Шумерская цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:25, реферат

Описание работы

Кто были первые шумеры, откуда они появились в долине Тигра и Евфрата – этим вопросам суждено остаться без ответа. Родиной этих темноволосых и светлокожих людей следует считать восток или северо-запад
Месопотамии, их язык очень схож с языком народов побережья Каспийского моря. Вероятно, шумеры поселились в долине около 3500 года до новой эры – примерно в то время, когда там были основаны первобытные земледельческие поселения. В любом случае первые шумеры осели на юге долины, строя свои хижины по берегам болот, поросших камышом, которых было множество в дельте, где Тигр и Ефрат впадали в Персидский залив.
История открытия и жизни шумеров до сих пор является загадкой для историков и сравнивается по сложности с открытием космоса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ |2 |
|
Глава 1. Загадка открытия шумеров. | |
| | |
|1.1. Первые исследователи. |3 |
| | |
|1.2. Расшифровка таинственных знаков. |4 |
| | |
|1.3. Открытие шумерского языка. |6 |
| | |
|Глава 2. Зарождение шумерской цивилизации | |
| | |
|2.1. Население Двуречья до шумеров. |6 |
| | |
|2.2. Появление шумеров. |7 |
| | |
|2.3. Вопросы без ответа. |8 |
| | |
|Глава 3. Древнейшая культура эпохи Шумера. | |
| | |
|3.1. Первые города. |9 |
| | |
|3.2. Урук в 2900 г. до н.э. |11 |
| | |
|3.3. Период Джемдет-Насера. Бронзовый век. |13 |
| | |
|Глава 4. Историко-культурные памятники шумеров. | |
| | |
|4.1. Легенда о всемирном потопе. |14 |
| | |
|4.2. Поэма «Гильгамеш и Ака» |14 |
| | |
|4.3. Загадка «Царского списка» |15 |
| | |
|Глава 5. Падение Шумера. | |
| | |
|5.1. Политические распри. |16 |
| | |
|5.2. Гибель шумерской цивилизации. |16 |
| | |
|Заключение. |17 |
| | |
|Список литературы. |18 |

Работа содержит 1 файл

Реферат про шумерскую цивилизацию.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

подобных  учреждений   не   было.   Этот   «двухпалатный   парламент»   имел

своеобразную структуру: правитель, недовольный  решением  совета  старейшин,

мог   обратиться   к   «совету   мужей».   По-видимому,   совет   старейшин,

унаследованный от  родо-племенного  строя,  имел  меньше  прав,  чем  «совет

мужей», на  который  опирался  и  с  чьей  помощью  создал  своё  могущество

правитель государства.

      В поэме представляет интерес упоминание о городских стенах.  То  были,

как мы видим, беспокойные времена. Отдельные небольшие  шумерские  княжества

вели себя по отношению друг к  другу  в  высшей  степени  агрессивно,  и  их

правителям приходилось думать не только о  нападении  на  соседей,  но  и  о

защите   своих   владений.   Они   старались   сделать   как   можно   более

затруднительным доступ неприятеля к городу - сердцу маленького  государства.

Вот почему при раскопках археологи обнаруживают остатки оборонительных  стен

почти во всех шумерских городах. При раскопке Урука была обнаружена  двойная

стена, окружавшая не только храм и жилые постройки, но и  сады,  поля,  луга

длиной 9,5 км. В северной и южной её частях имелись ворота шириной 3,5  м  с

прямоугольными башнями. 800  полукруглых  оборонительных  башен,  отстоявших

друг от друга на 10 м, делали стену толщиной в 5 м почти неприступной.

 

 

                       4.3. Загадка «Царского списка»

 

      

Из труда по истории Месопотамии, написанного по-гречески  вавилонским  учёным

и жрецом бога Мардука Беросом, жившим в 4-3  вв.  до  н.  э.  известно,  что

вавилоняне делили историю на два периода – до  потопа  и  после  потопа.  Он

сообщал, будто 10 царей до потопа правили страной в  течение  43200  лет,  а

первые цари после потопа  тоже  царствовали  по  несколько  тысяч  лет.  Его

царский список воспринимался как легенда.

      Усилия учёных увенчались  успехом:  среди  многочисленных  клинописных

табличек удалось обнаружить несколько фрагментов древних списков царей.

      Шумерский «Царский  список»  был  скомпилирован  не  позднее  конца  3

тысячелетия до н. э., в эпоху  правления  так  называемой  третьей  династии

Ура. Составляя известный науке вариант  «Списка»,  переписчики,  несомненно,

пользовались династическими списками, которые на протяжении столетий  велись

в отдельных городах-государствах.

      В результате многих причин «Царский список» содержит много неточностей

и механических ошибок. Путём кропотливых и сложных изысканий  учёные  нашли,

наконец,   решение  головоломки:  как  разместить   отдельные   одновременно

царствующие династии, о  котором  в  царском  списке  говорится,  будто  они

следовали одна за другой.

      «Царский список» сообщает, что после потопа царство было в Кише и  что

в течение 24510 лет здесь правили 23 царя.

      Время богов, очевидно, качественно отличается  от  времени  героев,  а

последнее от времени обычных людей, точно так же  как  они  сами  отличаются

друг от друга. Венгерские исследователи показали, что если  сроки  правления

первых царей после потопа разделить на 60, а более поздних на 10 или  6,  то

получаются реальные цифры. К  этому  можно  добавить,  что  практически  все

числа, встречающиеся в первой части «Царского списка»  (до  потопа),  кратны

360; так сказать день был за год. Следует помнить,  что  числа  6,  10,  60,

360, 1360 были для шумеров «круглыми» числами.

      Едва ли эту загадку «Царского  списка»  можно  считать  решённой,  по-

видимому, объяснение нужно искать именно  здесь,  в  особенности  восприятия

шумерами времени и в их числовой символике.

 

 

 

                          Глава 5. Падение Шумера.

 

                          5.1. Политические распри.

 

     

В середине 3 тысячелетия до н. э. наступает период бурного  расцвета  Лагаша.

Городом в это время правит  энси  Уранше.  Однако  наступает  другое  время.

Совсем рядом находится соперник за власть  -  Умма,  в  любой  момент  могло

произойти нападение эламитов из-за Тигра. Храмы  же  не  всегда  соглашались

ассигновывать средства, необходимые для осуществления  замыслов  царя.  Царь

неизбежно должен был начать присваивать себе часть имущества и  доходов,  по

традиции нераздельно  принадлежащих  богу,  которыми   распоряжались  храмы.

Урнанше заложил  основы  политического  и  экономического  могущества  своей

династии. Это дало возможность третьему  её  представителю,  внуку  Эанатуму

(2400г. до н. э.) , сделать попытку распространить свою власть  на  соседние

с  Лагашем  государства.  Это  ему  удалось  сделать,   но   распри   внутри

государства и бунты на занятых территориях продолжались.

              Чем  активнее  становилась  политика  энси,   стремившихся   к

гегемонии над Шумером,  тем  сильнее  беспокоились  жрецы.  Их  интересам  и

влиянию угрожала всё  более  серьёзная  опасность   со  стороны   правителей

династии Урнанше, приобретавших всё большую независимость от храмов.   Между

ними шла постоянная борьба. В результате  этой  борьбы  политическая  партия

жрецов возвела на трон своего ставленника Лугальанду. Но,  как  ни  старался

Лугальанда  в  своей  политике  блюсти  интересы  жрецов,  того,   что   уже

произошло,  изменить  было  нельзя:  наряду   с   храмом   возникла   мощная

общественно-экономическая сила – княжеский дворец  с  чудовищно  разросшимся

бюрократическим аппаратом. Правление Лугальанды не было продолжительным  (7-

9 лет). Произошёл насильственный переворот. Происшедший переворот  в  Лагаше

связан с именем Уруинимгины.  Этот  человек,  через  44  столетия  названный

первым в истории реформатором, до  того  как  стал  правителем  страны,  был

чиновником из окружения Лугальанды. Он отменил многие несправедливые  налоги

с бедняков. Реформы Уруимгины пришлись не по вкусу ни дворцовым  кругам,  ни

храмовым  служащим.  Уруимгина  существенно  сократил  дворцовый   персонал,

ограничил власть чиновников и несколько прижал жрецов. Таким образом, он  не

угодил никому, кроме простого народа, который был тогда безгласен.

 

 

                     5.2. Гибель шумерской цивилизации.

            

 

Итак недовольство в государстве третьей династии Ура росло изо  дня  в  день,

создавая угрозу его  существованию.  Опасность  положения  ещё  усугублялась

тем, что в Шумере давно уже возобладали иноземные  народы,  главным  образом

семиты.

              На  западные  границы  Шумера  непрерывно   совершали   набеги

воинственные племена – амориты. Эти дикие кочевники  всё  чаще  показывались

на  западных  границах  Шумера,  нападая  на   плохо   укреплённые   города.

Одновременно они всё большими группами просачивались на территорию Шумера  и

мирно оседали  в  различных  городах,  увеличивая  численность  нешумерского

населения.

            Задачи, которые стояли перед Амар-Зуэном, вступившим на  престол

в 2045 г. до н. э. были нелегки. Он правил 8  лет  и  после  него  к  власти

пришёл Шу-Суэн.

            История Шумера и судьба  его  последних  правителей  сейчас,  по

прошествии четырёх тысячелетий, наводят на грустные  размышления.  Последние

цари  Шумера  были  отважны,  мудры,  дальновидны,  они  одерживали  победы,

достигали больших успехов, и тем  не  мене  их  государство  стремительно  и

неотвратимо  клонилось  к   упадку.   Состарилась   шумерская   цивилизация,

одряхлела  культура;  обращённая  в  прошлое,  она  не  могла   ни   устоять

трудностями,  связанными  с  новой  социально-политической  обстановкой,  ни

впитывать в себя живительные силы  нового.  В  результате  она  закоснела  в

своём традиционализме, оскудела и отошла в прошлое.

               Всякое  государство  подобно  прекрасному  плоду,  который  с

ожесточением разъедают черви – снаружи и изнутри.

              Ни военные походы, ни политика умиротворения  по  отношению  к

всё более агрессивному врагу уже не могут спасти государство, которое  после

смерти  Шу-Суэна  унаследовал  его  сын  Ибби  –  Суэн.   Двадцатипятилетнее

царствование Ибби – Суэна (2027-2003) – последний акт  трагедии  Шумера.  За

внешним фасадом, показной  мощью  скрывается  приближающийся  крах  империи.

Хотя  официальным  языком  Шумера  -  деловым  и  обрядовым   –   продолжает

оставаться шумерский, народ  говорит  по  -  аккадски.  Шумерский  островок,

чрезвычайно  малочисленную  группку  людей,  держащуюся  одной  лишь   силой

традиции, пытающуюся  отстоять  прошлое  и  свои  интересы,  заливают  волны

семитских влияний. Отдельные провинции начинают более или  менее  решительно

освобождаться от господства Ура,  при  этом  одних  насильственно  подавляют

западносемитские племена, другие добровольно подчиняются их власти.  Начиная

с пятого года царствования  Ибби-Суэна  документы  составленные  в  северных

провинциях, датируются иначе, чем в Уре, Уруке или в  Ниппуре:  они  уже  не

соотносятся с теми событиями которые  центральная  власть  считает  наиболее

важными и существенными. А это значит, что царь фактически утратил  контроль

над этими районами.

              Набеги враждебных Шумеру  племён,  ограничение  сферы  влияния

столицы, постоянные войны –  всё  это  подорвало  основы  экономики  страны.

Резко сократился ввоз и вывоз товаров. Подскочили цены, в отдельных  районах

страны был голод. Теперь Ибби-Суэн  царь  совсем  небольшого,  растерзанного

врагами   государства.   Одинокий,   всеми   покинутый,   сознавая    полную

безнадёжность сопротивления, он всё-таки продолжает бороться.  Хотя  по  его

убеждению, трагедия Шумера ниспослана богами, это не мешает ему,  именующему

себя богом, протестовать против приговора богов:  он  не  складывает  оружия

перед более сильным, чем он врагом.

              В 2003 г. до н. э. Эламиты ворвались в осаждённую столицу.  Ур

пал. Последний царь Шумера « в путах удалился в Аншан».

 

 

                                 Заключение.

 

              Гибель  Шумера,  крушение   тысячелетнего   царства,   явилось

потрясением, как  для  современников  этих  событий,  так  и  для  потомков.

Рухнули  древнейшие  устои  общественной   жизни,   традиции,   обычаи.   Но

сформировавшуюся на протяжении тысячелетия культуру не  так-то  просто  было

уничтожить! Как бы продолжая дело, начатое последними царями Ура, писцы  при

дворах новых правителей,  в  храмах  и  школах  бережно  собирают  памятники

шумерской мудрости и искусства.  Они  переписывают  мифы,  стихи,  эпические

сказания, пословицы шумеров, пользуясь мёртвым шумерским языком,  который  в

течение почти двух последующих тысячелетий сохранялся только как  сакральный

язык. В 3 веке до н. э. в вавилонских  храмах  богослужение  ещё  велось  на

шумерском языке. Народы, в  послешумерскую  эпоху  создавшие  в  Месопотамии

свои государства, почти полностью восприняли достижения  шумерской  культуры

– её письменность, особенности архитектуры, систему счёта, знания в  области

астрономии и т. д. Спустя тысячу и более лет после падения Шумера  правители

Месопотамии говорили о царях  Ура  и  Урука,  Киша  и  Лагаша  как  о  своих

предшественниках.

 

 

 

                              Список литературы

 

 

1.Эра царствующих богов.

  Пер.  с  англ.  В.  Мартова.  -   М.:  ТЕРРА  –  Книжный  клуб,  1998.  –

Энциклопедия «Всеобщая   иллюстрированная история».

2. Крамер Сэмюэл. Н..

    История начинается в Шумере. 2-е изд. Пер.с англ. Ф.Л. Линдельсона. М.:

Наука.   Главная  редакция  восточной   литературы,   1991.   (По   следам

3. М. Белицкий

   Забытый мир шумеров.Пер.с  польск.  Послесл.И.С.  Клочкова.  М.:  Главная

редакция   восточной литературы издательства «Наука», 19

 

        

 

 



Информация о работе Шумерская цивилизация