политики к 1953 г. стал всеобщий дефицит элементарных потребительских товаров, усиление социального неравенства. Реальным единственным достижением социальной политики послевоенного времени явилось расширение системы образования и здравоохранения.

     Начало  перестройки социальной политики было положено летом 1953 г., поставлена неотложная задача за 2-3 года резко повысить обеспеченность населения  продовольственными и промышленными товарами.  Уже к 1955 г. произошли определенные сдвиги к лучшему. Первые крупные шаги были в решении самой острой социальной проблемы — жилищной. В 1954 г.  были решительно осуждены парадность и «украшательство» в архитектуре и начался переход к строительству домов индустриальным методом.

     После XX съезда  началась настоящая   «жилищная   революция». Также была выдвинута широкая программа повышения жизненного уровня, включавшая в себя сокращение рабочего времени, массовое жилищное строительство, повышение заработной платы низкооплачиваемым работникам и целый ряд других важных преобразований. 

1.7 Новочеркасские  события

     1962 год стал годом крушения хрущевской «оттепели» и всех надежд, которые она породила в обществе. В стране вновь возникла необходимость распределять дефицитные продукты по талонам и карточкам. Решение руководства страны повысить цены на мясо, молоко, масло, «чтобы способствовать быстрому увеличению продуктов животноводства», вызвало взрыв возмущения в стране. В донесениях КГБ, которые непрерывно шли в ЦК КПСС, сообщалось о выступлениях в Риге, Киеве, Москве; призывы к забастовкам раздавались в Ленинграде, Иванове, Магнитогорске. Смысл «подстрекательских» высказываний сводился к тому, что новые цены следует отменить, изыскать необходимые стране средства не за счет трудящихся, а отказавшись, от помощи слаборазвитым странам, снизив зарплату высокооплачиваемым чиновникам, или найти другие пути решения проблемы.

В городе Новочеркасске повышение цен совпало с очередным снижением расценок (т.е. фактическим уменьшением зарплаты) на крупнейшем предприятии – электровозостроительном заводе. Первого июня, когда стало известно о новых ценах, стихийно собрался митинг, где рабочие требовали сообщить правительству о том, что они в знак протеста прекращают работу. Послали делегации на другие предприятия с призывом поддержать их. Местные власти «обычную» забастовку сумели представить как антисоветский бунт и личный выпад против Хрущева. В ночь на 2 июня к заводу направили войска и танки. Решение применить оружие против демонстрантов было принято спешно приехавшими  в   «бунтующий»   Новочеркасск членами Президиума и секретарями ЦК КПСС и согласовано с Хрущевым. Расстрел был хладнокровно подготовлен и не менее хладнокровно осуществлен. События в Новочеркасске тщательно скрывались от населения страны. Правду о них народ узнал лишь в начале 90-х годов. 

1.8 Смена политического курса. Отставка Хрущёва                                                            

  1962-1964 гг. остались в памяти многих  людей как годы внутренних  неурядиц и роста напряженности.  Ухудшилось продовольственное снабжение  растущего городского населения.  Цены оказались замороженными. Причиной этого было резкое повышение закупочных цен, которые стали обгонять розничные. Осенью 1963 г. разразился новый кризис. В магазинах исчез хлеб, т.к. целина ничего не дала. Появились талоны на хлеб. Повышение цен, появление новых дефицитов было отражением нарастания кризисных явлений в экономике страны в  целом. Темпы роста промышленности стали замедляться. Замедлился технический прогресс. Обнаружившиеся сбои в работе промышленности  Хрущев  и его окружение  пытались выправить путем дрейфа к воссозданию централизованной бюрократической командно-административной  системы сталинского типа.

Информация о работе Правление Н.С. Хрущёва: успехи и ошибки