Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:25, реферат
Кто были первые шумеры, откуда они появились в долине Тигра и Евфрата – этим вопросам суждено остаться без ответа. Родиной этих темноволосых и светлокожих людей следует считать восток или северо-запад
Месопотамии, их язык очень схож с языком народов побережья Каспийского моря. Вероятно, шумеры поселились в долине около 3500 года до новой эры – примерно в то время, когда там были основаны первобытные земледельческие поселения. В любом случае первые шумеры осели на юге долины, строя свои хижины по берегам болот, поросших камышом, которых было множество в дельте, где Тигр и Ефрат впадали в Персидский залив.
История открытия и жизни шумеров до сих пор является загадкой для историков и сравнивается по сложности с открытием космоса.
ВВЕДЕНИЕ |2 |
|
Глава 1. Загадка открытия шумеров. | |
| | |
|1.1. Первые исследователи. |3 |
| | |
|1.2. Расшифровка таинственных знаков. |4 |
| | |
|1.3. Открытие шумерского языка. |6 |
| | |
|Глава 2. Зарождение шумерской цивилизации | |
| | |
|2.1. Население Двуречья до шумеров. |6 |
| | |
|2.2. Появление шумеров. |7 |
| | |
|2.3. Вопросы без ответа. |8 |
| | |
|Глава 3. Древнейшая культура эпохи Шумера. | |
| | |
|3.1. Первые города. |9 |
| | |
|3.2. Урук в 2900 г. до н.э. |11 |
| | |
|3.3. Период Джемдет-Насера. Бронзовый век. |13 |
| | |
|Глава 4. Историко-культурные памятники шумеров. | |
| | |
|4.1. Легенда о всемирном потопе. |14 |
| | |
|4.2. Поэма «Гильгамеш и Ака» |14 |
| | |
|4.3. Загадка «Царского списка» |15 |
| | |
|Глава 5. Падение Шумера. | |
| | |
|5.1. Политические распри. |16 |
| | |
|5.2. Гибель шумерской цивилизации. |16 |
| | |
|Заключение. |17 |
| | |
|Список литературы. |18 |
подобных учреждений не было. Этот «двухпалатный парламент» имел
своеобразную структуру: правитель, недовольный решением совета старейшин,
мог обратиться к «совету мужей». По-видимому, совет старейшин,
унаследованный от родо-племенного строя, имел меньше прав, чем «совет
мужей», на который опирался и с чьей помощью создал своё могущество
правитель государства.
В поэме представляет интерес упоминание о городских стенах. То были,
как мы видим, беспокойные времена. Отдельные небольшие шумерские княжества
вели себя по отношению друг к другу в высшей степени агрессивно, и их
правителям приходилось думать не только о нападении на соседей, но и о
защите своих владений. Они старались сделать как можно более
затруднительным доступ неприятеля к городу - сердцу маленького государства.
Вот почему при раскопках археологи обнаруживают остатки оборонительных стен
почти во всех шумерских городах. При раскопке Урука была обнаружена двойная
стена, окружавшая не только храм и жилые постройки, но и сады, поля, луга
длиной 9,5 км. В северной и южной её частях имелись ворота шириной 3,5 м с
прямоугольными башнями. 800 полукруглых оборонительных башен, отстоявших
друг от друга на 10 м, делали стену толщиной в 5 м почти неприступной.
4.3. Загадка «Царского списка»
Из труда по истории Месопотамии, написанного по-гречески вавилонским учёным
и жрецом бога Мардука Беросом, жившим в 4-3 вв. до н. э. известно, что
вавилоняне делили историю на два периода – до потопа и после потопа. Он
сообщал, будто 10 царей до потопа правили страной в течение 43200 лет, а
первые цари после потопа тоже царствовали по несколько тысяч лет. Его
царский список воспринимался как легенда.
Усилия учёных увенчались успехом: среди многочисленных клинописных
табличек удалось обнаружить несколько фрагментов древних списков царей.
Шумерский «Царский список» был скомпилирован не позднее конца 3
тысячелетия до н. э., в эпоху правления так называемой третьей династии
Ура. Составляя известный науке вариант «Списка», переписчики, несомненно,
пользовались династическими списками, которые на протяжении столетий велись
в отдельных городах-государствах.
В результате многих причин «Царский список» содержит много неточностей
и механических ошибок. Путём кропотливых и сложных изысканий учёные нашли,
наконец, решение головоломки: как разместить отдельные одновременно
царствующие династии, о котором в царском списке говорится, будто они
следовали одна за другой.
«Царский список» сообщает, что после потопа царство было в Кише и что
в течение 24510 лет здесь правили 23 царя.
Время богов, очевидно, качественно отличается от времени героев, а
последнее от времени обычных людей, точно так же как они сами отличаются
друг от друга. Венгерские исследователи показали, что если сроки правления
первых царей после потопа разделить на 60, а более поздних на 10 или 6, то
получаются реальные цифры. К этому можно добавить, что практически все
числа, встречающиеся в первой части «Царского списка» (до потопа), кратны
360; так сказать день был за год. Следует помнить, что числа 6, 10, 60,
360, 1360 были для шумеров «круглыми» числами.
Едва ли эту загадку «Царского списка» можно считать решённой, по-
видимому, объяснение нужно искать именно здесь, в особенности восприятия
шумерами времени и в их числовой символике.
Глава 5. Падение Шумера.
5.1. Политические распри.
В середине 3 тысячелетия до н. э. наступает период бурного расцвета Лагаша.
Городом в это время правит энси Уранше. Однако наступает другое время.
Совсем рядом находится соперник за власть - Умма, в любой момент могло
произойти нападение эламитов из-за Тигра. Храмы же не всегда соглашались
ассигновывать средства, необходимые для осуществления замыслов царя. Царь
неизбежно должен был начать присваивать себе часть имущества и доходов, по
традиции нераздельно принадлежащих богу, которыми распоряжались храмы.
Урнанше заложил основы политического и экономического могущества своей
династии. Это дало возможность третьему её представителю, внуку Эанатуму
(2400г. до н. э.) , сделать попытку распространить свою власть на соседние
с Лагашем государства. Это ему удалось сделать, но распри внутри
государства и бунты на занятых территориях продолжались.
Чем активнее становилась политика энси, стремившихся к
гегемонии над Шумером, тем сильнее беспокоились жрецы. Их интересам и
влиянию угрожала всё более серьёзная опасность со стороны правителей
династии Урнанше, приобретавших всё большую независимость от храмов. Между
ними шла постоянная борьба. В результате этой борьбы политическая партия
жрецов возвела на трон своего ставленника Лугальанду. Но, как ни старался
Лугальанда в своей политике блюсти интересы жрецов, того, что уже
произошло, изменить было нельзя: наряду с храмом возникла мощная
общественно-экономическая сила – княжеский дворец с чудовищно разросшимся
бюрократическим аппаратом. Правление Лугальанды не было продолжительным (7-
9 лет). Произошёл насильственный переворот. Происшедший переворот в Лагаше
связан с именем Уруинимгины. Этот человек, через 44 столетия названный
первым в истории реформатором, до того как стал правителем страны, был
чиновником из окружения Лугальанды. Он отменил многие несправедливые налоги
с бедняков. Реформы Уруимгины пришлись не по вкусу ни дворцовым кругам, ни
храмовым служащим. Уруимгина существенно сократил дворцовый персонал,
ограничил власть чиновников и несколько прижал жрецов. Таким образом, он не
угодил никому, кроме простого народа, который был тогда безгласен.
5.2. Гибель шумерской цивилизации.
Итак недовольство в государстве третьей династии Ура росло изо дня в день,
создавая угрозу его существованию. Опасность положения ещё усугублялась
тем, что в Шумере давно уже возобладали иноземные народы, главным образом
семиты.
На западные границы Шумера непрерывно совершали набеги
воинственные племена – амориты. Эти дикие кочевники всё чаще показывались
на западных границах Шумера, нападая на плохо укреплённые города.
Одновременно они всё большими группами просачивались на территорию Шумера и
мирно оседали в различных городах, увеличивая численность нешумерского
населения.
Задачи, которые стояли перед Амар-Зуэном, вступившим на престол
в 2045 г. до н. э. были нелегки. Он правил 8 лет и после него к власти
пришёл Шу-Суэн.
История Шумера и судьба его последних правителей сейчас, по
прошествии четырёх тысячелетий, наводят на грустные размышления. Последние
цари Шумера были отважны, мудры, дальновидны, они одерживали победы,
достигали больших успехов, и тем не мене их государство стремительно и
неотвратимо клонилось к упадку. Состарилась шумерская цивилизация,
одряхлела культура; обращённая в прошлое, она не могла ни устоять
трудностями, связанными с новой социально-политической обстановкой, ни
впитывать в себя живительные силы нового. В результате она закоснела в
своём традиционализме, оскудела и отошла в прошлое.
Всякое государство подобно прекрасному плоду, который с
ожесточением разъедают черви – снаружи и изнутри.
Ни военные походы, ни политика умиротворения по отношению к
всё более агрессивному врагу уже не могут спасти государство, которое после
смерти Шу-Суэна унаследовал его сын Ибби – Суэн. Двадцатипятилетнее
царствование Ибби – Суэна (2027-2003) – последний акт трагедии Шумера. За
внешним фасадом, показной мощью скрывается приближающийся крах империи.
Хотя официальным языком Шумера - деловым и обрядовым – продолжает
оставаться шумерский, народ говорит по - аккадски. Шумерский островок,
чрезвычайно малочисленную группку людей, держащуюся одной лишь силой
традиции, пытающуюся отстоять прошлое и свои интересы, заливают волны
семитских влияний. Отдельные провинции начинают более или менее решительно
освобождаться от господства Ура, при этом одних насильственно подавляют
западносемитские племена, другие добровольно подчиняются их власти. Начиная
с пятого года царствования Ибби-Суэна документы составленные в северных
провинциях, датируются иначе, чем в Уре, Уруке или в Ниппуре: они уже не
соотносятся с теми событиями которые центральная власть считает наиболее
важными и существенными. А это значит, что царь фактически утратил контроль
над этими районами.
Набеги враждебных Шумеру племён, ограничение сферы влияния
столицы, постоянные войны – всё это подорвало основы экономики страны.
Резко сократился ввоз и вывоз товаров. Подскочили цены, в отдельных районах
страны был голод. Теперь Ибби-Суэн царь совсем небольшого, растерзанного
врагами государства. Одинокий, всеми покинутый, сознавая полную
безнадёжность сопротивления, он всё-таки продолжает бороться. Хотя по его
убеждению, трагедия Шумера ниспослана богами, это не мешает ему, именующему
себя богом, протестовать против приговора богов: он не складывает оружия
перед более сильным, чем он врагом.
В 2003 г. до н. э. Эламиты ворвались в осаждённую столицу. Ур
пал. Последний царь Шумера « в путах удалился в Аншан».
Гибель Шумера, крушение тысячелетнего царства, явилось
потрясением, как для современников этих событий, так и для потомков.
Рухнули древнейшие устои общественной жизни, традиции, обычаи. Но
сформировавшуюся на протяжении тысячелетия культуру не так-то просто было
уничтожить! Как бы продолжая дело, начатое последними царями Ура, писцы при
дворах новых правителей, в храмах и школах бережно собирают памятники
шумерской мудрости и искусства. Они переписывают мифы, стихи, эпические
сказания, пословицы шумеров, пользуясь мёртвым шумерским языком, который в
течение почти двух последующих тысячелетий сохранялся только как сакральный
язык. В 3 веке до н. э. в вавилонских храмах богослужение ещё велось на
шумерском языке. Народы, в послешумерскую эпоху создавшие в Месопотамии
свои государства, почти полностью восприняли достижения шумерской культуры
– её письменность, особенности архитектуры, систему счёта, знания в области
астрономии и т. д. Спустя тысячу и более лет после падения Шумера правители
Месопотамии говорили о царях Ура и Урука, Киша и Лагаша как о своих
предшественниках.
Список литературы
1.Эра царствующих богов.
Пер. с англ. В. Мартова. - М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. –
Энциклопедия «Всеобщая иллюстрированная история».
2. Крамер Сэмюэл. Н..
История начинается в Шумере. 2-е изд. Пер.с англ. Ф.Л. Линдельсона. М.:
Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. (По следам
3. М. Белицкий
Забытый мир шумеров.Пер.с польск. Послесл.И.С. Клочкова. М.: Главная
редакция восточной литературы издательства «Наука», 19