Информационная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологии работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания.

Содержание

1.Введение
2.Информационная культура и её составляющие
1.Понятие информационной культуры
2.Составляющие информационной культуры
3.Информационное поведение
3.Информационная культура и информационное общество
4.Всемирная информационная сеть — Интернет
5.Заключение
6.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Информационная культура.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

            Содержание

  1. Введение
  2. Информационная культура и её составляющие
    1. Понятие информационной культуры
    2. Составляющие информационной культуры
    3. Информационное поведение
  3. Информационная культура и информационное общество
  4. Всемирная информационная сеть — Интернет
  5. Заключение
  6. Список литературы

            1. Введение

      В период перехода к информационному  обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке  больших объемов информации, овладению  им современными средствами, методами и технологии работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «Информационная культура».

          1. Информационная культура и её состаляющие

2.1. Понятие информационной  культуры

      Информационная  культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

      Информационная  культура в узком смысле – это  уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности, в которой  мы можем отметить степень достигнутого, количества и качества созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего.

      Можно выделить "культурологический" и "информационный" подходы к трактовке понятия информационная культура.

      В рамках культурологического подхода  информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

      В рамках информационного подхода  большинство определений подразумевает  совокупность знаний, умений и навыков  поиска, отбора, анализа информации.

            2.2. Составляющие  информационной культуры

      Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

      Неотъемлемой  частью информационной культуры являются знания новой информационной технологии и умение ее применять для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

      Информационную культуру можно рассматривать на трех уровнях:

  • информационная культура личности;
  • информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.);
  • информационная культура общества в целом.
 

            2.3. Информационное  поведение

      Информационная  культура проявляется в информационном поведении людей.

      Под информационным поведением понимается образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения информации, ее передачи и распространения в обществе.

      Информационное  поведение, с одной стороны, отражает активность личности, умение ориентироваться  в информационном пространстве. С  другой стороны, в информационном поведении  проявляется степень доступности  и комфортности использования совокупных информационных ресурсов.

            3. Информационная  культура и информационное  общество

      В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой  с детства, сначала с помощью  электронных игрушек, а затем  привлекая персональный компьютер.

      Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение  уровня информационной культуры студента, необходимого для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в ВУЗе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы с среде базовых информационных технологий при решении типовых задач в сфере деятельности.

      В информационном обществе центр тяжести  приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования, как направлению связанному с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущем специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйтсва, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, пользование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществить, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах.

      Компьютеризация общества привела к появлению  серьезных злоупотреблений информацией, компьютерной преступности – искажению данных компьютерной памяти, воровству с помощью компьютеров, к появлению опасности монополизации просветительства и средств массовой информации, монопулировании общественным мнением, компьютерному пиратству.

      Совершенствуются способы борьбы с компьютерной преступностью, как и способы борьбы с традиционной преступностью.  
 

            4. Всемирная  информационная сеть  — Интернет

      Одним из достижений современной цивилизации  является создание Всемирной информационной сети. Интернет позволяет найти разнообразный  иллюстративный материал, который можно использовать на лекциях, демонстрируя изображения на экране, а если есть возможность их распечатать — и при оформлении кабинета.

      Однако  при пользовании Интернетом в  школе возникает и ряд сложностей.

      Информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Одно из самых простых правил, позволяющих хоть в какой-то мере отличить достоверную научную информацию от безграмотных сенсационных сообщений — обратить внимание на название сайта, источник и автора предлагаемого материала или статьи. Сайты научных организаций и центров, вузов и других учебных заведений вызывают больше доверия, чем чисто информационные, а сайты известных научно-популярных изданий естественно-научного направления — больше, чем страницы с новостями и сообщениями на любые темы. В том случае, если сайт является авторским, т. е. создан одним человеком — стоит обратить внимание на те сведения, которые автор приводит о себе, вспомнить, знакомо ли Вам его имя по другим статьям и публикациям.

      Заслуживающие доверия сайты всегда указывают источник получения материала, на что также следует обратить внимание. При наличии прямых ссылок на сетевые источники —  их стоит проверить. Так можно еще раз убедиться в том, заслуживает ли материал доверия, а также узнать дополнительные подробности, опущенные при цитировании, но важные для Вас. Все эти моменты следует учитывать при пользовании сетью Интернет. 

            5. Заключение

      Таким образом, информационная культура —  это совокупность системных сведений об:

а) основных методах представления и добывания знаний;

б) умениях  и навыках применять их на практике.

      Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий (прежде всего, Интернета).

      Иными словами информационная культура —  это культура обращения со знаниями, данными и информацией, которые сосредоточены на компьютерах сети Интернет. Составной частью информационной культуры является компьютерная грамотность, теоретические знания и навыки работы (прежде всего, навигации при поиске информационных ресурсов в Интернете). Высокая информационная культура, как уже отмечалось, предполагает два основных качества: умение адекватно формализовать имеющие у человека знания и умения адекватно интерпретировать формализованные описания.

      Уровень информационной культуры ощутимо влияет на успешность жизнедеятельности личности и расширяет свободу действий человека. В настоящее время умение находить и использовать информацию влияют на социальный статус в не меньшей степени, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы. Каждый человек, живущий в век информационных технологий, должен обладать информационной культурой. 
 
 

            6. Список литературы

            Основная литература

  1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. 2007
  2. Словарь современных компьютерных терминов
  3. Урсул А.Д. Информатизация общества, 2008

Нормативно-правовые акты

  1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009) «О средствах массовой информации»

Сайты в Интернете 

      1. http://bestreferat.ru/inf-culture/
      2. http://allbest.ru/culture/
      3. http://www.erudition.ru/referat/ref/id

Информация о работе Информационная культура