Экономическая мысль Древнего Вавилона

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:25, доклад

Описание работы

В данной работе исследованы основные этапы и особенности развития экономической мысли Древнего Вавилона. Деятельность царя Хаммурапи,значение его «Кодекса» как главного свода законов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Из истории Вавилонского царства…………………………………………….4
2. Деятельность царя Хаммурапи………………………………………………..5
3. «Кодекс Хаммурапи»…………………………………………………………..6
3.1. Разделы свода законов Хаммурапи………………………………………..6
3.2. Право собственности………………………………………………………..8
3.3. Обязательственное право………………………………………………….10
3.4. Брачно-семейное право и наследственное право………………………..11
3.5. Уголовное право и процесс……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

ИЭУ эконом.мысль Древнего Вавилона.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

   Должник вынужден был отдавать свою землю  в обеспечение долга либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи. В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга; Так, торговый агент (тамкар), выдавший кредит, не мог брать больше 20% при займе серебром и свыше 33,5% при займе зерном. В случае завышения этого процента тамкар рисковал не получить всю долговую сумму. Устанавливался запрет забирать в покрытие долга поле или сад.

   Работа  по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок - на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму.

   Особое  регулирование получила работа профессионалов (людей, высокой квалификации) - врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба.

   Характерными  были отношения между крупными и  мелкими торговыми агентами - между тамкарами и шаммалумами соответственно. Последние были партнерами-помощниками тамкаров и несли определенную ответственность за недополучение торговой прибыли. Если прибыль не получена, шаммалум возмещал ее тамкаpy в трехкратном размере. Если продажа была удачной и прибыль получена, шаммалум обязан был передать прибыль с надлежащими документами тамкару. В случае непредставления документа сделка считалась недействительной, прибыль утаенной и шаммалум обязывался возмещать прибыль в трехкратном размере. В случае несправедливости обвинения в утаивании прибыли шаммалумом, тамкар обязывался компенсировать несправедливое общение в размере, превышающем размер прибыли в 6 раз.

3.3. Обязательственное право

   Обязательственное право знает:

   а) договорные обязательства;

   б) обязательства из причинения вреда.

   Договоры  исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку.

   Законодательству  Хаммурапи известны договоры:

   - аренды;

   - имущественного найма;

   - личного найма;

   - займа;

   - купли-продажи;

   - хранения;

   - товарищества;

   - мены;

   - поручения.

   При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц  и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.

   Законы  подробно регулировали следующие положения:

   - ограничение максимального срока  отработки долга тремя годами;

   - ограничение процентов, взимаемых  ростовщиком;

   - ответственность кредитора в  случае смерти должника в результате  дурного обращения с ним.

   Договор купли-продажи также был очень  распространен ввиду существования  частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

   - продажа ценных предметов (земли,  построек, рабов, скота) осуществлялась  в письменной форме при свидетелях;

   - продавцом мог быть только  собственник вещи;

   - продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

3.4. Брачно-семейное право и наследственное право

   Семейные  отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в  Законах Хаммурапи уделяется  немало внимания.

   Брак  в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена".

   Неверность  со стороны жены каралась смертью. Были установлены подробные правила  для разбирания обвинений такого рода. При определенных обстоятельствах  она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами".

   Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения  назад не должна была возвращаться к нему. Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.

   Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью.

   Правда, эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин. Муж  же, наоборот, мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми. Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь.

   Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, "ходить из дома в дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца.

   В определенных обстоятельствах: болезнь  жены, женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей, плохое поведение жены - муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков.

   Замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи.

   Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных  отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе, о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака, об имуществе жены. Женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.

   Как уже упоминалось, целью брака  было рождение детей и поэтому  в случае бездетного брака выход  искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей.

   Дети  обычно становились полноправными  лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи  и здесь тоже вносят некоторые  правовые особенности: так, отец мог  лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него.

   Отец  также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми  вытекающими отсюда правами, посредством  формулы "Мои дети". И после  смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство.

   Известными  имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, "отдавать за серебро". Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома.

   Всякий  царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой  им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу; однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи. И в письмах того времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, "владением отцовского дома". Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца.

   Вернувшемуся  из плена воину был обеспечен  его надел, а в случаи гибели воина  его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание.

   Служащим  царя не возбранялось приобретать частную  землю из общинного фонда.

3.5. Уголовное право и процесс

   В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.

   Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Клятва могла освободить от преследования человека, "не удержавшего беглого раба", пастуха, не сохранившего стадо по не зависящим от него причинам, разрешить спор между арендатором и арендодателем о взыскании убытков, снять все обвинения с женщины, оклеветанной мужем, и пр.

   Отказ от дачи клятвы в суде означал потерю спорной вещи или суммы, отказ  от ордалии - признание вины. Ордалия здесь часто выступала как средство проверки клятвы, а отказ от нее был равносилен не только признанию вины, но и самопроклятию. Клятва давалась перед жрецами, клялись именем царей, богов, святилищ. Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

   Общего  понятия преступления и перечня  всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

   - против личности;

   - имущественные;

   - против семьи.

   К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

   Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными  от кражи преступлениями считаются  грабеж, укрывательство рабов.

   Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают  прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными  являлись действия, подрывающие отцовскую  власть. Целью наказаний, предусмотренных  Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

   Основными видами наказаний являлись:

   · смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

   · членовредительские наказания - отрубание  руки, отрезание пальцев, языка и  т. п.;

   · штрафы;

   · изгнание.

   Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или  штраф, многократно превышающий  стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Вавилона