Биография Ричарды Никсона

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:02, реферат

Описание работы

37 -й президент США, родился 9 января 1913 в Йорба-Линде (шт. Калифорния). Когда Ричарду было 9 лет, семья переехала в калифорнийский город Уиттиер, где после окончания занятий в школе он работал в принадлежавшей отцу бакалейной лавке рядом с бензоколонкой. Никсон был вторым по успеваемости учеником в выпуске Уиттиер-колледжа в 1934. Окончил школу права в университете Дьюка в Дареме (шт. Северная Каролина).

Работа содержит 1 файл

Richard Nixon.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

        Richard Nixon

        37 -й президент США, родился 9 января 1913 в Йорба-Линде (шт. Калифорния). Когда Ричарду было 9 лет, семья переехала в калифорнийский город Уиттиер, где после окончания занятий в школе он работал в принадлежавшей отцу бакалейной лавке рядом с бензоколонкой. Никсон был вторым по успеваемости учеником в выпуске Уиттиер-колледжа в 1934. Окончил школу права в университете Дьюка в Дареме (шт. Северная Каролина).

        Никсон стал партнером в старейшей юридической  конторе Уиттиера «Уингерт энд Бьюли», а в возрасте 26 лет – самым молодым попечителем Уиттиер-колледжа. В начале Второй мировой войны поступил на службу в управление регулирования цен в Вашингтоне, а в августе 1942 стал лейтенантом ВМС. Служил офицером авиационной наземной службы на Тихом океане. Уволился из армии в 1946 в звании лейтенанта-коммандера.

        По возвращении Никсона в Уиттиер группа калифорнийских республиканцев убедила его выставить свою кандидатуру на выборах 1946 против конгрессмена-демократа Дж.Ворхиса. В ходе предвыборной кампании Никсон обвинил Ворхиса в «сочувствии к коммунизму» и в потакании профсоюзам и победил с преимуществом в 15 592 голоса.

        В качестве члена комитета по делам образования  и труда палаты представителей Никсон принимал участие в разработке закона Тафта – Хартли о трудовых отношениях. В качестве члена комитета по антиамериканской деятельности настаивал на расследовании деятельности бывшего сотрудника госдепартамента Э.Хисса, обвиненного в передаче секретных документов члену компартии У.Чамберсу. Никсон принимал активное участие и в деятельности комитета по разработке плана Маршалла. В Палате представителей он был выдвинут на второй срок в 1948, что было поддержано как демократами, так и республиканцами. Одержал победу на выборах с преимуществом в 141 500 голосов.

        Закон Тафта-хартли. Федеральный закон (Labor-Management Relations Act, закон о регулировании трудовых отношений), принятый в 1947 г. Этот закон вернул управляющим в отраслях со значительным контролем профсоюзов некоторые из полномочий в отношениях между работниками и работодателями, которые были потеряны в силу про-профсоюзного закона, принятого перед началом второй мировой войны (закон Вагнера, 1935 г.). Закон Тафта-Хартли запрещает профсоюзу: отказываться от переговоров, предлагаемых с честными намерениями; принуждать работников вступать в профсоюз; налагать излишние или дискриминирующие сборы или вступительные взносы; принуждать работодателей нанимать рабочих - членов профсоюза для выполнения ненужных или фиктивных работ (практика, называемая надувательством -featherbedding); проводить забастовки с целью повлиять на выбор предприятия, где два профсоюза конкурируют за выполнение конкретной работы (забастовки в связи с разграничением сфер деятельности - jurisdictional strike); заниматься вторичным бойкотом (secondary boycott) предприятий, продающих или обрабатывающих продукцию, произведенную не членами профсоюза; организовывать забастовки солидарности (sympathy strike) в поддержку других профсоюзов. Закон Тафта-Хартли: установил требования раскрывать информацию с целью регулирования деятельности профсоюза с целью раскрытия случаев подлога и рэкета; запретил профсоюзам делать прямые взносы в поддержку кандидатов, баллотирующихся на федеральные посты; предоставил президенту США право на отсрочку забастовок в отраслях, считающихся жизненно важными для экономического благосостояния страны или национальной безопасности, и декларирование 80-дневного "периода охлаждения" ("cooling-off period"); разрешил штатам принимать законы о праве на труд, в которых запрещается принудительное членство в профсоюзах.

        Два года спустя Никсон вступил в борьбу за место  в Сенате США с членом палаты представителей от Демократической политической партии Х.Дуглас. Он вновь выдвинул лозунг борьбы с коммунизмом и обеспечения внутренней безопасности, обвинив госпожу Дуглас в сочувствии к коммунизму, и в ходе кампании победил, получив поддержку 2 183 454 избирателей против 1 502 507 голосов, отданных Дуглас. Его агрессивная кампания привлекла к нему внимание партийных лидеров по всей стране. В 1952 кандидат республиканцев в президенты генерал Д.Дуайт Дэвид Эйзенхауэр назвал Никсона кандидатом на пост вице-президента.

        И вновь  Никсон с жаром вел предвыборную кампанию, обвинив кандидата демократов в президенты Э.Стивенсона в примиренческой позиции по отношению к коммунистам. Впрочем, неожиданно для себя он на время оказался в обороне. Стало  известно, что его сторонники в Калифорнии создали специальный фонд в размере 18 тыс. долл. для выплаты этой суммы Никсону в качестве надбавки к его окладу сенатора. Видные республиканцы советовали ему снять свою кандидатуру, однако Никсон выступил по национальному телевидению, разъяснив, что эти деньги не предназначались ему лично, а шли на оплату деятельности его аппарата и тем самым экономили средства налогоплательщиков. Он сказал, что сам стеснен в средствах, и признался в получении лишь одного подношения – собаки по кличке «Чекерс». Его выступление, получившее название «Чекерс спич», произвело столь сильное впечатление, что укрепило положение Никсона в списке кандидатов. В 1956 Дэвид Эйзенхауэр и Никсон были избраны на второй срок, вновь победив демократов во главе со Стивенсоном.

        Дуайт Дэвид  Эйзенхауэр делегировал своему вице-президенту намного больше полномочий, чем получал кто-либо из его предшественников. Никсон присутствовал на большинстве встреч президента с кабинетом министров и лидерами Конгресса. В качестве председателя президентской Комиссии по государственным контрактам Никсон много сделал для искоренения дискриминационной системы найма. В качестве председателя комитета по вопросам экономического развития при кабинете министров сыграл важную роль в прекращении забастовки рабочих сталелитейной промышленности в 1959. В трех случаях (в 1955, 1956 и 1957) он принимал на себя административные функции президента во время его болезни.

        20 июля 1960 Никсон  был выдвинут кандидатом на  пост президента национальным  съездом республиканцев. Он назвал  кандидатом на пост вице-президента  Г.Лоджа, постоянного представителя  США при ООН, бывшего сенатора от Массачусетса. Его соперник Дж.Кеннеди, выступавший в паре с техасским сенатором Л.Джонсоном, подверг критике политику Дуайта Дэвида Эйзенхауэра, призвав избирателей «сдвинуть Америку с места». Хотя Кеннеди получил поддержку большинства выборщиков, его преимущество над соперником составило всего 120 тыс. голосов избирателей.

        Никсон вернулся к частной юридической практике в Калифорнии, продолжая выступать  с публичными речами и в печати. В 1962 он попытался занять место популярного  губернатора Калифорнии Э.Брауна, но проиграл, уступив 300 тыс. голосов избирателей. Политическая карьера Никсона казалась завершенной.

        В 1963 он переехал в Нью-Йорк, чтобы стать партнером  крупной юридической фирмы на Уолл Стрит, но вскоре вновь оказался в гуще предвыборной борьбы, на этот раз в команде республиканского претендента на президентский пост, сенатора от Аризоны Б.Голдуотера. В течение последующих двух лет Никсону удалось добиться самого сенсационного репатриации в политику за всю историю США. Именно он проводил предвыборную кампанию в 1966, когда республиканцам удалось существенно укрепить свои позиции в палате представителей. 1 февраля 1968 Никсон заявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента. Несмотря на соперничество влиятельных губернаторов – Дж.Ромни (Мичиган), Н.Джона Дэвидсона Рокфеллера (Нью-Йорк) и Р.Рональда Рейгана (Калифорния), 7 августа 1968 Никсон был вновь выдвинут кандидатом на пост президента США. Кандидатом в вице-президенты он назвал С.Агню, малоизвестного губернатора штата Мэриленд. Никсон победил, получив 31 770 237 голосов избирателей, его конкурент вице-президент Г.Хамфри – 31 270 53 3 голоса, а бывший губернатор Алабамы Дж.Уоллес, представлявший Американскую независимую политическую партию, – 9 906 141 голос.

        Перед избранным  президентом Р.Никсоном встало большое  количество нерешенных проблем, прежде всего – о войне во Вьетнаме. Вначале Р.Никсон считал, что США не должны уходить из Вьетнама. «Мы должны закончить эту войну на почетной основе», - заявлял он. «Мир с почетом» реально означал мир с победой. Но Америка проигрывала вьетнамскую войну и президент Никсон это знал, хотя и не признавал. 
Он повторял доводы предыдущего президента: «Я не хочу быть первым президентом, проигравшим войну». В конце 60-х годов во Вьетнаме находилось 550 тыс. американских солдат и офицеров. В этих сложных условиях, находясь под давлением общественности, президент Никсон выдвинул идею вьетнамизации войны во Вьетнаме, т.е. вывода американских войск и замены их южновьетнамскими солдатами. Но несмотря на благие намерения, Никсону пришлось сначала ввести войска США в Лаос и в Камбоджу, где были базы Северного Вьетнама для снабжения оружием повстанцев в Ю.Вьетнаме. Одновременно президент поручил своему советнику по национальной безопасности Генри Киссинджеру вести секретные переговоры с Северным Вьетнамом. Киссинджер был талантливым дипломатом, но и ему понадобилось пять лет для того, чтобы добиться прекращения огня с Северным Вьетнамом. А в начале президентства Никсона Сев. Вьетнам одерживал все новые победы, причем США стратегически проигрывали вьетнамскую войну. Потери американской армии продолжались. Антивоенные демонстрации будоражили политическую жизнь США. Студенты и профессора университетов, интеллигенция, широкие круги избирателей требовали прекратить войну во Вьетнаме. Но Р.Никсон все время повторял: «Я не хочу быть первым президентом, проигравшим войну». 
Поглощенный в первую очередь внешнеполитическими проблемами, президент Никсон значительно меньше занимался вопросами внутренней экономической политики, поручая их решение своим министрам.

        Президент Р.Никсон не хотел отменять начатые экономические реформы президента Л. Джонсона, но продолжение войны во Вьетнаме фактически прекратило эти реформы (расширение медицинского страхования, пособий по безработице и войну с бедностью). Надо сказать, что Никсон был под влиянием разговоров его отца о лодырях, которые жили на велфере. Придя в Белый дом, Никсон провозгласил такую цель, как реформу велфера, который получали 1/10 часть американских семей в 1969 г. Причем Никсон подчеркивал, что 80% таких семей получали велфер для детей не потому, что отцы детей умерли, а потому, что они уклонялись от уплаты алиментов. В Белом доме считали, что получателям велфера надо помогать искать работу, повышать их квалификацию, обучать новым специальностям и профессиям. 
Жизнь заставила президента Р.Никсона заняться самыми острыми проблемами экономики США. В 1971-1973 г.г. экономическое положением в США значительно ухудшилось: в связи с начавшимся энергетическим кризисом и ростом цен на нефть создались предпосылки для наступления экономической рецессии.. Резко увеличились масштабы безработицы (до 7%).. Обострились финансовые и валютныие проблемы. Возрос дефицит бюджета, повысились темпы инфляции при падении производства. Президент Р.Никсон понял, что теории его советников-неоклассиков о саморегулировании экономики и их рецепты не отвечают новым условиям, поскольку сам рынок является регулируемым. В конце 1971 г. президент Никсон заявил: «Я теперь кейнсианец в экономике». Журналист П. Бьюкенен писал, что Никсон решил использовать методы внутренней политики своих противников-демократов. Историки называют этот прием «похищением громов». Пришлось отказаться от советов сторонников свободного рыночного хозяйства (М.Фридмена, МакКрекена и др.). 15 августа 1971 г. Р.Никсон выступил по телевидению с речью о Новой экономической политике (термин он позаимстововал из истории Советской России 20-х годов). Президент объявил о сокращении бюджетных расходов на 4,7 млрд. долл., о замораживании цен и заработной платы на три месяца и о повышении импортных пошлин на 10% В условиях валютного кризиса Никсон дал указание о прекращении обмена долларов на золото для нерезидентов США (т.е.для иностранных банков). «Золотое окно» Экспортно-Импортного банка США закрылось навсегда и это означало окончательный отказ от международного золотого стандарта в США. Прекратился размен других валют на доллары по твердому курсу. Вскоре был введен плавающий курс доллара. Р.Никсон в августе 1971 г. был вынужден приять решение о девальвации доллара, но эта «мини-девальвация» не помогла и в 1973 г. пришлось провести еще одну девальвацию доллара (в итоге курс доллара понизился на 20%). Девальвация улучшила состояние торгового и платежного балансов в США. Р.Никсон действовал как прагматик, отказываясь от идеи саморегулирования рынка. Это осознание важности федерального регулирования пришло к Р. Никсону с большим опозданием, и предотвратить вползание в циклический кризис так и не удалось - в 1974 г. последовало самое большое падение промышленного производства после Второй Мировой войны (за два года на 15%)
При Никсоне началась беспрецедентная централизация исполнительной власти. Он держал Конгресс на дистанции, прикрывшись, как щитом, аппаратом сотрудников резиденции президента США (White House), и фактически игнорировал его при осуществлении внешней политики. Склонность Никсона обходить традиционные каналы отчетности проявлялась в попытках реорганизовать исполнительную власть. В 1972 он предложил заменить семь существующих министерств четырьмя новыми, но Конгресс отказался принять соответствующее решение. Сразу после убедительной победы в 1972 над демократическим кандидатом Дж.Макговерном (47 042 923 против 29 071 629 голосов) Никсон объявил о своих планах осуществления руководства политикой министерств через «суперкабинет», который бы состоял из нескольких советников резиденции президента США (White House). Он создал новое административно-бюджетное управление, обладавшее большими правами, чем старое бюджетное бюро, а также совет по внутренним делам, узурпировавший, по мнению многих критиков, полномочия кабинета министров.

         
Во  внутренней политике Никсон оставался  умеренным консерватором. Несмотря на серьезную оппозицию в Конгрессе, он урезал федеральные расходы на социальные программы, распустил управление по созданию экономических возможностей, сформированное в 1964 для решения проблем бедных слоев населения, начал осуществлять программу по сокращению субсидий фермерским хозяйствам. На четыре вакантных места в Верховном суде были назначены консерваторы, что остановило продолжавшуюся почти два десятилетия либерализацию судебной системы.

        Одновременно президент  прошел значительную эволюцию во внешней  политике и «прозрел» как дипломат в мировой политике

        Генри Киссинджер подготовил ряд визитов президента США Р. Никсона в Китай и в СССР. В марте 1972 г. состоялся исторический визит президента Р.Никсона в Пекин. Он был принят Мао Цзедуном и Чжоу Эньлаем. В американской печати отмечалось, что эти события показали Р.Никсона как человека смелого, интеллектуального и с большим воображением. Это было начало новой полосы в отношенях США с коммунистическими странами. 
В мае 1972 г. президент Никсон прибыл в Москву. Он встретился с Л.И.Брежневым, А.Н.Косыгиным и другими руководителями СССР. Целью визита было использовать Советский Союз как рычаг для давления на Северный Вьетнам. В то же время велись переговоры о мирном сосуществовании двух систем и о начале сокращения стратегических наступательных вооружений. Было подготовлено и подписано соглашение СОЛТ-1 о сокращении ядерных вооружений. Обсуждались вопросы кооперации между СССР и США в экономике, науке и медицине. Одновременно были решены такие вопросы, как продажа большой партии американского зерна Советскому Союзу, о послаблении в политике эмиграции, и другие стороны сотрудничества. 
В августе 1972 г. во Вьетнаме оставалось 20 тысяч американских солдат (по сравнению с 550 тыс. в 1968 г.). Р.Никсон решительно сокращал численность американской армии во Вьетнаме – на 100 тыс человек в год. Политика разрядки продолжалась в 1973 г. Президент Никсон снова послал Г.Киссинджера в Китай. В феврале 1973г. Киссинджер был принятв Пекине премьер-министром Чжоу Эньлаем, который демонтрировал стремление Китая к модернизации экономики и развитию современной культуры. Символом этого процесса Киссинджер считал, например, приглашение на концерт, на котором исполнялась шестая симфония Бетховена. Кстати, Чжоу Эньлай говорил с Киссинджером по-анлийски без переводчика. Киссинджер был принят также председателем КНР Мао Цзедуном, который заявлял о готовности установить дружественные отношения с США, шутил с Киссинджером на политические темы. 
В мае 1973 г. Киссинджер совершил визит в Москву, чтобы подтоговить почву для встречи Р.Никсона и Л.И.Брежнева в июле того же года в США. Визит проходил в дружеской обстановке. Киссинджера принимали в загородном доме в Завидово – это был под Москвой эквивалент Кемп Дэвида в США. Обе стороны были готовы развивать политику разрядки международной напряженности, что вело к сокращению ядерных вооружений. 
Встреча на высшем уровне в США между Р.Никсоном и Л.И.Брежневым состоялась в Вашингтоне в июне 1973 г. Советского лидера принимали с почетом в Белом доме, а потом переговоры начались в Калифорнии, где у Никсона была частная резиденция в Сан-Клементе. В центре переговоров оставались вопросы разрядки, сокращения ядерных вооружений, а также расширения взаимной торговли. Американская сторона поставила вопрос о прекращении поставок современного оружия из СССР в Северный Вьетнам. Брежнев и Громыко дали заверения о готовности содействовать окончательному урегулировнию вьетнамского конфликта. После успехов в дипломатических мирных переговорах на высшем уровне Г.Киссинджер был назначен государственным секретарем США в августе 1973 г. 
Разрядка международной напряженности и политика мирного сосуществования, а также новые приемы регулирования экономики позволили Администрации Р.Никсона облегчить решение ряда внутренних проблем в США. Темп инфляции удалось понизить с 6,1 % до 2,7 %, снизить подоходный налог на 20% и увеличить доходы средних слоев.. 
Успехи в политике Р.Никсона способствовали его переизбранию на новый срок в ноябре 1972 г. Он победил демократа Макговерна с большим перевесом голосов избирателей: Р.Никсон получил 61% голосов, А Макговерн –38%. При этом Никсону удалось скрывать от избирателей методы борьбы республиканской партии на выборах. Вице-президентом был избран С Агню, который однако вынужден был уйти в отставку в октябре 1973 г. (Вместо него был утвержден вице-президентом Джералд Форд). 
Осенью 1973 г. внезапно вспыхнула война на Ближнем Востоке. 6 октяюря 1973 г. Египет и Сирия неожиданно начали военные действия против Израиля, который в это время отмечал религиозный Судный день. Египетские войска перешли Суэцкий канал, но были вынуждены отступить. В южной части канала армия Израиля продвинулась за 10 дней на 10-20 миль вглубь территории Египта. На Голанских высотах танковая армия Сирии была разбита и войска Израиля вклинились на территорию Сирии на 20-30 миль. Победы Израиля объяснялись применением новой стратегии современной войны, которую ездили изучать генералы США. Президент Р.Никсон не обманул ожиданий и дал распояжение о поставках нового оружия в Израиль.Госсекретаь США Г.Киссинждер провел переговоры с лидерами СССР об условиях прекращения огня между Израилем с Египтом и Сирией. В конце октября Совет Безопасности ООН обсудил и принял резолюцию о том, как это будет достигнуто. Но понадобилось еще много усилий дипломатов ряда стран для достижения перемирия между сторонами, вовлеченными в военный конфликт на Ближнем Востоке.. 
Парадокс в деятельности президента Р.Никсона состоял в том, что в период его предвыборной кампании при переизбрании на второй срок летом 1972 г. начался позорный политический скандал. Это произошло во время больших дипломатических успехов президента.

Информация о работе Биография Ричарды Никсона