Экономические противоречия между Японией и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение американо-японских экономических противоречий в 1990-е годы. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
1. Показать особенности экономических отношений США с АТР.
2. Раскрыть историю развития экономических противоречий между США и Японией.
3. Проанализировать современные проблемы в экономических отношениях США и Японии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Развитие американо-японских экономических отношений
1.1 Особенности развития АТР
1.2 Политика США по отношению к Японии
Глава 2. Экономические противоречия между Японией и США
2.1 Дисбаланс отношений между США и Японией
2.2 Развитие отношений между Японией и США на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Внешнеполитические договоры Японии и СШа .doc

— 146.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

Глава 1. Развитие американо-японских экономических  отношений 

1.1 Особенности  развития АТР 

1.2 Политика США  по отношению к Японии 

Глава 2. Экономические  противоречия между Японией и  США 

2.1 Дисбаланс  отношений между США и Японией 

2.2 Развитие отношений между Японией и США на современном этапе 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

ВВЕДЕНИЕ  

Когда в 1979 г. американский востоковед Эзра Вогель опубликовал  свою книгу «Япония – номер  один. Уроки для Америки», никто  не предполагал, что она надолго станет бестселлером как в США, так и в Японии. Ее успех объясняется тем, что она, более чем какое-либо другое исследование, поколебала устоявшееся представление о преимуществе западной модели общественного развития над восточной. Написанная в период «холодной войны», эта книга побудила интеллектуалов по обе стороны Тихого океана по-новому взглянуть на проблему мирового лидерства[1]. 

Целью данной работы является рассмотрение американо-японских экономических противоречий в 1990-е  годы. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования: 

1.  Показать  особенности экономических отношений  США с АТР. 

2.  Раскрыть  историю развития экономических  противоречий между США и Японией. 

3.  Проанализировать  современные проблемы в экономических отношениях США и Японии. 

Актуальность  данной работы определяется тем, что  в последние годы, несмотря на принимаемые  на правительственном уровне меры, обостряется американо-японское экономическое  противостояние. Прежде всего, Соединенным Штатам "не по душе" наступление японской высокотехнологической продукции как на американский рынок, так и на рынки других стран. Например, японский экспорт в страны АТР значительно превышает американский. 

Не выдерживая экономической конкуренции, США  оказывают давление на правительство Японии. К примеру, в ноябре 1995 г. США обратились к Японии с предложениями, в которых призвали японское правительство поддержать конкурентную политику в торговле для гарантии того, что "антиконкурентная частная практика не будет использоваться для подавления позитивных результатов либерализации торговли"[2]. Суть этих предложений – ликвидация "несправедливых" преимуществ для японских компаний, что, якобы, мешает иностранному доступу на японские рынки. 

Отношения в  рамках японо-американского договора о безопасности получили широкое освещение как в США и Японии, так и в России. 

Представленное  исследование базируется в основном на анализе договоров, соглашений и  документов и других источников из архивов министерств и ведомств Японии и США. Основные тенденции в отношениях двух стран становятся; особенно очевидны при изучении выступлений их лидеров и других официальных лиц. Именно по ним легко проследить изменения в позициях двух стран по отношению друг к другу в исторической ретроспективе. Оригиналы многих документов доступны на официальных сайтах министерств и ведомств этих стран. 
 

При анализе  экономических, социальных и экологических  аспектов чрезвычайно полезными  оказались информационные и статистические издания Организации Объединенных Наций, Организации Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также Международного Энергетического Агентства (МЭА). 

Среди российских изданий можно выделить фундаментальный  труд А. Дугина по обзору всей геополитической  мысли 20 века[3], геополитические тенденции Азиатско-тихоокеанского региона затронуты в книге К.С. Гаджиева[4]. Основные понятия и термины современной теории международных отношений доступно и лаконично раскрыты в учебном пособии П.А. Цыганкова[5]. 

Среди российских исследований наибольший интерес вызвали работы, касающиеся проблематики АТР в целом, раскрывающие общие для всего региона проблемы, роль и интересы ведущих мировых держав и другие вопросы (прежде всего это монографии В. Кистанова[6], А. Богатурова[7], О. Арина[8], В. Петровского[9]). 

Среди японских ученых проблемами азиатской безопасности наиболее плодотворно занимается Т. Иногути, который является автором  ряда исследований, по внешней политике Японии[10] в частности в отношении  АТР[11], но, будучи разработаны в соавторстве с американцами, его выводы не всегда беспристрастны. В его последней работе достаточно подробно раскрыта картина нынешних взаимоотношений между государствами в АТР, где особый акцент сделан на лидирующей и руководящей роли США[12]. 

Американская позиция хорошо объяснена в книгах Р. Бакли «США на Тихом Океане с 1945 года до наших дней»[13] и Дж. Хэффера «США и Тихий океан. История границы»[14]. Обе эти работы дают краткий исторический экскурс американской политики на Тихом океане. Для анализа современной стратегической ситуации в АТР, и в частности особенностей функционирования американской договорной системы полезной оказалась совместная работа американских и австралийских ученых Р. Блэкуила и П. Диба «Азиатские союзники Америки»[15], хотя изложение носит порой немного идеологизированный характер. 

Глава 1. Развитие американо-японских экономических  отношений 

1.1 Особенности  развития АТР 

В конце ХХ века входящие в состав АТР страны, как  правило, вслед за США предпочитают руководствоваться экономически детерминированными критериями и считают экономические факторы заслуживающими первостепенного внимания при принятии политических решений, как впрочем и в определении главного источника опасности. Неудивительно, что весомость голоса той или иной страны в Азиатско-тихоокеанском регионе напрямую зависит от степени ее участия во взаимозависимой экономической жизни. 

Несмотря на неоднородность экономического развития отдельных стран и соперничество  между ними, для региона весьма характерны интеграционные процессы. Там не первый год действуют такие региональные структуры, как Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), небезуспешно формируется зона свободной торговли стран АСЕАН и др. В регионе существует хорошо налаженная транспортная сеть, осуществляется широкий обмен не только товарами, но и услугами, идеями, информацией (особенно научно-технической). Все это способно обеспечить на обозримую перспективу динамизм и высокую эффективность комплексного развития участников регионального взаимодействия[16]. 

Тем не менее  в целом ситуация в регионе, несмотря на относительное снижение военной  напряженности и форсированные  темпы экономической интеграции, остается, по оценкам аналитиков, сложной и трудно предсказуемой. 

Военно-стратегическое противостояние СССР – США сменилось  экономическо-торговой конкуренцией по линиям США – Япония, Китай –  Япония, США – Китай, и т.п. Взаимная заинтересованность США и Японии друг в друге частично амортизирует остроту соперничества. 

В регионе имеются  три ядерных государства (США, Россия, КНР), а также существует потенциальная  возможность расширения "ядерного клуба" (за счет Японии, КНДР и Южной  Кореи). В этой связи необходимо наряду с сохранением действенного американского присутствия, на котором продолжает зиждиться региональная стабильность и безопасность, также и прямое участие России в углублении регионального сотрудничества, ее вклад в интересах укрепления режима нераспространения ядерного оружия. 

Бесспорна, однако, явно выраженная полицентричность данного региона, важными центрами тяготения в котором становятся Япония и Китай. При всем при том за США по-прежнему сохраняется основная роль в обеспечении безопасности и решении узловых финансовых, технологических и экономических проблем[17]. 

В западных аналитических  разработках не раз отмечался  ряд мер, которые Соединенным  Штатам стоило бы предпринять в ближайшее  десятилетие в качестве своего вклада в формирование многополярной системы  баланса сил, обусловленной общим стремлением стран АТР избежать войны и наращивать масштабы сотрудничества, как экономического, так и политического. 

Реализовать такие  меры будет нелегко, однако не невозможно. Прежде всего многополярный миропорядок  в регионе окажется менее подверженным влиянию США и подчиненным их интересам, чем действующая почти полвека сеть двусторонних военно-политических соглашений. Однако Сан-Франциская система, по многим оценкам, исчерпала себя и не сможет трансплантироваться в ХХ1 столетие без модификаций в направлении многополярности. А учитывающие перемены всегда прогрессируют успешнее инерционно-отстающих. 

Соединенными  Штатам в постконфронтационной обстановке есть сугубо прагматическая целесообразность четко определить суть своих интересов, которые отстаивать в одностороннем порядке будет все сложнее, "вычленить, где они совпадают и в чем расходятся с интересами ключевых региональных акторов", с тем чтобы "использовать свое остаточное влияние в Азии для содействия развитию новых институтов и стандартов поведения, которые облегчили бы взаимодействие и разрешение конфликтов в регионе"[18]. 

Немаловажно, что  у Соединенных Штатов сохраняются  весомые материальные возможности  воздействовать на структуру военной  безопасности в АТР. Их диапазон внушителен даже без упоминания о наличии грозного ядерного оружия: огромные финансовые средства страны с годовым ВНП в 7,5 тлрн. долларов. Высокое качество постоянно обновляемого вооружения, отработанные методы быстрой концентрации войск в угрожаемом районе, давняя традиция эффективного присутствия в акватории мирового океана, разветвленная структура военных союзов и баз и т.п.

1.2 Политика США  по отношению к Японии 

К модернизации отношений с Токио американскую администрацию понуждает ряд  обстоятельств. Прежде всего – не ослабевающее с конца 80-х гг. давление со стороны конгресса и общественного мнения США, требующих возложить на Японию гораздо более значительную, чем сегодня, долю финансового бремени по обеспечению американского военного присутствия в АТР и выполнению в рамках стратегической системы США тех, в основном вспомогательных, функций, которые ей делегируются или могут быть делегированы в будущем. Экономическим основанием для таких требований служит ссылка на огромные возможности Японии как второй экономической державы мира, психологическим – убежденность (далеко не всегда обоснованная) в том, что Япония несправедливо пользуется имеющейся у нее благодаря американским гарантиям возможность экономить на военных расходах в ущерб американским экономическим интересам в то время, как США из-за непомерного военного бремени вынуждены перенапрягать свое национальное хозяйство. Особенно сильно эмоциональный фон японо-американских отношений “перегревают” экономические успехи Токио на фоне менее впечатляющих темпов роста экономического могущества США[19]. 

Американцев раздражает ставшее заметным японское экономическое  присутствие в Соединенных Штатах, бьющее в глаза расточительство  японских “нувориш”, скупающих недвижимость в крупных американских городах (Нью-Йорке, Сан-Франциско) и на престижных курортах (Гавайи). Газеты не устают напоминать читателям о том, что токийская фондовая биржа перехватила первенство в нью-йоркской. Постоянным рефреном публикаций остается указание на то, что Япония слишком много продает и слишком мало покупает – в самом деле, ежегодно японские фирмы покупают за рубежом товаров на сумму, составляющую 3,1% ВНП страны, в то время как средний показатель для государств “группы семи” составляет 7,4%. В результате Япония постоянно имеет огромное положительное сальдо внешней торговли, составившее в 1993 г. 130 млрд. долл., из которых 50 млрд. пришлось на торговлю с США. Не прекращаются упреки в закрытости японского рынка и скрытом протекционизме внешнеторговой политики Токио. Наконец, возмущаются по поводу невероятной сложности для иностранных инвесторов пробиться в японскую экономическую сферу: до сих пор иностранные инвестиции в Японии остаются на уровне 0,7% – при показателе 28,6% для США и 38,5% для стран Западной Европы[20]. 

Вместе с тем, понуждая Токио к принятию большей доли ответственности, США вынуждены считаться с реальностью: Япония, которую американские средства массовой информации упрекают в “безбилетном проезде” за счет американских стратегических гарантий, на самом деле тратит около 5 млрд. долл. ежегодно только для оплаты содержания американских баз на своей территории[21]. Не так удивительно, что японская сторона считает американские упреки несправедливыми, и возрастающая часть японского истэблишмента начинает полагать, что, став крупнейшим финансовым спонсором американской стратегической системы в АТР, Япония не может до бесконечности оставаться “политическим карликом”, лишенным права голоса в ключевых военно-политических вопросах региональной обстановки. И хотя мало кто в Японии решается открыто называть анахронизмом японскую конституцию, зафиксировавшую отказ Токио от силы как средства решения международных споров, вопрос о пересмотре подходов к обеспечению национальной безопасности страны, что так или иначе неизбежно подразумевает ревизию договора безопасности с США, в 90-х годах звучит в публикациях и политических дебатах несравненно чаще, чем даже в 80-х. 

Настроения в  пользу пересмотра отношений во многом связаны и с изменением роли России в региональной политике. Исторически  японо-американский союз складывался как рассчитанный одновременно на противодействие Советскому Союзу и Китаю, сплоченным, как считалось, в единый фронт на базе советско-китайского союзного договора 1950 г., а так же любой иной потенциальной угрозе для Японии, которая могла бы исходить, как имелось в виду, со стороны одного из коммунистических государств региона – например, со стороны КНДР, в случае развязывания нового конфликта в Корее. 

Информация о работе Экономические противоречия между Японией и США