Создание информационной модели предприятия "мебельный Цех"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Создание современных электронных вычислительных машин позволило автоматизировать обработку данных во многих сферах человеческой деятельности. Без современных систем обработки данных трудно представить сегодня передовые производственные технологии, управление экономикой на всех ее уровнях, научные исследования, образование, издательское дело, функционирование средств массовой информации, проведение крупных спортивных состязаний. Одним из наиболее распространенных классов систем обработки данных являются автоматизированные информационные системы (АИС).

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Первый этап проектирования АИС. Предпроектное обследование . . . 5
1.1 Предметная область . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Кратко о предпроектном исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3 Построение структуры предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.4 Определение миссии, выделение критических факторов успеха и проблем предприятия (задание 1). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2. Проектирование информационной системы. Выделение бизнес-процессов (задание 2).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.1 Способы описания бизнес-процессов. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.2 Горизонтальное описание бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.3 Выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов мебельного цеха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3. Проектирование информационной системы. Анализ и оптимизация бизнес-процессов (задание 3). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.1 Оценка бизнес-процессов по степени удовлетворения критическим факторам успеха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.2 Кратко о методах оптимизации бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . 33
3.3 Оптимизация бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.4 Итоги оптимизации бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . 41
4. Проектирование информационной системы. Проектирование базы данных (задание 4). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
4.1 Кратко о базах данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
4.2 Построение информационной модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
4.3 Концептуальная модель базы данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
5.Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы (задание 5). 49
5.1 Обоснование выбора среды разработки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
5.2 Описание интерфейса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
5.3 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
6 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

Работа содержит 1 файл

мебельный цех.doc

— 404.00 Кб (Скачать)

     Министерство образования  Российской Федерации 

     ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     СИСТЕМ  УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) 

     Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ) 
 
 

     Пояснительная записка к курсовому  проекту  по дисциплине

     “СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ”

     Вариант №3 
 
 
 
 
 

     Выполнила студентка 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТОМСК 2008

 

     

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Первый  этап проектирования АИС. Предпроектное  обследование  . . . 5
1.1 Предметная  область . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Кратко о предпроектном исследовании  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3 Построение структуры предприятия  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.4 Определение миссии, выделение критических  факторов успеха и проблем  предприятия (задание 1). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2. Проектирование  информационной системы. Выделение  бизнес-процессов (задание 2).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.1 Способы  описания бизнес-процессов. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.2 Горизонтальное  описание бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.3 Выделение  основных и вспомогательных бизнес-процессов  мебельного цеха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3. Проектирование  информационной системы. Анализ и оптимизация бизнес-процессов (задание 3). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.1 Оценка  бизнес-процессов по степени удовлетворения  критическим факторам успеха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.2 Кратко  о методах оптимизации бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . 33
3.3 Оптимизация  бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.4 Итоги  оптимизации бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . 41
4. Проектирование  информационной системы. Проектирование  базы данных (задание 4). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
4.1 Кратко о базах данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
4.2 Построение  информационной модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
4.3 Концептуальная  модель базы данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
5.Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы (задание 5). 49
5.1 Обоснование  выбора среды разработки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
5.2 Описание  интерфейса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
5.3 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
6  Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Список  используемой литературы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Приложение 1  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Создание  современных электронных вычислительных машин позволило автоматизировать обработку данных во многих сферах человеческой деятельности. Без современных  систем обработки данных трудно представить  сегодня передовые производственные технологии, управление экономикой на всех ее уровнях, научные исследования, образование, издательское дело, функционирование средств массовой информации, проведение крупных спортивных состязаний. Одним из наиболее распространенных классов систем обработки данных являются автоматизированные информационные системы (АИС).

     Автоматизированной  информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

     Часть реального мира, которая моделируется информационной системой, называется ее предметной областью.

     Под динамической моделью здесь понимается изменяемость модели во времени. Это  «живая», действующая модель, в которой  отображаются изменения, происходящие в предметной области. Такая систем; должна обладать памятью, позволяющей ей сохранять не только сведения о текущем состоянии предметной области, но и в некоторых случаях предысторию.

     Поскольку модель предметной области, поддерживаемая информационной системой, материализуется  в форме организованных необходимым образом информационных ресурсов, она называется информационной моделью.

     АИС не всегда функционирует самостоятельно. Она может входить в качестве компонента (подсистемы) в более  сложную систему, такую, например, как  система управления торговой компанией, САПР или система управления производством.

     Информационные  системы уже многие десятки и  даже сотни лет существуют и используются на практике в форме различного рода картотек и/или коллекций бумажных документов. Однако в таких системах отсутствует какая-либо автоматизация обработки данных. Они позволяют лишь регистрировать и поддерживать в систематизированной форме на бумажных носителях результаты произведенных натурных измерений.

     Построение  АИС является начальным этапом процесса разработки систем управления базам данных (СУБД). СУБД, в свою очередь, являются совокупностью, предназначенной для обработки на ЭВМ поименованных данных, которая служит для запросов многих пользователей в рамках организации (предметной области).

     Целью данного курсового проекта является создание автоматизированной информационной системы заданной предметной области - гипотетического предприятия «Мебельный цех».  

          Краткая информация о мебельном цехе. 

     Мебельный цех занимается производством мягкой мебели – диванов, кресел, кушеток и т.д.

     У цеха имеется небольшой магазинчик, в котором работают два продавца. В магазине представлены образцы типовых моделей мебели, которую производит цех. Продавцы принимают заказы на производство мебели от покупателей. Покупатель выбирает модель, расцветку обивки и комплектацию (существуют комплекты мебели – например, диван и два кресла в едином стиле, но покупатель может заказать только диван или диван и одно кресло). Продавец оформляет договор и принимает предоплату. Срок исполнения заказа – обычно одна-две недели.

     В цехе работают 5 мастеров, каждый из которых  «ведет» несколько заказов. Мастер занимается всеми операциями – от распилки пиломатериалов до обтяжки мебели тканью. Часть материалов – фурнитура (ручки, гвозди, шурупы, шарниры, подвижные блоки) и матрацы - закупается на стороне.

     Заказы  распределяются между мастерами  директором цеха. Он также занимается закупкой материалов (дерева, фанеры, ткани  и фурнитуры) и координирует работу.

     Когда заказ готов, продавец связывается  с покупателем и договаривается о времени доставки. Затем создает гарантийный талон, документы на получение товара, прием оставшейся оплаты и передает их водителю. Водитель доставляет заказ клиенту, забирает оставшуюся часть оплаты заказа и подписывает документы у клиента. После доставки заказа водитель сдает документы и деньги бухгалтеру, который контролирует правильность расчетов и оформления.

     У цеха также есть собственный дизайнер-технолог, который занимается разработкой новых моделей мебели. Цех имеет небольшое складское помещение с кладовщиком.  

    Адреса  и телефоны:

    Москва, Рижская набережная, дом 67

    Телефон: (095) 865-7528

    Контактные  лица:

    Генеральный директор – Дмитрий Суров

    Исполнительный  директор – Алексей Котов  
 

 

      

Основными целями проекта автоматизации Мебельного цеха является:

- построение организационной модели

- построение функциональной модели

- построение информационной модели

 

      Организационная модель предприятия.

             
 

     Рисунок 1.1. Организационная модель предприятия 

     Примечание: Подразделения, выделенные тёмной тонировкой, принимают непосредственное участие в процессе, подлежащем автоматизации, светлой тонировкой – опосредованное участие, без тонировки – не принимают участия. Число в кружке в правом нижнем углу подразделения - штатная численность его сотрудников.

       Автоматизации подлежат функции директора цеха, а так же следующие подразделения: мастерская, магазин, склад материалов, технологический отдел и бухгалтерия. Бухгалтерию выделена более светлой тонировкой, т.к. в основном она будет использовать или поставлять информацию для будущей системы.  

     Функциональная модель предприятия. 

     Покупатели  делают заказ на производство конкретной модели мягкой мебели. Через 1-2 недели готовый заказ доставляется клиенту. Для снабжения производства всем необходимым мебельный цех закупает материалы, фурнитуру и матрацы на стороне у различных поставщиков.

     

     Рисунок 1.2 (а) Функциональная модель предприятия (внешние связи) 

     Информация  о полученном заказе передается директору, который прикрепляет его к  конкретному мастеру, а так же в технологический отдел, где  подготавливаются все технологические  документы и ведомость комплектации. Технологическая документация передается в мастерскую, ведомость комплектации в бухгалтерию. Тут формируется накладная на получение необходимых материалов со склада. Материалы  со склада поступают в мастерскую, где мастер приступает к выполнению заказа. Когда заказ готов, водитель цеха доставляет его заказчику. Все материалы, необходимые мебельному цеху, поступают от поставщиков на склад, а затем в мастерскую, где используются для создания мягкой мебели для конкретного заказа.

     

     Рисунок 1.2 (б) Функциональная модель предприятия (внутренние связи) 

     Работа каждого отдела цеха, имеющего отношение к автоматизации:

     Директор  цеха: Директор осуществляет общее руководство производственно-хозяйственной  и финансово-экономической деятельностью предприятия, а так же организует взаимодействие всех его структурных подразделений. Для этого к нему должны стекаться все информационные потоки. Можно выделить следующие основные функции директора цеха, касающиеся производственных процессов:

  1. распределение заказов среди мастеров;
  2. закупка необходимых для производства мягкой мебели материалов;
  3. утверждение новых моделей мебели, разработанных дизайнером-технологом.

     Для выполнения этих основных функций директор должен поддерживать постоянную связь  с бухгалтерией: своевременно получать  информацию и документацию о функционировании предприятия (договоры, счета, отчеты, сводки, размер з/п работников и т.д.).  

     Магазин: Функции продавца в магазине заключаются в следующем:

  1. прием заказа является первой операцией жизненного цикла нового изделия. Заказ принимается продавцом в магазине при мебельном цехе. Покупатели могут варьировать расцветку обивки и комплектацию модели. Продавец оформляет договор и принимает предоплату;
  2. организация доставки готового заказа покупателю. После информации о готовности заказа продавец связывается с покупателем и договаривается о времени доставки. Затем создает гарантийный талон, документы на получение товара, прием оставшейся оплаты.
 

     

     Рисунок 1.2 (в) Функциональная модель магазина 

     Технологический отдел: дизайнер-технолог технологического отдела выполняет две не связанные между собой задачи: изготовление новых моделей мягкой мебели и технологическая  проработка заказов.

     С первой задачей все ясно - дизайнер-технолог, изучая спросы покупателей, создает новые модели мягкой мебели.

     Вторая  задача состоит в следующем: после  получения информации о новом заказе дизайнер-технолог по необходимости проводит технологическую коррекцию рабочих и сборочных чертежей и выпуск технологической документации - карт раскроя материалов, таблиц операций и т.д. Затем формирует ведомости комплектации - список материалов и комплектующих, необходимых для изготовления изделия, с указанием их точного количества.  

Информация о работе Создание информационной модели предприятия "мебельный Цех"