Александр II

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Московское государство рождалось в тяжелых условиях непрерывной борьбы с внешними врагами. Князьям нужна была вооруженная сила для защиты страны и для проведения своей политики. В награду за службу в войсках и при княжеском дворе служилым людям давались земли, так называемые "поместья", доходами с которых они жили. Эти служилые люди, которые впоследствии стали называться "помещиками", должны были по первому требованию правительства являться в полном вооружении для участия в военных действиях, приводя с собой столько людей, сколько требовалось в зависимости от размера их поместья.

Содержание

Введение
2
Глава 1. Подготовка реформы отмены крепостного права в России
27
1.1. Кризис крепостного права
27
1.2. Начало подготовки крестьянской реформы
31
1.3.Секретный комитет
35
1.4.Главный комитет по крестьянскому делу
41
1.5.Редакционные комиссии
44
Глава 2.Реформы Александра II
56
2.1.Земская и городская реформы
56
2.2. Судебная реформа
67
2.3. Военная реформа
72
2.4. Финансовая реформа
76
2.5. Реформы в области просвещения, печати и церковная реформа

78
Заключение
96
Список использованной литературы
98

Работа содержит 1 файл

диплом по истории Сергей.doc

— 420.50 Кб (Скачать)

 По новому воинскому  уставу отменялись рекрутские  наборы и вводилась всеобщая  воинская повинность, которая распространялась  на все мужское население страны, достигшее 20-летнего возраста, независимо  от сословий. Срок действительной службы в пехоте был установлен в 6 лет и 9 лет пребывания в запасе, на флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Были установлены многочисленные льготы. Сроки действительной службы сокращались для лиц, получивших образование: для окончивших начальную школу - до 3-х лет, окончивших гимназию - до полутора лет, а выпускники высших учебных заведений могли служить всего 6 месяцев. От действительной службы освобождались: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, не подлежали военному призыву представители духовенства, народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера.

 С введением нового  воинского устава Россия получила  возможность иметь в мирное  время сравнительно небольшую  армию, а в случае военных действий, призвав резервный запас, а иногда и ополчение, создать массовую армию, располагающую необходимыми резервами. Существенные изменения произошли и в вооружении армии. Старая артиллерия заменялась современными системами орудий. На вооружение поступила винтовка. Велось строительство парового военного флота.

 Военные реформы  1861-1874 гг. сыграли важную роль  в повышении боеспособности русской  армии, что было убедительно  продемонстрировано в ходе русско-турецкой  войны 1877-1878 гг.

 Д.А. Милютин пробыл на посту военного министра двадцать лет, получив в отличие от других реформаторов возможность не только разработать реформу, но и осуществить ее на практике. В 1881 г. Д.А. Милютин был вынужден уйти в отставку, посвятив оставшееся время литературной деятельности. Умер Дмитрий Алексеевич в 1912 г., в возрасте 96 лет, едва ли не последним из славной плеяды российских реформаторов 60-70-х годов XIX века.

 

2.4.Финансовая реформа

Осуществление реформы 1861 г. на основе выкупной операции требовало  огромных кредитов. В кредитах остро нуждались промышленность и транспорт. Государственный бюджет страны испытывал хронический дефицит. В 1861 г. он составил огромную сумму в 82,6 млн. руб. вместо изначально заложенных в смету 21,3 млн. руб. Покрытие дефицита осуществлялось при помощи иностранных займов, выпуска дополнительных казначейских билетов и т. п., что приводило к колебаниям курса рубля.

 Для проведения  выкупной операции при отсутствии  денег в казне правительство  прибегло к выплатам выкупных  сумм процентными бумагами по типу государственного займа. Порядок погашения этих бумаг предусматривал ограничение передачи их из рук в руки и установление 49-летнего срока погашения. Подобные меры приводили к росту внутреннего долга и вызывали недовольство дворян-помещиков. Перед правительством остро встала задача преобразований в системе финансов.

 Через год после  провозглашения крестьянской реформы,  правительство приступило к проведению  реформы финансов. В 1821 году Министерство  финансов стало единственным  распорядителем государственных средств. Был утвержден новый порядок расходования средств: сметы отдельных ведомств должны были проводиться через Министерство финансов и Государственный совет. Одновременно объявлялось о ежегодной публикации росписи государственных доходов и расходов (государственного бюджета). В 1864 г. был преобразован Государственный контроль: он не зависел от администрации и осуществлял проверку правильности выделения и расходования бюджетных ассигнований. В губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность местных учреждений по первичным документам, а не по сводным отчетам. В 1868 г. начали публиковаться годичные отчеты государственного контролера об исполнении бюджета.

 Уже в 1860 г. в  ходе подготовки крестьянской  реформы вместо прежних кредитных учреждений был создан Государственный банк, фонды которого формировались в основном из казенных вкладов. Частные вклады и депозиты промышленности концентрировались в акционерных банках, активное создание которых наблюдалось 60-х - начале 70-х годов. В 1875 -1880 годах большинство акционерных банков лопнуло.

 В 1862 г. была сделана  попытка провести денежную реформу  на основе свободного обмена  кредитных билетов на золото  и серебро по твердому курсу.  Обеспечить проведение реформы  должен был полученный правительством крупный иностранный заем. Однако реформа провалилась: сказались и дефицит государственного бюджета, и снижение деловой активности в начале 60-х годов. Рост инфляции продолжался.

 При Екатерине II частные лица "откупали" право  продажи вина в определенном округе за некоторую сумму. Под напором крестьянских выступлений 1859 года за отмену винных откупов ("трезвенные бунты") появляется новый порядок, согласно которому вино могло продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу, облагалось "акцизом" (налогом в пользу государства). Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины.

 Одним их главных  же средств поднять экономическую  мощь страны считалась постройка  сети железных дорог, связывающих центральные области европейской части России. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также увеличился ввоз товаров. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения - банки, во главе которых стоял Государственный банк (1860 год).

 Именно в это  время создаются первые угледобывающие  и металлургические предприятия  на Украине и нефтедобывающие  в Баку.

 

2.5.Реформы в области  просвещения, печати и церковная  реформа

В начале своего царствования император Александр II отменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных  заведений в последние годы императора Николая I. Преподавание в университетах  получило больше свободы; комплекты  студентов были уничтожены; мало того, был открыт доступ в университеты вольнослушателям. В университетских аудиториях появилась посторонняя публика, мужская и женская.

 В университетскую  жизнь было внесено такое же  оживление, какое царило тогда  во всем обществе. Новизна и сложность возникшего положения скоро привели студенчество к волнениям и беспорядкам (1861). В связи с ними последовали некоторые ограничения университетской свободы. В 1863 г. дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление.

 Совет профессоров  в каждом университете избирал  всех университетских должностных  лиц и заведовал хозяйством  университета; попечителю учебного  округа принадлежало только наблюдение  за законностью действий совета. Но учащиеся в университете студенты рассматривались как отдельные посетители, не имеющие права на корпоративное устройство; посторонние, же лица и вовсе не допускались к посещению лекций. Такое положение учащихся давало им частые поводы к неудовольствию и "студенческим беспорядкам", составлявшим одно из частых и печальных явлений той эпохи.

 Под влиянием общественного  брожения и студенческих беспорядков  задумана была министром народного  просвещения графом Д. А. Толстым  реформа средней школы. В начале царствования императора Александра II (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей "всех состояний без различия звания и вероисповедания". Самые гимназии были двоякого типа: классические (с древними языками) и реальные (без древних языков, с преобладанием естествознания). Граф Толстой (поддерживаемый М. Н. Катковым) находил, что реальное образование есть "одна из важных причин так сильно охватившего наше учащееся юношество материализма, нигилизма и самого пагубного самомнения". Единственным средством борьбы с этим злом министр считал установление строго классической системы образования в гимназиях. В 1871 г. он составил новый устав гимназий, одобренный государем. Классическая гимназия сделана была единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, питомцы которой одни имели право поступления в университеты.

 Реальные гимназии  были заменены "реальными училищами"; цель их была в том, чтобы  доставлять учащемуся юношеству  всех состояний общее образование,  приспособленное к практическим  потребностям и к приобретению технических познаний. Реформой гр. Толстого было создано полное преобладание классической школы в государстве. К сожалению, школьному классицизму придан был внешний формальный характер: дело ограничивалось грамматическим изучением древних языков при очень большом числе учебных часов на этот предмет. За отсутствием достаточного числа русских преподавателей латыни и греческого языка пришлось выписывать специалистов из-за границы (преимущественно чехов); их преподавание не могло нравиться по незнанию ими русского языка и русской школы. Реформа графа Толстого вообще не вошла в нравы нашего общества и возбудила против себя прямую ненависть, хотя в основе своей имела правильную мысль о высоком воспитательном значении классицизма.

 Одновременно с реформой мужской средней школы шли мероприятия в области женского образования. До времени императора Александра II для девиц существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. С конца 50-х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Сначала эти гимназии основывались в ведомстве учреждений императрицы Марии (по почину Н. А. Вышнеградского), а затем и в ведомстве Министерства народного просвещения.

 Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного звания, стали открываться женские епархиальные училища с соответствующим курсом.

 Таким образом,  в царствование императора Александра  дело женского образования было  поставлено широко. Естественно  рождалась мысль о возможности и высшего образования для женщин. Первую попытку в этом направлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н. А. Вышнеградский; по его мысли, при женских гимназиях были основаны "педагогические женские курсы" для приготовления преподавательниц (1863). Затем кружком передовых женщин, при содействии профессора К. Н. Бестужева-Рюмина (1878), были открыты "Высшие женские курсы" ("Бестужевские") в Петербурге. Наконец, в Петербурге же существовали некоторое время (с 1872 г.) медицинские женские курсы для женщин-врачей. По примеру Петербурга и в других университетских городах стали возникать по частному почину высшие женские курсы. Таким образом, вопрос о высшем образовании женщин получил успешное разрешение, несмотря на то, что правительство с большой осторожностью относилось к делу разрешения женских курсов.

 В отношении низшего,  начального или народного образования  в царствование императора Александра II достигнуты были большие результаты.

 Создан был, кроме  старого типа начальных народных училищ церковноприходских школ, новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земства. Для приготовления учителей в начальные школы, как Министерство народного просвещения, так и земства устраивали "учительские семинарии".

 Несмотря, однако, на  ряд усилий поднять народную  грамотность, в эпоху реформ  она стояла еще на низком  уровне.

 Глубокое и благотворное  влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.

 В 1857 году правительство  поставило на очередь вопрос  о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году  обсуждать в печати проблемы  общественной жизни и деятельность  правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год - 230) и наименований книг (1860 год -2 058).

 Уже в 1862 г. главное  управление цензуры было закрыто  и часть его обязанностей возложено  на Министерство внутренних дел,  а другая - непосредственно на министра народного просвещения.

6 апреля 1865 г. были  утверждены "Временные правила  о печати", которые освобождали  от предварительной цензуры оригинальные  сочинения объемом не менее  десяти, а переводные - не менее  двадцати листов и некоторые  периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

"Временные правила  о печати" действовали практически без изменений в течение 40 лет.

Как известно, Русская  Православная Церковь была государственной  и издревле пользовалась покровительством светской власти. Император имел статус верховного защитника и хранителя  догматов господствующей веры, блюстителя православия. В этом смысле закон именовал его главой Церкви и признавал право императора на управление ею. Двусмысленность этой правовой нормы была очевидна для многих современников и служила прочной основой для критиков православия и российской политической системы, называвших Православную Церковь казенной.

 Главной чертой  церковно-государственных отношений  в России XIX столетия был тотальный  контроль государства за жизнью  Церкви. Ни один сколько-нибудь  серьезный вопрос по управлению  ею не мог быть решен без одобрения императора, а на местах - без согласования со светской администрацией губерний и земель.

Информация о работе Александр II