Шпоры по "истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

Процесс перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому строю, и возникновение первых городов государств вошло в историю под названием городская революция. Одновременно с первыми государствами возникают первые цивилизации.
Основные признаки цивилизации: 1) существование крупных постоянных поселений типа городов; 2) монументальные общественные постройки; 3) наличие системы налогообложения; 4) определенный уровень развития экономики, предполагавший наличие торгового обмена; 5) появление ремесленников различных специальностей; 6) возникновение и развитие письменности и зачатков наук; 7) появление искусства; 8) появление классов и государств.

Работа содержит 1 файл

История РБ.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья Полоцкая, внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Процесс образования одного из крупнейших гос-в Восточной Европы эпохи Средневековья был сложным и длительным.1-м князем - претендентом на роль создателя Литовской державы был лит-й князь Миндовг. Летописная Литва располагалась на современных восточнолит-х и северозап. бел-х землях. Во 2-й пол. 40-х гг. XIII в. Миндовг стал князем в Новогрудке, где, согласно Густынской летописи, принял православную веру. С помощью силы он отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогрудком. Осознавая, что этот шаг вызовет отрицательную реакцию со стороны галицко-волынских князей, Миндовг вступает в союз с Ливонским орденом, по дипломатическим соображениям принимает католичество и коронуется в Новогрудке. Этим актом весь тогдашний католич-й мир признал правомочность и независимость ВКЛ, уравнял его с др. европ-ми странами. Неудачи Миндовга привели к замене его на новогрудском княжеском троне сыном Войшелком. В это время из Жемойтии исходит вторая попытка объединения балтовосточнославянских земель. В 1264 г. людьми Тройняты был убит Миндовг. Великим князем стал Войшалк, кот. завоевал и присоединил к своим владениям балтские земли Нальшаны и Деволтву, а также объединил Новогрудскую, Пинскую, Полоцкую и Витебскую земли. Т.о, новогрудский князь Войшалк создал ядро державы. Вхождение балтских и восточнославянских земель в его состав в большинстве случаев было добровольным и осуществлялось через брачные союзы или через заключение договоров. Основой ВКЛ, Русского, Жемойтского стало соседние балтских и восточнослав-х земль. В 1-й пол. XIV в. стремился всеми способами расширить и укрепить границы ВКЛ Гедимин. Успешно велась борьба против крестоносцев. Гедимин укреплял старые крепости и строил новые на границе с Ливонским Орденом. Его власть была распространена почти на все бел-е территории. Сын Гедимина Ольгерд еще при жизни отца стремился осуществить программу включения в ВКЛ всех русских земель, входивших в Киевскую Русь. Став князем, он успешно осуществлял свою «общерусскую» программу, направив усилия на восток. Под его властью оказалась значительная часть сегодняшних Смоленской, Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, Московской и Тверской областей. Ему подчинялись Псковская и Новгородская земли. Войска Ольгерда в 1368, 1370 и 1372 гг. совершали походы на Москву. Ольгерд разгромил татарскую орду на Синих Водах. С этого времени Киевская, Подольская, Черниговская и Волынская земли вошли в состав ВКЛ. Т.о, в XIV в. произошло дальнейшее военно-полит-е усиление ВКЛ, повысился его международный авторитет. Великие князья стали титуловаться не только литовскими, но и русскими. Ситуация изменилась после смерти Ольгерда и начала княжения его сына Ягайло. В 1385 г. была подписана Кревская уния. Согласно унии Ягайло перешел в католичество, принял имя Владислава, женился на королеве Ядвиге и был объявлен польским королем и Великим князем Литовским. Позже Ягайло издал привилей, по кот. православная знать ставилась в неравное положение с феодалами католического вероисповедания, что вызвало политическое противостояние внутри княжества. Политический кризис использовал Витовт. Он добился того, что было подписано Островское соглашение, согласно которому Витовт стал великим князем Литовским, а ВКЛ гарантировалась самостоятельность в союзе с Польшей. В 1409 г. нач. большая война ВКЛ и Польши против крестоносцев, центральной битвой которой стала Грюнвальдская. Эта битва изменила европейскую историю средневековья. Грюнвальдская битва укрепила государственное сближение Польши и ВКЛ. В 1413 г. была подписана Городельская уния, кот. закрепила политическую самостоятельность ВКЛ, но под властью польского короля. Одновременно уния ставила в дискриминационное положение православную знать по отношению к катол-й. Она лишала права православных феодалов занимать гос-ые посты и избирать великого князя. В последние два десятилетия княжения Витовта его авторитет возрос. Он контролировал события в Москве. Потом великим князем ВКЛ становится младший брат Ягайло Свидригайло. При нем православная знать начинает занимать высшие должности и заседать в великокняжеской Раде. Такая политика вызвала недовольство среди польской знати, кот. организовала заговор против князя в Ошмянах. Великим князем ВКЛ от имени Ягайло был назначен Сигизмунд Кейстутович. Свидригайло спасается бегством в Полоцк, где было провозглашено о создании Великого княжества Русского. Свидригайло потерпел поражение под Вилькамиром, и Русское княжество перестало существовать. Потом Князем ВКЛ был объявлен брат польского короля Казимир Ягайлович. В 1457 г. Казимир издал привилей, в кот. закреплялись определенные права за всей шляхтой, без различия по областям, религиям, этнической принадлежности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. ВКЛ представляло собой монархию во главе с великим князем. Князь избирался шляхетским сословием из представителей княжеской династии. Великий князь командовал вооруженными силами, от его имени издавались законодательные акты и вершился суд. В его ведении были дипломатические отношения с др. странами, объявление войны и мира. Он назначал на гос-е должности и распоряжался гос-м имуществом. При великом князе в качестве совещательного органа действовала паны-рада, в состав которой входили лица, занимавшие высшие государственные посты, члены великокняжеской семьи и представители наиболее богатых влиятельных родов. Узкий круг лиц из наиболее приближенных к князю членов рады составлял переднюю, или тайную раду. Первоначально рада была совещательным органом, но по мере роста эк-й и полит-й роли феод-й знати она превратилась в орган, кот. вместе с князем осуществлял законодательную, исполнительную и судебную власть. В начале XV в. начал действовать новый орган гос-й власти - общий сейм, в состав кот. входили паны - радные, многочисленные служебные особы центрального и местного гос-го аппарата, на его заседаниях могла присутствовать вся шляхта. С середины XVI в. вальный сейм состоял из Гос-го совета, кот. стали называть Сенатом, и из поветовых послов - депутатов, кот. составляли Посольскую избу. Функции исполнительной власти осуществляли: канцлер, хранивший гос-ю печать и заведовавший центральной канцелярией; гетман, кот. в отсутствие великого князя командовал армией во время войны; земский подскарбий, ведавший гос-ой казной. При дворе был также ряд должностей, скорее почетных, чем реальных. Это маршалок дворный, чашник, стольник, конюший, мечник и т.п. Основой великокняжеского войска являлось всеобщее ополчение, так называемое «посполитое рушение». Военнообязанными были все мужчины, кот. имели в собственности землю. Высшей судебной инстанцией в гос-ве был великокняжеский суд, а также суд панов - рады и Сейма. В 1581 г. был создан Главный Трибунал ВКЛ, кот. рассматривал наиболее важные государственные дела. На местах действовал общесословный замковый  суд, кот. рассматривал уголовные дела шляхты, мещан и крестьян. Дела шляхты, князей и бояр рассматривал земский суд. Земельными тяжбами занимался подкоморский суд. В городах, имевших магдебургское право, действовали войтовско-лавочные и бурмистерские суды. В селах продолжал функционировать копный и общинный суд. Крепостных крестьян судили помещики. В XIV - XV вв. наметился переход от обычного права к письменному. Важным шагом в этом направлении было объединение криминального, административного и процессуального права в Судебнике Казимира. Вершиной систематизации и кодификации норм феодального права, первым общегосударственным сборником стал Статут ВКЛ (1529 г.), получивший затем вторую (1566 г.) и третью (1588 г.) редакции. Этот документ не имел равных в Европе. В середине XV в. началась аграрная реформа, которая получила название «волочная помера». Целью ее был более полный учет и распределение земли, унификация крестьянских повинностей. В качестве основной единицы налогообложения была волока (19,5 десятины, или в современном исчислении 21,3 га), а гл. повинностью - барщина. В Поднепровских и Подвинских хозяйственных волостях единицей налогообложения была «служба», а повинностями крестьян оставались чинш и различных видов дань. В связи с реформами ускорялся процесс закрепощения крестьянства. Начало законодательного оформления крепостного права в ВКЛ было положено привилеем 1447 г, а «Уставы на волоки» 1557 г. распространила его на ту часть крестьян, которая еще сохраняла право перехода от феодалов. Это было зафиксировано Статутом 1566 г, который определил 10-летний срок сыска беглых крестьян, а Статутом 1588 г. этот срок был удвоен. Т.о, юридически было закреплено крепостное право. С этого времени крестьяне потеряли личную свободу, помещики могли их продавать, менять, закладывать в залог как всю семью, так и отдельных членов семьи.

В XIV - первой половине XVI в. производительные силы феодализма обусловили интенсивный процесс отделения ремесла от с/х, что сопровождалось ростом городов и поселков городского типа - местечек. Наиболее крупными городами (свыше 8 тыс. человек) были Витебск, Могилев, Пинск, Полоцк, Слуцк, Гродно, Брест. По своему соц-но - эк-му статусу города подразделялись на государственные и частновладельческие, принадлежавшие отдельным феодалам. Иногда феодалы скупали участки в самоуправляющихся городах и распространяли свою юрисдикцию на всех, кто жил на этой территории. Население этих так называемых «юридик» было неподвластно магистрату. Горожане стремились избавиться от зависимости феодалов и получить свободу и право на самоуправление. С конца XIV в. князья начали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право. Первым получил это право Брест (1390 г.). До второй половине XVI в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси. Гл. органом административного руководства городом был магистрат. Он состоял из рады (выборного органа) и лавы (суда). Во главе рады стоял войт, назначаемый великим князем. Местом работы рады были ратуши. Основную массу населения городов составляли ремесленники, купцы, которых называли горожанами. Большинство населения городов занималось ремеслом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 10. Начало формированию белорусской народности было положено в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и др. княжеств. Вхождение белорусских земель в состав ВКЛ создало условия для дальнейшего формирования бел-ой народности. Необходимость совместного противостояния агрессии крестоносцев и монголо-татар и вхождение бел-х земель в состав ВКЛ, способствовало преодолению феодальной раздробленности, ликвидации локальной замкнутости отдельных территорий, укреплению связей между отдельными террит-ми частями населения Бел., его консолидации и интеграции с соседними народами. Эк-кой основой образования бел. народности являлся рост товарно-денежных отношений, развитие внутреннего рынка. Увеличение торгово-ремесленного населения в городах и местечках, усиление связей между ними содействовало консолидации городского населения в сословие мещан. Все это сказалось на развитии общности социально-эк. жизни, языка, культуры и др. признаков, кот. характеризуют народность. Положительное влияние на формирование бел. народности оказало развитие сословно-классовой структуры феодального общества. В XIV - XVI вв. завершилось формиров-ие основных сословий бел. народности. Окончательно сложилось сословие шляхты. К господствующим слоям общества относились также православное и католическое духовенство, зажиточные ремесленники, купцы. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремеслянники-бедняки, кот. и составили основное ядро формировавшейся бел. народности. Важную роль в формировании бел. народности сыграл религиозный фактор. Подавляющее большинство бел-го народа оставалось православным, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания. В процессе формирования бел. народности определились основные особенности ее хозяйственного и общественного быта, материальной и духовной культуры. Это проявилось в типах жилья, его внутреннем убранстве, в одежде, пище, обрядах и обычаях, в профессиональном художественном творчестве и фольклоре. Постепенно сложился менталитет белорусского народа, для кот. было характерным национальная и религиозная толерантность, гостеприимство, доброта, мягкосердечность, мудрость, совестливость, трудолюбие. С XIII в. язык населения Беларуси начинает отличаться как от древнерусского языка, так и языков русской и украинской народности. Специфические черты бел-го языка появились в памятниках лит-ры и гос-х актах. В XVI в. он становится гос-ым. Сфера распространения церковнославянского языка сузилась, он стал употребляться только во время церковной службы. Название «Белая Русь» впервые появилось в конце XIV в. в отношении Полоцкого княжества, позже оно распространилось на земли, расположенные в бассейне Западной Двины и Днепра. С конца XVI - начало XVII вв. население этих земель определяло себя «белорусцами». За жителями центральной и западной частей Беларуси закрепилось название «литвины». Название «Беларусь» для обозначения всех ее земель и народа стало распространяться только во второй половине XIX в. Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Эк-кое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие на относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени. Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина. В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским, прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в кот. с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междуусобицы. Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного. Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет». Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский. Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке бел-ой культуры. Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» М. Старыйковского. На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, бел-ие мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Заславле. Т.о, XIV - XVI вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами.  
 
 
 
 
 

11. Вопрос об унии был злободневным для Польши на протяжении более полутора столетий. Польские магнаты поднимали вопрос об унии на четырех сеймах. Шляхту привлекали земли Великого княжества, чины и богатства. Идея унии находила поддержку со стороны бел-ой шляхты, надеявшейся получить «золотую польскую вольность». В 1562 г. белорусская шляхта создала в лагере под Витебском конфедерацию и обратилась с просьбой к Великому князю заключить унию с Польшей. Польская католическая церковь видела в унии средство расширения своего влияния на восток. В январе 1569 г. в Люблине открылся общий сейм. Продолжался он 6 месяцев. Каждая сторона ставила свои условия, кот. не принимались др.. Увидев угрозу насильственного заключения унии на неприемлемых условиях, послы ВКЛ покинули город. Тогда польская сторона продемонстрировала силу. Сигизмунд Август II издал указ о присоединении к Польскому королевству Подляшья, Волыни, Подолии и Киевщины, в результате чего почти половина территории ВКЛ отошла к Польше. Оказать сопротивление Польше княжество не могло. В этих условиях была сделана попытка начать переговоры с Иваном IV Грозным о мире, но она была безрезультатной. В этих условиях делегация ВКЛ вынуждена была вернуться в Люблин и 1 июля 1569 г. подписать акт унии в той форме, кот. предлагала Польша. В соответствии с этим актом Польское Королевство и ВКЛ объединялись в одно государство - Речь Посполитую. Единого государя предполагалось избирать на общем сейме. Обе части РП имели самостоятельные названия и до конца XVII в. - государственные языки. В княжестве таковым был белорусский. В результате Люблинской унии Польша получила большие возможности для проведения великодержавной политики в отношении населения Великого княжества. Полонизаторские процессы привели к отрыву от белорусской этнической общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили процесс формирования и развития единого народа. Противодействовать этим явлениям было трудно. Сенат РП состоял преимущественно из польских представителей. Наряду с политическими ограничениями белорусская шляхта почувствовала и эк. ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Было немало сторонников разрыва союза с Польшей, кот. вели борьбу за независимость своего государства. В этот период регулярно созывало свои сеймы ВКЛ. В 1581 г. была создан высшая инстанция - Трибунал, а принятие в 1588 г. своего свода законов - Статута - по существу сводило на нет некоторые положения Люблинской унии. В 1572 г. умер Сигизмунд II Август, последний Польский Король и Великий князь Литовский из династии Ягеллонов, занимавший трон по праву наследования. После него короли стали избираться сеймом, что часто приводило к так называемым бескоролевьям. После на престол был избран Стефан Баторий. Войска РП под руководством Стефана Батория взяли Полоцк, Велиж, Усвяты и Великие Луки. В конце XVI - первой четверти XVII в. в правящих кругах РП была популярной идея присоединения к ней Московского княжества.  В конце XVI - первой половине XVII в. доминирующая роль в Восточной Европе перешла от ВКЛ, а затем РП, к их сопернику - Московскому гос-ву.

К концу XII в. в Европе сложились две  большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь стала местом встречи и взаимодействия этих религий, что определило уникальное историческое положение ее в Европе, обусловило индивидуальность ее культуры и конфессиональную особенность, наложило особый отпечаток на менталитет белорусского народа. В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, а в православии - ересями. С 50-х гг. XVI в. идеи протестантизма стали распространяться в ВКЛ. Основным направлением реформации в Беларуси стал кальвинизм. Его социальной основой была феодальная знать, часть средней и мелкой шляхты. Среди простого народа идеи западноевропейской Реформации не получили сколько-нибудь широкого распространения.

Реформация  содействовала повышению духовно-культурной жизни. В это время распространились гуманистические идеи, увеличилось  число грамотных. Особую роль в этом играли школы и книгопечатание. Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы в 70-х гг. стали отходить от Реформации. В XVII в. она сходит с исторической арены в ВКЛ. Программу выхода из реформационного кризиса Ватикан разрабатывает на Тридентском соборе. Ставку в спасении католической церкви он сделал на Орден иезуитов, созданный в 1534 г. Иезуиты входили в сферы жизни европейских стран, охваченных Реформацией, и влияли на мир в угодном для римской курии направлении. В конце XVI в. высшие слои общества уже в массовом порядке меняли протестантскую веру на католицизм. К концу XVII в. Контрреформация в княжестве победила.

В 1596 г. в Бресте состоялся Собор  белорусско-украинского православия. В нем участвовали представители  двух православных патриархов -Константинопольского и Александрийского. Собор раскололся на две части. Одну составили сторонники унии, кот. возглавил Львовский католический архиепископ Суликовский. Вторая часть состояла из православных, кот. не были согласны с унией. Их возглавил Львовский восточный епископ Гедеон Балабан. Православный собор заседал не в храме, а в частном доме, так как епископ Пацей, к епархии которого принадлежал Брест, запретил впускать в городские храмы противников унии. Униаты лишили сана епископов и отлучили от церкви тех из них, кто был противником, а православные сделали то же самое в отношении униатов.

Брестская церковная уния была призвана заложить основу объединения народов-поляков  и белорусов, католиков и православных. Однако она не принесла в Беларусь мира и согласия.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпоры по "истории"