Экспертные системы анализа экономического состояния деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

За прошедшее десятилетие многие руководители предприятий осознали необходимость «управлять по-новому». Грамотно управлять предприятием – значит организовать рациональные потоки данных между службами (бухгалтерией, коммерческими подразделениями, центрами финансового учета и пр.), сопоставить и увязать экономические показатели, выявить наиболее активных или пассивных поставщиков и покупателей, оценить оборачиваемость материальных ресурсов, рентабельность активов и, на основании обобщения, интерпретации и анализа этих данных, ответить на главный вопрос: как работают ресурсы предприятия и как заставить их работать лучше.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ 7
1.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 11
1.3 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ, ИМЕЮЩИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ 13
1.4 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ХРАНИЛИЩА ДАННЫХ И ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА 15
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.2 ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 21
2.3 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 25
3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 31
3.1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 31
3.2 РАСЧЁТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Работа содержит 1 файл

курсовая по дисциплине «Интеллектуальные системы в управлении» .doc

— 1.08 Мб (Скачать)

При втором подходе аналитический модуль или система уже настроены на конкретные аналитические методики, и пользователь имеет возможность сразу же получать результаты аналитических процедур. Ему необходимо только определить информационную базу анализа. Примерами информационных систем, реализующих этот подход, являются программные продукты фирм «Информатик», «Фолио», «Инфо-Бухгалтер.

Блок финансового анализа  в программе «Инфо-Бухгалтер» позволяет  рассчитывать 54 абсолютных и 100 относительных  финансовых коэффициентов по материалам бухгалтерской отчётности. Экономическое состояние предприятия может быть проанализировано по следующим основным разделам анализа: деловой активности, имущественному положению, ликвидности, рентабельности.

Графические возможности  программы «Инфо-Бухгалтер» дают возможность  строить различные виды графиков и диаграмм, показывая динамику различных показателей.

2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ Информационных систем НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Краткая характеристика предприятия

Общество с дополнительной ответственностью «АльфаЛайн» создано  в соответствии с Гражданским  Кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью».

Общество является юридическим  лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков.

Общество основано на частной форме собственности.

Основной целью деятельности общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов участников общества.

Предметом деятельности общества согласно Устава является:

  • монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание промышленного, холодильного и вентиляционного оборудования;
  • монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание машин общего назначения;
  • монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание прочих машин и оборудования специального назначения;
  • ремонт и техническое обслуживание средств измерительных приборов и оборудования;
  • оптовая торговля офисными машинами и оборудованием;
  • неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами;
  • ремонт электрических бытовых машин и приборов;
  • консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники;
  • разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;
  • техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники.

В настоящее время  ОДО «АльфаЛайн» осуществляет поставку, гарантийное, послегарантийное и техническое обслуживание электронных контрольно-кассовых машин ВМС 190F, Интеграл 101, Интеграл 201.

В соответствии с лицензией  № 019, выданной 24.06.20010 г. Министерством промышленности Республики Беларусь, осуществляет техническое обслуживание и ремонт кассовых суммирующих аппаратов следующих типов: БелОка 500.0, БелОка 500.0-01Ф, весь модельный ряд КСА Ока, ЭКР2101, ЭКР3101, Elite 1200, CRF 100, Olibel, Sharp ER250AF, БСТ-001Ф, Интеграл 003, Интеграл 003.01, Интеграл 101, Интеграл 201.

Является разработчиком специализированных компьютерных систем, обеспечивающих возможность работы в составе единых сетевых компьютерно-кассовых систем, предназначенных для совершенствования учёта реализации продукции (товаров, работ, услуг) на выставках-ярмарках, выставках-продажах с использованием кассовых суммирующих аппаратов Интеграл 101.

Основными клиентами  ОДО «АльфаЛайн» являются магазины, объекты розничной торговли всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность в сети розничной торговли и услуг с приёмом денежных средств через КСА.

ОДО «АльфаЛайн» в  основном осуществляет свою деятельность в г. Минске и Минской области. Филиалы предприятия расположены в г. Бобруйске и г. Витебске.

Основными поставщиками КСА, комплектующих и запасных частей к ним являются: завод «Электроника» РБ, ООО «Белсчеттехника» РБ, УП «Торгтехника» РБ, ООО «НТЦ Орион» РФ, CITAKO LTP Китай.

Производственные площади  предприятия составляют 409,1м2 и находятся в г. Минске.

На рынке услуг доля ОДО «АльфаЛайн» составляет порядка 60 %. Конкурентами являются предприятия в основном негосударственной формы собственности (ПТП «Забелло», ООО «Туссон», ОДО «АльфаЛайн», ЗАО «Белсчеттехника», ООО «Молпромсервис», ЗАО «Холодон», ООО «Ламинар», ООО «Холодсервис», ОАО «Оргпищепром», ООО «Оргпищесервис»).

Для обеспечения возложенных  на предприятие основных функций  по ремонту и обслуживанию торгового  оборудования из-за пределов республики поставляются запасные части, комплектующие  и материалы. Основными видами материалов, используемых при выполнении работ, являются металлопрокат и хладагенты. Их производителями являются предприятия Российской Федерации. Хладагенты производятся в Волгограде (85 % поставок) и Перми (15 % поставок). В 2013 г. планируется частично переориентировать закупку материалов в Республике Беларусь по более низким ценам.

Поставка холодильных  агрегатов для замены изношенных и неремонтопригодных и основных комплектующих и запчастей осуществляется из Российской Федерации (г. Ярославль, Тверь), Украины (гг. Мелитополь, Харьков). Для производства холодильных камер используются моноблочные холодильные агрегаты, поставляемые из Италии и Германии. Учитывая ограниченность рынка выполняемых работ, предприятие планирует за счёт улучшения качества выполняемых работ, гибкой ценовой политики расширить сферу работ по обслуживанию и ремонту торгового оборудования на предприятиях негосударственных форм собственности. Производственная программа сформирована с учётом изменяющегося спроса со стороны организаций торговли и общепита, и, прежде всего сокращения объёмов работ по заказам бюджетных организаций (сокращения работ по обслуживанию предприятий школьного питания и введение ведомственного обслуживания в здравоохранении).

В 2011 году ОДО «АльфаЛайн» производило техническое обслуживание 39885 ед. оборудования, в том числе холодильного 11056 ед, что на 2,5 % меньше, чем в 2010 году (40915 ед.).

Выполнено капитальных  ремонтов: холодильного оборудования 1097 ед., что составило 91,3 % к уровню 2010 года (1201 ед.); торгово-технологического 915 ед., что составило 105,2 к уровню 2010 года (870 ед.); электродвигателей 1929 ед., что составило 72,5 % к уровню 2010 года (2662ед.).

В 2011 году проводилась работа по повышению технического уровня предприятия, обновлению основных фондов, освоению капвложений на ремонт зданий и сооружений, улучшению условий труда, механизации производственных процессов

Сумма капвложений на обновление основных фондов за 2011 год составила 48 млн. рублей.

2.2 Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия

Основные показатели производственно  – хозяйственной деятельности ОДО «АльфаЛайн» за 2009-2011 годы приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 Основные показатели хозяйственной  деятельности ОДО «АльфаЛайн» за 2009-2011 годы, млн. руб.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонение, (+,-)

Темп роста, %

2010 г. от 2009г.

2011г. от 2010г.

2010 г. от 2009г.

2011г.от 2010г.

Выручка от реализации

8622

10296

11896

1674

1600

119,4

115,54

Себестоимость реализованной продукции

6347

7632

8758

1285

1126

120,2

114,75

Прибыль от реализации продукции, млн.руб.

701

790

1053

89

263

112,7

133,29

Прибыль отчетного года

530

566

728

36

162

106,8

128,62

Чистая прибыль

244

229

291

-15

62

93,9

127,07

Стоимость основных средств

6350

6240

7543

-110

1303

98,3

120,88

Стоимость оборотных  активов

579

803

1234

224

431

138,7

153,67

Среднесписочная численность  работников предприятия-всего, чел.

 

378

 

356

 

349

-22

-7

94,2

98,03

а) рабочих 

298

273

268

-25

-5

91,6

98,17

б) служащих:

80

83

81

3

-2

103,8

97,59

- руководителей

36

36

36

0

0

100,0

100,00

- специалистов

44

47

45

3

-2

106,8

95,74

Средняя заработная плата по предприятию, млн.руб.

0,3608

0,6587

0,9421

0,2979

0,2834

182,6

143,02

ФОТ, млн.руб.

136,4

234,5

328,8

98,1

94,3

171,9

140,21

Производительность труда, млн.руб./чел.

5,43

6,90

7,39

1,47

0,49

127,1

107,10

Фондоотдача, руб.

25,5

30,2

26,3

4,7

-3,9

118,4

87,09

Коэффициент оборачиваемости  оборотных активов, коэф.

14,89

12,82

9,64

-2,07

-3,18

86,1

75,20

Длительность одного оборота, дней

24,18

28,08

37,34

3,9

9,26

116,1

132,98

Рентабельность продаж, %

8,13

7,67

8,85

-0,46

1,18

94,3

115,38

Рентабельность ОФ, %

3,84

3,66

3,85

-0,18

0,19

95,3

105,19

Рентабельность оборотных  средств, %

42,14

28,51

23,58

-13,63

-4,93

67,7

82,71

Рентабельность производства, %

3,52

3,25

3,31

-0,27

0,06

92,3

101,85

Рентабельность активов, %

3,51

3,24

3,31

-0,27

0,07

92,3

102,16


 

Исходя из данных таблице 2.1 в 2011 году по сравнению с 2010 годом объем производства продукции возрос на 5,15% или на 97 млн.руб., однако рост объёмов производства продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 116,3%, т.е. увеличился на 264 млн.руб. Следовательно, на протяжении 2009-2011 гг. происходит снижение выпуска продукции и расширение оказываемых услуг предприятием. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом общая выручка от реализации продукции и услуг возросла на 15,54 % или на 1600 млн.руб. и в 2011 году составила 11896 млн.руб. Рост в 2010 г. по сравнению с 2009 годом составил 119,4%. Т.е. темпы роста выручки от реализации в 2011 году несколько снизились, что связано с уменьшением объемов производства. Поэтому для роста выручки от реализации предприятию необходимо наращивать объемы производства продукции.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом происходит рост себестоимости продукции на 14,75 % или на 1126 млн.руб. Положительным является то, что темп роста затрат не опережает темп роста выручки от реализации (114,75 %и 115,54% соответственно), что является положительным и приводит к росту прибыли от реализации. Так, темп роста прибыли от реализации в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 133,29%, тогда в 2010 году по сравнению с 2009 годом темп роста прибыли составил только 112,7%.

В связи с ростом прибыли от реализации происходит и рост балансовой прибыли. Так в 2011 году по сравнению с 2010 годом балансовая прибыль возросла на 28,62 % и составила 728 млн.руб. Рост чистой прибыли в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 127,07 %. Рост прибыли в 2011 году приводит к росту показателей рентабельности. Так, рентабельность продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросла на 1,18%-ных пункта, рентабельность основных средств возросла на 0,19%-ных пункта, рентабельность производства возросла на 0,06%-ных пункта, рентабельность активов возросла на 0,07%-ных пункта. Следовательно, на предприятии наблюдается высокий рост финансовых результатов, что свидетельствует об эффективности функционирования хозяйствующего субъекта на рынке торгового оборудования.

Положительным также является, то, что предприятие осуществляет обновление основных средств, что приводит к росту их среднегодовой стоимости в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 20,88% и росту фондоотдачи в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 0,8 руб. (26,3-25,5).

Необходимо отметить, что на протяжении 2009-2011 гг. происходит снижение среднесписочной численности работников. Так если в 2009 году среднесписочная численность работников составляла 378 человек, то в 2011 году среднесписочная численность составила 349 человек, т.е. снизилась на 29 человек (349-378), в том числе численность рабочих за 2009-2011 гг. снизилась на 30 чел.(268-298), а вот численность служащих возросла на 1 чел (81-80).

В целом, несмотря на сложившуюся ситуацию снижения численности, потери производительности труда не происходит, а наблюдается ее рост. Так в 2011 году по сравнению с 2010 г. производительность труда возросла на 7,1% и составила 7,39 млн. руб./чел., что по сравнению с 2009 годом выше на 1,96 млн.руб./чел. (7,39-5,43).

Однако необходимо отметить тот  факт, что, несмотря на рост производительности труда, на предприятии опережающими темпами растет оплата труда. Так темп роста средней заработной платы в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 143,02%, темп роста в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 182,6 %, что свидетельствует о неэффективном использовании средств на оплату труда, т.к. темп роста производительности в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 107,1%, в 2010 г. к 2009 г. 127,1%.

Также необходимо отметить и неэффективное  использование оборотных средств, длительность оборота которых в 2011 г. по сравнению с 2010 годом возросла на 9,26 дня и что привело к дополнительному вовлечению средств в размере 306 млн.руб. (9,26* (11896/360)).

Таким образом, предприятие осуществляет выполнение работ по ремонту, техническому обслуживанию, монтажу торгово-технологического оборудования: ремонт машин для обработки пищевых продуктов, напитков; ремонт машин для текстильной, швейной и кожевенной промышленности; ремонт оборудования связи; техническое обслуживание и ремонт канцелярских, бухгалтерских и электронно-вычислительных машин.

Основными потребителями работ  по техническому обслуживанию и ремонту  торгового оборудования, оказываемых  ОДО «АльфаЛайн», являются предприятия  торговли, общественного питания, учреждения здравоохранения и образования.

На протяжении 2009-2011 гг. происходит снижение выпуска продукции и расширение оказываемых услуг предприятием. На предприятии наблюдается рост финансовых результатов хозяйственной деятельности, что является положительным, но остаётся неэффективным использование оплаты труда и использование оборотных средств, что в перспективе может привести к снижению финансовых результатов, и в частности, прибыли.

Органом управления Предприятием является Директор (далее руководитель), который назначается Минторгом на контрактной основе и ему подчиняется.

Руководитель Предприятия осуществляет непосредственное руководство предприятием и решает его вопросы, связанные с его деятельностью в соответствии с Уставом и действующим законодательством добросовестно и эффективно.

Управление Предприятием осуществляется:

  • Дирекцией;
  • Общим собранием коллектива работников (конференция);
  • Ревизионной комиссией.

Дирекция состоит из руководителя, его заместителей, главного инженера и главного бухгалтера. Они  представляют Предприятие в отношениях с третьими лицами в соответствии с договорами, уставом и своими трудовыми соглашениями (контрактами). Заместители, главный инженер и главный бухгалтер назначаются руководителем и утверждаются Минторгом. Дирекция решает вопросы, связанные с повседневной деятельностью Предприятия. В пределах своего круга обязанностей каждый из членов дирекции самостоятельно обеспечивает выполнение совместно принятых решений.

Информация о работе Экспертные системы анализа экономического состояния деятельности предприятия