Шпоры по "истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

Процесс перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому строю, и возникновение первых городов государств вошло в историю под названием городская революция. Одновременно с первыми государствами возникают первые цивилизации.
Основные признаки цивилизации: 1) существование крупных постоянных поселений типа городов; 2) монументальные общественные постройки; 3) наличие системы налогообложения; 4) определенный уровень развития экономики, предполагавший наличие торгового обмена; 5) появление ремесленников различных специальностей; 6) возникновение и развитие письменности и зачатков наук; 7) появление искусства; 8) появление классов и государств.

Работа содержит 1 файл

История РБ.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

12. В конце XVIII в. РП, состав которой в то время входили бел-ие земли, находилась в состоянии глубокого политического кризиса. Это использовали соседние страны – Пруссия, Австрия и Россия и в результате трех разделов ликвидировали ее как самостоятельное государство.

Гл. причинами  падения РП были следующие:

1. Постоянное  стремление феодалов сохранить в неизменности феодально-крепостнический строй. Они отказывались проводить прогрессивные реформы, что привело в упадок экономику и подорвало жизненные силы РП.

2. Феодальная  армия парализовала деятельность  центральной власти. Магнаты подчинялись центральной власти и превратились, по сути дела, в удельных князей.

3. В высшем  органе власти – сейме –  существовал абсурдный порядок  принятия решений: постановления  его принимались только единогласно.  При этом каждый депутат владел  правом «либерум вето»(«свободное вето»). Достаточно было одному депутату выступить против, как сейм был вынужден прекратить свою деятельность и отменить все ранее принятые им решения.

4.Была ослаблена  военная мощь Речи Посполитой. Держава не имела средств, чтобы  содержать постоянное войско. Военные реформы не проводились.

5.Феодальная  аристократия деморализовалась, вела  паразитический образ жизни, не  заботилась о судьбе страны.

В 1772г. Россия, Пруссия и Австралия использовали очередной подъем в борьбе католиков  с православными и подписали конвенцию о разделе Речи Посполитой. В состав России была включена Восточная Беларусь.

3 мая 1791г.  сейм принял Конституцию Речи  Посполитой, которая заложила основу  для вывода страны из политического  и экономического кризиса. Реакционные круги магнатской православной аристократии выступили против Конституции, вступили в сговор с соседними странами и фактически подготовили новый раздел Речи Посполитой. В январе 1793г. Россия и Пруссия подписали договор, в результате которого к России отошла Центральная Беларусь. Патриотически  настроенные круги шляхты и горожан сделали попытку сохранить национальную самостоятельность Польши. В 1794г. они подняли восстание, которое возглавил генерал, наш земляк Тадеуш Кастюшко. Однако восстание потерпело поражение, что привело к последнему разделу Речи Посполитой. Он произошел в 1795г. Россия присоединила Литву и Западную Беларусь. Так в итоге трех разделов Речь Посполитая как держава прекратила свое существование. После включения белорусских земель в состав Российской империи царское правительство осуществило здесь следующие мероприятия:

1)были распространены  общероссийские административные  органы и учреждения. Беларусь  была разделена на Витебскую,  Могилевскую, Минскую, Виленскую  и Гродненскую губернии;

2)в городах  упразднялось магдебурское право;

3)местные  жители могли занимать в уездной  администрации только второразрядные  должности;

4)за шляхтой  сохранялись имения с крестьянами  при условии принесения присяги  на верность России;

5)царизм  проводил политику насаждения русского землевладения, расширение помещичьего сектора вообще;

6)усилилось  и расширилось крепостничество;

7)униаты  переводились в православные, что  укрепляло позиции православной церкви;

8)начинается  национально-культурная ассимиляция  (особенно после поражения восстания 1830-1831гг.), в результате чего белорусская культура оказалась  в критическом состоянии.

Вместе с  тем присоединение к империи  включило Беларусь в общероссийскую хозяйственную систему, оказало влияние на  развитие всех отраслей экономики, стало во многом определять направление ее дальнейшей хозяйственной специализации. Российскими властями было организовано изучение белорусского края. Сюда отправлялись научные астрономические и физические экспедиции, сенаторские инспекции. Беларусь так же открыла для себя Россию. В губернских и уездных городах начали работать русские школы, вводилось преподавание географии и истории, стало больше русских периодических изданий. Таким образом, захват Речи Посполитой стал насильственным актом в отношении к государству, которое входило в период своего хозяйственного и общественного реформирования. В то же время следует отметить что включение Беларуси в состав России способствовало складыванию более благоприятных условий для развития экономики и формирования капиталистический отношений чем раньше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13. Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVIIв. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVIIв. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Сейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.

Интеллектуальная  жизнь во второй половине XVII - начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность - полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура - культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства. Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалось, в основном, в руках монашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность братских и протестантских школ. Преподавание велось на латинском языке, предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центрами образования были Виленская Иезуитская академия и Полоцкая Иезуитская коллегия. В 1773 г. была создана Комиссия по национальному образованию. Ее стараниями школа приобретает светский характер. В общественно-политической мысли господствовала схоластика. Однако широкую известность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинского. Оставив Орден иезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», где утверждал, что Бог не существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей. Католическое духовенство жестоко расправилось с белорусским вольнодумцем. В 1689 г. К. Лыщинский был сожжен на костре. Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси начали проникать научно-философские идеи западноевропейских просветителей Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы, разделявшие просветительские идеи французов. Среди них К. Нарбут, Б. Дабшевич, М. Карпович. Сторонниками идей физиократов были И. Хрептович, И. Стройновский, М. Карпович и др. Широкую известность получил философ и церковный деятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы. Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий. Существенная часть его жизни была связана с Москвой. С. Полоцкий создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко -латинскую академию. На становление белорусской литературы в немалой степени повлияло устное народное творчество. Литературная жизнь Беларуси XVIII в. отличалась еще большими полилингвизмом, чем в предыдущую эпоху.

Театральная жизнь Беларуси на рубеже XVII - XVIII вв. была представлена школьным театром и народным кукольным - батлейкой. В их репертуаре преобладали постановки на польском и латинском языках. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры. Магнаты приглашали на придворную сцену зарубежных актеров, музыкантов. Особенно высоким был художественный уровень крепостных театров Несвижа, Слуцка, Шклова, Гродно, Ружан, Слонима, Могилева.

В каменном зодчестве проявились особенности барокко. В городах и деревнях строились помпезные костелы, монастыри, замки. К таким сооружениям относятся бернардинский, бригидский, иезуитский костелы в Гродно, францисканский костел в Пинске, Монастырский комплекс в Жировичах и др. В XVII - XVIII вв. дальнейшее развитие получила иконопись. Ведущее место в светской живописи занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Развивалась книжная графика. Высокий уровень оформления и иллюстрирования книг демонстрировали Супрасльская и Могилевская типографии. Признание за пределами Беларуси получило мастерство местных резчиков. Белорусские мастера создали ряд высокохудожественных иконостасов для Донского, Симеоновского, Ново-Иерусалимского и других монастырей. Ими же оформлены многие соборы, помещения Московского Кремля.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14. Англия среди всех европейских стран первая встала на путь промышленного переворота, который начался в 60-х гг. 18в. и завершился в 30-хгг.19в. В Англии денежные средства стали вкладывать в развитие образования и подготовку кадров специалистов, поддерживать изобритательства. И это привело к тому, что в стране были сделаны ряд технических открытий, и в частности изобретена паровая машина.

Социально-экономические последствия промышленного переворота:1) Англия превращается в мастерскую мира; 2) она обладает самым большим торговым и военным флотом; 3) в Англии возрастает городское население и резко сокращается сельское( к концу 19в.- крестьяне исчезают); 4) сосредотачиваются все финансы мира; 5)она становится крупнейшей колониальной державой; 6)в Англии окончательно утверждаются два класса: буржуазия и рабочий класс.

После Англии на путь пром.переворота встала Бельгия. Она обладала необходимыми сырьевыми запасами: каменный уголь, железная руда. И по этому стало развиваться сталелитейное производство и химическая промышленность. Пром.переворот начался в 20-30 гг. 19в. и после трети 19в. завершился. Бельгия стала  активно строить железные дороги, и по плотности транспортных средств заняла 1-е место в Европе. Во Франции процесс перехода к пром.перевороту шел медленнее это было связано с несовершенствием политической системы. Франция превзошла все остальные страны в текстильной промышленности.

В Германии процесс пром.переворота сдерживался политической раздробленностью. Лучше стало лишь после отсоединения страны в 1871г. Особенности пром.переворота в Германии: машины и оборудования стали внедрять в пром.производство.  В Германии очень рано стали образовываться монополии в виде картелий и синдикатов. Завершение пром.переворота было связано с победой Пруссии, Франции и объединение в единую империю. После окончании гражданской войны началась реконструкция юга, становилась на путь капиталистического развития и переходила к этапу промышленного переворота. США начали пром.переворот с легкой промышленности, а затем тяжелого машиностроения. Они были первыми среди мировых держав, кто создал серьезную базу для с/х машиностроения. По темпам  развития США лидировали. За период пром.переворота страны Западной Европы и США стали жить лучше: 1) вся Европа покрылась сетью железных дорог; 2) развитие с/х изменило структуру питания населения (Европа перестала голодать); 3) высокий уровень жизни населения вызвал демографическую революция; 4) развитие науки и медицины позволило победить ряд болезней. Т.о, пром.переворот способствовал улучшению качества жизни, росту городского населения и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15. В конце 18-19вв. происходит процесс политической модернизации в странах Западной Европы и США. Важную роль в этом процессе сыграла Великая французская революция 1789-1794гг.  В странах Западной Европы было введено выборное начало, при организации новой государственной системы, особенно на уровне местного управления. Начиная с сельской коммуны и заканчивая департаментом, действовали избранные населением органы власти, в которых не было не одного назначенного государством чиновника. Французская революция заложила основы современного буржуазного правового государства, ликвидировало все привилегии. Во всех Европейских странах стали формироваться политические партии и движения. После падения монархии было введено всеобщее избирательное право для мужчин, установлена республика. Именно в 19в. формируется национальное государство. В это же время формируется идеология буржуазии – либерализм. В середине 19в. в ряде юга- и восточноевропейских стран прокатывается серия буржуазных революций. Правда эти революции не закончились победой буржуазного строя, но дали толчок к развитию капиталистических отношений и новой политической системы. Т.о, в странах Западной Юго-восточной Европы шел процесс политической модернизации. Мир окончательно переходил к капиталистическим отношениям.

Переход от феодализма к капитализму, формирование буржуазной государственности, становление и развитие индустриального общества вело к рождению идеологии национализма и либерализма. Важную роль в становлении развитии нации и национальных движений играет экономический фактор. С развитием товарного производства, упрочнением экономических связей между отдельными областями страны формируется внутренний рынок. Образование национальных государств наиболее удовлетворяло требованием капитализма и являлась тенденцией всякого национального движения. Пром.революция, индустриализация в Европейских странах и США, складывание национальных государств привели к усилению национализма.

Либерализм (от лат. –свободный) для него характерна независимость от традиций, догм, обычаев, стремление к активному самоопределению; свобода от групповых, национальных и классовых предрассудков, индивидуализм и гуманизм. Либерализм  требовал ограничение прав монарха парламентом, установления конституционного строя и допущения буржуазии к управлению государством, предоставления некоторых демократических свобод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпоры по "истории"