Эпоха Возрождения на Западе и особенности развития России при Иване Грозном

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:13, реферат

Описание работы

Почти в одно и то же время, в 16 веке на территориях Европы и нынешней России воз-никают совершенно разный мировоззренческий уклад людей, а в связи с этим разные уровни идеологий, мироощущений людей, их прав и обязанностей. На территории Европы достигло своего расцвета Эпоха Возрождения, уже как Реформация, а на территории Руси еще господствовал Самодержавно – монархический строй с религиозными чертами и сопровождаемый террором со стороны власти Ивана Грозного. Такие явления не могли не повлиять друг на друга и не оставить конкретных вопросов в истории: как осуществлялись политика – правовые течение в разных странах, на каком уровне было развитие России и Запада, какое положение занимала церковь, как это отразилось на мироощущении людей и их духовной жизни?

Содержание

Введение. 3
Социально и идейные предпосылки. 4
Эпоха Возрождения и Реформации. 4
Эпоха и личность Ивана Грозного. 5
Идея личности Ивана Грозного. 5
Краткая характеристика правления. 6
Политические и правовые учения. 7
Политические и правовые учения Реформации. 7
Политическое учение эпохи Ивана Грозного и господствующие мировоззрения. 11
Мировоззрение эпохи Возрождения. 13
Культура и искусство. 15
Культура во времена правления Ивана Грозного. 15
Роль искусства в Эпохе Возрождения. 17
Сравнительная характеристика основных черт Эпохи Ивана Грозного и Эпохи Возрождения. 19
Заключение. 22

Работа содержит 1 файл

реферат история .docx

— 70.71 Кб (Скачать)

Лютер, однако, был чрезвычайно  далек от того, чтобы проповедовать  необходимость демократического переустройства тогдашней германской государственности. Он наставлял подданных быть покорными  монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости.

Система лютеровских политико-правовых воззрений пронизана противоречиями. Идея усиления роли светской власти, ее независимости от папства, работала на утверждение регионального княжеского абсолютизма. Внутренняя религиозность  не предполагала сколько-нибудь серьезного изменения общественно-политического  строя той поры.

В целом, эволюция учения Лютера происходила  таким образом, что в них нарастали  элементы узкоклассовой политической направленности, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему  развертыванию Реформации.

Томас Мюнцер (ок.1490-1525)

Историческая  справка

Крестьянская революция 1524-1526 года в Германии, вызвана усилением  феодального гнета, переплелась  с Реформацией. Основные районы: швабско-шварцвальдский, франконский, тюринго-саксонский. Крестьяне, поддержанные частью горожан (особенно плебейством), штурмовали дворянские замки  и монастыри, захватили многие города. Программа восставших — «Двенадцать  статей» — требовала упразднения  крепостной зависимости, уменьшения поборов  и барщины, свободного пользования  общинными угодьями. Вождь и идеолог  крестьянско-плебейского лагеря Томас  Мюнцер призывал к установлению справедливого  порядка. К крестьянам примкнула  часть бюргерства и рыцарства. Крестьянская война была жестоко подавлена  войсками Швабского союза.

 

Социальные и политико-правовые идеи восставших были наиболее определенно  изложены в «12-ти статьях» и в  «Статейном письме». Первый документ состоял  из относительно умеренных и конкретных требований. В нем, в частности, говорилось о необходимости выборности и  сменяемости духовных лиц общинами, об обязательности отмены крепостного  права, об уменьшении размера податей, оброков и барщины. Содержание «Статейного  письма» было куда радикальнее. В  нем заявлялось, что бедственное  положение народа нет больше возможности  терпеть и всем крестьянским общинам  следует объединиться в «христианский  союз и братство», сообща устранить  любыми средствами тяготы, создаваемые  простым людям духовными и  светскими господами.

По мнению Мюнцера, лишь обездоленному  люду чужды эгоистические цели и  он движим общими интересами, стремится  к общей пользе. Для того, чтобы  сбросить безбожников с трона  правления и выдвинуть на их место  людей низших и простых, надо воспользоваться  мечом. Другого средства нет, пока светские и духовные князья грубой силой подавляют  трудящихся крестьян. Новый строй  тоже будет вынужден прибегнуть к  мечу, ибо ему придется защищать власть общественного целого над  эгоистическими социальными группировками.

Как теолог Т. Мюнцер черпал доказательства правоты своих убеждений в  Библии, как человек активного  революционного действия он стремился  к практическому воплощению на земле  «царства Божьего» - общественного  строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной  собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной  власти.

Жан Кальвин (1509 - 1564)

Историческая справка 

Нидерландская революция 1566-1609 годов, проходила под знаменем кальвинизма и была направлена на полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола.

Консервативное бюргерство в союзе с оппозиционным дворянством  во главе с Вильгельмом Оранским выступало против крайностей испанского режима.

Основные события:

  • Иконоборческое восстание 1566 года, всеобщее восстание 1572 года в северных провинциях. Восстание было поднято под знаменем кальвинизма, и направлено прежде всего против католической церкви. Главной действующей силой восстания стали городские низы и крестьяне пригородных деревень. Погрому подверглись около 5500 церквей и монастырей, где уничтожались иконы и статуи святых. В ряде мест восставшие громили дворянские замки и имения, уничтожали долговые и арендные записи.
  • Восстание 1576 года в южных провинциях,
  • Создание Утрехтской унии в 1579 году. военно-политический союз северных провинций Нидерландов заключенный против стремившейся восстановить свое господство Испании.

 Революция завершилась  освобождением от испанского  господства северных провинций  на территории современного государства  Нидерланды и образованием Республики  Соединенных провинций. Южные  провинции к 1585 году были отвоеваны  Испанией.

К числу виднейших идеологов  и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин. Обосновавшись  в Швейцарии, он опубликовал там  богословский трактат «Наставления в христианской вере». Согласно Ж. Кальвину, бог заранее твердо определил  одних людей к спасению и блаженству, а других – к погибели. Люди бессильны  изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складываются у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность идет успешно, если они  набожны и добродетельны, трудолюбивы  и покорны, значит, бог благоволит к ним.

Из догмата об абсолютном божественном предопределении для истинного  кальвиниста проистекал прежде всего  долг целиком посвящать себя своей  профессии, презирать наслаждения  и расточительность. Из этого догмата  также следовало, что благородство происхождения и сословные привилегии феодалов вовсе не столь важны, ибо  не ими обуславливаются предызбранность  и спасение человека. Таким образом, Ж. Кальвин сумел дать специфическими религиозными средствами мощный импульс  процессу формирования буржуазной социально  – экономической практики и духовной атмосферы капитализма в Западной Европе.

Осуждая феодально-монархические  круги за творимое им насилие, произвол, беззакония и предрекал за это  правителям божью кару, орудием которой  могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Ж. Кальвин признавал  только за подчиненными государю органами власти, церковью, представительными  учреждениями. Открытое свержение тирана допустимо, на его взгляд, лишь в  том случае, если использованы все  способы пассивного сопротивления, исчерпаны все легальные формы борьбы. Наихудшей формой правления была для Ж. Кальвина демократия. Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством.

Роль, сыгранная в истории кальвинистской идеологией, оказалась не просто заметной, но еще и неоднозначной. В сложной  обстановке социально-политической борьбы, которая сопутствовала в ряде стран становлению абсолютных монархий, отдельные положения кальвинизма  использовались представителями консервативной феодальной оппозиции, противниками укрепления централизованной государственной  власти.

Политическое учение эпохи  Ивана Грозного

и господствующие мировоззрения.

Иван Грозный  не только утвердил царскую власть в России, но и явился основоположником понятия самодержавия, создав целую теорию монархического права. Он дал учение о целях власти, о ее основах и пределах. Он оттенил и священный характер сана, говоря об отношениях подданных к царю.

В себе он видел одного из тех царей, которых помазал Бог на царство  в Израиле, но также низвергал  и наказывал, и считал себя призванным ответить за каждый поступок перед  Царем царей. Он поставлен для  доставления другим тихого и безмятежного жития, для наказания злых, для  поощрения делающих добро, для осуществления  правды на земле.

Своей власти он придает религиозно-нравственное значение. И он требует полного  повиновения царю, поскольку, однако, приказом царя не затронута вера.

Все европейские соседи, по мнению Ивана IV, суть представители власти безбожной, руководимой не Божественными  повелениями, а человеческими страстями: все они рабы тлена и похоти.

Царь Грозный осудил тот демократический  принцип народовластия. Вопреки  современным демократическим принципам, исходящим из принципа непорочной, неповрежденной грехом воли человека, Грозный видел в нем преклонение  плоти и противопоставлял ему  принцип смирения перед Промыслом  Божиим.

В силу Промысла Божьего, сделавшего его потомком первых самодержцев, правит Иван IV своим царством. Верховная  власть принадлежит не народу, а  той Высшей силе, которая указывает  цели жизни человеческой. Власть царя — миссия, свыше данная, она —  служение, подвиг, а не привилегия. Монарх — лишь выразитель веры народа, а  не представитель его воли.

Власть царя не безгранична, она  ограничена самим идеалом власти, целью ее.

Лишь в отношении своих советников — бояр и вельмож он считал себя властью неограниченной.

Но как меняется язык царя Грозного, когда он говорит не перед «собаками  и изменниками», а перед святителями  Церкви.

Открывая Стоглавый Собор, он обращается с такой речью:

«Ныне молю вас, о богособранный  Собор, ради Бога и Пречистой Богородицы и всех святых трудитесь для непорочной и Православной веры, утвердите и  изъясните, как предали нам свв. отцы по Божественным правилам, и, если бы пришлось, даже пострадайте за Имя  Христово, хотя вас не ожидает ничего кроме труда и разве еще  поношения от безумных людей: на то я и собрал вас. А сам я всегда готов вместе и единодушно с вами исправлять и утверждать православный закон, как наставит нас Дух Святой».

В такой постановке отношений государство  не упраздняет Церкви, не отделяется от нее, не подчиняет ее себе, не заменяет ее собой, а принимает ее как нечто  существующее и данное, вступая с  ней в единение без устранения собственной самостоятельности. Высшая церковная власть в лице своей  канонической организации освященного  Собора и главного епископа — митрополита  Московского всегда была помощником Грозного в устройстве дел земских. Грозный дал такое построение в своей речи на Стоглавом Соборе государственно-церковным отношениям, которое исходило из признания различия сфер действий государства и Церкви, но в то же время признавало необходимость  их единения без недопустимого слияния. Принадлежа к Церкви, он сам ей подчинялся, признавая за руководство ее нравственные требования и направляя государственное  строительство в духе Церкви. Образец  этого давала ему Византия.

Он понимал, что Церковь дает народу его миросозерцание, цели жизни  и, обращаясь к ней за содействием  в деле воспитания народа, он признавал  за ней самостоятельную нравственную силу. В подчинении этой силе его  самодержавие находило твердый и  непоколебимый оплот.

Царь Грозный созывал Земские  соборы и для законодательства русского, и для решения высших правительственных  вопросов из всех чинов Московского  государства. Он не признавал за подданными никаких политических прав в отношении к царю — власти Богоустановленной, и у него, конечно, не было и мысли видеть в Земском соборе представительство власти народа как верховного вершителя дел. Верховной властью была его царская власть, и все права ее вытекали из ее обязанностей, миссии, свыше возложенной; права его были ограничены не правами подданных, а их обязанностями по отношению к Богу. Где верховная власть требует неповиновения Богу, там кончается повиновение ей, ибо она выходит тогда из своей компетенции. Но подданные обязаны содействовать царю в устройстве государственных дел, когда он призывает их, и решать их, когда он им приказывает это; само право на это определяется их обязанностью содействия царю.

Самодержавно-монархический строй при Иване Грозном и есть верховная власть, построенная на обязанности, миссии, подвиге, не имеет других ограничений, кроме ограничений в Церкви и тех, которые она сама на себя налагает; пределом ее являются не права гражданина, а их более высокие обязанности перед Богом; на все гражданско-политическое строение налагается печать не механической уравнительности, а по преимуществу соответствия прав обязанностям. Принципиально не обязанности определяются правами, а права — обязанностями.

При гуманистическом воззрении  совершенно непонятно такое возвышение одного человека, которое происходит при монархии, но когда люди исповедуют не обожествление человека, а лишь святость подвига, освященного Церковью, тогда они, напротив, не могут понять, во имя чего они будут повиноваться другим без наличности этого освященного  подвига, который может нести  только личность как носитель религиозно-нравственного  сознания.

Власть Православного монарха  вытекает из православного миросозерцания и без него даже непонятна. Ее создает  то миросозерцание, которое не верит  в одни силы человеческие, но, уповая на Промысл Божий, полагает, что «кому  Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Только указанный Промыслом в  силу рождения, верный Церкви, помазанный ею и хранитель ее веры признается достойным устроителем политической жизни.

Учение Грозного об основах власти, понятие о самодержавии как о  власти, обязанной собственному праву  по нравственному подвигу в силу Промысла Божия, «доведшего искру благочестия  до Русского Царства и скипетродержавие до нас, смиренных», и не опирающейся  на «многомятежного человечества хотение», оставалось основой русского права  еще в течение трех веков.

Мировоззрение эпохи  Возрождения.

Эпоха средневековья сменилась  Ренессансом или эпохой Возрождения (XIV – XVII вв.). В это период в социально – экономическом плане происходит переход от феодализма к капитализму. Данная эпоха характеризуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и соответственно техники, естествознания, механики, математики, невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Рассмотренные особенности социально-экономического и культурно-научного развития предопределили и основные особенности философского прогресса. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, воспринимающейся как образец для современности. Переосмысливается христианская традиция, происходит секуляризация (обмирщвление) общественной жизни и культуры. Философия перестает быть служанкой теологии.  Идеалом становится не религиозное, а светское знание

Информация о работе Эпоха Возрождения на Западе и особенности развития России при Иване Грозном