Шпоры по "истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

Процесс перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому строю, и возникновение первых городов государств вошло в историю под названием городская революция. Одновременно с первыми государствами возникают первые цивилизации.
Основные признаки цивилизации: 1) существование крупных постоянных поселений типа городов; 2) монументальные общественные постройки; 3) наличие системы налогообложения; 4) определенный уровень развития экономики, предполагавший наличие торгового обмена; 5) появление ремесленников различных специальностей; 6) возникновение и развитие письменности и зачатков наук; 7) появление искусства; 8) появление классов и государств.

Работа содержит 1 файл

История РБ.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

1. В изучении истории используют следующие группы методов: 1) общенаучные (анализ, синтез, и др.); 2) собственноисторические (синхронный, системный, хронологический, сравнительно-исторический, ретроспективный анализ); 3) специальные (математические, социальные и др.).

Формационный  подход  К.Маркса. В середине 19 века немецкий мыслитель и общественный деятель сформулировал концепцию материалистического объяснения истории. Согласно теории Маркса, прогресс человечества осуществляется в виде закономерных смен пяти основных общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Переход к новой формации осуществляется в итоге социальных революций. Его подход имел как положительные эффекты, так и ряд недостатков. В конце концов, формационный подход в истории не выдержал проверки временем и уступил место более научно-обоснованному подходу -  цивилизационному. Этот подход начал формироваться еще в 18в. первыми теоретиками этого подхода были Руссо, Вальтер, Дидро. Окончательно метод сформировался в конце 19- начала 20вв. При анализе развития ист. процесса по вертикали (т.е. от древних времен до современности).

Цивилизация - (от лат. гражданский, государственный) обозначает уровень развития культуры, степень общественного развития после эпохи варварства. При анализе  истории «по вертикали» под цивилизацией подразумевают определенный этап общественного развития, обычно более высокий по отношении к предыдущему. В 19в. Морганом была разработана теория развития чел. общества: 1период – дикость, 2-й варварство, 3-й цивилизация.

 Цивилизационный  период развития чел-ва соотнося  с появлением гос-ва и письменности.

При изучении истории «по горизонтали» под  цивилизацией подразумеваются большие, количественно разные и самодостаточные общества, расположенные в разных уголках мира. Данилевский – русский исследователь (проблема развития цивилизаций в частности 11-ть цивилизаций).

В конце 19- нач.20вв. английский историк и социолог Тойнби занимаясь также этой проблемой выделил несколько цивилизационных стадий: аграрно-традиционную, индустриальную, постиндустриальную. Вся человеческая история рассматривается Тоймби как совокупность и многообразия отдельных цивилизаций(13 цивилизацитй). Теоретическую основу цивилизационного подхода дал философ и историк Шпенглер, который в нач.20в. показал на примере развития культуры как осуществляется процесс развития цивилизации, поделив их на следующие стадии: рождение, расцвет и упадок.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Процесс перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому строю, и возникновение первых городов государств вошло в историю под названием городская революция. Одновременно с первыми государствами возникают первые цивилизации.

Основные  признаки цивилизации: 1) существование крупных постоянных поселений типа городов; 2) монументальные общественные постройки; 3) наличие системы налогообложения; 4) определенный уровень развития экономики, предполагавший наличие торгового обмена; 5) появление ремесленников различных специальностей; 6) возникновение и развитие письменности и зачатков наук; 7) появление искусства; 8) появление классов и государств.

Первые классовые  общества возникают в Египте и  Шумерии (Месопотамии или Междуречья). В этих государствах сосуществуют два сектора в экономики: государственный и общинночастный. Человечество развиваясь совершенствовало свое хозяйство и политическую систему, в первом тысячелетии  до н.э. стали возникать империи (ассирийское, персидское, римское). Цивилизации формировались в зависимости от климатических условий. Наличие земли привело к тому, что возникли деспотии и одновременно республики с демократической формой правления. В Восточных странах сформировалась идеология подчинения и обожествления своего господина. В греческих городах-государствах сформировалось понятие свободы, как отсутствие любого господство над определенным человеком. Древни цивилизации развиваясь, сформировали свое представление об окружающем мире и месте, и роли в нем человека, а так же сформулировали и создали первые религии в виде многобожия. Христианство приходит на смену многобожию. Эта религия была вызвана тем, что управлять государством с помощью многих богов оказалось слишком сложно. А так же божества, существующие до христианства поддерживает больше состоятельных людей, нужен был Бог, который бы защищал абсолютно всех и все были бы перед ним равны. (Христианская религия была результатом идеологического кризиса Римской империи. Она возникла в первом веке нашей эры в Палестине). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества. Первые люди на территории Беларуси появились 100 - 40 тыс. лет тому назад. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи и Обидовичи. На территории Беларуси (около деревень Бердыж и Юровичи) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены кремневый инвентарь, кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстяного носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством. В эпоху мезолита, кот. для нашей территории датируется IX - V тысячелетиями до н.э., с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. С конца V - начала IV тысячелетия до н.э. началась неолитическая эпоха, которая продолжалась более 2 тысяч лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляных жилищ. Совершенствовались орудия труда. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота. Изготавливалась глиняная посуда. К концу III тыс. до н.э. на севере Беларуси появляются племена угро-финов, которые начали заниматься земледелием и животноводством. К концу II тыс. н.э. на территорию Беларуси стали проникать индоевропейцы - многочисленные племена скотоводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии. Во время расселения на территории Европы, в результате смешения индоевропейцев с местными племенами возникли три народа - германцы, славяне и балты. Балтские племена начали постепенно осваивать на рубеже III и II тысячелетия до н.э. территорию Беларуси. На юге и юго-востоке балты граничили со скифами, сарматами, на севере и северо-востоке их соседями были фино-угрские племена, на западе - славяне и германцы. В начале II тысячелетия до н.э. наступил бронзовый век, который продолжался полтора тысячелетия. Новая эпоха принесла изменения в развитие хозяйства. Земледелие и скотоводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество. С появлением и становлением производящих видов хозяйства, родовая община трансформируется. В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение, женщина переходит в род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин - воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность. В VII веке до н.э. на территории Беларуси начался железный век. Это был переворот в истории человечества. Происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей. В железном веке территорию Беларуси заселяли племена, которые ученые относят к разным археологическим культурам и выделяют по особенностям возведения жилищ, погребального обряда, по форме и орнаментации посуды, украшениям, месторасположению поселений и т.д. Юго-восток Беларуси и прилегающую часть современной Украины занимала милоградская культура. Памятники представлены неукрепленными (селища) и укрепленными (городища) поселениями. У них хорошо была развита обработка железа и бронзы. Умерших хоронили в курганах или грунтовых могилах по обряду трупосожжения. Этническая принадлежность «милоградцев» остается спорной: либо славяне, либо балты, есть версии и о их близости к скифскому населению. В III - II вв. до н.э. в регионе, занимаемом «милоградцами», распространяются памятники зарубенецкой культуры. Центральную и северо-западную часть Беларуси в раннем железном веке занимали племена штриховой керамики (VII - VI вв. до н.э. - IV - V вв. н.э.). Население жило на городищах, в больших наземных жилищах. На восток от культуры штриховой керамики выделяются группы памятников под названием днепро-двинской культуры (VIII в. до н.э. - IV -V вв. н.э.). В V - II вв. до н.э. на территории Беларуси сложились племенные объединения ятвягов и дайнова (на западе Беларуси), литва (на севере), голядь и летыгола (на востоке). С запада на территорию Брестской области переселились позднелужицкие племена восточно-поморской культуры. Некоторые исследователи считают их первыми славянами на Беларуси. В ряде случаев население различных культур смешивалось. Т. о, балтский период истории Беларуси - это время распространения на белорусских землях индоевропейцев с их основными занятиями - земледелием и скотоводством, время ассимиляции неолитического населения. Местное население постепенно трансформируется в индоевропейцев-балтов, одновременно оказывая определенное влияние на их язык и культуру.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. В первых веках н.э., под натиском готов, кот. пришли из Скандинавии и высадились у устья Вислы, славяне начали свою миграцию. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную, западную, восточную. Восточные славяне, предки современных белорусов, русских и украинцев. О том, как и когда расселились славяне на территории Бел., письменных источников почти не сохранилось. Поэтому до наст. времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в «Повести временных лет», ученые черпают из археологических источников. Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми или иными этническими группами. Они отмечают, что на юге Бел-си сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в V - VII вв. н.э. населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р. Эльбы и Дуная на запад и юг). Или, точнее, его локального варианта - культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в VI - VII вв. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники принадлежат славянам. На основную терр-ю Бел. и соседних регионов в V - VIII в.в. селились другие племена, кот. оставляли после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого мнения. Одни считают ее балтской, др. - славянской. Происходит это от того, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и балтской. Сторонником 1-й гипотезы является росс-й археолог Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. Под балтским субстратом (от лат. - основа) понимается этнокультурное население балтского этноса, оказавшее влияние на формирование бел. народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточно-славянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности. Др. исследователи утверждают, что расселившись на терр-ях, кот. ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, кот. вероятно подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровье. Но за балтами остались правобережье среднего Понеманья и некоторые части территории между Неманом и Припятью. Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составляли основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами терр-и Бел., где ранее жили балты, в VIII - IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. Предки восточных славян, кот. расселились в припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи - предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне - предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей - предков современных русских. Сторонники др. точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени - древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени - волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей - в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса. Гл. занятием населения белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более прогрессивную форму земледелия - пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали соседскую или территориальную общину. В IX - XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. В начале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли «люди». Их социальное положение постепенно менялось.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 
 

6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Восточнославянские союзы племен чувствовали родство между собой, они были близки по языку, культуре, обычаям, имели много общих внешних интересов. Все это создавало условия для политического обьединения вост-х славян, что и произошло во 2-й пол. IX в. Во главе этого обьединения стала династия Рюриковичей, а гл. городом - Киев. Империя Рюриковичей представляла собой политические обьединения феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов и сбора дани с собственного населения. Территория современной Бел. находилась на зап-й окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. Полоцк впервые упоминается в источниках под 862г. В последней четверти X в. шла упорная борьба за великокняжеский престол между сыновьями Киевского князя Святослава и Киевским князем Ярополком, Новгородским князем Владимиром. Каждый из них стремился иметь Полоцкое княжество своим союзником. С этой целью Владимир убил Рогволода, силой взял себе в жены Рогнеду и стал Великим Киевским князем. Его сын от Рогнеды Изяслав получил Полоцк. Наивысшего расцвета Полоцкое княжество достигло при князе Брячиславе и Всеславе (Чародее). В это время расширились границы княжества. Оно занимало территорию теперешней Витебской области, северную часть Минской и несколько соседних районов. Полочане контролировали торговый путь «из варяг в греки», собирали дань с балтских племен. Между Полоцком и Киевом велась борьба, кот. продолжалась с перерывами более 100 лет. Полоцкие князья дважды занимали Новгород, вели борьбу за Псков и Смоленск. В 1067г. произошла битва на реке Немига, шла война с Владимиром Мономахом. Позже сын Мономаха Великий князь Киевский Изяслав организовал большой поход коалиции южно-русских князей против Полоцка. Затем полоцкая земля распалась на удельные княжества: Полоцкое, Минское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др. Во 2-й пол. XII в. в восточную Прибалтику стали проникать крестоносцы. Предки латышей и эстонцев к этому времени не имели своей государственности и были язычниками. Чтобы противостоять опасности, Полоцк и Витебск установили связь с Новгородской землей. Туровское княжество образовалось на территории южной Беларуси в бассейне Припяти и ее притоков. Столица княжества - город Туров упоминается в летописи под 980 г. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. Христианство появилось в Палестине во времена Римской империи. После Римские императоры приняли христианство и сделали его государственной религией. Восточные патриархи не хотели подчиняться Папе Римскому. Произошел раскол на две церкви: западную, римско-католическую и восточную, православную. Восточнославянские княжества приняли византийскую церковь. В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и в р. Днепр крестил жителей Киева. На Руси появилось духовенство, во главе кот. стал митрополит, ему подчинялись епископы. Русское духовенство всегда поддерживало светскую власть. Церковь получила десятую часть гос. доходов. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди. В 992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. - Туровская епархии. Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри. При монастырях были своеобразные мастерские. Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. В XI в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В начале XII в. в Бельчицах сооружена Борисоглебская церковь, а в Сельце Спасо-Преображенский собор. В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский. Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось тридцать молитв, восемь «слов», три поучения, два канона, написанных К.Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его «Златоустом». По желанию горожан и князя Юрия Кирилл стал туровским епископом.

Информация о работе Шпоры по "истории"