Андрей Рублев. Загадки жизни и творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:04, реферат

Описание работы

Нельзя сказать, что Рублев был при жизни непризнанным гением. Современники высоко ценили его и давали ему почетные поручения. Имя его дважды упоминается в летописи — честь, которую оказывали тогда только выдающимся людям. Непосредственное воздействие Рублева дает о себе знать в русской живописи больше ста лет после его смерти. Но работы его становились все менее доступны. Вековая пыль, копоть непроницаемой броней скрывали их от людей. В XIX в. только немногие люди смутно догадывались о том, что представляет собой живопись Рублева. Имя его постоянно встречается в исторических трудах, но за ним не скрывались определенные художественные представления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3 стр.
Глава первая.
Биографические сведения……………………………………………………………….4 стр.
Вывод по первой главе…………………………………………………………………….7 стр.
Глава вторая.
Творчество Андрея Рублева……………………………………………………………..8 стр.
Звенигородский деисусный чин…………………………………………………… 12 стр.
Икона «Троица»………….…………………………………………………………….…….14 стр.
Икона «Спас в силах»………………………………………………………………………17 стр.
Вывод по второй главе…………………………………………………………………...20 стр.
Память о великом живописце………………………………………………………….…….22 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………..23 стр.
Библиографический список…………………………………………………………………… 25 стр.

Работа содержит 1 файл

Рублев.docx

— 53.44 Кб (Скачать)

    Икона находилась в Троицком соборе Троицкого  монастыря, ставшего впоследствии лаврой, до двадцатых годов нашего столетия. За это время икона претерпела ряд поновлений и прописей. В 1904-1905 годах по инициативе И.С.Остроухова, члена Московского археологического общества, известного художника, собирателя икон и попечителя Третьяковской галереи, была предпринята первая основательная расчистка «Троицы» от позднейших записей.

    Работами  руководил известный иконописец и реставратор В.П.Гурьянов. Были сняты основные записи, но оставлены  прописи на вставках нового левкаса, и в соответствии с методами тогдашней  реставрации сделаны дописи в  местах утрат, не искажающие авторскую  живопись.

    В 1918-1919 годах и в 1926 году лучшими  мастерами Центральных государственных  реставрационных мастерских была произведена  окончательная расчистка памятника. В 1929 году «Троица» как бесценный  шедевр древнерусской живописи была перенесена в Третьяковскую галерею.

    Икона «Спас в силах»

    Рубеж первого и второго десятилетия  был временем наивысшего творческого  подъема Рублева. Этими годами датируется одна небольшая икона в Третьяковской  галерее, изображающая «Спаса в силах». Восседающий на троне Христос дан в окружении серафимов и символов евангелистов, как на центральных иконах деисусных чинов из владимирского Успенского собора и из Троицкого собора в Загорске. Превосходная сохранность иконы в Третьяковской галерее позволяет восстановить многие из утраченных деталей больших чиновных икон. У Христа трагическое выражение лица. И в то же время ему присуща совсем особая внутренняя просветленность. Крайне выразительны также лица серафимов, полные драматизма. Чистая и ясная колористическая гамма построена на сочетании красных, блекло-зеленых и золотисто-коричневых цветов, с которыми умело сопоставлено золото асистов. Автор иконы, выполненной с тщательностью миниатюры, был прекрасным рисовальщиком. Рисунок лица, рук и драпировки удовлетворяет самым строгим требованиям. Лицо Христа находит себе ближайшую аналогию на фреске Успенского собора во Владимире. Все это склоняет к тому, чтобы приписать икону кисти самого Рублева.  

         Этой небольшой иконой завершается средний период творчества Рублева, когда мастер создал лучшие из своих произведений.  

    Самым поздним из упоминаемых литературными  источниками произведением Рублева  являются иконы из иконостаса Троицкого  собора в Троице-Сергиевом монастыре.

    «Нужно  же и се нам есть помянута: и чюдно, како исполнися желание  преподобного отца настоятеля Никона, умолени бо быша от него чюднии добродетелнии старци живописцы, Данил  и Андрей предпомянутый, иже присно духовно  братство и любовь к себе велику стяжавше и яко украсиша подписанием церковь  сию и конец  своего богоугодного жития и блаженнаго, и тако к господу  отъидоша, во зрении друг со другом, в  духовном союзе, яко  же и зде пожиста  и сие писание  конечное в память свою оставиша, яко  же всеми зрится».

    Пахомий Логофет утверждает, что Никон  Радонежский, охваченный желанием увидеть  расписанным Троицкий собор, обратился  незадолго до своей смерти к Даниилу  и его спостнику Андрею с предложением выполнить этот заказ.

    От  иконостаса Троицкого собора до нас  дошли иконы деисусного чина (Вседержитель, Богоматерь, Предтеча, апостолы Петр и Павел, Иоанн Богослов и Андрей, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Николай,), обширный цикл «праздников» («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Преподание хлеба», «Преподание вина», «Омовение ног», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб», «Явление ангела св. женам», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Сошествие св. Духа», «Успение»), пророческий ярус и праотеческий ярус. Кроме икон последнего ряда, все остальные относятся к рублевской эпохе.

    По-видимому, лишь одна икона праздничного яруса  может быть приписана Рублеву, это  «Крещение». Оно почти точно повторяет аналогичную композицию в Благовещенском соборе: то же положение Христа, та же склоненная фигура Крестителя, те же четыре ангела, почти та же форма горок. Очень близка и цветовая гамма, в которой распределение основных красочных акцентов почти точно совпадает. Но благодаря тому, что поле Троицкой иконы имеет более вытянутые пропорции, несколько изменен композиционный ритм: на Благовещенской иконе все фигуры охватываются единой параболой, идущей справа налево, на Троицкой иконе композиция развернута более ввысь, нежели вширь, что достигнуто повышенным по отношению к фигуре Христа положением ангелов и усиленной крутизной горок. Такими едва приметными на первый взгляд изменениями заставляет Рублев по-новому звучать старую композицию. Одновременно он без изменения серебристо-зеленый цвет гор и цвета одеяния Крестителя (золотисто-охряной хитон и темно-зеленый плащ). В результате такой переработки красочной композиции последняя получает новый эмоциональный оттенок. Краски иконы «Крещения» вытекают одна из другой с такой неумолимой последовательностью и так превосходно друг с другом гармонируют, что в них сразу узнаешь руку прирожденного колориста — Андрея Рублева.

    Мастера, работавшие над остальными «праздниками», составляют довольно пеструю группу. Старшим был, несомненно, автор «Тайной вечери». Это очень зрелый художник, идущий от традиций XIV века.  Наиболее крупными индивидуальностями среди исполнявших «праздники» иконописцев были те два мастера, которым принадлежат «Омовение ног» и «Явление ангела св. женам» с «Распятием». Автора «Явления ангела св. женам» и «Распятия» следует рассматривать, как самого молодого и самого обаятельного среди мастеров «праздников». На творчестве этого художника лежит отпечаток особого изящества.

    «Праздники» ясно нам показывают, какой широкий  отклик породило замечательное искусство  Рублева. Оно обладало свойством  пробуждать к активной творческой жизни  индивидуальности самого различного склада, но оно никогда не подавляло личности художника. В этом была его великая  сила. Почти все авторы «праздников» знали рублевские работы. Однако никто  из них не пошел слепо за Рублевым. Каждый взял от него лишь то, что было ему близко, или что казалось ему  особенно ценным. Тем самым они  обеднили рублевское наследие, которое  органически сочетало в себе самые  разнообразные оттенки — и  нежность, и силу, и грацию, и мужественность.

    Вывод по творчеству А.Рублева.

    Было  бы неверно рассматривать Андрея Рублева как первого русского художника. Уже задолго до него владимирские, новгородские и псковские мастера  сумели выразить на языке живописи то неповторимо русское, что лежит  вне сферы византийского мироощущения. И если все же воспринимать Рублева как новатора, то только потому, что в его работах получает свое логическое завершение процесс обособления русской живописи от византийской, наметившийся уже в XII веке и развивавшийся в непрерывном нарастании вплоть до XV. В рублевских иконах и росписях количество оригинальных русских черт переходит в новое качество. Вот почему его творчество знаменует в сознании столь значительную веху. 

         Рублев окончательно отказывается от византийской суровости и византийского аскетизма. Он извлекает из византийского наследия его античную, эллинистическую сердцевину. Он освобождает ее от всех позднейших напластований, он проявляет удивительную для человека того времени восприимчивость к античной грации, к античной ясности замысла, лишенного всяких прикрас и подкупающего благородной и скромной простотой. Нервной, византийской красочной лепке Рублев противопоставляет спокойную гладь ровных красочных пятен, византийскому, как бы вибрирующему контуру — ясный и скупой очерк. Он берет краски для своей палитры не из традиционного цветового канона, а из окружающей его русской природы, красоты которой он, несомненно, чувствовал, как никто другой. Краски русской природы он переводит на высокий язык искусства, давая их в таких безупречно верных сочетаниях, что им присуща, подобно творению великого музыканта, абсолютная чистота звучания. Доброе и нежное искусство Андрея Рублева навсегда останется одним из совершеннейших образцов элегического стиля. 

         Когда Андрей Рублев умер, его искусство еще не получило отзвука за пределами Москвы. Ни Тверь, ни Новгород, не имели о нем никакого представления. Они развивались своими путями, и для них рублевская живопись оставалась сокровищем за семью печатями. Искусство Андрея Рублева приобрело общерусское значение много позднее — лишь со второй половины XV века. Только с этого времени оно начало вербовать себе все большее и большее число сторонников. Рублевские работы постепенно сделались теми образцами, которым стали подражать все русские иконописцы.

    Сложившись  на определенном историческом этапе, в  совершенно особом социальном окружении, искусство Андрея Рублева явилось  тончайшим цветком той культуры, которая отделена от нас шестью столетиями. И хотя наши идеалы обладают совсем иной целеустремленностью, нежели идеалы рублевской эпохи, тем не менее и мы не можем не поддаться очарованию произведений Рублева, в такой мере они дышат чистой поэзией. А там, где подлинная поэзия, там и подлинное искусство. Вот почему творчество Андрея Рублева навсегда останется одним из величайших взлетов древнерусской художественной культуры.  

    Память  о великом живописце.

    1960 год был объявлен ЮНЕСКО «годом  русского иконописца Андрея Рублева»  в связи с 600-летием со дня  его рождения. Именно в этот  год 21 сентября был открыт для посетителей «Музей древнерусской 
живописи имени Андрея Рублева», расположенный на территории Спасо-Андроникова монастыря, где жил, работал и был погребен известный живописец. Открытие музея стало одним из важнейших событий юбилейных дней. В то время музейное собрание насчитывало всего 317 памятников. На сегодняшний день, благодаря многочисленным экспедициям, приобретениям, а также ценным подношениям, на музейном хранении находится около 10 тысяч предметов икон, произведений декоративно-прикладного искусства, оригиналов и копий фресок, рукописных и старопечатных книг, памятников археологии.

    1966 год - фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Картина рассказывает о жизни русского иконописца Андрея Рублёва. Повествование, разделённое на 8 новелл-эпизодов с 1400 по 1423 год, повествует о жизни Руси XV века, увиденной глазами странствующего монаха Рублёва. Фильм был полулегально показан в мае 1969 года на Каннском кинофестивале, а в советский прокат вышел только в декабре 1971 года.

    В 1985 году был установлен в сквере перед главными воротами Спасо-Андроникова  монастыря памятник великому русскому иконописцу Андрею Рублёву. Работа известного скульптора Олега Константиновича Комова (1932-1994 гг.)

    В 1988 году Русская Православная церковь  причислила Андрея Рублёва к лику святых. 
 
 

    Заключение

    Для того чтобы определить историческое место Рублева, нужно признать различные  пути, развития искусства в разных странах, а также допустить, что  в мировом искусстве есть много  ценностей, которые ничего не предваряют, не поддаются классификации по стилевым категориям и тем не менее заслуживают  признания.

    Историческое  место искусства Андрея Рублева  не может быть определено путем его  стилевой классификации, то есть перенесением на него тех стилевых категорий, которые  выработаны были историей искусства  при изучении изобразительного искусства  Западной Европы. Попытка определить значение Рублева критериями западных стилей неизбежно ведет к непониманию  его сущности. Не следует забывать, что Рублев — это не рядовой  художник среди многих других. Это  гениальный мастер, в творчестве которого сосредоточены едва ли не самые значительные и драгоценные достоинства целой  художественной школы. Творчество его  настолько своеобразно, что на основании  его можно говорить о выходящей  за рамки эпохи мирового значения всей древнерусской художественной школы в целом.

Информация о работе Андрей Рублев. Загадки жизни и творчества