Шпаргалка по "Информатике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 15:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Информатика".

Работа содержит 1 файл

Бред по информатике.doc

— 857.00 Кб (Скачать)

Значения календарной  даты по умолчанию отображаются в  Американском формате ММ/ЧЧ/ГГ (ММ-месяц, ЧЧ-число, ГГ-год). Длина этого поля установлена автоматически и  равна 8.

Данные логического  типа имеют значения ДА (YES) и НЕТ (NO).

В математической логике они называются Истина (True) и Ложь (False). В логических полях БД используются только первые буквы латинских слов Y,T,N,F. Длина логического поля равна 1.

В поле примечаний отмечается признак, который указывает, что к записи прилагается дополнительный фрагмент текста.

Рассмотрим структуру  базы данных для формата файла DBF. Такие базы данных создаёт СУБД Clipper 5.0.

Защита баз  данных является одной из самых сложных  задач, стоящих перед подразделениями, отвечающими за обеспечение информационной безопасности. С одной стороны, для работы с базой необходимо предоставлять доступ к данным всем сотрудникам, кто по долгу службы должен осуществлять сбор, обработку, хранение и передачу конфиденциальных данных. С другой стороны, укрупнение баз данных далеко не всегда имеет централизованную архитектуру (наблюдается ярко выраженная тенденция к территориально распределенной системе), в связи с чем действия нарушителей становятся все более изощренными. При этом четкой и ясной методики комплексного решения задачи защиты баз данных, которую можно было бы применять во всех случаях, не существует, в каждой конкретной ситуации приходится находить индивидуальный подход.

Технические способы  защиты

В первую очередь  это управление доступом пользователей. Как известно, доказать безопасность системы проще всего при сведении реально работающей системы к стандартным моделям безопасности. Однако модели дискреционного и мандатного доступа в большинстве случаев не совсем удобны к применению на практике, поэтому в последнее время возросла популярность моделей так называемого ролевого управления доступом пользователей. С точки зрения перспективности, удобства управления и надежности, можно рекомендовать схемы ролевого управления, основанные на применении в качестве расширенных учетных записей пользователей цифровых сертификатов Х.509. Для централизованного управления доступом, в том числе привилегированных пользователей (таких как администраторы баз данных, системные администраторы, администраторы прикладных систем) вводится роль администратора безопасности, назначающего и контролирующего доступ к данным.

Эффективным способом защиты конфиденциальной информации, хранящейся в таблицах БД, может  оказаться ее шифрование с помощью  стойкого криптоалгоритма. Этим обеспечивается хранение информации в «нечитаемом» виде. Для получения «чистой» информации пользователи, имеющие санкционированный доступ к зашифрованным данным, имеют ключ и алгоритм расшифрования. При этом возникает проблема хранения ключей шифрования – вспомним хотя бы о «пароле под ковриком мыши». Лучшее решение – «прозрачное» приложение

В настоящее  время разработаны технологии, которые  позволяют обеспечить надежную защиту прикладных информационных систем. Они  реализованы на базе самой распространенной СУБД Oracle. При этом полностью задействованы штатные механизмы обеспечения безопасности ПО сервера и клиента. Самое интересное из предлагаемых решений – строгая двухфакторная аутентификация в Oracle для архитектуры приложения «клиент – сервер». Чтобы снизить риски от внутренних угроз с помощью технических средств защиты, следует применять:

-          строгую аутентификацию пользователя  и контроль доступа в соответствии  с ролевым управлением, регулируемым  офицером безопасности. Это дает  возможность персонализировать  доступ и существенно снизить риск отказа пользователей от совершенных ими действий;

-          шифрование трафика между клиентской  рабочей станцией и сервером  БД, что предотвратит попытки  кражи информации на сетевом  уровне;

-          криптографическое преобразование  тех данных, которые необходимо защитить. Это значительно снизит риск потери информации;

-          хранение аутентификационной информации  и ключей шифрования на персонализированном  съемном носителе, например, на смарт-карте  или USB-ключе. Это позволит устранить  проблему «забытых паролей» и повысить персональную ответственность сотрудника;

-          аудит критических (в плане  безопасности) действий пользователей  (желательно, нештатными средствами  аудита БД). Сочетание аудита и  строгой персонификации – достаточно  веский аргумент в пользу отказа от противоправных действий для потенциальных нарушителей. 

 

10, 11    ЭКСПЕРТНЫЕ  СИСТЕМЫ 

Систему искусственного интеллекта, построенную на основе глубоких специальных знаний о некоторой  предметной области (полученных от экспертов-специалистов этой области), называют экспертной системой. Экспертные системы -один из немногих видов систем искусственного интеллекта (см. гл.1), которые получили широкое распространение и нашли практическое применение. Существуют экспертные системы по военному делу, геологии, инженерному делу, информатике, космической технике, математике, медицине, метеорологии, промышленности, сельскому хозяйству, управлению, физике, химии, электронике, юриспруденции и т.д. И только то, что экспертные системы остаются весьма сложными, дорогими, а главное, узкоспециализированными программами, сдерживает их еще более широкое распространение.

Особенности экспертных систем:

• компетентность - в конкретной предметной области  экспертная система должна достигать  того же уровня, что и специалисты-люди; при этом она должна пользоваться теми же эвристическими приемами, также глубоко и широко отражать предметную область;

• символьные рассуждения - знания, на которых основана экспертная система, представляют в символьном виде понятия реального мира, рассуждения также происходят в виде преобразовании символьных наборов;

• глубина - экспертиза должна решать серьезные, нетривиальные  задачи, отличающиеся сложностью знаний, которые экспертная система использует, или обилием информации; это не позволяет использовать полный перебор вариантов как метод решения задачи и заставляет прибегать к эвристическим, творческим, неформальным методам;

• самосознание - экспертная система должна включать в себя механизм объяснения того, каким  образом она приходит к решению задачи.

Экспертные системы  создаются для решения разного  рода проблем, но они имеют схожую структуру (рис. 2.27); основные типы их деятельности можно сгруппировать в категории, приведенные в табл. 2.5.

Рис. 2.27. Схема  обобщенной экспертной системы

Экспертные системы, выполняющие интерпретацию, как  правило, используют информацию от датчиков для описания ситуации. Например, это  может быть интерпретация показаний  измерительных приборов на химическом заводе для определения состояния  процесса. Интерпретирующие системы имеют дело не с четкими символьными представлениями проблемной ситуации, а непосредственно с реальными данными. Они сталкиваются с затруднениями, которых нет у систем других типов, потому что им приходится обрабатывать информацию «зашумленную», недостаточную, неполную, ненадежную или ошибочную. Им необходимы специальные методы регистрации характеристик непрерывных потоков данных, сигналов или изображений и методы их символьного представления.

Экспертные системы, осуществляющие прогноз, определяют вероятные последствия заданных ситуаций. Примерами служат прогноз ущерба урожаю от некоторого вида вредных насекомых, оценивание спроса на нефть на мировом рынке, прогнозирование места возникновения следующего вооруженного конфликта на основании данных разведки. Системы прогнозирования иногда используют имитационное моделирование, т.е. программы, которые отражают причинно-следственные взаимосвязи в реальном мире, чтобы сгенерировать ситуации или сценарии, которые могут возникнуть при тех или иных входных данных. Возможные ситуации вместе со знаниями о процессах, порождающих эти ситуации, образуют предпосылки для прогноза. Специалисты по искусственному интеллекту пока что разработали сравнительно мало прогнозирующих систем, возможно потому, что очень трудно взаимодействовать с имитационными моделями и создавать их.

Экспертные системы  выполняют диагностирование, используя  описания ситуаций, характеристики поведения  или знания о конструкции компонентов, чтобы установить вероятные причины  неправильно функционирующей диагностируемой системы. Примерами служат определение причин заболевания по симптомам, наблюдаемым у пациентов; локализация неисправностей в электронных схемах и определение неисправных компонентов в системе охлаждения ядерных реакторов. Диагностические системы часто являются консультантами, которые не только ставят диагноз, но и помогают в отладке. Они могут взаимодействовать с пользователем, чтобы оказать помощь при поиске неисправностей, а затем предложить порядок действий по их устранению. Медицина представляется вполне естественной областью для диагностирования, и действительно, в медицинской области было разработано больше диагностических систем, чем в любой другой отдельно взятой предметной области. Однако в настоящее время многие диагностические системы разрабатывают для приложений к инженерному делу и компьютерным системам.

Экспертные системы, выполняющие проектирование, разрабатывают  конфигурации объектов с учетом набора ограничений, присущих проблеме. Примерами  могут служить генная инженерия, разработка СБИС н синтез сложных органических молекул.

Экспертные системы, занятые планированием, проектируют  действия; они определяют полную последовательность действий, прежде чем начнется их выполнение. Примерами могут служить создание плана применения последовательности химических реакций к группам атомов с целью синтеза сложных органических соединений или создание плана воздушного боя с целью нейтрализации определенного фактора боеспособности врага.

Экспертные системы, выполняющие наблюдение, сравнивают действительное поведение с ожидаемым поведением системы. Примерами могут служить слежение за показаниями измерительных приборов в ядерных реакторах с целью обнаружения аварийных ситуаций или оценка данных мониторинга больных, помещенных в блоки интенсивной терапии. Наблюдающие экспертные системы сравнивают наблюдаемое поведение с набором допустимых ситуаций нормального поведения. Наблюдающие экспертные системы по самой своей природе должны работать в режиме реального времени и осуществлять зависящую как от времени, так и от контекста интерпретацию поведения наблюдаемого объекта.

Экспертные системы, выполняющие обучение, подвергают диагностике, «отладке» и исправлению (коррекции) поведение обучаемого. В качестве примеров приведем обучение студентов отысканию неисправностей в электрических цепях, обучение военных моряков обращению с двигателем на корабле и обучение студентов-медиков выбору антимикробной терапии. Обучающие системы создают модель того, что обучающийся знает и как он эти знания применяет к решению проблемы. Системы диагностируют и указывают обучающемуся его ошибки, анализируя модель и строя планы исправлений указанных ошибок. Они исправляют поведение обучающихся, выполняя эти планы с помощью непосредственных указаний обучающимся.

Экспертные системы, осуществляющие управление, адаптивно  руководят поведением системы в  целом. Примерами служат управление производством и распределением компьютерных систем или контроль за состоянием больных при интенсивной  терапии. Управляющие экспертные системы должны включать наблюдающие компоненты, чтобы отслеживать поведение объекта на протяжении времени, но они могут нуждаться и в других компонентах для выполнения любых или всех из уже рассмотренных типов задач: интерпретации, прогнозировании, диагностики, проектировании, планировании, отладки, ремонта и обучения. Типичная комбинация задач состоит из наблюдения, диагностики, отладки, планирования и прогноза.

 

Вообще же инструментальные средства создания экспертных систем (ЭС) классифицируют следующим образом:

• символьные языки  программирования, ориентированные  на создание ЭС и систем искусственного интеллекта (например, LISP, INTERLISP, SMALLTALK);

•языки инженерии  знаний, т.е. языки высокого уровня, ориентированные на построение ЭС (например, OPS-5, LOOPS, Пролог, KES);

• системы, автоматизирующие разработку (проектирование) ЭС (например, КЕЕ, ART, TEIRESLAS, AGE, TIMM); их часто называют окружением (enviroment) для разработки систем искусственного интеллекта, ориентированных  на знания;

• оболочки ЭС (или пустые ЭС) - ЭС, не содержащие знаний ни о какой проблемной области (например, ЭКСПЕРТИЗА, EMYCIN, ЭКО, ЭКСПЕРТ). 

Таблица 2.6 Список некоторых экспертных систем 

Наименование  системы Назначение  системы
MYCIN Медицинская диагностика
PUFF Тоже
PIP »
CASNET »
INTERNIST »
SACON Техническая диагностика
PROSPECTOR Геологическая диагностика
DENDRAL Определение химической структуры вещества
SECHS Тоже
SYNCHEM »
EL Анализ цепей
MOLGEN Генетика
MECHO Механика
PECOS Программирование
Rl Конфигурирование компьютеров
SU/X Машинная акустика
VM Медицинские измерения
SOPHIE Обучение электронике
GUIDON Медицинское обучение
TE1RESIAS Построение  базы знаний
EMYCIN Тоже
EXPERT »
KAS »
ROSIE Построение  экспертных систем
AGE Тоже
HEARSAY ||| »
AL/X »
SAGE »
Micro-Expert »

Информация о работе Шпаргалка по "Информатике"