Правление Н.С. Хрущёва: успехи и ошибки

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Выбор мною темы реферата "Правление Н.С. Хрущёва: успехи и ошибки" обусловлен тем, что это одна из самых популярных тем в публицистике и исторических исследованиях последних лет.
Популярность эта не случайна. Сам характер времени, известного громкими начинаниями и столь же оглушительными провалами, колоритная личность главного героя эпохи, дающая повод для самых разноречивых суждений, наконец, весьма близкие аналогии с современностью — все это питает научный и общественный интерес к проблемам «великого десятилетия». Все это можно проследить по страницам книги Ю. В. Аксютина Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии. В этот сборник вошли очерки, статьи, воспоминания о видном политическом деятеле H. С. Хрущеве, опубликованные в советской прессе. Разнохарактерность этих материалов, разнообразие оценок личности и деятельности Н. С. Хрущева авторами — историками, экономистами, публицистами, деятелями литературы и искусства — дают возможность составить более полное представление об этом непростом человеке, десять лет стоявшем у руководства партией и страной.
Можно по-разному относиться к Н. Хрущеву, его проектам и идеям, по-разному оценивать накопленный в тот период опыт общественной модернизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3-5
1. Внутренняя политика Н.С. Хрущёва…………………………………………......6
1.1 Приход к власти………………………………………………………………...6-7
1.2 Разоблачение культа личности………………………………………………...7-8
1.3 Перемены в сельском хозяйстве……………………………………………...8-10
1.4 Экономический вопрос………………………………………………………10-11
1.5 Реформа школы………………………………………………………………11-12
1.6 Новая социальная политика…………………………………………………12-14
1.7 Новочеркасские события…………………………………………………….14-15
1.8 Смена политического курса. Отставка Хрущёва…………………………..15-17
2. Внешняя политика Н.С. Хрущёва……………………………………………18-19
2.1 Дипломатия разоружения…………………………………………………...19-20
2.2 Отношения с капиталистическими странами. Карибский кризис………..20-21
3. Оценка деятельности Н.С. Хрущева……………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………23-24
Список использованной литературы……………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Реферат про ХР...doc

— 159.00 Кб (Скачать)

  Хрущев, с одной стороны, стремился перестановками в партаппарате улучшить ситуацию в экономике, с другой – столкнуть 2 части партаппарата,  чтобы политикой "разделяй и властвуй" обезопасить самого себя. Партийный аппарат резко вырос. Стали делиться обкомы, комсомольские и профсоюзные организации. Вся реформа свелась к раздуванию аппарата  партийных, государственных органов. Распад власти был налицо[1, 251-253].

  Утрата Хрущевым личной популярности, поддержки со стороны партийно-хозяйственного аппарата, разрыв с немалой частью интеллигенции, отсутствие зримых перемен в уровне жизни большинства трудящихся сыграли роковую роль в деле проведения антибюрократических реформ. Хрущев был обречен на отставку. В 1964г. он пытался активизировать  реформаторскую  деятельность, распорядившись начать подготовку проекта новой Конституции СССР.

  Осенью 1964 г. Хрущев начал готовить новую реформу управления сельским хозяйством. Но проект встретил возражения в кругах Президиума ЦК, которым новая перестройка казалась ненужной и даже вредной при слабом развитии специализации в колхозах и универсальной взаимосвязи всех отраслей сельского хозяйства.

  В октябре Хрущев, отдыхая, на государственной даче в Пицунде следил за подготовкой полета в космос корабля “Восход” с тремя космонавтами на борту, а также принимал различных государственных деятелей. Между тем в Кремле уже началось расширенное заседание Президиума ЦК КПСС, на котором был поставлен вопрос о смещении Хрущева со всех его постов.

  Убедить Хрущева “добровольно” уйти в отставку не удалось. Заседание Пленума открыл Л. И. Брежнев. Присутствовал и Хрущев, который за время заседания не проронил ни слова. Доклад на Пленуме сделал М. А. Суслов. Этот доклад продолжался всего один час. В нем не содержалось попытки проанализировать деятельность Хрущева за 11 лет, подвести итоги или сделать выводы. Это поверхностный документ, в котором все сводилось главным образом к перечислению личных недостатков или “грехов” Хрущева:

- возомнил себя специалистом во всех областях: в сельском хозяйстве, дипломатии, науке, искусстве;

- многие материалы, подготовленные аппаратом ЦК, публиковал под своим именем;

- запутал управление промышленностью, создав госкомитеты, совнархозы, что представляется очень трудным все это распутать;

- проводил неправильную политику ценообразования. Повышение цен на мясо, молочные продукты, некоторые промтовары ударило по материальному положению рабочих;

- неправильную политику вел в отношении животноводства, в результате чего было вырезано много коров и сократилось поступление мяса.

- в вопросах  земледелия выступал против паров, снимая с работы директоров совнархозов, которые оставили в своих хозяйствах чистые пары, не считаясь с их доводами;

14 октября  1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. В официальном сообщении говорилось об отставке из-за преклонного возраста и состояния здоровья. Фактически на Пленуме ЦК, так же как днем ранее на заседании Президиума ЦК КПСС, Хрущеву были предъявлены многочисленные обвинения в развале экономики, принижении роли советских и партийных органов, личной нескромности, стремлении единолично решать важнейшие вопросы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Внешняя политика

     Внутренняя  эволюция  СССР  после  смерти Сталина повлекла новую ориентацию страны и в сфере  внешней  политики.  Журналистские  сообщения изменились, заметно смягчились.  Пресса начала писать не только о том,  что плохого произошло в других странах,  но и о том полезном,  что можно там найти. Обновляя контакты с зарубежными странами,  Советское правительство старалось расширять торговые отношения. Это было выгодно не только СССР, но и западным странам, которые получили возможность выхода на новый, обширный рынок своей продукции, чего они были лишены после второй мировой войны. Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться только экономикой. Правительство СССР установило прямые контакты и начало  обмен делегациями  с  парламентами других стран. Быстро росло число журналистов, аккредитованных в Москве. Событием, изменившим расстановку сил в послевоенном мире, стал запуск 4 октября 1957 года  первого искусственного спутника Земли. С этой даты начался отсчет "космической эры". Превосходство советской науки было усилено первыми временными неудачами аналогичных экспериментов в США. Кульминацией стал день 12 апреля 1961 года:  впервые человек,  советский космонавт Юрий Гагарин, совершил орбитальный полет вокруг Земли. Успех этих начинаний имел огромный политический и пропагандистский резонанс в мире. СССР был окружен кольцом американских военных баз, на которых находилось ядерное оружие, т.е. фактически находился под прицелом США. Положение в корне изменилось, Советский Союз стал владеть не просто  ядерным оружием, но и межконтинентальными ракетами, способными доставить его в заданную точку мира. С этого времени США утратили неуязвимость из-за океана.    Если до этого момента в мире существовала одна сверхдержава, то теперь появилась вторая, более слабая, но имеющая достаточный вес для определения всей мировой политики. США и всему миру отныне пришлось учитывать мнение Москвы в решении международных вопросов [5, 7-8].

     Положительным сдвигом в международной обстановке стало совместное обсуждение главами ведущих государств, впервые после окончания второй мировой войны, современных проблем. Первой такой встречей было совещание в Женеве 18-23 июля 1955 г. глав правительств СССР, Англии, Франции и США. Предложения СССР носили больше пропагандистский характер, а западные державы требовали от СССР  реальных действий: проведение демократизации в восточноевропейских странах, а также решения вопроса о создании единых австрийского и германского государств. СССР вынес нереальное предложение - заключение договора о коллективной безопасности в Европе без каких-либо предварительных консультаций, которое было отвергнуто в западноевропейских столицах. 

2.1 Дипломатия разоружения

     Другой  проблемой переговоров и разногласий  с  Западом,  и особенно с США, было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз достиг значительных успехов. Однако это было трудное соревнование, которое налагало на нашу экономику непосильное бремя не позволявшее повысить уровень жизни советских людей, который оставался по-прежнему низким.

     Действия  СССР в этом направлении были очень  активными. Было предложено резко сократить все виды вооруженных сил и оружия, причем приступать к разоружению предлагалось немедленно, без разбиения на этапы. Но западные лидеры, рассматривали инициативы СССР, как нереальные и не заслуживающие обсуждения, и были отвергнуты.

       В 1957 г. СССР внес в ООН ряд предложений о приостановке испытаний ядерного оружия; о принятии обязательств об отказе применения атомного и водородного оружия; о сокращении вооруженных сил СССР, США, Китая; о ликвидации баз на чужих территориях. 

     В сентябре 1959 года Н.С.Хрущев выступил на Ассамблее ООН с программой "всеобщего и полного  разоружения" всех  стран,  которая была довольно холодно встречена капиталистическими странами. Но в целом западные страны настороженно отнеслись к инициативам СССР и выдвинули ряд таких встречных условий, как разработку мер доверия и контроля за исполнением принятых решений. А от этих мер в свою очередь отказывался Советский Союз, рассматривая их как вмешательства во внутренние дела.  Получился замкнутый круг: Советский Союз делал предложения, заранее зная, что на них не согласятся[6, 17].

     Главным своим противником на международной арене СССР рассматривал США. Это было следствием того, что эта страна была  единственным противником, способным поразить Советский Союз. Для нейтрализации этой угрозы главную ставку в развитии Советской Армии Н.С.Хрущев делал на развитии Ракетных войск стратегического назначения, пренебрегая развитием других родов и видов войск. Такая политика была недальновидной, в дальнейшем принесла значительный урон Вооруженным  силам СССР. Н.С.Хрущев был первым главой не только советского, но и русского правительства, который нанес визит в США в сентябре 1959 года. На переговорах с президентом США Эйзенхауэром никаких соглашений подписано не было. Но в этой встрече были заложены основы  прямого диалога между двумя странами в будущем. 

2.2 Отношения с капиталистическими странами. Карибский кризис

     Вторая  половина  50-х – первая половина 60-х годов характеризовалась улучшением отношений Советского Союза с различными странами:  Турцией, Ираном, Японией, с которой в 1956 г. была подписана декларация, предусматривающая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений, тогда же велись двусторонние переговоры с Англией,  Францией. 

     В 1958 г. было заключено соглашение с США о сотрудничестве в области культуры, экономики, обмена делегациями ученых, деятелями культуры  и  др.  Произошла  нормализация  отношений с Югославией.

  28 октября 1962 г. мир висел на  волоске. Брат президента Роберт Кеннеди сообщил советскому послу для передачи в Москву: “Если вы не уберете ракеты, то это сделаем мы”. Многие стали покидать крупные города США, после того как Дж. Кеннеди объявил военно-морскую блокаду Кубы. Блокада была началом кризиса[2, 201].

  Осенью 1962 г. Советский Союз установил свои ракеты среднего радиуса действий на острове Свободы для предотвращения американской агрессии против острова, находящегося в Карибском море.

  Соединенные Штаты были намерены силой расправиться с кубинской революцией. Незадолго до этого попытка такая была – в апреле 1961 г. банды наемников ЦРУ вторглись на Кубу, но за трое суток были разгромлены на Плая-Хирон, тогда “ястребы” начали подумывать о массированном нападении на остров с использованием военной машины США. В январе 1962 г. на совещании министров иностранных дел стран – членов организации американских государств государственный секретарь США Дин Риск положил немало сил, чтобы добиться изоляции Кубы в Западном полушарии, введения многосторонних санкций против республики.

  Кризис был урегулирован, ракеты вывезены благодаря тому, что в результате обмена телеграммами между Н. С. Хрущевым и Дж. Кеннеди Вашингтон дал заверения, что против Кубы не будет предпринята вооруженная агрессия. В 70-х годах не раз возникала необходимость подтверждения советско-американской договоренности, в результате которой был урегулирован Карибский кризис.

  Карибский ракетный кризис многому научил нас: убедил, что политические штабы двух самых мощных в мире держав могут не иметь четкого представления о целях и намерениях друг друга. В США до сих пор спорят, почему все-таки были установлены на Кубе ракетные базы.

  Сегодня, очень важно усвоить позитивные уроки из нашей общей истории, которые учат, как надо выходить из острейшего, опаснейшего кризиса, сколько терпения, спокойствия и мудрости требуется для того, чтобы кризис не привел к катастрофе. Но все же главный урок состоит в том, чтобы не доводить дело до края бездны.

    
 

3. Оценка деятельности Н. С. Хрущева

     Все реформы, проводимые Хрущевым, были непоследовательны: “Ни один его шаг не был сделан достаточно твердо, ни одного начинания не было доведено до конца… Более всего реформы губило то, как именно они проводились и какие ограниченные – по сравнению со вспыхнувшими надеждами – результаты давали”. Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды:

- ликвидация всех видов тайных бессудных расправ, так называемых “особых совещаний ”. При всем несовершенстве нового судебного законодательства, нового уголовного кодекса наша страна становилась правовым государством.

- Пенсионная реформа. До нее пенсии были настолько мизерны, что носили чисто символический характер.

- Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство, развернутое при Хрущеве, сделало, по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы, доступным получение квартир, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными.

     При всех своих недостатках, Хрущев действовал в интересах страны и народа. Он совершил настоящий подвиг, рискуя не только политической карьерой, но и жизнью, когда он отважился на разоблачение Сталина и реабилитацию миллионов невинных людей, живых и убитых. Он действовал в сплошном окружении сталинистов[3, 10]. А другого окружения тогда не было. Более того, Хрущев и сам был из окружения Сталина, и ему, Хрущеву, прежде всего, понадобилось победить сталиниста в себе самом, что он и пытался делать, а уже затем бороться с другими сталинистами, создавая условия, без которых нынешнее обновление не имело бы ни возможностей, ни кадров, ни традиций. Это был подлинный лидер, идущий впереди и прокладывающий путь каравану судов.

  
 

Заключение

     В 1964 году завершилась политическая деятельность Н.С. Хрущева, в течение десяти лет возглавлявшего Советский Союз. Его десятилетие реформ было очень трудным временем. Именно на это время приходится начало разоблачения преступлений сталинской системы. Доклад Н.С.Хрущёва на ХХ съезде КПСС произвел эффект разорвавшейся бомбы не только в СССР, но и во всем мире. Рухнули старые догмы и старые мифы. Люди увидели реалии тоталитаризма. Страна замерла, а за тем постепенно началось возрождение Советского Союза. Реформы сыпались одна за другой. Их генераторами были люди из ближайшего окружения Н.С.Хрущёва и, прежде всего, он сам. Никита Сергеевич спешил – хотел много увидеть при своей жизни. Спешил и ошибался, терпел поражения от оппозиции и снова поднимался.

Информация о работе Правление Н.С. Хрущёва: успехи и ошибки