Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:13, реферат
Почти в одно и то же время, в 16 веке на территориях Европы и нынешней России воз-никают совершенно разный мировоззренческий уклад людей, а в связи с этим разные уровни идеологий, мироощущений людей, их прав и обязанностей. На территории Европы достигло своего расцвета Эпоха Возрождения, уже как Реформация, а на территории Руси еще господствовал Самодержавно – монархический строй с религиозными чертами и сопровождаемый террором со стороны власти Ивана Грозного. Такие явления не могли не повлиять друг на друга и не оставить конкретных вопросов в истории: как осуществлялись политика – правовые течение в разных странах, на каком уровне было развитие России и Запада, какое положение занимала церковь, как это отразилось на мироощущении людей и их духовной жизни?
Введение. 3
Социально и идейные предпосылки. 4
Эпоха Возрождения и Реформации. 4
Эпоха и личность Ивана Грозного. 5
Идея личности Ивана Грозного. 5
Краткая характеристика правления. 6
Политические и правовые учения. 7
Политические и правовые учения Реформации. 7
Политическое учение эпохи Ивана Грозного и господствующие мировоззрения. 11
Мировоззрение эпохи Возрождения. 13
Культура и искусство. 15
Культура во времена правления Ивана Грозного. 15
Роль искусства в Эпохе Возрождения. 17
Сравнительная характеристика основных черт Эпохи Ивана Грозного и Эпохи Возрождения. 19
Заключение. 22
Институт Прикладной Экономики и Менеджмента
БГА РФ
«Эпоха Возрождения на Западе
и Особенности развития России при Иване Грозном»
Выполнила: Филипьева Е.
Группа У–11
Проверила: Рябцева Н.Л.
старший преподаватель
Калининград
2009г.
Оглавление
Введение. 3
Социально и идейные предпосылки. 4
Эпоха Возрождения и Реформации. 4
Эпоха и личность Ивана Грозного. 5
Идея личности Ивана Грозного. 5
Краткая характеристика правления. 6
Политические и правовые учения. 7
Политические и правовые учения Реформации. 7
Политическое учение эпохи Ивана Грозного и господствующие мировоззрения. 11
Мировоззрение эпохи Возрождения. 13
Культура и искусство. 15
Культура во времена правления Ивана Грозного. 15
Роль искусства в Эпохе Возрождения. 17
Сравнительная характеристика основных черт Эпохи Ивана Грозного и Эпохи Возрождения. 19
Заключение. 22
Почти в одно и то же время, в 16 веке на территориях Европы и нынешней России возникают совершенно разный мировоззренческий уклад людей, а в связи с этим разные уровни идеологий, мироощущений людей, их прав и обязанностей. На территории Европы достигло своего расцвета Эпоха Возрождения, уже как Реформация, а на территории Руси еще господствовал Самодержавно – монархический строй с религиозными чертами и сопровождаемый террором со стороны власти Ивана Грозного. Такие явления не могли не повлиять друг на друга и не оставить конкретных вопросов в истории: как осуществлялись политика – правовые течение в разных странах, на каком уровне было развитие России и Запада, какое положение занимала церковь, как это отразилось на мироощущении людей и их духовной жизни?
Эпоха Возрождения в период 16 века принесла общественные восстания крестьян и плебеев, боровшихся простив феодализма, против влияния церкви, и за социальную справедливость. Все это нашло свое воплощение в Крестьянской войне в Германии (1524-1526) - вызвана усилением феодального гнета; и нидерландская революция (1566-1609) , проходила под знаменем кальвинизма и была направлена на полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола. За время правления Ивана Грозного основными событиями являлись: (1549) созыв Земского собора,(1550) принятие нового «Судебника», годы опричнины (1565-1572). Террор в особенности во второй половине правления Грозного имел доминирующую и характерную роль. Смутное время явилось итогом эпохи террора. Последствия опричнины стало опустошение и разорение земель, и дальнейшее закрепощение крестьян, недовольство населения, уставшего от разрухи и голода, нарастание кризиса внутреннего феодального сословия из-за увеличения служивых людей и сокращения феодально-поместных земель в ходе порухи 70-80 г.г. 16 века.
Целью работы является выявить особенности развития России 16 века, общие и отличительные черты политического строя, идеологий, роли человека России от эпохи Возрождения. Углубленно рассмотреть основные течения и концепции эпохи Возрождения и провести сравнительный анализ с политикой Ивана Грозного, идеологией, культурой России 16 века. Выявить положительное и отрицательное влияние. Сделать вывод.
Возрождение и Реформация – самые
крупные и знаменательные события
позднего западноевропейского
Разрыв с господствовавшим феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия – вот что составило основное содержание Возрождения.
Термин «Возрождение», введенный в литературный оборот примерно в середине 16 в., сперва обозначал факт воскрешения, возобновления в духовной культуре тех выдающихся достижений античной цивилизации, которые были утрачены в эпоху средневековья. В настоящее время он употребляется для целостной характеристики комплекса существенных исторических перемен, таких, как генезис капиталистических производственных отношений, постепенное возвышение буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, резкое обострение социально-политических конфликтов, складывание национальной государственности и абсолютных монархий. В число перемен подобного рода входят также: кризис римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, гуманистическиой системы мировоззренческих и этических ценностей, расцвет опирающегося на идеи гуманизма искусства и т. д.
Слово-призыв «Реформация» вошло в
обиход раньше, чем термин «Возрождение».
Уже в 14-15вв. оно часто фигурировало
у тогдашних идеологов, выражавших
с его помощью мысль о
Общим звеном, объединявшим Возрождение
и Реформаию в один социокультурный
феномен, являлись присущие им обоим
моменты ломки феодальных и возникновения
раннекапиталистических отношений, усиления
авторитета буржуазных прослоек общества,
критики официальной церкви и
перестройки религиозных
Идеологи Возрождения и
Иван IV Васильевич Грозный (25.08.1530—18.03.1584). Великий князь с 1533, русский царь (1547), православный мыслитель.
Одаренный от природы умом, чуткостью и самыми возвышенными порывами души, весьма начитанный в Священном Писании, царь Иван Грозный равно был искалечен своеволием и самодурством бояр. Он не любил этих бояр, съехавшихся из отнятых у них княжений в Москву, откуда они хотели править государством в качестве верхнего правительственного слоя. «Подобно бесам от юности моей вы поколебали благочестие и Богом данную мне державную власть себе похитили», — говорил он и выводил измену, которую видел в непризнании нового вводимого им принципа верховной власти. Их требованиям породы он противопоставил свою теорию управления, основанную на Божественной миссии свыше, миссии, получившей свою печать в поставлении Церковью, в его венчании на царство.
Для своего времени Иван VI
был неплохо образованным
В истории русского народа Иван Грозный был личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.
Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии.
По мнению ряда других историков, итогом правления Ивана Грозного было сохранение Московской Руси как независимого государства; за время царствования к смертной казни были приговорены 4-5 тысяч человек, что говорит об относительной мягкости правления в сравнении с другими странами в то время.
В первой половине 16в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, антикатолицистское по своей идеологической форме. Оно стало называться Реформацией. Главным очагом стала Германия.
Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном из них собрались имущие элементы оппозиции – масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления весьма умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости, хотя, без сомнения, политические программы обеих течений содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи.
Мартин Лютер (1483-1546)
У истоков Реформации стоял и являлся крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла немецкий теолог Мартин Лютер. Один из исходных пунктов лютеровского учения – тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства»). Только лишь богу обязаны люди повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными. Эта трактовка М. Лютером основоположений христианства являлась едва ли не первой версией принципа равноправия.
В своей концепции государства
М. Лютер предусмотрел, что в сфере
естественного права, в границах
мирских отношений светской власти
следует руководствоваться
Информация о работе Эпоха Возрождения на Западе и особенности развития России при Иване Грозном