Шпаргалка по истории Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:27, шпаргалка

Описание работы

Древнейшие исторические сведения о С., известных тогда под именем венедов, относятся к 1—2 вв. н. э. С середины 6 в. наименование Sklabenoi, Sciaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й половине 7 в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик аль-Ахталь).
Данные языкознания связывают древних С. с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одер на З., в бассейн Вислы, в Верхнее Поднестровье и до Среднего Поднепровья на В. Северными соседями С. были германцы и балты, составлявшие вместе с С. северную группу индо-европейских племён.

Работа содержит 1 файл

Билеты по истории.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

912-945г.  – правление Игоря.

Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы.

В 903 году под его предводительством был совершен поход на побережье Каспийского моря. Двигаясь вдоль побережья Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар, войско Игоря подошло к Баку. В качестве платы за "пропуск" хазарам была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной и половину ее русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено. Вернувшись в Киев, Игорь вынужден был собирать новую дружину для нового похода.

Заключил мир  с печенегами (915-920).

В 941 князь Игорь предпринял не совсем удачный поход на Царьград (отраженный «греческим огнем»). Игорь отступил и вновь пошел на греков в 943, в результате был подписан мирный договор на выгодных условиях. Договор 944 устанавливал "мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит". После похода 944 князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: "Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!". После долгих уговоров князь Игорь отправился в 945 со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав собранное полюдье недостаточным, князь с дружинниками вернулся, чтобы собрать дань еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня порешили: "Повадился волк к овцам ходить — так перетаскает все стадо. Лучше нам убить его!". Маленький отряд Игоря был разбит древлянским князем Малом, самого Игоря — по свидетельству византийского историка Льва Дьякона — убили, привязав к склоненным верхушкам двух соседних деревьев. К концу правления Игоря власть русичей распространилась по обе стороны верхнего и среднего Днепра, на юго-восток — до Кавказа и Таврических гор, на севере — до берегов Волхова. 

945-964г.  – Ольга

По преданию, происходила из древнего славянского рода, родилась недалеко от Пскова в селе Выбуты (Выбуцы) в верховьях реки Великой.

После убийства древлянами мужа Игоря в 945 уничтожила два свадебных посольства к ней древлянского князя Мала ("повелела Ольга отрокам своим засыпать живыми вместе с ладьей, и отроки исполнили повеление княгини"). В 946 по тому же языческому обычаю еще раз жестоко отомстила древлянам: сожгла их город Коростень (Искоростень), предала смерти более 5 тыс. его жителей, уничтожила почти поголовно древлянскую знать; при разгроме города погиб и сам князь Мал. Присоединившись к карательному походу, взяла с собой и маленького Святослава, выросшего среди дружинников. Сидя на коне во главе дружины, он бросил копье в сторону врагов. Оно пролетело между ушей коня и упало к его ногам. Поступок маленького князя вдохновил дружинников.

В ходе своего неограниченного правления (сын Святослав был в постоянных походах) регулярно совершала объезды подвластных Киеву земель, — новогородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и других.

В 945 осуществила первую в русской истории финансово-административную реформу: если ее муж Игорь собирал дань с подвластых земель, когда ему вздумается и сколько вздумается ("всхыщая и грабяху"), то она установила точный размер взимаемой в пользу Киева размеры дани ("полюдья") — "уроки" (или "оброки"), периодичность сбора ("уставы") и места, куда следовало привозить "полюдье" ("погосты"). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор ("тиун").

Укрепляя и расширяя международные связи, княгиня вступила в контакт с римской церковью, но предпочла более тесные торгово-экономические связи с Византией.

В 954 с целью их укрепления совершила первую поездку в Царьград (Константинополь). В 955 — вторую — когда торжественно явилась в столицу Византии с большой свитой. Цели поездки русской княгини были не совсем ясны, а потому обросли легендой. Согласно одним данным, сам византийский император Константин Багрянородный был заинтересован в союзе с Русью и просил у нее "воев" (воинов) "в помощь". Согласно иным данным, княгиня Ольга желала женить своего сына Святослава на одной из дочерей императора. В летописи попала легенда о том, что сам Константин Багрянородный сватался к этой немолодой уже русской вдове. Однако Ольга отвергла его, сославшись вначале на то, что она язычница. Когда же император вызвался сам крестить ее и быть ее восприемником от купели (что и изображено в поздних летописных миниатюрах), Ольга якобы проявила завидное знание христианского канона, воспрещавшего жениться на восприемницах. Возможно, легенда сохранила в искаженной форме историю неудачного сватовства сына Ольги Святослава к одной из дочерей императора.

Так или иначе, но Ольга в это свою вторую поездку в Византию стала первой русской княгиней-христианкой. Император Константин Багрянородный, давший ей христианское имя Елена в честь своей матери, выразил тем самым особое почтение к восприемнице.

Возвратившись в Киев, Ольга воздвигла несколько деревянных храмов с целью распространения христианства в киевских и псковских землях. Но попытка заставить принять христианство сына Святослава окончилась его отказом. Сын к этому времени стал уже взрослым и, как сообщает летописец, полюбил ратное дело.

В 968 вызвала из военного похода сына Святослава, находившегося в тот момент у днепровских порогов, для зашиты от осадивших Киев печенегов.

Умерла не ранее июля 969 в Киеве, причем летописец сообщает, что "плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди". Соблюдая правила новой веры, повелела сыну перед смертью не совершать над ее могилой языческой тризны. Внук Ольги Владимир Святославич распорядился перенести ее мощи перенесены в Десятинный храм Успения в Киеве. 

964-972г.  – Святослав Игоревич

Незадолго до гибели Игоря в его семье появился наследник — Святослав, которому (по словам византийского историка Константина Багрянородного) он сразу же отдал во владение город Новгород. Согласно русской летописи, ребенок был совсем мал в год гибели отца и едва мог держаться на коне. Святослав уже в 965 отправился в поход и в дальнейшем большую часть жизни проводил в походах и сражениях, лишь изредка, преимущественно в критических ситуациях, навещая стольный город и мать.

Покоренные в  начале 965, земли вятичей, как и завоеванная им территория по реке Десне давали ему в руки возможность контролировать Великий Волжский путь, соединявший Скандинавию, Русь и Среднюю Азию.

Завоевал главную  хазарскую цитадель — крепость Саркел (Белую Вежу) на Дону и столицу каганата город Итиль (рядом с современной Астраханью, в низовьях Волги), разбил племена ясов и касогов (предков современных черксов и осетин)(Северный Кавказ). Уже тогда Святослав прославился тем, что, прежде чем напасть на врага, он посылал вперед гонца со словами: "Иду на вы!" (то есть "Иду на вас!"). Захватив инициативу в вооруженных конфликтах, Святослав оперативно вел наступление и этим добивался успеха. В Повести временных лет говорится, что "он передвигался и ходил, как пардус (то есть гепард), и много воевал. Во походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины".

Вся наружность князя представляла что-то простое  и скромное, но одновременно мрачное  и суровое. Единственным мерилом правильности поступков было для Святослава мнение его дружины, идеалом — слава беззаветно храброго воина, никогда не изменявшим мнению "рады" (совета) своих воинов.

В 967 вторгся  в Болгарию и разбил войско болгарского царя Петра. Он дошел уже до устья Дуная, где "поставил" город Переяславец (Малый Переслав) и  желал сделать его столицей Руси "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей! Туда сходится все хорошее: из Греции золото, поволоки, вина и разные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси меха и воск, мед и рыбы".

Однако, получив  известия об утверждении Святослава в Болгарии, Византия в 968 заставила печенегов совершить нападение на Киев. Святославу пришлось покинуть Болгарию и поспешить на защиту города, где правила его мать. Печенеги были "добиты в поле", но Святослав не забыл вероломства Византии.

В 968, похоронив  мать, Святослав передал внутренние дела своего государства подросшим  сыновьям: Ярополку (рожденному от первой жены) отдал Киев, незаконорожденного сына Владимира (чьей матерью была Малуши или Малфред, дочь древлянского князя Мала, бывшей ключницей княгини) определил в Новгород, Олег получил в управление древлянские земли (ныне район современного Чернобыля).

В 970 Святослав начал новый военный поход. С большим войском (около 60 тыс.) он пошел в Болгарию, где поставил задачей заключить договор с болгарами и с венграми против Византии. Посадил на кол 20 тыс. пленных, привел тем самым в ужас болгар, и все повиновались ему. Победным маршем занял Филиппополь (Пловдив), прошел Балканы, покорил Македонию, опустошил Фракию и подошел к Константинополю. Иоанн I Цимисхий организовал оборону. После кровопролитных боев войска Святослава с византийской армией под Большим Преславом и Доростолом и 3-х месячной осады Святославом вражеских укреплений обе стороны понесли тяжелые потери, но в июне 971 укрепления византийцев все-таки взял. Именно в ходе тех сражений, Святослав, по преданию, сказал своей дружине: "Не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не стыдно. Если же побежим — позор нам будет". В одном из боев Святослав был тяжело ранен, потерял много крови, и едва не попал в плен. Будучи вынужденным заключить мир с Византией, он с остатками дружины отправился на родину. У Днепровских порогов он в последний раз встретился с печенегами, предупрежденными Византией о его возвращении, и погиб в бою с печенежским князем Курем у острова Хортица. Тело князя было захвачено печенегами, и из его черепа, окованного золотом, была ими сделана чаша для пиров. Из огромной армии, покинувшей Болгарию, на Русь возвратилась назад только ее четвертая часть (по преданию, около 22 тыс. воинов).

После походов  Святослава 965-972 территория Руси резко увеличилась, растянувшись от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до Балканских земель Византии. 

3. Крещение Руси.

      Согласно  общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни.

      Цепь  событий, непосредственно предшествовавших принятию христианства на Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной. Летописные легенды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный анализ предлагавшихся вариантов. "Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. «Вино, сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него». Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответил им: «Идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы». Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? "В Иерусалиме, ответствовали проповедники: но бог во гневе своем расточил нас по землям чужим". «И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других?», - сказал Владимир: «Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества». Наконец безымянный греческий Философ, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру содержание библии и в заключение показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный Владимир вздохнул и сказал: "Благо добродетельным и горе злым!" «Крестись, - ответствовал Философ - и будешь в раю с первыми".

Далее князь  Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те узнали, как там  все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались обо всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: ”Мы не помнили, где мы находились на земле или на небе”. Вот ещё аргумент: "Если бы дурен был закон греческий, - говорили послы, - то бабка твоя Ольга не приняла бы его; а она была мудрее всех людей".

Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что получил ответ: ”Где тебе любо”.

Год спустя, в  Византийской империи произошло  восстание войска под предводительством  полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил Корсунь (или Херсонес) - главный греческий город в Крыму - и настоял на исполнении греками договора. Далее по преданию:

      Город долго оборонялся (и если бы не предательство  корсунянина Анастаса, пустившего стрелу с посланием войску Владимира, ведавшем: "За тобою, с восточной стороны, лежат колодцы, от них вода идет по трубе в город, перекопай и перейми ее"…). Владимир, услыхав об этом, взглянул на небо и сказал: "Если это сбудется, я крещусь". Это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощию нового божества. Владимир вошел в город с дружиною и послал сказать греческим императорам Василию и Константину: "Я взял ваш славный город; слышу, что у вас сестра Анна в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что с Корсунем". В ответ: "Крестись, и тогда пошлем к тебе сестру". Владимир: "Пусть те священники, которые придут с сестрою вашею, крестят меня". Уговоренная братьями Анна со священниками села в корабль, простилась с роднею и поплыла с горем в Корсунь, где была торжественно встречена жителями. В это время, продолжает предание, Владимир разболелся глазами, ничего не мог видеть и сильно тужил. Приняв крещение, прозрел (однако, где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение - в 988 или в 989 г., - точно неизвестно). Удивясь такому внезапному исцелению, Владимир сказал: "Теперь только я узнал истинного бога!" Видя это, и из дружины его многие крестились. После крещения совершен был брак Владимира с Анною. По возвращению в Киев Владимир, прежде всего, крестил сыновей своих и людей близких, сверг языческих истуканов (поставленных им же ранее в попытке создания единого культа Перуна). Затем Владимир преступил к обращению киевского народа. Видя противление, усилил принудительные меры. На другой день после объявления княжеского приказа, Владимир вышел с священниками царицыными и корсунскими на Днепр (и его приток - Почайна), куда сошлось множество народа. Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский идеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников; раздавал питание неимущим.

Информация о работе Шпаргалка по истории Руси