Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов Европы, на примере Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать и всесторонне проанализировать суть понятия «этнография детства» на примере традиционных методов воспитания английских детей. Временной интервал исследования охватывает период, который начинается с рубежа XVII-XVIII веков и продолжается до современности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Генезис понятия детства………………………………………………………. 6
Формирование системы воспитания детей в Англии…………………………….6
Роль семьи в воспитании ребенка………………………………………………… 9

ГЛАВА 2. Методика воспитания детей в Англии. ……………………………………10

2.1. Целевая установка воспитательного процесса………………………………….. .10

2.2. Воспитание и развитие личности детей от рождения до года………… .. 12

2.3. Воспитание и развитие личности детей от года до 4-х лет…………………….. ..14

2.4. Формирование знаний и навыков у детей в английской культуре…………….. .16

ГЛАВА 3. Детский труд и образование в Великобритании ………………………….17
Принудительный детский труд. ………………………………………………..17
Специальное образование в Великобритании…………………………………19

Заключение……………………………………………………………………………… 23

Список литературы………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

ИЕМ.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

    Понятие детства, сформулированное педагогикой эпохи Просвещения, переносит акценты на моделирование ребенком социальных ситуаций. Однако навязчивое стремление контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка усиливает конфликты отцов и детей. Теперь эталоном становится поведение современников, а не предшествующего поколения.

    На  протяжении ХIХ века отношение к  детству как стадии зависимости  в общественном сознании начинает утрачивать актуальность. Целью воспитания становится не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировка его воли, подготовка к будущей самостоятельной жизни. Однако ребенок по-прежнему мыслится скорее объектом, чем субъектом инкультурации.

    Лишь  с конца ХIХ века детство становится феноменом, охватывающим все слои населения. Все эти процессы подготовили почву для признания детства в качестве особого социокультурного феномена (Л. Демоз, М. Мид, З. Фрейд, Я. Корчак, Л.С. Выготский и др.). В таком понимании мир детства родился только к середине ХХ века.

В этот период взрослый мир начинает полагать, что ребенок лучше знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько "дисциплинировать" или формировать его личность, сколько помогать индивидуальному развитию.

     у англичан понятие "детство" и взаимоотношения в семье прошли очень сложный и долгий путь развития. Как и всякое общественное явление, становление института детства и связанных с ним семейных законов происходило под влиянием господствовавших у англичан в то или иное время социально-экономических отношений, и естественно, что эти законы приобретали ту форму, которая более отвечала их требованиям.

Термин "семья"  обычно в XIX в. включал понятие "домашнее хозяйство"  или взаимозаменялся им. Очень редко эти термины употреблялись раздельно.  "Супружеская семья"  означала и «домашнее хозяйство», и "полный дом".

     Понятие "большая семья" в англосаксонской  литературе означает отнюдь не то, что  принято среди наших исследователей. Поэтому корректнее применительно к проблеме  "детства"  вести речь о "полных"  и "неполных" семьях. Сразу отметим, что количество детей в таких семьях уменьшалось от века к веку.

     С 1560 по 1629 г. в большинстве полных семей в среднем насчитывалось  пять детей; с 1770 по 1837 г. уже три ребенка. В XVII в. дом англичанина, как правило, был полон детей.

     Дети в английском обществе на протяжении ряда веков занимали немалое место.

 Детей принято  было делить на три категории:  infants — дети в первый год их жизни; toddlers (дети, начинающие ходить) — от одного до четырех лет; children of school-age (дети школьного возраста) - от 5 до 14 лет. Именно в период от рождения ребенка до 14 лет его жизни укладывается в западной научной литературе весь  детский цикл.

Слово "бэби" не всегда означало младенца — нередко  оно распространялось и на детей более старшего возраста. По крайней мере, это положение было уже действительно с XVI в.

     С 60-х годов XVIII в. в Великобритании начался промышленный переворот, который вступил в завершающую стадию в 30—40-е годы XIX в. В 50~60-е годы XIX столетия происходит расцвет промышленного капитализма, а вместе с ним активное разрушение традиционных экономических районов и общинных устоев, проникновение новой идеология во все сферы английского общества, размывание социальных бытовых установок и старинных родильных обрядов и обычаев воспитания детей.

     После 1750 г. в Британии десятилетие за десятилетием росло число детей. В 1821 г. была проведена  перепись населения, куда впервые отдельной  графой были занесены дети; затем подобные переписи проводились каждое десятилетие, начиная с 1841 г. Новорожденных же детей в 1850 г. насчитывалось всего 7,3% от всей массы населения. Несмотря на большую рождаемость, наблюдалась высокая смертность детей до пяти лет. В 1800 г. только 50% детей доживало до этого возраста

     В начале 1860-х годов было установлено, что имеется прямая связь между работой матери ребенка ниже годовалого возраста и высотой нормы детской смертности. Плохой уход, быстрое отлучение от материнской груди не способствовали выживанию новорожденных. Лишь рост снабжения городов коровьим молоком спас жизни многих младенцев.

В отличие от свадебных обычай, связанные с  рождением, варьируются не только от района к району, но и от семьи  к семье. Но существовали и общие  поверья. Еще до рождения ребенка  в Дорсете в начале XIX в. говорили, что девушки не должны собирать орехи в воскресенье, иначе к алтарю они пойдут венчаться уже беременными. Год, урожайный на орехи, принесет много внебрачных детей. Существовал обычай дарить невесте корзину с орехами — "много орехов — изобилие колыбелей".

      При приближении родов родные и друзья пытались определить пол ожидаемого младенца. Высоко поднятый живот означал, что родится мальчик, опущенный - девочка. Если 6еременность длилась более 9 месяцев, считали, что родится мальчик. Более сложное предсказание пола будущего ребенка зафиксировано в  XIX в. в Денбигшире. Дочиста выскабливали баранью лопатку, обжигали, затем просверливали и продевали нить. После этого подвешивали над входной дверью вечером. Верили, что ожидаемое дитя будет того же пола, что и то лицо, которое в следующее утро первым (исключая домочадцев и слуг) войдет в дом.

     До  недавнего времени прием новорожденного считался "женской" работой, особенно в сельских районах, где местные  повитухи весьма почитались. Повитуха являлась "энциклопедией" всех местных  знаний и приемов при родах, также была главным экспертом в области народной медицины и других знаний многие из которых считались у сельского населения магическими.

     Квалифицированная помощь при родах начинает вводиться  уже с XVI в Нередко врач и повитуха действовали совместно. При этом врач играл вспомогательную роль.

     В Англии на два столетия раньше, чем  в других странах была упорядочена  система акушерства.

     Как только дитя принималось от матери, его поднимали на руках вверх  и опускали затем вниз, символизируя тем самым его будущее процветание. Рождение ребенка с "сорочкой" на головке предвещало ему удачу. Ее необходимо было обязательно сохранить. Полагали, что дитя, рожденное с "сорочкой", никогда не утонет. Поэтому опасно было оставлять спящего младенца одного в комнате с кошкой3.

     Было  принято также сразу же после  появления на свет нового человека приносить ему дары. Это могли  быть соль, хлеб, яйца или различные  вещи. По поверьям, соль – это здоровье тела и духа, хлеб – жизненные  блага.

      На  радостных встречах по случаю рождения обсуждались время и дата появления младенца на свет в соответствии с народными поверьями, гадали и о его судьбе.

     Так, май считался месяцем, предвещающим несчастья родившимся в нем. Рождение в Рождество считалось очень  удачным, но рождение в день "избиения младенцев" (28 декабря) уже менее благоприятным. Родиться более рано представлялось лучше, чем в поздние часы. Как говорили в народе: "Часом позже — короче жизнь". Если дитя появилось на свет в период роста луны, считалось, что оно быстро вырастет. Родившийся в понедельник — будет прекрасен лицом, во вторник — полон грации, но в среду — полон скорби, в четверг — далеко пойдет; в пятницу — будет милосерден, а в субботу — немилосерден, в воскресенье же — будет счастлив.

     Всех  младенцев, рожденных под бой часов, именовали "дети перезвона" в особенности тех, кто появился под бой магических цифр — 3, 6, 9 и 12. В Сомерсете, впрочем, так именовали детей, рожденных в полночь на пятницу или под крик петуха на субботу. Эти дети, считалось, видят духов, говорят с феями. Они неподвластны заговорам, обладают властью над животными и одарены знанием лечебных трав и целительной силой.

Даже физический облик новорожденного играл важную роль при определении его будущего:

Ямочка на подбородке приносит удачу; Ямочка на щеке — не будет удачи.

В Линкольншире большие уши были знаком будущего успеха. Сросшиеся у младенца брови  означали, что у него будет завистливый  и дурной характер. Родинка на подбородке у ребенка — это успех во взрослой жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Роль семьи в  воспитании ребенка

     Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2—6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям — бабушек и дедушек.

     Основное  назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная  функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с воспитанием, приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья.

 Отец  и мать как бы взаимно дополняют  друг друга; ребенок по-настоящему видит  своего отца, если у него есть хорошая  дружба с матерью. Но все же первые истоки, первые тончайшие корни нравственного  развития ребенка — в разуме, чувствах, душевных порывах матери. Человек в своем нравственном развитии становится таким, какова у него мать, точнее, какова гармония любви и воли в ее духовном мире. Мудрость материнской любви заключается в том, как воля управляет любовью и подлинная человеческая любовь одухотворяет главный стимул воли — чувство ответственности за будущее человека.

Утверждение культа матери в духовной жизни детей, культа, в котором уважение проникнуто глубоким пониманием и понимание  вдохновляет уважение, почитание, любовь, благоговение, требует от педагога умно, мудро, возвышенно говорить с детьми о высокой материнской миссии.

     Мать — со своим богатым духовным миром, своей образованностью, своими широкими общественными интересами, своим чувством собственного достоинства, своей преданностью и вместе с тем высокой требовательностью в любви к мужу, своей строгостью и несгибаемостью, своей непримиримостью и нетерпимостью к злу — мать, женщина должна быть нравственным, духовным властелином и повелителем в семье. Вся воспитательная работа, направленная на воспитание благородного отношения к. матери,— это краеугольные камни, утверждающие авторитет отца. Подлинная гармония воли и любви достигается в тех семьях, где свет разума, мудрости, изумляющий детей каждодневными открытиями человеческой красоты, исходит от матери, где духовную красоту, благородство, преданность мужа жене и семье дети видят только благодаря этому свету — исходящему от умной, тонко чувствующей человеческие достоинства и пороки, матери. От материнской мудрости исходит духовная сила, морально дисциплинирующая отца, утверждающая в нем чувство благородной человеческой ответственности за семью. В хорошей семье — а хорошей я называю семью, у духовных истоков которой стоит умная, духовно богатая, гордая, умеющая дорожить своим достоинством мать, все это осуществляется тонко, изящно, незаметно. И это одно из важнейших условий так называемой отцовской власти, или твердой руки отца.

Взаимоотношения в современной семье изменились: они стали более сложными и  тонкими психологически, в их основе на первом месте — нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняется и отношение к детям. Имея весьма скромный прожиточный минимум и более чем скромные жилищные условия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне редко. Но зато своего единственного ребенка стараются хорошо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование.

  ГЛАВА 2. Методика воспитания детей в Англии.

  2.1. Целевая установка воспитательного процесса.

     Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания. Мы рождаемся всего лишенными – нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными – нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием. В воспитании нельзя опираться только на чувства, иначе человек не будет знать, чего он хочет.

Информация о работе Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов Европы, на примере Англии