Экономические реформы КНР конца 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

15 марта этого года закончилась 4-я сессия ВСНП 11-го созыва, где решались многие насущные проблемы Китая, а так же проводилось прогнозирование будущей экономической политики Китая на мировой арене. КНР показывает всему миру, что он может и хочет решать экономические проблемы современности, такие как мировой кризис. Но как в конце двадцатого века Китай решал собственные проблемы в экономики, и как ему удалось добиться таких высот в экономическом развитии? - это одна из косвенных задач, которая стоит передо мной при написании данной курсовой. Основной целью моей курсовой работы является анализ экономических и политических факторов, которые влияли на жизнь простого человека.

Содержание

Введение
Глава I.Состояние страны на момент начала реформ
1.1 Политическая ситуация
1.2 Структура экономики
Глава II. Процесс реформирования страны до 1992 года
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Экономические реформы КНР конца 20 века.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

 

Необходимо так же рассмотреть еще одну очень важное изменение первого этапа реформ, которое повлияло на жизнь экономики КНР в целом - это конечно же, событие произошедшие 15 июля 1979 года, а именно принятие ЦК КПК и Госсовета КНР резолюции о проведении в провинции Гуандун и Фуцзянь особых политических установок и принятии гибких мер во внешнеэкономической деятельности, а именно создание особых экономических зон (ОЭЗ) в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу и Сямэне.  "На начальном этапе реализации политики реформы и открытости при недостатке опыта по внешнеэкономическим контактам и несовершенстве правовой системы в стране создание ОЭЗ сыграло исключительно важную роль в дальнейшем продвижении реформы и открытости и расширении внешнеэкономических связей."28На примере первой из этих четырех ОЭЗ - Шэньчжэнь, за 30 лет реформ из рыбацкой деревушки вырос город с населением в 10 млн. человек. На примере этого города очень хорошо видны преобразования в экономики, которые произошли в Китае за такой короткий срок. Можно много написать о тех проектах, которые были реализованы в Шэньчжэне, это и "Шэньчжэньская фондовая биржа", и "жилищная реформа 1988 года", и "городок Хуацяо", и установление "Шэньчжэньской скорости" в построении здания международной торговли, перечислять можно очень долго. Однако нас интересует именно те факторы, которые помогли ОЭЗ сделать жизнь рядовых китайцев лучше. Во-первых, это иностранные инвестиции, очень занимательный и наглядный факт сообщает нам ЖэньминьЖибао: "В 1980 году первые строители Специальной экономической зоны Шэньчжэнь решили в первую очередь освоить район Лоху (один из районов города - прим. автора). По подсчету экономистов, если разменять всю сумму накопленного за 12 лет работы богатства на земле Лоху на купюры достоинством 10 юаней и ровно разложить их на территории Лоху площадью в 0,8 кв. км., то землю Люху покроет «денежный ковер» толщиной в 10 сантиметров.", то есть благодаря отсутствию экспортных и импортных таможенных пошлин, СЭЗ стали очень интересным местом для предпринимателей, вот они-то и развили территорию и привнесли в СЭЗ, а от туда и в весь Китай огромное количество новых технологий, товаров и т.п. Условия были до такой степени выгодными, что в 1992 году образуется даже региональная авиакомпания ShenzhenAirlines, этот факт показывает насколько уровень доходов в городе поднялся. Влияние СЭЗ на экономику Китая очень велико и раскрытие данной темы заслуживает отдельной научной работы, поэтому вернемся к анализу реформ. 

 

Итак, вторым этапом проведения реформ условно считается период с 1984 года по 1992 год. На 3-ем пленуме ЦК КПК 12-го созыва 20 октября 1984 года, который  проходил в Пекине, было единодушно принято "Постановление ЦК КПК относительно реформы экономической системы". Как пишет газета "ЖэньминьЖибао":  "В документе четко установлено, что дальнейшее претворение в жизнь курса на оживление национальной экономики и расширение открытости внешнему миру, ускорение темпа реформы экономической системы с городами как ключевые моменты представляет актуальные потребности развития ситуации в стране в контексте эпохи.", это и является тем важным заявлением КПК, последствие которого обсуждают сегодня многие экономисты. Важно понимать, что китайская экономика является "догоняющей". Те темпы развития, которые она показывает на сегодняшний день были достигнуты именно благодаря нацеленности на решение актуальных проблем "в контексте эпохи". Руководство КПК решило перейти от экспериментов к широким реформам городской промышленности. Суть данной реформы, это сокращение доли государства в промышленности, предпочтительно легкой, другими словами отход от стандартов директивного планирования. Если говорить более точно, то эта реформа была направлена на ликвидацию плановой системы ведения хозяйства, с последующей ее заменой на уже проверенную экономическую систему, которая действовала в деревнях. Это означало, что государственных заводов, которые задействованы в отраслях народного хозяйства становилось все меньше, а доля частых предпринимателей заметно выросла, что создало благоприятный фон не только для развития самих производств, но и начало привлекать иностранные капиталы. Китайцы живущие за рубежом стали активно спонсировать строительство и развитие китайской промышленности, в этом "феномене" кроется еще одна причина столь быстрого наполнения китайского рынка товарами. Это и есть восприятие "родины" в контексте менталитета китайца, независимо от его места жительства. Китаец из-за рубежа имеет связи в Китае и поэтому с удовольствием вкладывает туда деньги, не опасаясь за них и веруя не только в правильный курс, выбранный своим государством, но и свято веря в непоколебимость так называемых "гуанси".  

 

В 1986 году Госсовет КНР выносит "Положения об углублении реформы предприятий и наращивании жизнеспособности предприятий".  Это очередной ход в сторону либерализации рынка, в положениях этого документа было четко закреплено разрешение "… малым предприятиям общенародной собственности активно заниматься хозяйствованием на основе лизинга" (ЖэньминьЖибао), то есть по сути,  разрешили долгосрочную аренду имущества этих предприятий для предпринимательских целей с правом выкупа, да еще и с предоставлением льгот со стороны государства. В общем можно считать, что опыт Фэньянских крестьян дал плоды к развитию свободного рынка во всекитайском масштабе, это конечно надумано, но все же, начало положили они. Однако, КНР - социалистическая страна и поэтому такой свободы средним и крупным гос. Предприятиям конечно же не дали, зато заставили ввести систему многообразной хозяйственной ответственности, другими словами работа подобных предприятий стала относительно свободнее в действиях. Это положение явилось очередным стимулирующем средством для свободного рынка, благодаря чему появилось большее количество разнообразных товаров, улучшилось качество продукции выпускаемой предприятиями ,а так же стало рости количество этой продукции: "Разработка «Положений» стала важным шагом для продвижения реформы экономической системы в городах, что имеет важное значение для дальнейшего упрощения аппарата и расширения права, улучшения внешней среды для предприятий, расширения права предприятий на самостоятельность в хозяйствовании и стимулирования реформы внутренних механизмов предприятий"29 

 

Законы КНР принятые в период этих двух этапов реформирования полностью подтверждают все сказанное  выше, очень выгодно законы построены  для иностранных предпринимателей, так же четко прописаны законы о защите прав китайских предпринимателей и простых граждан. Если подробно рассматривать, то видно, что основная часть законодательства КНР - советское законодательство, которое разбавлено законами направленными на развитие рыночной экономики, подобные статьи законодательств мы можем наблюдать в законодательстве многих Западных странах. Но это очевидно из рассмотренной нами выше политики реформирования Китая. Стоит отметить еще одну важную дату в период реформирования КНР - 13-й всекитайский съезд КПК, на котором ЧжаоЦзыян выступил с докладом "Идти вперед по пути социализма с китайской спецификой".  По сути этим докладом руководство КПК окончательно приняло решение идти по пути именно такого социализма, основным итогом съезда являлось окончательное решение направляться по пути строительство экономики при соблюдении четырех основных принципов, а так же с упором на реформы и открытость, отсюда общее название всего периода реформирования "Политика реформ и открытости". На данном заседании была разработана стратегия трехступенчатого развития и намечены планы на развитие до 2050 года. Очень важно, что на этом съезде были упомянута важность будущих реформ политической системы, подобный дисбаланс в модернизации политики и экономики через два года вызовет трагические события на площади Тяньаньмэнь. Руководство КНР уже за два года до волнений знало и обсуждало важность реформирования политической системы страны, но по каким-то не до конца известным причинам за два года не начала проводить эту реформу, часть специалистов утверждает, что это могли быть или неверные действия партийной верхушки, или даже "Личные страхи после культурной революции самого Дэн Сяопина"30однако я придерживаюсь точки зрения таких специалистов, как профессор А.И. Кобзев - "Все страшные жертвы Тяньаньмэнь - это продукты западного влияния" и политолог Сергей Кургенян "События на площади Тяньаньмэнь сильно преувеличены западными СМИ"), из этих мнений можно сделать вывод, что руководство КНР целенаправленно затормаживало реформу политического аппарата.  

 

Стоит так же отметить постановление ЦК от 13 марта 1985 года "О реформировании системы науки и техники", данный документ дал огромный толчок науки в целом, особенно развития экономических дисциплин в Китае, что привело к большому прогрессу во многих областях Китая.  Известно, что Дэн Сяопин в своей теории построения экономической модели государства придавал огромное значение именно развитию науки, что в результате стало одним из факторов удачного проведения реформ и достижение тех планок которые поставило перед  собой руководство страны.   

 

Нам необходимо подвести итоги, показывающие на сколько изменился  уровень жизни простого человека за период этих реформ. В первой главе  мы рассмотрели данные за 1978 год, которые  показали нам, что страна была не в  лучшем состоянии, многие экономические показатели были отрицательными, а часть народа была без работы и голодна. Что касается безработицы, то к 1987 году количество безработных было равно 2.7 млн, что в двое меньше показателей 1978 года. 31

Причем необходимо учитывать, что как раз в этот период большое количество людей становилось совершеннолетними, поэтому предложений на рынке труда было масса. В 1985 году дифицит бюджета впервые за 10 лет был отрицателен, а доход от налогов в бюджет вырос в 4 раза по сравнению с 1978 годом. Статистические улучшения на лицо, но все равно на этот момент правительство прекрасно понимает, что главной задачей является поднятие уровня жизни населения и те изменения, которые были сделаны - лишь базовые, поэтому активные реформы продолжаются и на сегодняшний день, цели и задачи остаются все те же.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Мною были рассмотрен один из самых показательных периодов в новейшей истории КНР, но добились ли мы целей, которые преследовали? Отчасти и да, и нет. Рассмотренный  нами период ясно показал, что жизнь простого человека в Китае улучшилась, но на сколько? На момент 2011 года ВВП на душу населения занимает 114 место в мире, а общее ВВП 3-е место после США и Европейского союза, это ясно показывает, что реформы в КНР не заканчиваются и Китаю есть к чему стремиться.

К сожалению, нами были рассмотрены  только несколько факторов влияющих на жизнь человека в КНР в те годы, не до конца была рассмотрена законодательная база, которая за эти годы подвергалась реформированию. Так же мы не рассмотрели те факторы, которые влияют на людей, живущих в городе, не была затронута тема внутренних миграций. Все эти темы я планирую раскрыть в своих будущих научных работах.

 

Список литературы:

Русскоязычная литература:

  1. Галенович Ю.М.Китайское чудо или китайский тупик?- Мск., «Муравей», 2002
  2. Жан Эмиль Видаль Куда ведет Китай группа Мао ЦзэдунаВидаль - Мск.«Прогресс», 1967
  3. Добрынин А.Ф. Посол в Вашингтоне при шести президентах США - Мск, «Автор», 1996
  4. Меликсетов А.В. История Китая – Мск., «Оникс», 2007
  5. Лычагин А.И. По пути социализма с китайской спецификой
  6. Селищев А.С. Китайская экономика в XXI веке - СПб. «Питер». 2004.

Англоязычная литература:

  1. Michael Y. M. Kau, Susan H. Marsh China in the Era of Deng Xiaoping: A Decade of  Reform
  2. David Zweig Freeing China's farmers: rural restructuring in the reform era
  3. Harry Harding China's second revolution: reform after Mao
  4. Lin Wei, Arnold Chao China's economic reforms

Официальные документы:

 

  • Конституция КНР гл.1 ст.13  ,"Жэньминьжибао", 1982, 5.XII Пер. с кит. Л. М. Гудошникова (Конституции социалистических государств. Т. 1. М., 1987.)

 

Интернет источники:

  • Онлайн версия газеты «ЖэньминьЖибао»:russian.people.com.cn
  • Публикации с сайта:http://drakopanda.com

1Меликсетов А.В. История Китая с.680

2Меликсетов А.В. История Китая с.691

3Министерство Дракопанды龙熊猫部 (人民日报: http://bit.ly/OuSd5W)

4Меликсетов А.В. История Китая с.708

5Лычагин А.И. По пути социализма с китайской спецификой с.65

6Селищев А.С. Китайская экономика в XXI веке с.179

7Michael Y. M. Kau, Susan H. Marsh China in the Era of Deng Xiaoping: A Decade of  Reformс.194

8Michael Y. M. Kau, Susan H. Marsh China in the Era of Deng Xiaoping: A Decade of  Reformс.196

9Lin Wei,Arnold Chao China's economic reforms с. 49

10Michael Y. M. Kau, Susan H. Marsh China in the Era of Deng Xiaoping: A Decade of  Reform с.197

11Harry Harding China's second revolution: reform after Mao с.194

12Селищев А.С. Китайская экономика в XXI веке с.103

13Michael Y. M. Kau, Susan H. Marsh China in the Era of Deng Xiaoping: A Decade of  Reform с.198

14Меликсетов А.В. История Китая с.708

15 Конституция КНР гл.1 ст.6  ,"Жэньминьжибао", 1982, 5.XII Пер. с кит. Л. М. Гудошникова

(Конституции социалистических  государств. Т. 1. М., 1987.)

16 Конституция КНР гл.1 ст.7  ,"Жэньминьжибао", 1982, 5.XII Пер. с кит. Л. М. Гудошникова

(Конституции социалистических  государств. Т. 1. М., 1987.)

17 Конституция КНР гл.1 ст.11  ,"Жэньминьжибао", 1982, 5.XII Пер. с кит. Л. М. Гудошникова

(Конституции социалистических  государств. Т. 1. М., 1987.)

18 Конституция КНР гл.1 ст.13  ,"Жэньминьжибао", 1982, 5.XII Пер. с кит. Л. М. Гудошникова

(Конституции социалистических  государств. Т. 1. М., 1987.)

19Меликсетов А.В. История Китая с.705

20Добрынин А.Ф.Посол в Вашингтоне при шести президентах США с. 430

21Добрынин А.Ф.Посол в Вашингтоне при шести президентах США с. 432

22Меликсетов А.В. История Китая с.713

23Жан Эмиль Видаль Куда ведет Китай группа Мао Цзэдуна с.109

24 Онлайн версия газеты «ЖэньминьЖибао»

25David Zweig Freeing China's farmers: rural restructuring in the reform era с.333

26Michael Y. M. Kau, Susan H. Marsh China in the Era of Deng Xiaoping: A Decade of  Reform с.197

27Онлайн версия газеты «ЖэньминьЖибао»

28Онлайн версия газеты «ЖэньминьЖибао»

29Онлайн версия газеты «ЖэньминьЖибао»

30политолог Леонид Млечин 5 канал Телепередача Суд Времени: «Китайский путь развития: переход к демократии или полноценная политическая модель?»

31Michael Y. M. Kau, Susan H. Marsh China in the Era of Deng Xiaoping: A Decade of  Reform с.197

 


Информация о работе Экономические реформы КНР конца 20 века