Экономика в Киевской Руси в IX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Интерес к социально-экономической проблематике вообще характерен для советской историографии, сказался он и в изучении Киевской Руси. Анализ ее необходим для того, чтобы определить характер общественного строя наших предков. Общепринятым в исторической науке стал вывод, сделанный академиком Б. Д. Грековым о древнерусском обществе как об обществе феодальном. Выводы Б. Д. Грекова стали общепризнанными в советской историографии, и, хотя в дальнейшем были уточнены многие нюансы и детали, большинство авторов и по сей день считают Киевскую Русь раннефеодальном государством.

Работа содержит 1 файл

Экономика Киевской Руси в IX.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Из Новгородских летописей мы знаем, например, что  в 1050 году Садко Богатый построил в Новгороде церковь (вероятно деревянную); в 1115 году неизвестный новгородский купец заложил каменную церковь, в 1192 году дочь купца Широжкина тоже построила каменную церковь.  

Хотя в Новгороде  было много состоятельных купцов, никто из них не был богат настолько, чтобы монополизировать рынок. История  о споре Садко с другими  известными новгородцами, изложенная в одной из былин, весьма характерна в этом отношении. Хотя ни один купец в отдельности не обладал достаточной политической или административной властью, чтобы отстаивать свои коммерческие интересы, как это делали князья, все вместе новгородские купцы чаще всего были в состоянии влиять на решения городского веча в свою пользу.  

Купеческие объединения, такие как упомянутое выше «Иваново сто», тоже, должно быть, поддерживали интересы предпринимателей. Подобные организации, по всей ве­роятности, существовали также и в других городах, и  купцы этих городов имели голос на собрании городского веча. Более того, купцы и купеческие организации часто имели возможность влиять на княжескую политику. Возвращаясь к случаю со Святополком II, можно напомнить, что идея соляной монополии была предложена ему ведущими торговцами солью, которые образовали нечто вроде картеля под его руководством.  

Теперь давайте  обратимся к проблеме труда. В  его современном понимании этот термин вряд ли приложим к средневековым  условиям или применим, но лишь к  небольшой части работников того периода. Большей частью сельскохозяйственных производителей были крестьяне, большей частью товаропроизводителей - ремес­ленники, и каждый имел собственную мастерскую. На западе то, что мы называем наемным трудом, появилось не раньше тринадцатого или четырнадцатого века.  

В Киевской Руси наемные рабочие использовались и в сельском хозяйстве, и в  ремесленном производстве, хотя количество временно занятых было небольшим. Однако в определенных случаях - таких как  строительство больших храмов или  дворцов - нанимались дополнительные работники. Так, когда Ярослав Мудрый предпринял строительство Софийского собора в Киеве, он приказал разослать весть, приглашающую возниц и других рабочих.  

История говорит, что сначала ответа не последовало, люди, видимо, не были уверены, что им заплатят за работу. Тогда Ярослав объявил дополнительно, что каждый будет получать одну ногату в день, и платежи будут производиться ежедневно; для подтверждения у Золотых Ворот были установлены повозки с деньгами.  

Это был случай неквалифицированного труда. Из постановлений статьи «Русской Правды» о строительстве мостов и городских стен было вычислено, что ежедневная плата плотникам равнялась полутора ногатам плюс содержание. Заработная плата сельскохозяйственных рабочих, по всей видимости, была значительно меньше. Согласно поздней редакции «Русской Правды» работнице с дочерью платили две гривны в год за двоих.  

Что касается заработной платы работникам-мужчинам, то в  «Русской Правде» упо­минаются только работники по договору, чья ежегодная плата составляла полгривны. Эта сумма, однако, была только кредитом на возмещение его долга, а не реально выплачиваемой работнику за труд. Очевидно, из этого свидетельства нельзя делать выводов о суммах ежегодной платы наемному работнику, не связанному договором. Заработки у свободного работника-мужчины, в любом случае, были выше, чем работниц-женщин.  

Права работников были защищены обычаем, если не законом. Из Киевского «Патерика» нам известно, что если наниматель после договора с работником менял свое решение и решал отказаться от его услуг, то он, тем не менее, должен был удовлетворить нанятого работника, даже если последний не приступал к работе. Если наниматель отдавал жалованье работника третьему лицу (вероятно, своему управляющему), а тот не заплатил работникам, то вся ответственность ложилась на работодателя.  

Следует отметить, что существовал один тип работы, который не предполагал использование  свободных работников и, таким образом, более или менее оставлялся за рабами. Это была служба по домашнему хозяйству - не только работа лакея или горничной, а также ключника и управляющего (тиуна). Если мужчина или женщина поступали на такую службу, понимая что он или она остаются свободными, то в этом случае заключался соответствующий контракт. Что касается профессиональных организаций, то, без сомнения, существовали объединения плотников и каменщиков, но в источниках того периода слишком мало информации о них.  

Собственно говоря, любая оценка годового дохода нации  основывается на оценке следующих позиций:

  1. Объем валовой продукции страны, включая общий объем произведенных и переработанных в течение года материалов.
  2. Объем чистой продукции, для вычисления которого мы должны вычесть из объема валовой продукции ту часть произведенных материалов, которая используется для дальнейшего воспроизводства капитала страны. Этот общий итог составляет национальный доход.
  3. Доход на душу населения, который получается делением объема чистой продукции на всех граждан страны: производителей, посредников и тех членов общества, которых обычно называют «праздными классами».
 
 

В средние века отношение между первыми двумя  позициями (объемами валовой и чистой продукции) в значительной степени  отличалось от того, что мы имеем  теперь, потому что в отсутствие сложной техники требовалось меньше материалов для воспроизводства национального капитала. Киевская Русь, конечно, не была исключением в этом плане, и объем ее чистой продукции, безусловно, был значительно ближе к объему валовой, нежели в современной России.  

Что касается индивидуальных доходов, то большинство населения состояло из мелких производителей (крестьян и ремесленников), и подавляющее их большинство было обеспечено, по крайней мере минимумом продуктов и товаров потребления, за исклю­чением периодов национальных бедствий.  

В объеме валовой  продукции Киевской Руси можно выделить четыре основные части, имеющие особое значение:

  • Охота и рыболовство
  • Земледелие
  • Скотоводство
  • Ремесла и промыслы
 
    1. Охота и  рыболовство. Объем валовой продукции  первой категории был значитель­но выше, чем потребительские потребности людей, занятых в ее производстве. Валовая продукция превышала потребности внутреннего рынка и составляла главные статьи русского экспорта, особенно в ранний киевский период.
    2. Земледелие. Земледелие покрывало потребительские потребности на юге Руси, и его продукции, за исключением неурожайных лет, было достаточно для обеспечения потребностей экспорта - преимущественно на север Руси, где объем местной продукции был ниже потребностей населения.
    3. Скотоводство. Скотоводство как отрасль русской национальной экономики удовлетворяла потребности внутреннего рынка и производила шкуры в достаточном количестве для их экспорта. С другой стороны, лошади и крупный рогатый скот импортировались от степных кочевников.
    4. Ремесла и промыслы. Что касается промыслов и ремесел, то продукция мелких ре­месленных мастерских полностью покрывала местные потребительские потребности. Более крупные мастерские в городах, а также в княжеских поместьях и монастырях, производили излишек товаров, который в основном поглощался внутренним рынком, хотя частично и экспортом.
 

Можно добавить, что сравнительно многочисленный класс  купцов и посредников добывали средства к существованию торговлей, как  внутренней, так и внешней. Во внешней  торговле, как известно, были заинтересованы и князья. В заключение можно сказать, что, по стандартам средних веков, объем валовой продукции в экономике Киевской Руси был, безусловно, впечатляющим Больше того, объем чистой продукции Руси покрывал потребительские потребности основной массы населения и удовлетворял запросы богатого меньшинства в предметах роскоши, по крайней мере частично.

Информация о работе Экономика в Киевской Руси в IX веке