Эпоха войн, реформ и революционных потрясений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

История любого государства таит в себе огромный многовековой опыт предыдущих поколений. Без знания прошлого своей страны тяжело представить ее будущее, рационально спрогнозировать его.
Несмотря на то, что события, которыми полнится история России, происходили в далеком прошлом, от которых нас разделяют сотня и более лет, они до сих пор будоражат умы и воображение людей, заставляют размышлять над причинами этих явлений. Период рубежа XIX-XX вв. – не исключение.

Работа содержит 1 файл

История России.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

Введение.

 

История любого государства таит в  себе огромный многовековой опыт предыдущих поколений. Без знания прошлого своей страны тяжело представить ее будущее,  рационально спрогнозировать его.

Несмотря на то,  что события, которыми полнится история России, происходили в далеком прошлом, от которых нас разделяют сотня и более лет, они до сих пор будоражат умы и воображение людей, заставляют размышлять над причинами этих явлений. Период рубежа XIX-XX вв. – не исключение.

До сих пор людей волнует  тема свержения самодержавия, и поскольку наша история все же еще недостаточно объективно изучена, вот уже несколько поколений людей задумываются над вопросом:  были ли события начала прошлого столетия неизбежны или у России мог состояться другой путь развития? В наши дни этот вопрос еще более актуален, так как Россия находится на переходном этапе своего исторического развития, и анализ предыдущих этапов играет немаловажную роль в определении ее будущего.

В связи с этим, основной целью данной контрольной работы является изучение влияния Первой мировой войны, реформационных и революционных преобразований периода конца XIX – начала XX вв.  на  историю развития русского государства, их роли в становлении современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реформы конца XIX – начала ХХ вв. (деятельность С.Ю.Витте и П.А.Столыпина).

1.1 Реформаторская деятельность С.Ю.Витте.

Рубеж XIX - XX вв. характеризуется усилением государственного вмешательства в экономику страны. В 90-х годах XIX в. был принят ряд экономических мер, направленных на поощрение развития промышленности и банковского дела, на ускорение индустриализации страны. Их проведение связано с именем выдающегося государственного деятеля того времени Сергея Юльевича Витте (1849 - 1916).

 Витте провел ряд мер, направленных на повышение доходности казны и стабилизации рубля. С 1 января 1895 г. им стала поэтапно вводиться винная монополия: сначала, до 1898 г., в 35 губерниях, а в после этого действие ее было распространено и на всю территорию империи.

Затем он осуществил проведение денежной реформы, подготовленной его предшественниками, министрами финансов, Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградским, которая стала узловым пунктом виттевской экономической программы: указом от 29 августа 1897 г. в основу кредитной системы был введен золотой рубль. Уже с 1896 г. стали чеканить золотые монеты достоинством в 15 руб. (империал) и 7,5 руб. (полуимпериал). Отныне все выпускаемые кредитные билеты могли свободно и без ограничений обмениваться на золото, что существенно укрепило кредит и способствовало притоку в Россию иностранных капиталовложений (что в первую очередь и предусматривалось денежной реформой).[2]

В том же году был издан закон  об ограничении рабочего времени. Согласно закону оно должно было быть не больше 11,5 часов в будние дни и 10 часов в субботу и праздничные дни.

В 1899 г. было принято  решение о снятии всех препятствий  для инвестиций иностранного капитала в русскую промышленность и банковое дело. Протекционизм русской промышленности и привлечение иностранных капиталов  были главными направлениями экономической политики, проводимой в то время Витте.

"Оскудение"  земледельческого Центра России, падение платежеспособности крестьян  и рост аграрных волнений заставили  правительство заняться пересмотром  законодательства по крестьянскому  "вопросу". С этой целью 22 января 1902 г. под председательством Витте было учреждено специальное межведомственное "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности". Оно должно было изучить положение деревни, разработать предложения "об улучшении быта и благосостояния крестьян" и новые принципы сельскохозяйственной политики. На местах были образованы 82 губернских и 536 уездных комитетов. Во главе губернских комитетов были поставлены губернаторы, а уездных - уездные предводители дворянства.

"Особое совещание" просуществовало недолго, около трех лет (1902 - 1905). С целью изучения итога действия крестьянской реформы 1861 г. был собран и систематизирован большой статистический материал о положении деревни за 40 лет. Исходя из этого центральный и местные комитеты пришли к выводу о необходимости расширить имущественные и гражданские права крестьян, уравнять их с другими сословиями, а главное - содействовать переходу крестьян от общинного к "подворному и хуторскому владению". Сам же Витте в своей "Записке по крестьянскому делу" (1904 г.) предлагал не ликвидацию общины, а придание ей формы свободной ассоциации производителей, при этом прежние административные функции общины должны были отойти к новым органам - волостным земствам, а также настаивал на создании из крестьян "класса земельных собственников" как гарантии социальной стабильности. Он доказывал, что "прочно обеспеченный землей крестьянин есть наиболее консервативная сила, главная опора порядка; он же - наиболее надежный работник для помещика". Поэтому, "обеспеченные массы населения землею есть лучшая гарантия прочности и государственного порядка", но "это налагает на правительство обязанность принять современные меры к обеспечению за крестьянской массой ее земельной собственности". Однако проведение предложенных «Особым совещанием» и самим Витте мер правительство в данный момент сочло преждевременным. В манифесте от 26 февраля 1903 г. подтверждался принцип сохранения сословности, неприкосновенности общинного владения и неотчуждаемости крестьянских надельных земель. Вместе с тем по инициативе Витте были проведены такие важные меры, как отмена круговой поруки 12 марта 1903 г. и издание в 1904 г. законов, облегчавших переселения и паспортный режим для крестьян.

Кроме того, при  активном участии С.Ю.Витте были  проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.[4]

11 декабря 1905 г. был издан разработанный правительством С.Ю. Витте новый избирательный закон в Государственную думу. Он сохранял основные положения избирательного закона 6 августа 1905 г. с тем лишь различием, что теперь к участию в выборах допускались и рабочие, для чего вводилась четвертая, рабочая курия и увеличивалось число мест для крестьянской курии. Сохранялась многостепенность выборов: сначала избирались выборщики, а из них - уже депутаты в Думу, при этом один выборщик приходился на 90 тыс. рабочих, на 30 тыс. крестьян, 7 тыс. представителей городской буржуазии и 2 тыс. помещиков. Таким образом, один голос помещика равнялся 3 голосам буржуазии, 15-ти крестьян и 45-ти рабочих. Тем самым создавалось существенное преимущество для представительства в Думе помещикам и буржуазии. [4]

Реальным результатом экономической политики Витте стало ускоренное развитие промышленного и железнодорожного строительства. В период с 1895 по 1899 г. в среднем в стране строилось 3 тыс. километров путей в год. К 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти. Однако процесс индустриализации в России шел противоречиво. Капиталистические методы хозяйствования, ориентированные на прибыль, не коснулись государственного сектора экономики — крупнейшего в мире. И это создавало определенный дисбаланс в капиталистическом развитии страны. [2]

При ближайшем участии С.Ю. Витте в империи были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России.[3]

1.2. Реформаторская деятельность П.А.Столыпина.

 «Сначала успокоение, потом  реформа»

П.А.Столыпин

 

В результате государственного переворота 3 июня 1907 г. в России установилась так  называемая "третьеиюньская" политическая система, или "третьеиюньская монархия", которая знаменовала собой поворот  к политической реакции, но вместе с тем и проведение необходимых реформ, чтобы предотвратить новый революционный взрыв.

Самодержавие  не могло не учитывать "уроков" революции 1905 - 1907 гг., поэтому для  его политического курса 1907 - 1914 гг. характерно сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавирование между реакционными дворянскими кругами и либеральной буржуазией.

Проводником такого курса стал председатель Совета министров (с 1906 по 1911 гг.) Петр Аркадьевич Столыпин (1862 - 1911).[4] Возглавив правительство, Столыпин взял на себя историческую ответственность за крутой поворот в стратегическом курсе страны. Избранный курс ему приходилось защищать в упорной борьбе с консервативными и радикальными силами, а также от непонимания либералов.

          По предложению Столыпина в стране началось проведение аграрной реформы, в основе которой лежало стремление укрепить крестьянство как основную опору самодержавия. Реформе предшествовал манифест. Столыпин считал: «Пока крестьянин беден, пока он не обладает личной земельной собственностью, пока он находится насильно в тисках общины – он останется рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы».

           Аграрная реформа была рассчитана, по меньшей мере, на 20 лет. «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России», - заявлял он.

Программу реформы было намечено провести в два этапа: первый - укрепление в личную собственность домохозяина  всего надела, принадлежавшего крестьянскому  двору, и выделение его из общинного владения; второй - сведение в одно место чересполосных земель этого надела, с последующим переносом на выделенный земельный участок крестьянской усадьбы со всеми ее жилыми и хозяйственными постройками. За 1907 - 1914 гг. из общины вышло около 2,5 млн. домохозяев, или 28% от 9,2 млн. общинников и примерно 1/4 общего количества крестьянских дворов. Заявлений же о выходе было подано 3,4 млн., или 35%.[4]

Основным положением реформы Столыпина  стало разрушение общины. Для этого  была сделана ставка на развитие в деревне личной крестьянской собственности путем предоставления крестьянам права выходить из общины и создавать хутора, отруба.

«Указ о выходе из крестьянской общины»  от 9 ноября 1906 г. разрешал крестьянам добровольный выход из сельской общины с выделением им отрубов, земельных участков на хуторах. В соответствии с законом от 14 июня 1920 г. такое выделение из общины стало обязательным. Крестьяне могли продавать и покупать земельные участки и брать для покупки земли ссуды в Крестьянском банке. [1, с.405]

Важный момент реформы: община разрушалась, а помещичья собственность на землю сохранялась в неприкосновенности. Это вызывало резкое противодействие  крестьян.

Крестьяне восприняли идеи реформы  неоднозначно. С одной стороны, они  принимали идею частной собственности на землю, но, с другой стороны, они понимали, что такая реформа не спасет деревню от малоземелья и безземелья, не поднимет уровня крестьянской агрокультуры.

Разрушить общину должна была и другая мера, предложенная Столыпиным: переселение крестьян. Смысл этой акции был двояким. Во-первых, Петр социально-экономическую цель — это получить земельный фонд, прежде всего в центральных районах России, где малоземельные крестьяне не имели возможности создавать хуторские хозяйства и отруба. Вместе с тем они получали возможность освоения новых территорий, т. е. дальнейшего развития капитализма, хотя и экстенсивным путем. А во-вторых, политическую цель — разрядить социальную напряженность в центре страны.[2]

И, тем не менее, завершить аграрную реформу Столыпину не удалось, потому что не было дано "20 лет покоя", ни "внутреннего", ни "внешнего": реформа была прервана начавшейся мировой войной, а затем революционными событиями 1917 г. Столыпинские аграрные законы были формально отменены декретом Временного правительства 28 июня 1917 г.[4]

Проведение П.А.Столыпиным реформ в сельском хозяйстве, принятие ряда охранительных законов в промышленности (закон о государственном страховании рабочих от несчастных случаев и по болезни) частично сняли социальную напряженность, стабилизировали положение в промышленности, повысили покупательную способность населения. [1, с.406] В период 1905–1916 гг. из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет примерно треть от их численности в губерниях, где проводилась реформа. Это означает, что не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый слой крестьян-собственников. Не были решены в результате реформы проблемы малоземелья и безземелья, аграрного перенаселения, т. е. основа социальной напряженности в деревне сохранялась. Таким образом, реформа не удалась ни в экономической, ни в политической части. Правда, сегодня некоторые публицисты утверждают, что реформа имела обнадеживающие перспективы, и ссылаются при этом на имевший место прирост объема товарного хлеба, улучшение в целом положения в русской деревне.[2]

Аграрная реформа П. А. Столыпина  и другие намечаемые им социальные реформы были последней из ряда попыток  социальной модернизации России перед  революциями 1917 г. Как и прежде, капиталистическая направленность реформы ограничивалась, делалось все возможное для сохранения помещичьего землевладения.[2]

 

               

 

 

 

 

                 Схема 1. Столыпинская аграрная реформа (1906-1911 г.)[5]



 

 



      

 

 

 

 

 

 

 

 









2. Россия в первой мировой войне.

2.1 Причины и предпосылки участия России в первой мировой войне.

 В 1904-1907 гг. сложился военно-политический  блок Англии, Франции и России  – Антанта (или «Тройственное  согласие»). Его создание было реакцией на создание Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и попыткой не допустить гегемонии Германии на континенте.

 К лету 1914 г. противоречия между двумя военно-политическими группировками – Антантой и Тройственным союзом – обострились до предела. Регионом особой напряженности стал Балканский полуостров – «пороховой погреб Европы», где и началась Первая мировая война. Поводом к ней послужило убийство 15 (28) июня в Сараево (столице Боснии) наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда членом революционной организации «Млада Босна» Гаврило Принципом. Австро-Венгерское правительство, подталкиваемое Германией, 10 (23) июля 1914 г. предъявило Сербии ультиматум из десяти пунктов, составленный с явным расчетом на то, что он не будет принят Сербией.

Информация о работе Эпоха войн, реформ и революционных потрясений