Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов Европы, на примере Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать и всесторонне проанализировать суть понятия «этнография детства» на примере традиционных методов воспитания английских детей. Временной интервал исследования охватывает период, который начинается с рубежа XVII-XVIII веков и продолжается до современности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Генезис понятия детства………………………………………………………. 6
Формирование системы воспитания детей в Англии…………………………….6
Роль семьи в воспитании ребенка………………………………………………… 9

ГЛАВА 2. Методика воспитания детей в Англии. ……………………………………10

2.1. Целевая установка воспитательного процесса………………………………….. .10

2.2. Воспитание и развитие личности детей от рождения до года………… .. 12

2.3. Воспитание и развитие личности детей от года до 4-х лет…………………….. ..14

2.4. Формирование знаний и навыков у детей в английской культуре…………….. .16

ГЛАВА 3. Детский труд и образование в Великобритании ………………………….17
Принудительный детский труд. ………………………………………………..17
Специальное образование в Великобритании…………………………………19

Заключение……………………………………………………………………………… 23

Список литературы………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

ИЕМ.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

      Воспитание  подрастающих поколений общества, как  процесс их подготовки к общественно-производственной деятельности, овладения подрастающими поколениями соответствующим производственным опытом и навыками труда есть необходимый процесс овладения всем жизненным опытом, созданным всеми предшествующими поколениями и реализованными как непосредственно в производстве, так и в обобщенном виде в науке, культуре, в языке, в самих людях – в их духовных и физических качествах, в формах общественных отношений, в формах и нормах быта и т.п.

      Воспитание  подрастающих поколений – это  процесс становления детей людьми, как важнейшим элементом производительных сил общества.

      Этот  процесс воспитания подрастающих поколений  есть объективно-закономерное общественное явление, определяющееся «потребностями и способом производства» и присущее обществу на всех стадиях его развития, ибо общество без него не может жить и развиваться.

Ребенок – это  человек в возможности. Он заключает  в себе – в организации, структуре  и способностях своего организма  и каждого его органа в отдельности  – весь исторически пройденный путь развития своих предков, все исторически возникшие и переданные по наследству от поколения к поколению изменения в этих органах и организме в целом, реализованные в качестве их, в природе их, в их способностях стать человеческим организмом, человеческой личностью.

      Ребенок воспитывается постоянно в каждый данный момент, поскольку он в каждый данный момент живет и действует. Следовательно, процесс жизни ребенка  объективно и есть действительный процесс  его воспитания. Какова жизнь ребенка, каковы характер и содержание его жизненно необходимых отношений с людьми, вещами и явлениями и определенный этими отношениями характер и содержание его жизнедеятельности – таков и процесс его воспитания, таков и результат его.

      В этом смысле человек как результат  воспитания – это продукт своей жизнедеятельности. Какова жизнедеятельность человека, таков и сам человек.

      В своей практической работе и теоретических  обобщениях А.С. Макаренко исходил  из того, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности – учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п. в результате упражнения, вовлеченных в нее естественных сил детей происходит развитие детей.

     Ранний  возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного

развития.

  Для физического  и нервно-психического развития детей  первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как  правило, насчитывается 10—12 слов, то к  двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни  особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Формирование знаний  и навыков у  детей в английской  культуре.

      Для этого периода в английской культуре существуют специальные способы  формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:  

  • физические, тренирующие и развивающие физическую активность;
  • стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;
  • стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;
  • ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.
 

В играх развиваются  такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность  к обучению.

     Маленькие дети играют в одиночку, не обращая  внимания на остальных. Им свойственна  уединенная независимая игра. Чуть позже они начинают копировать поведение других детей, не вступая с ними в контакт. Это так называемая параллельная игра. В возрасте около трех лет малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей. Они играют в соответствии со своими желаниями, но учитывают и чужие — объединенная игра. И, наконец, с четырех лет дети способны к совместной игре — координации своих действий и поступков с другими.

     Значимое  место в процессе первичной инкультурации  принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Также важно, чтобы ребенок научился учиться. Параллельно осваиваются другие ценности, формирующие отношение человека к миру, закладываются основные модели поведения, словом, выстраивается «культурный айсберг». Ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки, носящие неспецифичный в профессиональном отношении характер. В этот период их приобретение и практическое освоение становятся ведущими в образе жизни личности. Соответствующими институтами являются детские дошкольные и школьные учреждения. Ребенок проводит там значительную часть своего времени. Можно сказать, что в это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социо-культурной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. Детский труд и образование в Великобритании

3.1.  Принудительный детский труд.

     С детства англичане приучаются к  самостоятельности и ответственности  за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и для взрослой жизни их не надо специально готовить. Сознательно отстраняясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16—17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают из родительского дома и живут независимо.

     Взрослые, применяя систему наказаний и  поощрения, ограничивают его возможность  выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают  их некритично. Дети должны выполнять  правила того мира, в котором они живут. Это приводит к тому, что они видят мир в черно-белом цвете и не способны на компромиссы.

      Приобщение  детей к взрослой трудовой и общественной жизни в семьях бедных и среднего достатка начиналось в Британии очень  рано и проявлялось в двух основных формах — направлении на работу или в обучение. Обычно дети начинали работать с 10 лет.

Мальчиков нередко  использовали в качестве трубочистов  до 1875 г., иногда с четырех или  пяти лет. С пяти-шести лет дети занимались очисткой вентиляционных люков и работали по 12 часов в день, находясь в воде, вытаскивая ползком на четвереньках вагонетки с углем из шахт7.

     В промышленности детей эксплуатировали  с семилетнего возраста с 5 часов  утра до 8 часов вечера. В угольных шахтах они работали с 7 лет. С пяти-шести лет дети занимались очисткой вентиляционных люков и работали по 12 часов в день, находясь в воде, вытаскивая ползком на четвереньках вагонетки с углем из шахт.

     В 1851 г. работающих детей насчитывалось 30%, в 1901 — 17%. В 1911 г. работающих детей от 10 до 13 лет было 2%, 13 лет — 17%, 14 лет — 52%; в 1921 г. детей от 12 до 14 лет работало 5%, от 14 до 16 лет — 52%61. Несмотря на то, что число детей, трудившихся с 4—5 лет, было невелико, условия их жизни и работы были ужасны.

     На  ситценабивных фабриках дети с пятилетнего возраста работали по 16—18 часов в сутки. В 1845 г. было зафиксировано около 25 тыс. таких детей. В 1851 г. в сельском хозяйстве трудилось 100 тыс. детей от 5 до 12 лет, в основном мальчиков; в текстильной промышленности — 100 тыс., мальчиков и девочек; в услужении — 170 тыс. девочек; 11 тыс. мальчиков работали сапожниками; 40 тыс. мальчиков — курьерами. В 1891 г. 17 тыс. девочек работали у модисток и 17 тыс. мальчиков — в лавках, торговавших мануфактурой. В Бирмингеме очень много детей в возрасте от 6 лет и выше были заняты в металлической промышленности, в Ноттингеме — в выделывании кружев; в Ланкашире — на ситценабивных фабриках; в Йоркшире — на производстве мануфактуры. Значительное количество детей в возрасте от 7 лет работало по найму на фермах Дорсета.

      Отдельно  нужно отметить труд детей на угольных шахтах. В 1810 г. средний возраст этих детей составлял 7,5 лет. Но наблюдались  случаи, когда ребенок начинал  работать с четырех лет. Таких  детей из каждых четырех встречался один. А всего их количество колебалось между 15 и 20 тысячами: 10% из них начинали работать в 5 или 6 лет;

около 60% — в 7—9 лет; около 30% — в 10— 14 лет.

      Что касается детей, определяемых как «ученики», то некоторые из них посещали школу  нерегулярно. В 1830 г. основная часть детей успешно осваивали три «Rs», т.е. грамоту и элементы арифметики.

      Воспитание  в семье было очень суровым, преимущественно  с использованием различных способов наказания вплоть до физического. Все  было направлено подавление воли ребенка, на безусловное подчинение его родителям. Скудная пища, никаких игрушек, ледяная спальня, суровая порка за шалости. Подавление воли и самоуважения — главные особенности такого воспитания. Пуритане считали, что все дети по своей природе злые и поэтому родители должны сдерживать их наклонности, используя любые средства.  Эта крайняя кальвинистская точка зрения была развита Уэслеем и унаследована евангелистами в XIX в. В Англии XIX в дети были уголовно наказуемы уже с семи лет8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Специальное образование  в Великобритании.

  Специальное образование в Великобритании берёт  своё начало в конце  XVIII века с началом призрения бедных и неполноценных людей благотворительными организациями и религиозными объединениями. Этот процесс сочетал в себе и обучение, и охрану здоровья. Имеются сведения о нескольких изолированных учреждениях такого рода того времени, которые, в основном, занимались глухими или слепыми детьми. Начало 19 столетия явилось и началом образования слепых детей в специальных школах, однако, учреждения, в которых было организовано школьное обучение детей с сенсорными нарушениями появились несколько позже. Так, Королевский Национальный Институт для слепых был образован в 1868 году, а Королевский Национальный Институт для глухих людей в 1911 году.

  Государство не принимало участия в обучении детей со специальными нуждами до конца XIX века. И только в 1893 году руководству школ в Великобритании вменили в обязанность обеспечение начальным образованием глухих и слепых детей. Через 6 лет администрации школ получили разрешение на обучение детей с физическими нарушениями, умственной отсталостью и детей, страдающих эпилепсией. Это указание стало выполняться только к 1914 году и касалось обучения умственно отсталых, а в 1918 году – и детей с физическими недостатками и с эпилепсией.

  До 1944 года наблюдался общий рост численности  специальных школ, но он происходил неравномерно. Обозреватели того времени  отмечали, что качество и количество   предоставляемого образования отличалось в разных частях страны. В одних случаях обучение было всесторонним, доброжелательным  и велось опытными специалистами, в других- оно практически не осуществлялось, а качество преподавания было посредственным.

Информация о работе Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов Европы, на примере Англии