Шпаргалка по истории Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:27, шпаргалка

Описание работы

Древнейшие исторические сведения о С., известных тогда под именем венедов, относятся к 1—2 вв. н. э. С середины 6 в. наименование Sklabenoi, Sciaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й половине 7 в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик аль-Ахталь).
Данные языкознания связывают древних С. с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одер на З., в бассейн Вислы, в Верхнее Поднестровье и до Среднего Поднепровья на В. Северными соседями С. были германцы и балты, составлявшие вместе с С. северную группу индо-европейских племён.

Работа содержит 1 файл

Билеты по истории.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

Благодаря деятельности Дмитрия стало действительно возможным свергнуть власть ига. Тому же способствовало наступление с конца 1350-х гг. “великой замятни” в самой Орде, выразившейся в частой и насильственной смене ханов. В 1375 г. власть захватил тёмник Мамай (командовавший «тьмою» – 10 тыс. воинов), который, не будучи чингизидом, не имел законных прав на “царский престол”. Дмитрий Иванович, воспользовавшись ослаблением Орды, отказался платить дань. Столкновение становилось неизбежным. После первого поражения русских на р. Пьяне (В 1377 на Суздальское княжество, где правил тесть Дмитрия, напал ордынский царевич Араб-Щах (Арапша). Спасая родственника, Дмитрий направил туда московское войско и тем самым первым из русских князей начал открытую борьбу с ордынцами. Однако первое столкновение с ними оказалось неудачным для русских: по преданию, ордынцы разбили упившихся русских воинов, не ожидавших нападения врага, и река, на которой они расположились лагерем, получила поэтому название «река Пьяни». Вслед за тем татары опустошили нижегородские и рязанские земли, а царевич Арапша провозгласил себя ханом Золотой Орды.) в 1377 г., Дмитрий Иванович в 1378 г. лично возглавил полки и нанес сокрушительное поражение войскам мурзы Бегича на р. Воже.

Куликовская битва и её историческое значение. 
Решающее сражение произошло на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло и двигался ему навстречу (В войске Мамая помимо монголо-татар, входили также отряды черкесов, осетин, армян, некоторых народов Поволжья, наёмные отряды крымских генуэзцев). Дмитрий, сплотив под своими знаменами силы почти всех Северо-Восточных земель (кроме тверской и нижегородско-суздальской; противоречивы сведения об участии в ополчении новгородцев), поддерживаемый двумя братьями Ягайла (Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским) перешел Дон, чтобы не дать возможности соединиться союзникам. Кроме того, этим действием он отрезал возможные пути отступления русских войск и продемонстрировал готовность сражаться до последнего. Силы сторон (примерно по 50 тысяч человек) были равны.  
Благодаря патриотизму и мужеству русских воинов, сплоченных общей верой и единым руководством (на Куликовом поле, в отличие от битвы на р. Калке, вышли войска, имеющие четкий план действий и подчиненные одному князю), а также умелым действиям засадного полка под началом двоюродного брата Дмитрия Владимира Андреевича Храброго Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца, в решающий момент сумевшего переломить ход битвы, была одержана блестящая победа.

Подробней (реконструкция):

(Дмитрий Иванович отправился за советом к настоятелю Троицкого монастыря под Москвой отцу Сергию Радонежскому. Отец Сергий был самым авторитетным лицом и в Церкви, и на Руси. Ещё при жизни он был назван святым, считалось, что он обладает даром предвидения. Сергий Радонежский предрёк московскому князю победу. Это вселило уверенность и в Дмитрия Ивановича, и во всё русское воинство.)

Дмитрий Иванович, узнав в конце июля о движении монголо-татар, обратился с призывом о сборе русских военных сил  в Москве и Коломне. Собравшееся в этих пунктах русское войско численностью до 100—150 тыс. человек, отличалось однородностью: составляли москвичи (главным образом молодые люди из ремесленников и крестьян, непривычные к бою), а также воины земель, признавших власть московского князя, украинские и белорусские отряды; в походе не участвовали воины Новгородской, Тверской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской земель. План похода состоял в том, чтобы, не ожидая соединения на Оке Мамая со своими союзниками, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Поход войска происходил в августе — начале сентября. Утром 8 сентября русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него р. Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Впереди стоял передовой полк, за ним — большой полк, рядом на флангах — полки правой руки и левой руки, за ними — резерв (конница). За левым флангом в лесу расположился засадный (запасный) полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым и князем Д. М. Боброком-Волынским. В тылу русских войск находились рр. Дон и Непрядва и глубокие овраги, что исключало возможность отступления; в то же время такая позиция затрудняла обходные манёвры монголо-татарской конницы. Войско Мамая стояло развёрнутым строем: в первой линии располагалась конница, во второй — пехота. Битва началась поединком богатырей — Пересвета и Челубея (оба погибли). Затем татарская конница, смяв передовой полк, начала теснить большой полк; русские полки несли значительные потери; был убит сражавшийся в большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Великий князь Дмитрий в доспехах рядового воина бился среди воинов того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенёс главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил засадного полка в тыл и фланг татарскому войску и переход в наступление др. русских полков привели к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали на протяжении 50 км от Куликова поля. 
Историческое значение победы заключалось в том, что Русь была спасена от разорения, которое грозило стать не менее страшным, чем батыево. Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья - защитников русской земли. Эта первая стратегически важная победа, давшая Дмитрию прозвище “Донской”, заставила русских людей поверить в свои силы, укрепила их в правоте своей веры.  
Однако Куликовская битва еще не принесла освобождения. Спутя два года, в 1382 г. хан Тохтамыш, чингизид, возглавивший Орду после убийства Мамая, пользуясь поддержкой рязанского князя Олега, указавшего обходные пути к Москве, сжег Москву. Дмитрий, потеряв много сил в Куликовской битве, ушел до прихода ордынцев из города, чтобы успеть набрать новое ополчение. В итоге Русь возобновила выплату дани, но политическая зависимость от Орды стала значительно слабее.

Воспользовавшись  ослаблением Москвы, тверской князь  Михаил, «забыв» клятву, отправился в Орду за ярлыком на великое княжение. Но Дмитрий Донской, опередил его «покаянным посольством» к хану. В Орде он отдал в заложники своего старшего сына Василия, поклявшись исправно платить дань. Ярлык на великое княжение остался за Москвой, после чего Дмитрий пошел войной на Рязань и разорил ее «пуще татар». В 1385 Дмитрий Донской и Олег Рязанский заключили мир.

В своем завещании  Дмитрий Донской передал сыну Василию I право на великое княжение, не ссылаясь при этом на волю хана.  

7. Свержение монголо-татарского  ига. Образование  единого Русского  государства. Политика Ивана III и Василия III. 
Василий Дмитриевич (1389-1425). Продолжал объединение русских земель; в 1392 присоединил Нижегородское и Муромское княжества, в 1397—98 Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли коми. С усилением власти великого князя происходили изъятие из ведения феодалов части судебных дел и передача их в руки великокняжеских наместников и волостелей. Для предотвращения опасности со стороны Золотой Орды В. I Д. вступил в союз с Литвой (1392), который оказался непрочным, так как князь Витовт в 1403—04 захватил Вязьму и Смоленск. После разгрома в 1391 и 1395 Золотой Орды Тамерланом (
В результате трёх походов против Тохтамыша (1389, 1391, 1394—95) Т. разгромил Золотую Орду, разграбил её столицу Сарай-Берке и др. города.) отказался от уплаты дани; после нашествия в 1408 Едигея вынужден был платить дань Орде. (Едигей начал вместе с Тимур-Кутлуком войну с Тохтамышем. В 1397 Е. стал главой золотоордынского войска; в 1399 разбил на р. Ворскле соединённые силы литовского князя Витовта и бежавшего в Литву Тохтамыша. После смерти Тимур-Кутлука в 1399 Е. фактически стал главой Золотой Орды, в последний раз произведя объединение всех прежних улусов Джучи. В 1406 Е. убил Тохтамыша, обосновавшегося в Западной Сибири; в 1407 организовал поход на Булгар. В 1408 напал на Русь, чтобы заставить её снова платить дань Золотой Орде, разрушил ряд городов (Серпухов, Дмитров, Ростов, Переяславль, Нижний Новгород и др.), осадил Москву, но взять её не смог. Во время смуты 1410—12 Е. потерял власть в Орде и бежал в Хорезм, откуда его изгнал гератский хан Шахрух в 1414. Убит близ г. Сарайчика одним из сыновей Тохтамыша.)

Василий II Васильевич Тёмный (1415—1462), великий князь московский с 1425, сын Василия I Дмитриевича. В княжение В. II В. происходила длительная феодальная междоусобная война. Противниками В. II В. выступила реакционная коалиция удельных князей во главе с его дядей — галицким князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В ходе войны, осложнённой одновременной борьбой с Казанью и Великим княжеством Литовским, великокняжеский престол несколько раз переходил к галицким князьям, которых поддерживали Новгород и временно Тверь. В. II В. был ослеплен (1446) Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище "Тёмный"), однако, в конечном счете, он одержал в начале 50-х гг. 15 в. победу. В. II В. ликвидировал почти все мелкие уделы внутри Московского княжества, укрепил великокняжескую власть. В результате ряда походов в 1441—60 усилилась зависимость от Москвы Суздальско-Нижегородского княжества, Новгорода Великого, Пскова и Вятки.

     Объединение русских земель завершилось при  правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.). Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.  
При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы.  
В 1480 г. войска Ивана III и хана Ахмата встретились по берегам реки Угры (приток Оки). Переправиться на другой берег Ахмат не решился. Иван III занял выжидательную позицию. Помощь татарам от Казимира не пришла. Обе стороны понимали, что сражение бессмысленно. Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной. И хан Ахмат увёл свои войска назад в степь.

     При И. III началось оформление полного титула великого князя (государя) "всея Руси" (в некоторых документах он именуется уже царем). 
После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. В правление Василия III (1505-1533) были присоединены последние полу самостоятельные русские земли: в 1510 Псков, в 1513 Волоцкий удел, около 1521 Рязанское, в 1522 Новгород-Северское княжества. Объединение русских земель в основном завершилось.  
Особенности образования Русского централизованного государства:  
государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; её южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии.  
Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета.  
Верховным правителем в государстве был московский князь. Он был верховным собственником земли, обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти. При князе существовала Боярская дума, в которую входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Значительную роль в государстве стали играть митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства. Появились общегосударственные органы - Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население. Казна ведала государственными финансами. Началось формирование центральных органов власти - приказов. Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.  
При Иване III местное управление оставалось консервативным. По-прежнему в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счёт населения. Важное значение имел институт местничества, по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости.  
Впервые после Ярослава Мудрого Иван III занялся упорядочиванием законодательства. В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно закон о Юрьеве дне.
На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина и до уборки урожая, и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября).  
На Руси началось складывание крепостного права. Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле.  
Это был ещё тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, - соборно: к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы - сам Великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было "простое", в глазах русских он был только старший среди равных.  
При Иване III происходят важные изменения в системе государственного управления: начался процесс складывания неограниченной монархии.  
Причины складывания неограниченной монархии - монгольское и византийское влияние.  
Монгольское влияние - к этому времени более 200 лет на Руси длилось монголо-татарское иго. Русские князья стали перенимать стиль поведения монгольских ханов, модель политического устройства Орды. В Орде хан был неограниченным правителем.  
Византийское влияние - вторым браком Ивана III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. В 1453 г. Византийская империя под ударами турок - османов пала. Император погиб на улицах Константинополя, защищая город. Его племянница Софья нашла убежище у папы римского, у которого позднее возникла идея выдать её замуж за овдовевшего русского правителя. В далёкую Русь византийская принцесса привезла идею абсолютной монархии.
 
Первым из русских князей Иван III стал проводить политику возвышения власти великого князя. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление.
В 1497 г. Иван III впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ (К этому времени двуглавый орёл в Византии символизировал единство духовной и светской власти). При нем были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу.  
Идеология времён Ивана III и Василия III. В конце ХУ в. в русской государственности произошёл целый ряд важнейших событий:  
в основном завершилось объединение русских земель;  
в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига;  
Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь".  
Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право, данное по «правде» на общерусское первенство у тверских князей.   
Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также уже сложилась, важнейшие торговые пути были уже заняты.  
Нужна была легенда о благородстве Русского государства:  
1. Идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землёй от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (1299 - 1328 гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землёй владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчёркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа.

2. Идея о родстве  русских князей с римскими  императорами. В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды.  В одной содержалось утверждение,  что род русских князей связан  с царём "всеа вселенныа"  Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул "Августа", т.е. "божественного". В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (Так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами). В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь).  
3. Идея о Москве - как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Ведь она - столица последнего государства, где сохранилась истинная, христианская вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришёл Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок - османов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская православная церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом.  
Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом" стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвёртому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов. 

Информация о работе Шпаргалка по истории Руси