Аграрная реформа Столыпина. Цели и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Для аграрного устройства капиталистической России было характерно два наиболее крупных явления: раздутые помещичьи частнособствен-нические земельные владения (поместья) и крестьянская община.
Многоземелье помещиков было оборотной стороной крестьянского малоземелья. Крестьяне были вынуждены арендовать часть помещичьих земель. За это они были обязаны со своими лошадьми и инвентарем обработать у помещика определенные участки. Это называлось «отработкой».

Содержание

1. Положение в аграрном секторе России во второй половине XIX – начале XX вв..…………………………………………………………3
2. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Цели и задачи……………….8
3. Результаты «столыпинской аграрной реформы»…………………...16
Список использованных источников…………………………………..21

Работа содержит 1 файл

6) История экономики.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

       Можно сказать, что аграрная реформа П.А. Столыпина использовала два основных метода:

  1. Выделение единых массивов земель в пределах общины (отруб) или за пределами общины (хутор) в судебном порядке тем хозяевам, которые желали стать самостоятельными. При этом предполагалось полное размежевание общинных земель, с выделением каждому владельцу одного надела вместо нескольких в разных полях для преодоления чересполосицы. Серьезной причиной трудности фактического раздела земли было то, что после реформы 1861 г. паи в общинах были определены по размеру, но не выделены на местности. В результате такого способа раздела значительная часть крестьян не смогла получить надел положенного им размера — земля просто не была найдена.
  1. Предоставление  государственных дотаций наиболее активным крестьянам, желавшим переселиться в малонаселенные южные и восточные  районы страны. В этих губерниях крестьянам выдавались земли из государственного запаса, который в начале 20 века составлял около 40% от общей площади сельскохозяйственных земель и был примерно в 1,5 раза больше, чем площадь других категорий земель. На этот период приходится резкий рост распашки степей в юго-восточных и южных губерниях. Именно наличие государственного фонда перераспределения земель делало возможным осуществление перехода от общинного к частному землевладению. Строительство Транссибирской железной дороги в начале XX в. еще более способствовало увеличению притока населения в Сибирь. Её массовое сельскохозяйственное заселение в XIX – XX вв. наблюдалось в наиболее плодородных южных районах, степных и лесостепных.

       Таким образом, альтернативой сельской общине, по замыслу П.А. Столыпина, являлись меры по укрупнению массивов земель, в частности, хутор, а также переселение крестьян.

       Если  смотреть с экономической точки  зрения, начатая Столыпиным реформа  была необходима и прогрессивна. Её реализация позволила бы перейти к более интенсивным формам хозяйствования, более высоким урожаям, более высокому уровню жизни.

       В качестве аргумента в пользу аграрной реформы П.А. Столыпина иногда приводится тот факт, что по сравнению с последним пятилетием XIX века в 1909 – 1913 гг. вывоз хлеба количественно увеличился в 1,5 раза, а по стоимости — в 2 раза. В 1913 году Россия экспортировала 647,6 млн. пудов.

       После окончания революции и до начала первой мировой войны положение  в русской деревне действительно  заметно улучшилось.

       Причинами этому послужили:

        - полная отмена с 1907 года выкупных платежей;

        - рост мировых цен на зерно — от этого кое-что перепадало и простым крестьянам;

        - постепенное сокращение помещичьего землевладения вело к уменьшению кабальных форм эксплуатации;

        - отсутствие в этот период сильных неурожаев (за исключением 1911 года), и даже особенно хорошие урожаи в 1912 – 1913 гг.

       На  душу населения России в те годы производилось столько же хлеба, как в Швеции, Франции, Германии. Но эти страны ввозили хлеб, а России ежегодно экспортировала около 20 % валового сбора зерна. Продолжалась политика «недоедим, но вывезем», начало которой было положено в 1887 – 1892 гг.

       Что касается способов проведения аграрной реформы, то это была настолько широкомасштабная реформа, потребовавшая столь значительной земельной перетряски, что её положительные  результаты никак не могли сказаться  в первые же годы.

       Реформа встретила значительное сопротивление, как со стороны части дворян, так и со стороны части крестьян. Дворянство видело в Столыпине лишь разрушителя «вековых устоев». Им был нужен не  реформатор, а только успокоитель.

       Крестьяне, в свою очередь, были разочарованы в  том, что власть не отдала им помещичьи земли. Безграмотная, консервативная крестьянская масса, боящаяся каких либо перемен, нарушения вековых традиций привычного образа жизни, выступила против столыпинских преобразований. Большая часть выделившихся крестьян получила разрешение на выход не от общины, а от местных властей, то есть утверждение личного землевладения совершалось под административным нажимом на деревню.

       Реформа не имела достаточного финансового  обеспечения. По подсчетам Государственного контроля минимальная стоимость жилья, заведения необходимого живого и мертвого инвентаря и обсеменения полей составляла для семьи от 250 до 500 рублей. При выдаче ссуд всем крестьянским семьям (12 млн. по переписи 1905 года) потребовалось бы от 3 до 6 млрд. Фактически на землеустройство в Европейской России и Сибири было затрачено 1,5 млрд. рублей.

       Необходимо  также учитывать непродолжительность  проведения реформы. Под руководством самого Столыпина реформа продолжалась всего пять лет. Затем реформа  была прервана первой мировой войной и Октябрьской революцией.

       П.А. Столыпин не хотел наступления той реакции, которая сейчас связывается с его именем. Он сделал все, что мог для подавления революции. Но после её окончания он рассчитывал на длительный период эволюционного развития. Его афоризм: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Под руководством Столыпина была составлена программа реформ, включавшая в себя переустройство местного самоуправления и суда, введение социального страхования для рабочих, распространение земских учреждений на окраины страны, вероисповедные реформы, переход к всеобщему начальному образованию. В своей совокупности они имели бы большее значение, чем аграрная реформа.

       Осуществилось из этих реформ немногое: страхование от несчастных случаев, реформа местного суда, кроме того, ввели земство в некоторых регионах. Все остальные реформы еще при жизни Столыпина застряли в Государственном совете — верхней палате российского парламента, а после его смерти они были провалены. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников: 

       1. Экономическая история СССР и  зарубежных стран. Учебник для  экон.спец.вузов.-М.:Высшая школа,1978

       2. Калиничева Г.И. Экономическая  история

       3. Поляков Г.Б. История мировой  экономики.- М.:Олма-пресс, 1998

       4. Ежов М.В. История государственного управления России. IX - начало XX в. – СПб., 1996.

       5. Исаев И. А. История государства и права России. – М.: Юрист, 1999.

       6. Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (Мифы и реальность).// История СССР, 1991. № 2.

       7. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. – М.: М-НОРМА, 1997.

       8. Щетинов Ю.А. История России. ХХ век. Учебное пособие. – М.: «Фаир», 1998.

Информация о работе Аграрная реформа Столыпина. Цели и результаты