Андрей Рублев. Загадки жизни и творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:04, реферат

Описание работы

Нельзя сказать, что Рублев был при жизни непризнанным гением. Современники высоко ценили его и давали ему почетные поручения. Имя его дважды упоминается в летописи — честь, которую оказывали тогда только выдающимся людям. Непосредственное воздействие Рублева дает о себе знать в русской живописи больше ста лет после его смерти. Но работы его становились все менее доступны. Вековая пыль, копоть непроницаемой броней скрывали их от людей. В XIX в. только немногие люди смутно догадывались о том, что представляет собой живопись Рублева. Имя его постоянно встречается в исторических трудах, но за ним не скрывались определенные художественные представления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3 стр.
Глава первая.
Биографические сведения……………………………………………………………….4 стр.
Вывод по первой главе…………………………………………………………………….7 стр.
Глава вторая.
Творчество Андрея Рублева……………………………………………………………..8 стр.
Звенигородский деисусный чин…………………………………………………… 12 стр.
Икона «Троица»………….…………………………………………………………….…….14 стр.
Икона «Спас в силах»………………………………………………………………………17 стр.
Вывод по второй главе…………………………………………………………………...20 стр.
Память о великом живописце………………………………………………………….…….22 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………..23 стр.
Библиографический список…………………………………………………………………… 25 стр.

Работа содержит 1 файл

Рублев.docx

— 53.44 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет  технологии и дизайна» 
 

Кафедра философии  и истории

Дисциплина: Отечественная история 
 

РЕФЕРАТ

Тема: «Андрей Рублев.

Загадки жизни и творчества» 
 
 

Выполнила:

Студентка группы 1-ЕД-1

Цветкова  Н.А.

Научный руководитель:

доцент Кислицына  А.Н. 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………………….3 стр.

Глава первая.

         Биографические сведения……………………………………………………………….4 стр.

         Вывод по первой главе…………………………………………………………………….7 стр.

Глава вторая.

         Творчество Андрея Рублева……………………………………………………………..8 стр.

         Звенигородский деисусный чин……………………………………………………  12 стр.

         Икона «Троица»………….…………………………………………………………….…….14 стр.

    Икона «Спас в силах»………………………………………………………………………17 стр.

    Вывод по второй главе…………………………………………………………………...20 стр.

Память о  великом живописце………………………………………………………….…….22 стр.

Заключение……………………………………………………………………………………………..23 стр.

Библиографический список…………………………………………………………………… 25 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Андрей  Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства.

         Нельзя сказать, что Рублев был при жизни непризнанным гением. Современники высоко ценили его и давали ему почетные поручения. Имя его дважды упоминается в летописи — честь, которую оказывали тогда только выдающимся людям. Непосредственное воздействие Рублева дает о себе знать в русской живописи больше ста лет после его смерти. Но работы его становились все менее доступны. Вековая пыль, копоть непроницаемой броней скрывали их от людей.  В XIX в. только немногие люди смутно догадывались о том, что представляет собой живопись Рублева. Имя его постоянно встречается в исторических трудах, но за ним не скрывались определенные художественные представления.

    Открытие  Рублева нужно поставить в  заслугу двадцатому столетию. Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904 г., но в полной мере начиная с 1918 г., когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина. Этими открытиями было заложено основание для научного изучения Рублева, которое продолжается и в наше время. Когда люди собственными глазами увидели его работы, имя художника стало наполняться для них все более определенным содержанием. Во всяком случае, для нашего современника Рублев — это уже не легенда и не миф, а вполне осязаемая историческая реальность.

    В своей работе я бы хотела познакомить читателя с личностью художника, с его творчеством. Целью реферата является выяснить, какой вклад Андрей Рублев внёс в развитие русской иконописи, его значение для русской истории.  Актуальность моей работы заключается в том, что «тайны кисти Рублева» до сих пор изучаются и являются спорным вопросом истории.

   Глава 1

   Биографические сведения

    Точный  год рождения Андрея Рублева неизвестен. Вероятнее всего, он родился около 1370 года. В «Житии Никона», составленном Пахомием Логофетом, имеется известие, что Рублев скончался «в старости велице». Такой старостью почитался в те времена возраст свыше шестидесяти лет. Так как умер Рублев в 1430 году, то это указание «Жития» могло бы служить аргументом в пользу более ранней даты рождения (ок. 1360 г.). К более поздней дате рождения Рублева склоняет один факт: в Троицкой летописи его имя упоминается под 1405 и 1408 годами на последнем месте (после имен сотрудничавших с ним Феофана Грека и старца Прохора с Городца, а также после имени Даниила). Следовательно, в первое десятилетие XV века Андрей Рублев был еще сравнительно молодым мастером, что делает более приемлемой позднюю дату его рождения (примерно 1370 г.).  

         Рублев постригся в монахи, вероятнее всего, в Троицком монастыре. В сравнительно позднем литературном источнике («Сказание о святых иконописцах»), несомненно использовавшем старую, устную традицию, находят свидетельство о том, что до поступления в Андроников монастырь Рублев жил в Троицком монастыре, где по поручению «отца Никона Радонежского» написал икону Троицы. М. Н. Тихомиров придерживается иного мнения о месте пострижения Андрея Рублева. Он полагает, что Андрей Рублев постригся в монашество в Андрониковом монастыре, причем это произошло еще до 1405 года. По его мнению, и Андрей Рублев, и работавший вместе с ним Даниил были московскими мастерами, подвизавшимися при дворе великого князя. Последняя точка зрения представляется мало убедительной. Даже если допустить, что Андрей Рублев постригся в московском Андрониковом монастыре, это еще не дает права рассматривать его как придворного мастера. По всему характеру своего искусства Рублев тесно связан со скромной монастырской средой, а не с великокняжеским двором. 

    Впервые имя Рублева упоминается в летописи под 1405 годом.  

  «Toe же весны почаша подписывати  церковь каменную св. Благовещение на князя великого дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаши ю…»  

    В этом году он, вместе с Феофаном Греком и «старцем» Прохором «с Городца», расписывает Благовещенский собор  в Москве. Показательно, что имя  «чернеца» Андрея Рублева поставлено летописцем на третьем месте —  после имен «Феофана иконника Гречина» и «Прохора Старца с Городца». Из этого можно сделать заключение, что Рублев был не только самым  молодым, но и наименее известным  мастером. Есть все основания полагать, что уже в 90-х годах XIV века Рублев имел возможность ознакомиться с работами Феофана, который был тогда центральной фигурой всего московского искусства. Называя Рублева «чернецом», летописец хотел тем самым подчеркнуть большую молодость Андрея Рублева по сравнению со «старцем» Прохором.  

         Три года спустя, то есть в 1408 году, летопись упоминает имя Рублева в связи с его деятельностью во Владимире, где он расписывает вместе с «иконником Данилой» Успенский собор.

    «Того же лета мая в 25 начаша подписывати церковь каменую великую съборную святая Богородица, иже в Владимире, повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». 

    Необходимо  опять подчеркнуть, что имя Рублева  поставлено летописцем на втором месте. Следовательно, и Даниил был старше Рублева. Оба эти мастера работали вместе и в 20-х годах, когда они  расписывали собор Троицкого  монастыря. По-видимому, их связывали  узы тесной дружбы, недаром старые источники именуют их «содругами»  и «сопостниками» (последнее слово означает, что они вместе постились). Вероятно, они были членами одной «дружины» (то есть артели), которая пользовалась в Москве и в ее округе большой известностью и не имела недостатка в заказах. 

         В середине 20-х годов Даниил и Андрей Рублев были приглашены игуменом Троице-Сергиева монастыря Никоном расписать построенный в 1423–1424 годах новый каменный собор Св. Троицы. Собор был возведен над гробом Сергия Радонежского, где стояла построенная в 1411 году деревянная церковь. Чтобы освободить место для нового каменного собора, деревянная церковь была разобрана и вновь собрана на территории монастыря к востоку от нового здания. Из Троицкого собора происходит знаменитая икона «Троица». Но была ли она исполнена для каменного собора или для деревянной церкви — этот вопрос остается спорным. От того или иного его решения в значительной мере зависит и датировка этого выдающегося произведения (либо около 1411 года, либо около 1425 года). 

         В «Житии Никона» сообщается, что, предвидя свою близкую смерть, Никон торопил своих художников и их помощников с окончанием росписи. Так как Никон умер 17 ноября 1427 года, то время работы Рублева над росписью каменного собора Св. Троицы относится к 1425–1427 годам. Вскоре после ее завершения, по-видимому, умер и Даниил, похороненный в Троице-Сергиевом монастыре. 

         Потеряв своего друга, Андрей Рублев вернулся в Андроников монастырь, где выполнил свою «конечную» (то есть последнюю) работу. Если верить Епифанию Премудрому, Рублев принимал участие не только в росписи церкви Спаса, но и в ее построении. М. Н. Тихомиров считает, что к этому времени Рублев был не просто монахом, а соборным старцем, управлявшим вместе с игуменом и другими соборными старцами обителью. 

         Умер Андрей Рублев 29 января 1430 года. Эта дата была установлена П. Д. Барановским, нашедшим копию XVIII века с надписи на ныне утраченной надгробной плите художника, который был похоронен в Андрониковом монастыре. 

         Старые источники («Житие Никона», «Минеи») неоднократно называют Рублева «смиренным», вероятно, потому, что смирение было отличительной чертой его характера. В «Житии Сергия Радонежского» сказано: «Андрей иконописец преизрядный и всех превосходящ в прелести зельне, седины честны имея» (то есть не только выдающийся художник, но и человек необычайного ума и опытности). Наконец, в «Житии Никона», составленном Пахомием Логофетом, Андрей и Даниил характеризуются как «мужи в добродетели сврьшени». Все эти черты, вместе взятые, создают образ высоконравственного, умного, умудренного большим житейским опытом, спокойного, выдержанного человека. Вероятно, Рублев таким и был в жизни. Ровной неторопливой поступью прошел он положенный ему судьбою путь. Как для всякого средневекового мастера, искусство было для него неотделимо от ремесла, и в добротности работы он должен был усматривать верный залог совершенных, на его взгляд, решений. 

       Вывод.  

    Этими немногочисленными данными исчерпываются  биографические сведения об Андрее Рублеве. К сожалению ни один исторический источник не содержит информации о его происхождении, о его учителях, о его вкусах, о его друзьях. Ничего также не известно о его чувствах и думах. Лишь его произведения служат ключом к решению всех связанных с его жизнью и творчеством вопросов. Но при уточнении подлинных произведений Рублева перед исследователями встают такие огромные трудности, что личность художника порой кажется совсем неуловимой. В следующей главе я попробую проследить весь творческий путь Рублева, подробнее останавливаясь на самых значимых работах. 

    Глава 2

    Творчество  Андрея Рублева.  

      Первым, кто стал собирать сведения  об Андрее Рублеве, был Иосиф  Волоцкий, крупнейший церковный  и государственный деятель, сыгравший  заметную роль в истории Руси  на рубеже XV–XVI веков. Он ездил  по многим русским монастырям, где застал еще некоторых свидетелей  жизни выдающегося иконописца. Конечно  же, собирал он и иконы великого  мастера. Так, наиболее ранние  сообщения об иконах Андрея  Рублева мы находим именно  в описях монастыря, основанного  преподобным Иосифом. Только из  документов Иосифо-Волоцкого монастыря  стало известно, что иконы рублевского  письма почитались очень высоко, а стоимость таких икон уже  в то время даже приравнивалась  к цене нескольких деревень.

    Историки не имеют сведений о том, у кого учился молодой Рублев, кто был его прямым наставником в искусстве. Однако, всматриваясь в его работы, можно догадываться о том, какие художественные впечатления сформировали его гений, какие мастера служили ему примером на первых порах его деятельности. В Москве он застал не дошедшие до нас кремлевские соборы, расписанные греческими мастерами, их русскими учениками и соперниками. Он видел, как эти соборы наполнялись византийскими иконами, которые тогда в изобилии привозились в Москву из Царьграда. Конечно, он не мог не заметить и те древние иконы и росписи, которые после татар уцелели во Владимире и в Суздале. 

    Встреча в Москве с таким замечательным  мастером, как Феофан, должна была оставить особенно глубокий след в сознании молодого художника. Есть основания  полагать, что он мог побывать и  в древнем Новгороде, где одновременно с Феофаном работали местные мастера, которые все заимствованное у  великого грека перетолковывали  на русский лад. 

         В годы собирания земли русской московские летописцы стремились свести воедино местные летописи и на этой основе выработать общерусскую точку зрения на то, что происходило в мире. Нет ничего удивительного в том, что и Рублев откликался на многое из того, что было создано его предшественниками, работавшими в различных русских городах. Одиноким в своих исканиях он себя никогда не чувствовал.

    В ранних работах Рублева еще далеко не полно проявилась личность художника, те черты, которые станут более осязательны  в его зрелых работах. В большинстве  еще сильна зависимость от иконографических канонов. Рублевское в них — лишь большая осмысленность действия, упорядоченность композиций, гармоничность  пропорций, ритмичность контура, прозрачность красок, чистота света, равновесие холодных и теплых тонов. Рублевское в них  — это человеческое обаяние образов, изящество тел, благородство лиц. Очарование рублевских работ сказывается в  ощущении легкости и естественности, с которой проведены черты, даже те, что отличаются геометрической правильностью. В самом почерке  художника чувствуется живое  и мерное дыхание. Подлинные жемчужины  молодого Рублева — «Преображение» и «Крещение» Благовещенского собора и миниатюры «Евангелия Хитрово».  

Информация о работе Андрей Рублев. Загадки жизни и творчества