Шпаргалка по истории Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:27, шпаргалка

Описание работы

Древнейшие исторические сведения о С., известных тогда под именем венедов, относятся к 1—2 вв. н. э. С середины 6 в. наименование Sklabenoi, Sciaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й половине 7 в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик аль-Ахталь).
Данные языкознания связывают древних С. с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одер на З., в бассейн Вислы, в Верхнее Поднестровье и до Среднего Поднепровья на В. Северными соседями С. были германцы и балты, составлявшие вместе с С. северную группу индо-европейских племён.

Работа содержит 1 файл

Билеты по истории.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

      Владимир  велит строить церкви и определять к ним священников, ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры: так, поставлена была церковь  св. Василия на холме, где стоял  кумир Перуна. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой ("Путята крестил мечом (ночью пробравшись в непокорный город, взял языческого проповедника Угоняя, спровоцировал сечу), а Добрыня – огнем (поджег дома, чтобы взбунтовавшиеся бросились тушить пожар)"). Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия.

      Другой  причиной сопротивления ростовчан  и новгородцев было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим исконные вольности.

       В глухих углах (например, у  вятичей) язычество держалось,  не уступая христианской проповеди,  еще целые века; да и по всей  стране старые верования не  сразу были забыты народом  и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.

Более 60 лет на Руси действовали византийские митрополиты, назначавшиеся константинопольским  патриархом. Только в 1051 князь Ярослав  Мудрый сумел поставить во главе  Православной церкви русского митрополита  Илариона. Однако вплоть до середины 15 в. константинопольские патриархи продолжали сохранять контроль над русской Православной церковью. 
(Разделение церкви на римскую и православную относят к 1054г.)

Историческое  значение принятия христианства.

Время Владимира  нельзя считать периодом гармонии власти и общества.

Историческое  значение этого времени заключалось  в следующем:

- Приобщение  славяно-финского мира к ценностям  христианства. Создание условий  для полнокровного сотрудничества  племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

- Русская церковь,  развивавшаяся в сотрудничестве  с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Новая русская  церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери - константинопольской церкви (получала десятую часть доходов  от княжеской казны (церковная десятина)) и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.

      Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении посвящения и создании крупных литературно-художественных ценностей.

Принятие христианства способствовало широкому распространению  на Руси грамотности, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. 

4. Феодальная раздробленность  на Руси (11-12 вв.). Причины  и последствия.

      Первый  раздел земель произошел при Владимире  Святославовиче, с его правления  начинают разгораться княжеские распри, пик которых пришелся на 1015-1024гг, когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. Разделы земель между князьями, усобицы лишь сопутствовали  развитию Руси, но не определяли ту или иную политическую форму государственной организации. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси. Экономической основой и главной причиной феодальной раз-

дробленности  часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие экономических связей. Ссылка на натуральное  хозяйство лишь  верная  констатация имевшего место факта. Однако его господство, что  для  феодализма характерно, еще не объясняет причин распада Руси,  так  как натуральное хозяйство господствовало и в единой Руси, и в  XIV-XV веках, когда в русских землях шел процесс образования единого государства на базе политической централизации.

     Сущность  феодальной раздробленности заключается  в  том,  что она была новой  формой государственно-политической организации общества. Именно  такая  форма  соответствовала  комплексу  сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с  другом  и государственно-политическому сепаратизму местных боярских союзов.

     Феодальная  раздробленность - прогрессивное  явление в  развитии феодальных  отношений. Распад раннефеодальных империй  на  самостоятельные княжества-королевства был неизбежным этапом в  развитии феодального общества, касалось  ли  это  Руси  в  Восточной Европе, Франции в Западной Европе или Золотой  Орды  на  Востоке.

Феодальная раздробленность  прогрессивна была потому, что она  была следствием развития феодальных  отношений,  углубления  общественного разделения труда, результатом чего был  подъем  земледелия, расцвет ремесла, рост городов. Для развития феодализма  нужны были уже иные масштабы и структура государства,  приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Первой причиной феодальной раздробленности  был  рост  боярских вотчин (земельных  владений), числа зависимых в них смердов (крестьян). XII-начало XIII  века характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения  в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свое владение за  счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их,  покупали земли. В различных землях Руси стали складываться  экономически мощные боярские корпорации стремившиеся  стать  полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Великий князь, считаясь верховным  собственником  всех  земель Руси, и их верховным правителем продолжал рассматривать всех князей и бояр как своих служилых людей,  а  потому  заставлял их участвовать в организуемых им многочисленных походах. Эти  походы часто не совпадали с интересами бояр, отрывали их от  своих  вотчин. Бояре начинали тяготиться службой  великому  князю,  стремились увильнуть от нее, что приводило к многочисленным конфликтам. Боярство заинтересовано в своей,  близкой княжеской власти, которая необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов захватам их земель, закабалению, увеличению поборов.

Рост столкновений смердов и горожан с боярством стал  второй причиной  феодальной  раздробленности.  Но,  приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь  полицейскую  и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и  дружине

такое приглашение  тоже было  выгодно.  Князь  получал  постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал  метаться  с  одного княжеского стола на другой. Довольна была и дружина, которой  то-

же надоело  следовать со стола на стол с князем. Князья и  дружинники имели возможность  получать устойчивую  ренту-налог.  В  тоже время князь обосновавшись в той или иной земле,  как  правило  не

удовлетворялся  той ролью, которую отводило ему  боярство, а  стремился сосредоточить  в своих руках всю полноту  власти,  ограничивая права и  привилегии бояр. Это неизбежно вело  к  борьбе  между

князем и боярами.

     Третьей  причиной феодальной раздробленности  был рост и усиление городов,  как новых политических и культурных  центров. В период феодальной  раздробленности количество городов  в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и  политическая роль, как центров той или иной земли. Именно на города опиралось местное боярство и князь в борьбе против великого  киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к  оживлению городских вечевых собраний.  Вече,  своеобразная  форма  феодальной демократии, было органом политическим. Фактически оно находилось в руках боярства , что исключало реальное решающее участие в управлении простых горожан. Бояре, контролируя вече,  пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. Очень часто вече использовалось, как инструмент давления  не только на великого, но и на местного князя, принуждения его  действовать в интересах местной знати. Таким образом, города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие  к  своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

     К  причинам феодальной раздробленности  следует отнести  также упадок  Киевской земли от постоянных  половецких набегов  и  упадок  власти великого князя, земельная вотчина которого  в XII  веке уменьшилась.

Русь распалась  на 14 княжеств. Великий  князь  был  первым (старшим) среди равных князей. Сохранились княжеские съезды, где  обсуждались вопросы  общерусской  политики.  Князья  были связаны системой вассальных отношений. Нужно отметить, что при всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела один  существенный  отрицательный  момент. Постоянные то стихавшие, то вспыхивавшие с  новой  силой  усобицы между князьями, истощали силы русских земель, ослабляли их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Распад Руси не привел, однако, к распаду древнерусской  народности, исторически сложившейся языковой, территориальной,  экономической и культурной общности. В русских землях продолжало  существовать единое понятие Руси, Русской земли. 

     Любечский съезд 1097, съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на Днепре) с целью  договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Л. с. (по "Повести временных лет") присутствовало 6 князей. Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя; Владимиру Мономаху — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро; Олегу и Давиду Святославичам — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань; Давиду Игоревичу — Владимир-Волынский с Луцком; Васильку Ростиславичу (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль. Л. с. провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси, основой которого было сложившееся крупное феодальное землевладение. Однако Л. с. не мог дать реальных гарантий выполнения своих постановлений. Сразу же после Л. с. Давид Игоревич с согласия Святополка ослепил Василька Ростиславича, что повлекло за собой новые войны между князьями.

Государственное устройство

Владимиро-Суздальское  княжество

     Ростово-Суздальское  княжество досталось младшему  сыну  Ярослава Мудрого Всеволоду Переяславскому и закрепилась за его потомками, как родовое владение. В  XII - первой  половине  XIII  века

Ростово-Суздальская  земля переживала экономический  подъем. Плодородные земли, огромные лесные массивы, многочисленные реки, озера создавали возможность для развития  земледелия,  скотоводства. Доступные для добычи месторождения  железных  руд  способствовали развитию ремесленного производства. В  Ростово-Суздальской  земле пролегали важнейшие торговые пути на юг, восток и  запад,  что  и определило здесь сильное развитие торговли. Северо-восточные земли Руси были хорошо защищены лесами и реками от половецких  набегов, что привлекало сюда жителей южных земель, страдавших от частых нападений кочевников. Рост  населения  в  Ростово-Суздальском княжестве имел большое значение для его экономического  развития. Росло число городов. До нашествия Батыя  возникли  такие  города, как Владимир, Переяславль-Залесский, Кострома, Тверь, Нижний Новгород и другие. В летописной записи 1147 года впервые  упоминается Москва, небольшой городок,  построенный  Юрием  Долгоруким  на месте усадьбы боярина Кучки. Города в  Ростово-Суздальской  земле создавали и внутри и на границах, как крепости,  центры  административного властвования. Они, обрастая торгово-ремесленными посадами, превращались также в центры развития ремесла и торговли.  В XI-XII веках здесь сложилось крупное княжеское, боярское  и  церковное землевладение. Феодалы захватывали земли  сельских  соседских общин и закабаляли смердов. Отложилась от Киева Ростово-Суздальская земля в 30-е годы XII века при сыне Владимира Мономаха Юрии Владимировиче Долгоруком, правившем с 1125 по 1157 год. Прозвище Долгорукий князь Юрий получил за свою военную и политическую активность. Он всегда  был в центре всех распрей, усобиц русских князей. Юрий Долгорукий начал борьбу с Новгородом и Волжской Булгарией, стремясь  расширить земли своего княжества. Под  влияние  ростово-суздальского  князя

Информация о работе Шпаргалка по истории Руси