Августовский путч 1991 года. Испытание свободой. Политическая борьба продолжается

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

На рубеже 80–90-х годов в СССР наблюдался всплеск национальных движений. 1990 г. ознаменовался односторонним решением некоторых союзных республик (в первую очередь Прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств. Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своих президентов, введения новых названий. Республики стремились избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.

Содержание

Введение.
1. Попытка создания нового союзного государства.
2. Августовские события 1991 года.
3. Б.Н. Ельцин и М.С. Горбачев
4. Распад СССР. Образование СНГ.
5. Продолжение реформ и политической борьбы.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

августовский путч....docx

— 54.00 Кб (Скачать)

     1 сентября было заключено соглашение  о всестороннем сотрудничестве  между РСФСР и Грузией. Россия  заключила двусторонние соглашения  с Киргизией, Казахстаном, Украиной, Литвой, Молдовой о межгосударственных  отношениях и экономическом сотрудничестве. В высших эшелонах власти как в Москве, так и на местах зрела боязнь неуправляемого распада СССР, который мог принести неисчислимые бедствия народам.

     В декабре 1990 г. 4-й Съезд народных депутатов СССР обсудил проект Союзного договора и признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению договора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу сохранения Союза ССР. Фактически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства. Референдум состоялся 17 марта 1991 г. В нем приняли участие 148,6 млн. человек (80 % имевших право голоса), из них 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4 %)4.

     23 апреля на встрече Президента  и руководителей 9 республик в  Новоогарево было принято «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9 + 1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Союзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновления, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной властной структурой оставалась партия.

     22 мая, усмотрев противоречия в  проекте Союзного договора, Верховный  Совет СССР потребовал привести  текст договора в соответствие  с итогами референдума 17 марта  1991 г.

     Был создан Подготовительный комитет для  разработки договора новой концепции  Союза. Согласно этому документу  республики получали больше прав, Центр  из управляющего пре – вращался в координирующий. В результате многие союзные структуры, прежде всего министерства и ведомства, кабинет министров, претерпели бы серьезные изменения. В руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел; все остальные должны были решаться на республиканском уровне. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять государственные языки. Языком межнационального общения объявлялся русский.

     Это соглашение должно было составить основу нового союзного договора, подписание которого намечалось на 20 августа. М. Горбачев собирался отдохнуть в Крыму. Незадолго до отпуска он встретился в Ново-Огареве с Б. Ельциным и Н. Назарбаевым. В конфиденциальной беседе речь шла о кадровых перестановках в высшем эшелоне власти СССР после подписания союзного договора. Говорилось о смещении премьер-министра В. Павлова, министра обороны Д. Язова, министра внутренних дел Б. Пуго и председателя КГБ В. Крючкова.

     Утром 19 августа было объявлено по радио  о болезни Горбачева, и всю  полноту власти взял Государственный  комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки, о расформировании действовавших вопреки Конституции СССР структур власти, запрете митингов и демонстраций, установлении контроля над средствами массовой информации. Для того, чтобы успокоить население, предполагалось осуществить ряд экономических и социальных мер: снизить цены на отдельные товары, оказать помощь селу и др. Этим же утром 19 августа Б. Ельцин издает ряд указов, которые квалифицируют действия ГКЧП как государственный переворот. В Москву были введены войска, объявлен комендантский час.

     Путчисты  просчитались в главном – за годы перестройки советское общество сильно изменилось. Свобода стала  для людей высшей ценностью, исчез  страх. Замыслы ГКЧП провалились, гэкачеписты были арестованы, Горбачев был возвращен в Москву.

     23 августа на встрече с депутатами  Верховного Совета РСФСР Горбачеву  фактически было предъявлено  ультимативное требование о роспуске  КПСС, которое он принял. КПСС  перестала существовать как правящая  государственная структура. В  итоге была ликвидирована основа  прежней системы.

     В ряде союзных республик начались процессы, которые за – ставили  пересмотреть основы нового союзного договора. Унитарный Союз рушился. 20 августа парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики, а днем позже Конституционный закон о государственном статусе республики принял парламент Латвии. 9 сентября 1991 г. Госсовет СССР признал независимость Прибалтийских государств. 24 августа Верховный Совет Украины провозгласил республику независимым государством. 25 августа о своей независимости объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан. Союз распадался на глазах. Все попытки М. Горбачева возобновить работу по подписанию договора оказались безуспешными. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл. Проходивший со 2 по 5 сентября 1991 г. V Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекращении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Съезд объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, основанной на волеизъявлении свободных республик. Во время переходного периода высшим органом власти стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза. Был создан Государственный Совет в составе Президента СССР и высших должностных лиц союзных республик. Для управления экономикой был образован Межреспубликанский экономический комитет во главе с премьер-министром Рос – сии И. Силаевым. Президент СССР М. Горбачев предпринимал попытки заключить новый Союзный договор. 18 октября 1991 г. 8 республик подписали договор об экономическом сообществе (кроме Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана). 14 ноября в Ново-Огареве 7 республик (Россия, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан) договорились о создании Союза Суверенных Государств (ССГ). Однако сохранить какое-либо единое государственное образование на территории СССР было уже невозможно. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще в резиденции «Вис – кули» руководители Белоруссии (С. Шушкевич, В. Кебич), Украины (Л. Кравчук, В. Фокин), Российской Федерации (Б. Ельцин, Г. Бурбулис) подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Три государства вступили в СНГ и пригласили вступить в Содружество новые государства бывшего СССР5.

     21 декабря 1991 г. состоялась Алма-атинская встреча лидеров брестской «тройки», «ашхабадской пятерки» и Армении, на которой была принята Декларация об окончательном прекращении существования СССР и урегулировании связанных с этим проблем. До конца 1991 г. к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан. Так, в СНГ было вовлечено подавляющее большинство бывших республик Союза – исключение составили Прибалтийские республики и Грузия, присоединившаяся к Содружеству чуть более двух лет спустя. Участники Алма-атинской встречи констатировали территориальную целостность входящих в Содружество государств, нерушимость существующих границ, сохранили объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, гарантировали выполнение международных обязательств бывшего Союза СССР.

     25 декабря 1991 г. Горбачев заявил об уходе с поста Президента СССР. И в этот вечер в Москве над Кремлем был спущен красный флаг с Государственным гербом СССР, а на его месте вознесся российский трехцветный. Этот акт смены государственных символов поставил последнюю точку в драматической судьбе огромной страны, которая называлась Советский Союз.

     За  годы своего существования СНГ показало свою нежизнеспособность. Углубилась дезинтеграция производства, не выполнялись  экономические и торговые соглашения. Перед СНГ встал ряд сложных  проблем. Жизненный уровень населения  в СНГ стал еще более низким, чем был в СССР.

     Положение усугубилось отсутствием единого  подхода к решению вопросов о  создании национальных армий, системы  коллективной безопасности. Особенно мучительно переживались проблемы развала  государства на уровне бытовых, семейно-родственных  отношений, так как они охватили 75 млн. человек из 300-миллионного  населения бывшего Союза. То, что операция по «уничтожению империи» первоначально выглядела бескровной, обернулось горькой иллюзией. Уже через несколько месяцев вспыхнули меж- и внутригосударственные конфликты на почве национально-государственного самоопределения, которые привели к вооруженной борьбе в Молдавии и Приднестровье, в Грузии, Абхазии и Южной Осетии, в Таджикистане, в Северной Осетии и Ингушетии, в Чечне.

5. Продолжение реформ и политической борьбы.

После событий августа 1991 г. и демонтажа  СССР Россия оказалась перед необходимостью экономических реформ. Перед постсоветским  режимом встала задача исторической важности: вывести страну из кризиса, не допустить дальнейшего распада  экономики, перевести страну на рельсы либерально-рыночных отношений и  создать тем самым благоприятные  условия для экономического роста. Сформированное еще осенью 1991 г. «правительство реформ» во главе с Б. Ельциным, состоявшее в основном из молодых ученых-экономистов, заявило о готовности решить эти задачи, оно выбрало путь реформ, который, вошел в историю под названием «шоковой терапии». Реально этот курс начал осуществляться с января 1992 г. Шоковая терапия – это резкие, срочные меры по оздоровлению экономики, сопровождаемые нежелательными последствиями, такими, как рост цен, инфляция, снижение уровня занятости. Главным идеологом нового правительственного курса и первым вице-премьером, а также министром экономики и финансов был Е. Гайдар, в июне 1992 г. Указом Президента Б. Ельцина на него возложили обязанности Председателя Правительства России. Наряду с Е. Гайдаром в разработке и осуществлении программы радикальных реформ, основанной на западной модели развития, активное участие принимали А. Шохин, назначенный вице-премьером по социальным вопросам, А. Чубайс – председатель Комитета по управлению государственным имуществом и другие. Новое правительство отдало приоритет задачам перехода экономики к рыночным методам хозяйствования. Его важнейшие мероприятия предусматривали либерализацию цен на основную часть товаров и услуг; либерализацию внешней торговли как одного из важнейших средств наполнения рынка товарами и продвижения к открытой экономике; финансовую стабилизацию – подавление инфляции, ужесточение кредитной, денежной и финансовой политики, укрепление курса национальной валюты; радикальные структурные реформы – приватизацию, форсирование банкротства нерентабельных производств и ряд других. Эти преобразования, осуществляемые в народном хозяйстве правительством Е. Гайдара до декабря 1992 г., в научной и исторической литературе получили название «гайдаровские реформы». Реформы изначально носили конфликтный характер. Они были направлены на выход из социально-экономического кризиса страны, но путем быстрого и радикального изменения всей прежней системы хозяйствования. Экономические реформы Е. Гайдара проводились при пустой казне, в условиях отсутствия минимального консенсуса в обществе относительно самих реформ и соответствующего «баланса» между законодательной и исполнительной властями. Это приводило к трениям и постоянным конфликтам, что тормозило последовательное осуществление намеченных мероприятий. Правительство, приступавшее к реформированию российской экономики, было уверено и в том, что цена реформ не станет слишком высокой, и россиянам «хуже и трудно» будет примерно полгода.

     Первый  этап, рассчитанный на один-полтора  года – либерализационный. Он начинался в январе 1992 г., все решения, принятые в этот период по стабилизации экономики, можно отнести к решениям ортодоксального характера, поскольку государство устранялось от регулирования процесса производства и цен. На этом этапе предполагалось быстро осуществить либерализацию цен и внешнеэкономической деятельности, жесткую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, а также приватизацию, способную обеспечить конкурентную среду на рынке и создать многомиллионный слой собственников.

     Второй  этап, охватывавший период в два  года, - стабилизационный. Предполагалось, что на этом этапе прекратится  спад производства, снизятся месячные темпы инфляции, стабилизируется  курс национальной валюты, повысится  социально-экономический уровень  жизни населения.

     Третий  этап, рассчитанный до конца 1995 г., - инвестиционный. Он связывался с переходом к активной инвестиционной политике, достижением  финансовой стабилизации.

     В целях осуществления «шоковых»  реформ правительство разрабатывало  на основе соответствующих Указов Президента конкретные программы. Среди них: «Программа углубления реформ» (июль 1992 г.); «Трехлетний  план реформ», составленный правительством в конце 1992 г. с таким расчетом, чтобы его можно было реально  контролировать и ежегодно обновлять; программа «Развитие реформ и  стабилизация российской экономики  на 1993-1995 гг.» (август 1993 г.) и другие. Все они включали ряд мер в  духе «шоковой терапии», ориентировали на создание рыночных механизмов, развитие конкуренции и предпринимательства.

     Однако  программы «шоковой терапии», включавшие в себя меры рыночного характера, в том виде, как они изначально намечались правительством Е. Гайдара, осуществлялись до декабря 1992 г. 12 декабря того же года Седьмой съезд Народных депутатов России отправил в отставку и.о. премьер-министра Е. Гайдара. Через два дня на его место был назначен В. Черномырдин, который уже 31 декабря подписал постановление правительства о государственном регулировании цен. Часть членов правительства В. Черномырдина стала демонстративно дистанцироваться от гайдаровского «трехлетнего плана реформ». Наступил временный откат в «гайдаровских реформах», хотя общее направление движения в сторону рынка было сохранено. Политика «шоковой терапии» не привела к ожидаемым результатам, а «цена» реформ для общества оказалась намного выше, чем рассчитывали реформаторы.

     Переход к рыночным отношениям в сельском хозяйстве реформаторы осуществляли в рамках аграрной реформы. Поэтому  четвертой крупной мерой в  плане экономических реформ, обнародованных правительством, является аграрная реформа. Основой реорганизации аграрного  сектора экономики должны были стать  демонополизация, разгосударствление, приватизация права физического  владения землей, создание мелких фермерских хозяйств. Все эти процессы стали  развиваться в аграрном секторе  еще в годы перестройки и привели  к дроблению специализированного  производства и снижению сельскохозяйственного  производства и его эффективности. Не были разрешены такие фундаментальные  вопросы, как частная собственность  на землю, ее купля, продажа и залог, многоукладность хозяйствования, платность землепользования, изъятие части земли у убыточных колхозов и ряд других. В этих условиях местные власти стали на путь непрестанных требований от правительства в отношении увеличения субсидий и кредитов. Чтобы залатать дыры местного бюджета, они незаконно «передавали» землю тем или иным субъектам, увеличивали земельный налог и арендную плату. Правительство РФ, отдавая себе отчет в том, что государственная система сельского хозяйства неэффективна и невероятно дорого обходится государству, рассчитывало исправить такое положение дел путем принятых конкретных мер и необходимых законодательных актов. Правовая база перехода к рыночным отношениям в сельском хозяйстве формировалась в 1991-1993 гг. и включала законы, указы, постановления, регулировавшие ключевые вопросы аграрной реформы. В этой связи основу для законодательной и практической работы по развертыванию радикальных преобразований земельных отношений в России составили законы «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс РФ и закон «О плате за землю». Важную роль сыграли органически связанные с аграрной реформой Программа по развитию реформ и стабилизации российской экономики на 1993-1995 гг., принятая правительством РФ, и октябрьский (1993 г.) Указ Президента о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы. Основной целью реформы провозглашалось перераспределение земли и создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования. Согласно программе правительства РФ, важнейшими приоритетами аграрной политики признавались: рационализация государственного регулирования и поддержка агропромышленного комплекса; формирование нового аграрного строя на основе частной собственности на землю; предоставление коллективом сельскохозяйственных предприятий и отдельным работникам свободы выбора различных форм собственности и хозяйствования; развитие сельскохозяйственной кооперации; поощрение конкуренции.

Информация о работе Августовский путч 1991 года. Испытание свободой. Политическая борьба продолжается