Шумерская цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:25, реферат

Описание работы

Кто были первые шумеры, откуда они появились в долине Тигра и Евфрата – этим вопросам суждено остаться без ответа. Родиной этих темноволосых и светлокожих людей следует считать восток или северо-запад
Месопотамии, их язык очень схож с языком народов побережья Каспийского моря. Вероятно, шумеры поселились в долине около 3500 года до новой эры – примерно в то время, когда там были основаны первобытные земледельческие поселения. В любом случае первые шумеры осели на юге долины, строя свои хижины по берегам болот, поросших камышом, которых было множество в дельте, где Тигр и Ефрат впадали в Персидский залив.
История открытия и жизни шумеров до сих пор является загадкой для историков и сравнивается по сложности с открытием космоса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ |2 |
|
Глава 1. Загадка открытия шумеров. | |
| | |
|1.1. Первые исследователи. |3 |
| | |
|1.2. Расшифровка таинственных знаков. |4 |
| | |
|1.3. Открытие шумерского языка. |6 |
| | |
|Глава 2. Зарождение шумерской цивилизации | |
| | |
|2.1. Население Двуречья до шумеров. |6 |
| | |
|2.2. Появление шумеров. |7 |
| | |
|2.3. Вопросы без ответа. |8 |
| | |
|Глава 3. Древнейшая культура эпохи Шумера. | |
| | |
|3.1. Первые города. |9 |
| | |
|3.2. Урук в 2900 г. до н.э. |11 |
| | |
|3.3. Период Джемдет-Насера. Бронзовый век. |13 |
| | |
|Глава 4. Историко-культурные памятники шумеров. | |
| | |
|4.1. Легенда о всемирном потопе. |14 |
| | |
|4.2. Поэма «Гильгамеш и Ака» |14 |
| | |
|4.3. Загадка «Царского списка» |15 |
| | |
|Глава 5. Падение Шумера. | |
| | |
|5.1. Политические распри. |16 |
| | |
|5.2. Гибель шумерской цивилизации. |16 |
| | |
|Заключение. |17 |
| | |
|Список литературы. |18 |

Работа содержит 1 файл

Реферат про шумерскую цивилизацию.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

Ведь древнеперсидские имена были переданы  у  греческих  авторов  не  всегда

фонетически точно и единообразно.

      Гротефенд  безошибочно  расшифровал  восемь  знаков  древнеперсидского

алфавита, а лет через 30 француз Эжен  Бюрнуф  и  норвежец  Кристиан  Лассен

нашли правильные зквиваленты почти для всех  клинописных  знаков,  и,  таким

образом, работа по  дешифровке  надписей  1  класса   из  Персеполя  была  в

основном закончена.

      Однако учёным не давала покоя тайна  письмен  2  и  3  классов,  да  и

древнеперсидские тексты ещё плохо  читались.  В  то  же  время,  проходивший

службу в Персии майор и дипломат Генри  Кресвик  Раулинсон  также  принимает

попытку  расшифровать  клинописные  надписи.  Его   личной   страстью   были

археология и достигшее в то время первых успехов сравнительное  языкознание.

Для того чтобы  продолжать  исследование  древних  языков,  увековеченных  в

клинописных надписях, требовались новые тексты. Раулинсон знал  о  том,  что

на старом тракте,  около  города  Керманшах,  находится  высокая  скала,  на

которой видны колоссальные таинственные изображения  и  знаки.  И  Раулинсон

отправился в Бехистун. Рискуя жизнью, он взобрался  на  отвесную  скалу,  на

которой были выбиты огромные барельефы, и приступил к  копированию  надписи.

За лето и осень 1835 г., стоя над пропастью на шаткой  приставной  лестнице,

Раулинсон перерисовал большую часть  древнеперсидского  текста,  клинописной

надписи из Бехистуна. Вскоре, в 1837  г.,  Раулинсон  отослал  в  Лондонское

азиатское общество скопированный и  переведённый  текст  двух  отрывков.  Из

Лондона эту работу немедленно переправляют в Парижское  азиатское  общество,

чтобы с ней  ознакомился  выдающийся  учёный  Бюрнуф.  Труд  Раулинсона  был

оценен  очень  высоко:  безвестному  майору  из  Персии  присваивают  звание

почётного члена Парижского азиатского общества.

      Однако Раулинсон не считает  свой  труд  законченным:  две  оставшиеся

нерасшифрованными части Бехистунской надписи не дают ему покоя. Дело в  том,

что надпись  на  Бехистунской  скале,  также  как  и  надпись  в  Персеполе,

высечена на трёх языках. В 1844 – 1847 гг.  Раулинсон,  повиснув  на  канате

над глубокой пропастью, срисовывает остальную часть надписи. Теперь в  руках

учёных оказалось два пространных текста, изобилующих  собственными  именами,

причём содержание их было известно по древнеперсидскому варианту. К 1855  г.

Эдвину  Норрису  удалось  дешифровать  и  второй  тип  клинописи,  состоящий

примерно из сотни слоговых  знаков.  Эта  часть  надписи  была  на  эламском

языке.

      Трудности по дешифровке двух первых типов клинописи оказались  всё  же

сущим пустяком по сравнению с теми сложностями, которые возникли при  чтении

третьей   части   надписей,   заполненной,   как   выяснилось,   вавилонским

идеографически - слоговым письмом. Один  знак  здесь  обозначал  и  слог,  и

целое  слово.  Больше  того,  одним  и  тем  же  знаком  могли  передаваться

различные слоги  и даже различные слова.  В качестве примера можно  привести

простейший случай: слог содержащий звук «  р  »,  мог  быть  передан  шестью

различными знаками, в зависимости от того, с какой гласной  он  соседствовал

(ра, ар, ри, ир, ру, ур). Согласные выступали только в составе слога,  тогда

как гласные иногда фигурировали как отдельные знаки.

      Поэтому не удивительно, что  никто не хотел верить, что когда-то  кто-

то мог изобрести столь запутанный способ письма. А  смельчакам,  допускавшим

существование  подобной  системы  письменности,  расшифровка  этих   знаков,

передающих всю  многозначность  мёртвого,  давно  забытого  языка,  казалась

невозможной.

      Между тем к середине 19 века  языкознание  сделало  большие  успехи  и

лингвисты, исследующие  структуру  древних  языков,  уже  имели  за  плечами

немалый  опыт.  Дискуссии  велись  не  только  вокруг  попыток  расшифровать

клинописные знаки  3-го класса, но и вокруг  их  происхождения  и  характера

языка, на котором был составлен этот  текст.  Исследователи  задумались  над

тем,  сколь  древна  клинопись  и  каким  изменениям  она  подвергалась   за

многовековой период своего существования. Совместными усилиями  целого  ряда

учёных были преодолены огромные трудности  в  изучении  вавилонского  языка.

Неоценимую  помощь   в   этой   работе   оказали   археологи,   доставлявшие

многочисленные таблички с надписями. В середине 19 века  человеческий  гений

одержал ещё одну победу: родилась новая наука –  ассириология,  занимающаяся

изучением  всего  комплекса  проблем,  связанных  с  древней   Месопотамией.

Удивительная многозначность клинописи побудила учёных  заняться  вопросом  о

её  происхождении.  Само  собой  напрашивалось  предположение,  что  письмо,

которым  пользовались  семитские  народы  (вавилоняне  и  ассирийцы),   было

позаимствовано у какого-то другого народа несемитского происхождения.

 

 

                       1.3. Открытие шумерского языка.

 

 

И вот 17 января 1869 г. видный французский лингвист Жюль Опперт на  заседании

Французского  общества  нумизматики  и  археологии   заявил,   что   языком,

увековеченным  на  многих  табличках,  найденных  в   Месопотамии   является

шумерский! А это значит, что должен  был  существовать  и  шумерский  народ!

Таким  образом,  не  историки  и  археологи  первыми  чётко   сформулировали

доказательство существования Шумера. Это «вычислили» и доказали лингвисты.

      Слова Опперта были восприняты сдержанно и недоверчиво.  Вместе  с  тем

кое-кто в научных кругах высказался в поддержку его  гипотезы,  которую  сам

учёный считал аксиомой. Гипотеза Опперта побудила археологов  начать  поиски

материальных доказательств существования Шумера в Месопотамии. Много в  этом

плане мог дать  тщательный  анализ  древнейших  надписей.  И  вот  в  1871г.

Арчибальд Генри Сайс публикует первый шумерский текст –  одну   из  надписей

царя Шульги. Два года спустя Франсуа де Ленорман  выпускает  в  свет  первый

том своих «Аккадских исследований» с разработанной им шумерской  грамматикой

и новыми текстами. С 1889г. весь учёный  мир  признал  шумерологию  областью

науки и определение  «шумерский»  принимается  повсеместно  для  обозначения

истории, языка и культуры этого народа.

      Нет ничего удивительного  в том, что не археологи, вырывающие у песков

месопотамских пустынь тайны минувших  веков,  и  не  историки  так  уверенно

заявили всему миру: здесь находится Шумер. Память о Шумере и шумерах  умерла

тысячи лет назад. О них не упоминали греческие летописцы.  В  доступных  для

нас материалах из Месопотамии,  которыми  человечество  располагало  до  эры

великих открытий, мы не найдём  ни  слова  о  Шумере.  Даже  Библия  –  этот

источник вдохновения для первых  искателей  колыбели  Авраама  –  говорит  о

халдейском городе Уре. Ни слова о шумерах! То, что  произошло,  по-видимому,

было  неизбежно:   первоначально   возникшее   убеждение   о   существовании

шумерского города лишь впоследствии получило  документальное  подтверждение.

Это обстоятельство ни в коем случае не  умаляет  заслуг  путешественников  и

археологов. Напав на след шумерских памятников, они не  имели  ни  малейшего

понятия о том, с чем имеют дело. Ведь они  искали  не  Шумер,  а  Вавилон  и

Ассирию! Но если бы не эти люди, лингвисты  никогда  бы  не  смогли  открыть

Шумер.

 

 

                 Глава 2. Зарождение шумерской цивилизации.

 

                     2.1. Население Двуречья до шумеров                     

Данные археологии говорят о том, что в 6 и 5 тысячелетиях до н.э.  сначала  в

Северной, а затем и в  Южной  Месопотамии  существовали  оседлые  поселения,

жители которых занимались не только охотой, рыболовством и  собирательством,

но также земледелием. И в северной и в южной частях Двуречья  возникали  как

близкие друг другу, так и существенно различающиеся  между  собой  культуры.

До нас дошли следы  этих  культур:  изделия  из  камня  и  глины,  сосуды  с

характерным  для  каждой  из  них  способом  орнаментации,   орудия   труда,

охотничье оружие, украшения,  фигурки  и  статуэтки,  отражающие  древнейшие

верования.

      Не следует забывать: речь идёт о каменном веке, когда человек  ещё  не

знает металла, мир вокруг дик,  непонятен,  лишь  немногие  участки  земного

шара заселены, а расстояние в 200 км представляется  огромным  и  преодолеть

его труднее,  чем  спустя  10-20  столетий  тысячи  километров,  разделяющие

страны с многочисленным населением.  И  тем  не  менее,  люди  познают  мир,

завоёвывают,  заселяют  новые  территории,  принося  с  собой  традиции  уже

созданной ими ранее культуры.  Всё  это  необходимо  помнить,  чтобы  понять

процессы и события, связанные  с  появлением  шумеров  на  берегах  Тигра  и

Ефрат.

      Примером  южной  части  Двуречья  служит  поселение   Телль-эль-Обейд,

некогда  располагавшееся  на  берегу  Ефрата.  Обнаруженные  здесь  глиняные

зеленоватые  сосуды  украшены  тёмно-коричневым  или  чёрным  геометрическим

орнаментом. Изображения животных и  людей  в  орнаменте  встречаются  редко.

Зато в большом количестве найдены глиняные фигурки людей  и  животных.  Эль-

обейдские  сосуды  выделывались  вручную,  иногда  на  медленно  вращавшемся

гончарном круге, приводимом в движение при помощи  рук.  Дома  строились  из

тростника, обмазанного глиной, или высушенных  на  солнце  больших  глиняных

глыб. Мозаика из конусов не только украшала стены, но и предохраняла  их  от

размыва  дождевой  водой.  Телль-эль-Обейд  представлял  собой   большое   и

многолюдное  поселение.  На  окраине  Эреду,  расположенного  неподалеку  от

поселения, раскопано кладбище. В могилах -  а  их  больше  тысячи,  рядом  с

останками людей найдены обейдские керамические изделия.

      Влияние обейдской культуры простиралось далее за пределы  южной  части

долины  Двуречья.  Отмечены  и  торговые  связи  с  Индией,  Забайкальем   и

Центральной Азией.

 

 

                           2.2. Появление шумеров.

 

     

Большинство учёных утверждают, что именно в этот  период,  в  эпоху  расцвета

культуры Эль-Обейда, т.е. во второй половине 4  тысячелетия,  в  Месопотамии

появляются шумеры – народ, который в  более  поздних  письменных  документах

называет себя «черноголовыми». Откуда и когда, в какую эпоху  пришли  шумеры

- главная, трудная и,  как  утверждают  многие  исследователи,  неразрешимая

загадка.  Мнения  учёных  по  этим  вопросам  чрезвычайно  противоречивы   и

совпадают теперь, пожалуй, лишь в одном: шумеры – народ пришлый.

      Бесспорно одно: это был народ, этнически, по языку и  культуре  чуждый

семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в  то  же

время или немного позднее. Многолетние поиски более или  менее  значительной

языковой группы, родственной языку шумеров,  ни  к  чему  не  привели,  хотя

искали повсюду – от Центральной Азии до островов Океании.  Некоторые  учёные

предполагают, что это кавказский  народ,  хотя  прямых  доказательств  этому

нет.

      Многое говорит за то, что  шумеры  пришли  в  Месопотамию  с  юга,  со

стороны Персидского залива. Необходимо отметить, что  большинство  известных

науке городов шумеров имеют нешумерские названия.  А  поскольку  эти  города

возникли в  глубочайшей  древности,  напрашивается  вывод,  что  нешумерские

названия  это названия дошумерские.

      Попытки  реконструировать  древнейшую  историю  шумеров   не   помогли

отыскать их родину. Возможно, это было Иранское нагорье или же далёкие  горы

Центральной Азии, или Индия.

      По всей видимости, страна, откуда  пришли  шумеры  находилась,  скорее

всего, в горной местности, но расположенной таким  образом,  что  её  жители

могли  овладеть  искусством  мореплавания.   В   этом   мнения   большинства

исследователей более или менее совпадают. Свидетельством  того,  что  шумеры

пришли с гор, является их способ постройки храмов,  которые  возводились  на

искусственных насыпях или  на  сложенных  из  кирпича  или  глиняных  блоков

холмах-террасах.  Едва  ли  подобный  обычай  мог  возникнуть  у  обитателей

равнин. Его вместе с верованиями должны были  принести  со  своей  прародины

жители гор, воздававшие  почести  богам  на  горных  вершинах.  И  ещё  одно

доказательство:  на  шумерском  языке  слова  «страна»  и   «гора»   пишутся

одинаково.

       Итак, многое говорит за то, что шумеры пришли в  Месопотамию  морским

путём. Во-первых, прежде всего, появились в  устьях  рек.  Во-вторых,  в  их

древнейших верованиях главную роль играл Энки – мудрый добрый бог,  чей  дом

– Абзу – находился на дне океана. И, наконец, едва поселившись  в  Двуречье,

шумеры   сразу   же   занялись   организацией   ирригационного    хозяйства,

мореплаванием и судоходством по рекам и каналам.

 

 

                          2.3. Вопросы без ответа.

 

     

Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их  первый

город. Позднее они стали считать его колыбелью своей  государственности.  По

прошествии ряда лет шумеры двинулись в глубь Месопотамской равнины,  возводя

или завоёвывая новые города. Этот пришлый  народ  подчинил  себе  страну  не

вытеснив – этого шумеры  просто не могли  –  местного  населения.  Напротив,

Информация о работе Шумерская цивилизация