Шумерская цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:25, реферат

Описание работы

Кто были первые шумеры, откуда они появились в долине Тигра и Евфрата – этим вопросам суждено остаться без ответа. Родиной этих темноволосых и светлокожих людей следует считать восток или северо-запад
Месопотамии, их язык очень схож с языком народов побережья Каспийского моря. Вероятно, шумеры поселились в долине около 3500 года до новой эры – примерно в то время, когда там были основаны первобытные земледельческие поселения. В любом случае первые шумеры осели на юге долины, строя свои хижины по берегам болот, поросших камышом, которых было множество в дельте, где Тигр и Ефрат впадали в Персидский залив.
История открытия и жизни шумеров до сих пор является загадкой для историков и сравнивается по сложности с открытием космоса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ |2 |
|
Глава 1. Загадка открытия шумеров. | |
| | |
|1.1. Первые исследователи. |3 |
| | |
|1.2. Расшифровка таинственных знаков. |4 |
| | |
|1.3. Открытие шумерского языка. |6 |
| | |
|Глава 2. Зарождение шумерской цивилизации | |
| | |
|2.1. Население Двуречья до шумеров. |6 |
| | |
|2.2. Появление шумеров. |7 |
| | |
|2.3. Вопросы без ответа. |8 |
| | |
|Глава 3. Древнейшая культура эпохи Шумера. | |
| | |
|3.1. Первые города. |9 |
| | |
|3.2. Урук в 2900 г. до н.э. |11 |
| | |
|3.3. Период Джемдет-Насера. Бронзовый век. |13 |
| | |
|Глава 4. Историко-культурные памятники шумеров. | |
| | |
|4.1. Легенда о всемирном потопе. |14 |
| | |
|4.2. Поэма «Гильгамеш и Ака» |14 |
| | |
|4.3. Загадка «Царского списка» |15 |
| | |
|Глава 5. Падение Шумера. | |
| | |
|5.1. Политические распри. |16 |
| | |
|5.2. Гибель шумерской цивилизации. |16 |
| | |
|Заключение. |17 |
| | |
|Список литературы. |18 |

Работа содержит 1 файл

Реферат про шумерскую цивилизацию.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

старались   укрепить   свою   мощь.   Процветает   торговля,   растёт   сеть

ирригационных каналов, расширяются  площади  орошаемых  земель,  развиваются

религиозные культы – один из важнейших  элементов  духовной  жизни  шумеров,

считавших, что люди созданы богами и являются их собственностью,  а  поэтому

должны служить богам и умножать их  богатство  и  благосостояние.  Шумерские

города-государства  ревниво  оберегают   свою   территорию,   независимость,

внимательно следят за успехом друг друга, готовы  в  любой  момент  напасть,

захватить, подчинить. То и дело вспыхивают войны за власть.  Предпринимаются

даже попытки захватить господство над всем Шумером.

      За короткое время после вторжения в Двуречье  в  социальной  структуре

шумерского общества произошли кардинальные перемены. В эпоху Урука это  было

уже  общество,  разделившееся  на  богачей  и  бедняков.  Этому  древнейшему

классовому обществу, по-видимому, было не чуждо примитивное рабство.

 

 

                        3.2. Урук в 2900 г. до н. э.

 

     

Урук в это время захватил гегемонию над всем  Шумером  и  сделался  подлинным

центром страны. Немецкий учёный  Хартмут  Шмёкель  нарисовал  такую  картину

Урука в этот период: « На  долину  Ефрата  опускаются  короткие  сумерки.  С

лугов, покрытых зелёной, сочной  травой,  возвращаются  храмовые  стада.  Их

погоняют нагие пастухи. Медленно бредут сытые,  отяжелевшие  животные.  Лишь

молодняк – шаловливые козлята и ягнята -  нарушают  чинный  строй.  До  чего

хороши стада! Вдоволь  будет  молока,  много  шерсти  отнесут  работники  на

склады храма, когда наступит  время  стрижки.  Немало  потрудятся  и  пряхи,

работающие в храмовых  мастерских.  Овцы,  козы,  коровы  входят  в  широкие

ворота Урука. Их гонят в  хлева  и  овчарни  храма  Инанны.  Сейчас  пастухи

поручат стада скотникам, а сами пойдут на склад за ежедневной порцией  хлеба

и пива.

      На улицах города, в жилых  районах,  движение,  шум,  суета.  Кончился

знойный душный день. Настала  пора  долгожданной  вечерней  прохлады.  Вдоль

глухих глиняных стен, однообразие которых нарушают  лишь  небольшие  проёмы,

ведущие внутрь домов,  возвращаясь  из  своих  мастерских  в  храме,  шагают

кузнецы и гончары, оружейники и скульпторы,  каменщики  и  резчики.  Женщины

несут воду в высоких кувшинах. Они спешат домой, чтобы поскорее  приготовить

ужин для мужей и ребятишек.  Тут  и  там  в  толпе  прохожих  можно  увидеть

воинов. Медленно, словно боясь  уронить  своё  достоинство,  идут  по  улице

жрецы,  дворцовые  чиновники,  писцы.  Нарядные  модные  юбочки  делают   их

заметными  в  толпе.  В  социальной  иерархии  они  стоят  значительно  выше

ремесленников,  работников,  земледельцев   и   пастухов.   Шумные   озорные

мальчишки после бесконечно  длинного  дня  изнурительной  учёбы  в  храмовой

школе писцов побросали,  наконец,  свои  таблички  и  с  беззаботным  смехом

провожают караван ослов, которые несут корзины с товаром с кораблей,  только

что разгруженных на пристани.

      Вдруг откуда-то доносится крик, толпа расступается: по  направлению  к

храму идёт энси: вместе со своей семьёй и придворными он весь  день  работал

на строительстве нового оросительного канала и теперь  после  трудового  дня

возвращается  во  дворец,  который  находится  рядом  с  храмом.  Этот  храм

является гордостью жителей Урука. Внизу  в  хозяйственных  помещениях,  там,

где находятся кладовые, бары и склады, жрецы приводят в порядок таблички,  с

зафиксированными на них жертвоприношениями, с  утра  совершенными  в  храме,

все поступившие в казну доходы минувшего дня, которые ещё  больше  увеличили

богатство бога-владыки и повелителя города. А энси, князь,  жрец,  правитель

Урука, лишь слуга бога,  на  чьём  попечении  находятся  принадлежащие  богу

земельные угодья, богатство и люди.

      Поселившись в долине Двуречья, весьма  бедной  полезными  ископаемыми,

шумеры оказались вынуждены вступить в широкий товарный  обмен  с   соседями.

Их контакты не ограничились соседними областями,  они  простирались  гораздо

шире. Археологи обнаружили следы влияния культуры Урука  на  культуру  стран

Средиземного моря – Сирии, Анатолии и  др.  Даже  туда  добирались  караваны

шумерских купцов, привозившие свои изделия и вывозившие  сырьё  и  минералы,

которых не хватало в Месопотамии.

      При раскопках в Египте в слоях соответствующих  эпохе  культуры  Урука

были обнаружены привезенные из Шумера предметы роскоши,  сосуды  с  ручками,

пестики. Кроме этого здесь  были  найдены  нехарактерные  для  этого  района

цилиндрические печати. Обращает на себя тот факт, что  на  сланцевой  плитке

древнейшего  правителя  Верхнего  и  Нижнего  Египта   Менеса   присутствует

типичный  шумерский  мотив,  восходящий  к  эпохе  Урука,  -  фантастические

животные с длинными переплетёнными шеями.

      На основе анализа человеческих фигур  и  конструкции  лодок  некоторые

учёные  сделали  вывод,  что  на  рукоятке  кинжала   из   Джебель-эль-Арака

изображена битва, разыгравшаяся  между  шумерами,  прибывшими  в  Египет  по

Чёрному морю, и местным населением. Подобное предположение может  показаться

чересчур смелым, но факт, что в те отдалённые времена  шумеры  действительно

добирались до Египта и  оказали  определённое  воздействие  на  формирование

египетской культуры, едва ли подлежит сомнению. Гипотеза,  согласно  которой

не только иероглифическое письмо возникло благодаря шумерам, но и сама  идея

создания письменных знаков родилась в Египте под их  влиянием,  имеет  своих

сторонников.

      Строительство крупных городов с бьющей  ключём  хозяйственной  жизнью,

великолепной архитектурой,  бурно  развивающимися  ремёслами,  возникновение

письменности и создание систем счисления, овладение  техникой  строительства

ирригационных каналов и связанный с этим расцвет земледелия,  садоводства  и

животноводства,  расширение  торговли,  развитие   мореходства   –   вот   в

нескольких словах достижения этого периода истории  Шумера,  который  назван

(по месту важнейших археологических находок) периодом Урука.

 

 

                         3.3. Период  Джемдет-Насра.

 

     

Следующий период, датируемый большинством учёных 2800 – 2600 гг.  до  н.  э.,

получил название от города Джемдет-Насра, расположенного примерно  в  35  км

к северо-востоку от Киша.  Кроме  великолепных  глиняных  сосудов  с  чёрно-

жёлтым орнаментом на тёмно-красном фоне археологи обнаружили  здесь  большое

количество изделий из  металла,  но  что  особенно  важно,  первые  признаки

использования сплава меди с оловом. А это  значит,  что  в  период  Джемдет-

Насра Месопотамия вступила в бронзовый век.

      Среди  находок  этого  периода  обращает  на  себя  внимание  изящная,

прекрасная, культовая ваза из алебастра высотой в 1  м.  Художник  изобразил

множество  сцен,  отражающих  жизнь,  обычаи  и  обряды  шумеров.  Рельефные

украшения на этой вазе расположены тремя горизонтальными рядами,  нижний  из

которых, в свою очередь состоит из  двух  частей:  над  животворными  водами

буйно колосятся хлеба, а над  ними  пасутся  стада  тучных  коров  и  телят.

Средний ярус заполняют  идущие друг за другом  обнажённые люди,  в  руках  у

них кувшины с молоком и вазы с зерном и всевозможными  плодами.  Это  народ.

Он  несёт в кладовые храма плоды своего труда в полях,  садах  и  на  лугах.

Верхний и самый широкий  ярус  рассказывает  о  приношении  даров  и  жертв.

Богиня Инанна, которую можно узнать по характерному  символу  из  тростника,

принимает дары от своих почитателей. Судя по  размеру  ног,  непосредственно

перед ней стоит энси.  Он  первым  воздаёт  почести  богине.  За  правителем

следуют знатнейшие жрецы. В глубине, как бы за спиной богини, видны  большие

сосуды, до краёв заполненные плодами, а также овцы, бык,  коза  и  маленькие

фигурки людей – может быть это слуги богини, а может  жрецы,  охраняющие  её

богатства. Разве не  о  самом  главном  в  жизни  шумеров,  не  о  том,  что

обусловило их расцвет и могущество, рассказывает эта собранная  из  осколков

ваза.  Животворные  воды,  которые  текли  по  вырытым  людьми   каналам   и

скапливались в водохранилищах, позволяли шумерам собирать  с  полей,  лугов,

садов и огородов  богатые  урожаи.  Бесчисленные  стада  давали  в  изобилии

молоко и шерсть. И всё это - они  были  убеждены  -  принадлежит  не  им,  а

божеству, чьей собственностью являлись и они сами. Они  всё  отдавали  богу,

получая от него свою долю через энси, наместника бога на земле и  посредника

между  ним и людьми. Шумеры верили: только смиренное служение богам,  только

следование  всем  их  предначертаниям,  передаваемым   через   энси,   может

обеспечить благорасположение и защиту могущественных  сил,  которые  создали

вселенную и управляют ею и жизнью людей.

      О   культурном,   экономическом   и   политическом   развитии   Шумера

свидетельствуют не только те изделия, которые современному человеку  кажутся

произведениями искусства. Характер росписи глиняных сосудов также говорит  о

многом. Известно, что классификация керамики  основывается  на  особенностях

орнаментации глиняных изделий. В архитектуре символом  эпохи  шумеров   стал

небольшой  изящный  кирпич.  Шумерские  храмы  этого  периода  поражают   не

размерами (они не внушительны), а совершенством архитектуры  и  великолепием

отделки. Пример тому – храм Инанны в Уруке.

      Политическая экспансия шумеров продолжается; возникают  новые  города-

государства:  Шуруппак,  Эшнунна,  Киш  и  др.  Благодаря  совершенствованию

управления  хозяйством  растёт  богатство  шумерских  городов-государств,  а

вместе  с  ним  углубляется  социальное  расслоение;  меняются   религиозные

представления  шумеров,  расширяется  пантеон  их   богов   и,   по-видимому

усиливаются  раздоры  и   учащаются   войны   между   отдельными   городами-

государствами. Отголоски этих войн можно найти в позднейшем эпосе  и  мифах,

рассказывающих о тех далёких временах, когда люди были как боги, а боги  как

люди, временах, ставших не только для нас, но и для  самых  древних  шумеров

легендой, предисторией.

 

 

 

               Глава 4. Историко-культурные памятники шумеров.

 

                      4.1. Легенда о всемирном потопе.

 

     

Вопрос о всемирном потопе коснулся  и  государства  Шумеров.  Леонардо  Вулли

обнаружил  трёхметровый   слой   чистого   песка   без   каких-либо   следов

человеческой деятельности, внезапно прерывающий  культурные  слои  Ура.  Это

является бесспорным доказательством того, что около середины  4  тысячелетия

здесь имел место мощный катаклизм, охвативший обширную территорию –  по  тем

представлениям, огромную, чуть ли не  весь  мир.  В  городах,  расположенных

дальше к северу, толщина слоя чистых речных отложений не так  велика  как  в

Уре: около полутора метров в Уруке, около полуметра  в  Кише.  На  основании

этих данных Вулли  составил  карту  территории,  охваченной  потопом.  Более

поздние исследования  показали,  что  многие  города  Месопотамии  сохранили

следы наводнений, происходивших в разное  время:  обнаруженные  слои  чистой

земли относятся к различным периодам. Это открытие нанесло удар  сторонникам

идеи  общемесопотамского  всемирного  потопа.   Однако   проблема   великого

наводнения,    увековеченного    месопотамской     трагедией,     продолжает

существовать. Учёные утверждают, что во  время  самой  грандиозной  из  этих

катастроф поселения, расположенные на более возвышенных местах,  уцелели.  А

раз уцелели населённые пункты, уцелели и люди, которые сохранили и  передали

последующим поколениям память о катастрофе. Если предположить, что во  время

наводнения, затопившего Ур в Эль - Обейдскую эпоху,  шумеров  здесь  ещё  не

было,  то  крупные  наводнения  следующего   периода   (Джемдет   -   Насра)

происходили уже при  них.  Об  одних  они  слышали,  другие  пережили  сами.

Несомненно одно, в этой заимствованной и  распространённой   ветхим  заветом

легенде заключено зерно исторической правды.

 

 

                        4.2. Поэма «Гильгамеш и Ака»

 

     

Поэма «Гильгамеш и Ака» привлекла учёных прежде всего тем, что  в отличие  от

других шумерских произведений такого рода в ней говорится только о  людях  и

полностью отсутствуют какие-либо сверхъестественные существа. Содержание  её

реалистично, почти без фантастического  элемента.  Исследователь  находит  в

этом историко-героическом эпосе  немало  ценнейшей  информации  о  шумерском

обществе; например уже в глубочайшей древности правитель  города-государства

обсуждал некоторые вопросы не только с советом старейшин, но  и  с  «советом

мужей города», т.е. с воинами. С.Н.  Крамер  придаёт  этому  факту  огромное

значение. Он считает, что здесь  мы  сталкиваемся  с  древнейшей  в  истории

человечества  «парламентарной  демократией».  По   мнению   Крамера,   совет

старейшин может быть приравнен к сенату, а «совет мужей» - к  нижней  палате

парламента. В «совете мужей»  заседали  представители  различных  социальных

слоёв общества, способные носить оружие.  Как  полагает  Крамер,  рассказ  о

шумерском  парламенте  нельзя  считать   анахронизмом,   т.е.   перенесением

известных автору из личного опыта учреждений, понятий, институтов  в  эпоху,

о которой говорится в поэме, поскольку в то время, когда  она  записывалась,

Информация о работе Шумерская цивилизация