Эпоха Возрождения на Западе и особенности развития России при Иване Грозном

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:13, реферат

Описание работы

Почти в одно и то же время, в 16 веке на территориях Европы и нынешней России воз-никают совершенно разный мировоззренческий уклад людей, а в связи с этим разные уровни идеологий, мироощущений людей, их прав и обязанностей. На территории Европы достигло своего расцвета Эпоха Возрождения, уже как Реформация, а на территории Руси еще господствовал Самодержавно – монархический строй с религиозными чертами и сопровождаемый террором со стороны власти Ивана Грозного. Такие явления не могли не повлиять друг на друга и не оставить конкретных вопросов в истории: как осуществлялись политика – правовые течение в разных странах, на каком уровне было развитие России и Запада, какое положение занимала церковь, как это отразилось на мироощущении людей и их духовной жизни?

Содержание

Введение. 3
Социально и идейные предпосылки. 4
Эпоха Возрождения и Реформации. 4
Эпоха и личность Ивана Грозного. 5
Идея личности Ивана Грозного. 5
Краткая характеристика правления. 6
Политические и правовые учения. 7
Политические и правовые учения Реформации. 7
Политическое учение эпохи Ивана Грозного и господствующие мировоззрения. 11
Мировоззрение эпохи Возрождения. 13
Культура и искусство. 15
Культура во времена правления Ивана Грозного. 15
Роль искусства в Эпохе Возрождения. 17
Сравнительная характеристика основных черт Эпохи Ивана Грозного и Эпохи Возрождения. 19
Заключение. 22

Работа содержит 1 файл

реферат история .docx

— 70.71 Кб (Скачать)

Отличительные черты мировоззрения  эпохи Возрождения:

  • ориентация на человека (антропоцентризм). Если в центре внимания средневековой философии были отношения бога и человека, то философияэпохи Возрождения обращена к человеку. Формально в центре  мироздания  оставался  Бог,  но  преимущественное  внимание  обращали  на  человека, его природу,  самостоятельность, красоту, творческие способности, формы самоутверждения;
  • ориентация на искусство и постулирование  творческой  сущности  человека.  В процессе творческой деятельности человек создает новый мир  и самое высокое, что есть в мире - себя самого по законам красоты. Неслучайно именно в этот период появляется в философии идея прометеизма;
  • ориентация на  личностно-материальное  понимание  мира.  Всё  существующее  понимается  в  проекции  на  человека  при  максимальном  учёте  телесного  начала.  Для  эстетики  Ренессанса характерен  синкретизм  духовного  и  личностно-материального (живопись, скульптура изображают прежде всего человеческое лицо и человеческое тело в гармонии с духовным);
  • ориентация на  гуманизм (от латинского humanus – «человеческий»), на  признание человека  личностью, его права на  творчество,  свободу,  счастье.

Культура и искусство.

Культура во времена правления  Ивана Грозного.

На развитие культуры  в  ХVI  веке  определяющее  влияние  оказали  3 фактора: образование единного государства, освобождение от ордынского ига  и завершение формирования русской народности.  Успехи  объединенного  процесса оказали положительное  влияние  на  развитие  русской  культуры,  которая  в первой половине ХVI века переживала подъем.

Завершается процесс формирования русской   народности и русского языка. Образование  единного  языка  создавало  основу  общности   материальной   идуховной культуры.

Значительно меняется  характер культуры  –  она  становится  более светской.  В  обстановке  обостренной  политической  борьбы,  сопровождавшей складывание  Русского  государства,  и  развивающейся   общественной   мысли культуры все теснее связывается с политическими  задачами  общества и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы.

Ведущей темой устного  народного  творчества  была  борьба  народа  с иноземными захватчиками. Осовременились былины,  в которых богатыри  вели борьбу набегами татар. В фольклоре ХVI века в  народе  с  бытованием  жанров прежних  эпох(  былин,  сказок,  пословиц,  обрядных  песен  и  так   далее) расцветает жанр исторических песен и преданий. Песни и придания  посвящались выдающимся   событиям   того   времени   –   взятию   Казани,   войнам    на западе, завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с  боярами.

Развитие устного народного  творчества и  литературы,  подъем  русской публицистики свидетельствовали  о  дальнейшем  росте  просвещения  на  Руси.

Произведения  русской  письменности  не  только  собирались  в  монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди читающего населения,  что говорит о возрастании грамотности. Так же  в решении Стоглавого  собора  1551  года было упомянуто о создании в городах «книжных училищ».  Обучение  проходило   в  училищах  при

моностырях, церквях. Учителями  были  духовные  лица

В  ХVI  веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной,  но  и в  светской среде. Важнейшим   достижением   в   области   культуры    стало    начало книгопечатания, что отвечало государственным потребностям. В  1563  году  по указу Ивана Грозного и на государственные  средства  сооружается  первая  на Руси типография. Впрочем, печатная кника не вытеснила рукописную, так  как  издавалась

в основном богослужебная литература. Летописи, сказания и Жития  святых  по-прежнему переписывались от руки.

Развивается  тиматика  живописных  произведений,  которые  становятся иллюстрациями  житий  святых,  притч,  песнопений

Продолжается  процесс  накопления  прикладных  знаний.   Благодаря  русским  мореплавателям,  путешественникам  и  посольским людям расширяются  географические  познания,  составляются  описания  стран, чертежи и карты русских земель.

Умножались познания  в  практической  медицине.  1543  году  появился перевод немецкого справочника «Вертоград». А в 1582 году в Москве  открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью.

В  ХVI   возросла  торговля.  Государство   наделяло    крупных    купцов привилегиями, предоставляя  им  судебные  и  податные  льготы.  Купцы  часто становились крупнейшими феодальными собственниками.

Большие обороты набирала внешняя  торговля. Важнейшим ее  направлением после присоединения  Казанского  и  Астраханского  ханств  стало  восточное. Связи  с  Западом  осуществлялись  по  сухопутным  путям  через  Смоленск  и Новгород.

Развитие  культурных  связей  с  Западной  Европой  было  важным  для преодоления экономической и культурной отсталости. Особенно успешно  в  этот период развивались связи  с  Италией.  Существенно  затрудняло  их  развитие усиление борьбы с  «латинством»,  развернутая  борьба  против  проникновения светских знаний в Россию.

В  середине ХVI века  упрочился  компромисс  между  государством  и  церковью.  Развитие государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах  духовной

жизни.

Книгопечатание, живопись, архитектура  были  подчинены  идее  усиления церковно-религиозного  влияния.  Серьезный  урон  культуре  нанесла  строгая регламентация мысли. Общий  подъем  культуры  периода  образования  единого государства, сменился заметным спадом ее  развития.  Новый  подъем  культуры происходит лишь в следующем столетии.

Роль искусства в Эпохе Возрождения.

Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного  творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных событий — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.

При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство  понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.

Философия и религия

Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно  все», весьма близки принципам новой  ренессансной философии. Ее крупнейшие представители  делают средоточием  своих размышлений проблему духовного  творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя — наряду с античной и библейско-евангельской традицией — сугубо неортодоксальные элементы магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер.

Сознание в состоянии выбора — ему посвящены как медитации  философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: например, лидеры Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина. Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.

Гуманизм

Задача воспитания «нового человека»  осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение  «гуманизм»).

Humanitas в ренессансном представлении  подразумевает не только овладение  античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной «добродетели» и  «доблести». Отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным оттенкам эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная характеристика основных черт

Эпохи Ивана Грозного и  Эпохи  Возрождения.

Эпоха Ивана Грозного

Эпоха Возрождение

Философия, идиалогия.

  • Философия времени правления Ивана Грозного направлена на возвышения одного человека, помазанника Божьего. Права человека ограничены Церковью и выступают как обязанности перед Богом.
  • Философия эпохи Возрождения обращена к человеку. Формально в центре  мироздания  оставался Бог, но преимущественное  внимание  обращали на человека, его природу,  самостоятельность, красоту, творческие способности, формы самоутверждения;

Политические идиалогии.

Самодержавно-монархический строй  и есть  верховная власть, построенная  на обязанности, миссии, подвиге, не имеет  других ограничений, кроме ограничений  в Церкви и тех, которые она  сама на себя налагает;

В таком случае самодержавный носитель власти признает себя подчиненным Высшей силе Промысла Божия, и народ подчиняется  ему как помазаннику Божию, т. е. посреднику — орудию Его Промысла. Те, кто не смиряется перед такою  властью, не понимает ее и не повинуется, — лишь «безводные облака, носимые  ветром, ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям, обещающие  другим свободу, а сами — рабы тления».

Мартин Лютер (1483-1546) «Властвует же целесообразно, управляет разумно тот монарх, который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом. Вообще христианский правитель должен считать себя слугой, а не господином народа».

Томас Мюнцер (ок.1490-1525) обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Он стремился к практическому воплощению на земле «царства Божьего» - общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти.

 

Жан Кальвин (1509 1564) Осуждая феодально-монархические круги за творимое им насилие, произвол, беззакония и предрекал за это правителям божью кару, орудием которой могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной.

Власть и церковь.

Считалось, что Церковь дает народу его миросозерцание, цели жизни и, обращаясь к ней за содействием  в деле воспитания народа, монарх признавал  за ней самостоятельную нравственную силу. В подчинении этой силе самодержавие находило твердый и непоколебимый  оплот.

Власть Православного монарха  вытекает из православного миросозерцания и без него даже непонятна. Только указанный Промыслом в силу рождения, верный Церкви, помазанный ею и хранитель  ее веры признается достойным устроителем  политической жизни. Сближение с Западом не могло остаться без того, чтоб приезжавшие в Россию иностранцы не беседовали с русскими и не вносили господствовавшего тогда на западе духа религиозных умствований и прений

Еретикам предъявлялись ряд  обвинений: отрицание святой соборной апостольской церкви, отвержение поклонения иконам, отрицания силы покаяния, пренебрежительное отношение к постановления вселенских соборов и пр. Летопись сообщает, что царь приказал «истязать сих».

Мартин Лютер (1483-1546). Один из исходных пунктов лютеровского учения – тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви. Только лишь богу обязаны люди повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными.

Томас Мюнцер Обездоленному люду чужды эгоистические цели, и он движим общими интересами, стремится к общей пользе. Безбожники это светские и духовные князья грубой силой подавляющие трудящихся крестьян.

Жан Кальвин Согласно Ж. Кальвину, бог заранее твердо определил одних людей к спасению и блаженству, а других – к погибели. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складываются у них жизнь на земле. Для истинного кальвиниста прежде всего долг целиком посвящать себя своей профессии, презирать наслаждения и расточительность. Благородство происхождения и сословные привилегии феодалов вовсе не столь важны, ибо не ими обуславливаются предызбранность и спасение человека.

Искусство.

Успехи  объединенного  процесса оказали положительное  влияние  на  развитие  русской  культуры,  которая  в первой половине ХVI века переживала подъем. Значительно меняется  характер культуры  –  она  становится  более светской. Ведущей темой устного  народного  творчества  была  борьба  народа  с иноземными захватчиками. Произведения  русской  письменности  не  только  собирались  в  монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди читающего населения,  что говорит о возрастании грамотности. Развитие  культурных  связей  с Западной  Европой было  важным  для

преодоления экономической и культурной отсталости.

Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного  творчества. Укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, , началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость. Формируются в своей окончательной самоценности -  эстетическое чувство, «чувство прекрасного»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Несомненно, Эпоха Возрождения и Ивана Грозного имеют множество отличительных черт. Философия Возрождения имеет гуманистическую направленность на личность человека, его индивидуальность. Бог представляет формальную роль. Это подтверждается политика – правовыми течениями, основными представителями которых являются Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин. Главными врагами этих течений представляется церковь, монархия, засилье феодализма, господство верхних сословий. Основная борьба революционных движений направлена на устранения монархической власти, феодального гнета низов, освободительные меры, установление равноправия, внедрение  демократических черт верховной власти. Личность вышла на новый уровень самоутверждения и реализации общественных идей. Противоположным представляется политика Ивана Грозного. Сословно- монархический строй  предполагал возвышение одного человека – монарха, помазанника божьего. Обычный человек если и имел права, то они неуклонно были связаны с обязанностями накладываемыми религией. Любые вольнодумные мысли, которые происходили от иностранных купцов,  жестоко наказывались. Человек обвинялся еретиком, не послушником церкви, предателем веры и терпел самые ужасные пытки и непреклонно приговаривался к смерти. Свое утверждение получает крепостное право в связи с введением Юрьева дня в Судебники 1550г., что еще больше ограничивает права людей.

В культуре и искусстве во время  Возрождения видно продолжение  гуманистического мировоззрения. Человеку присваиваются идеальные черты  на равнее с Богом, взгляды художников обращаются в к природе, мудрости, добродетели и доблести. Окончательно формируется эстетическое чувство и «чувство прекрасного».

Культура при Иване Грозном имеет черты Возрождения. Она достигла достаточно хорошего уровня. Было сформировано книгопечатанье, были открыты «книжные училища»  при монастырях, продолжает свое развитие устное народное творчество. В живописи и архитектуре доминирует религиозная направленность. Повышение уровня культуры напрямую связано с внешним влиянием западно – европейских связей. Особенно это проявилось в книгопечатанье, образовании. Основным источником проникновения Возрождения являлись торговые связи, но как только чувствовалось негативное влиянии на идеологию народа, Иван Грозный урезал связи, а вольнодумцев наказывал.

Важно отметить, что европейское влияние имело положительный характер, но господство церкви в политике оказывало тормозящие влияние на культуру, так как целью религии было укрепление самодержавия.

Информация о работе Эпоха Возрождения на Западе и особенности развития России при Иване Грозном