Виды информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:41, реферат

Описание работы

Цель главы - изложить основные идеи, связанные с использованием информационных систем и информационных технологий, познакомить с существующим разнообразием типов систем, определяющих соответствующую информационную технологию работы на персональном компьютере в целях поддержки принятия решений.

Содержание

ведение…………………………………………………………………………………………………………………………………………3
1. Информационные системы………………………………………………………………………………………………………3
1.1 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………3
1.2 РОЛЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ………………………….7
2. Структура и классификация информационных систем………………………………………11
2.1 СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………………………………11
3. Информационные технологии…………………………………………………………………………………………………14
3.1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………………14
3.2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………………………………………………………17
4. Виды информационных технологий……………………………………………………………………………………20
4.1 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ…………………………………………………20
4.2 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………22
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

информатика.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

   · получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;

   · освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

   · обеспечению достоверности информации;

   · замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;

  · совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;

   · уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;

   · предоставлению потребителям уникальных услуг;

   · отысканию новых рыночных ниш;

   · привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.

1.2 РОЛЬ СТРУКТУРЫ  УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ  СИСТЕМЕ

Общие положения

Создание  и использование  информационной системы  для любой организации  нацелены на решение  следующих задач.

  1. Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме - эффективный бизнес; в государственном предприятии - решение социальных и экономических задач.

  2. Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.

  3. Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации.

Построение  информационной системы можно сравнить с постройкой дома. Кирпичи, гвозди, цемент и прочие материалы, сложенные вместе, не дают дома. Нужны проект, землеустройство, строительство и др., чтобы появился дом.

Аналогично  для создания и  использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности компьютерной технологии. Информационная система является частью организации, а ключевые элементы любой организации - структура и органы управления, стандартные процедуры, персонал, субкультура.

Построение  информационной системы  должно начинаться с  анализа структуры  управления организацией.

Структура управления организацией

Координация работы всех подразделений  организации осуществляется через органы управления разного уровня. Подуправлением понимают обеспечение поставленной цели при условии реализации следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной, стимулирования. Рассмотрим содержание управленческих функций.

  Организационная функция заключается в разработке организационной структуры и комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборатории, группы и т.п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетенции, прав, обязанностей и т.п. Чаще всего это излагается в положении по отделу, лаборатории или должностных инструкциях.

  Планирование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы и т.д. на различные сроки (год, квартал, месяц, день).

  Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п. В общем случае учет можно определить как получение, регистрацию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах.

  Анализ или аналитическая функция связывается с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций развития и т.д. Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и уровня анализируемого объекта или процесса. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела ? менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом-экономистом.

   Контрольная функция чаще всего осуществляется менеджером: контроль над выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п.

  Стимулирование или мотивационная функция предполагает разработку и применение различных методов стимулирования труда подчиненных работников:

· финансовые стимулы - зарплата, премия, акции, повышение в должности  и т.п.;

· психологические  стимулы - благодарности, грамоты, звания, степени, доски почета и  т.п.

В последние годы в  сфере управления все активнее стали применяться понятие "принятие решения" и связанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятия решений.

  Принятие решения - акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке программы достижения этой цели.

Структура управления любой  организации традиционно  делится на три  уровня: операционный, функциональный и  стратегический.

  Уровни управления (вид управленческой деятельности) определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. При этом следует понимать, что более простых задач, требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит, и уровень управления для них нужен другой - более низкий, где принимаются решения оперативно. При управлении необходимо также учитывать динамику реализации принимаемых решений, что позволяет рассматривать управление под углом временного фактора.     

  Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи. 

Пример 2. Некоторые учетные задачи:

  · учет количества приданной продукции;

  · учет затрат времени, сырья и материалов при выполнении отдельных производственных операций;

  · учет произведенной продукции;

  · бухгалтерский учет и т.д.

   Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне, На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ.

Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них..

   Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Поскольку результаты принимаемых решений проявляются спустя длительное время, особое значение на этом уровне имеет такая функция управления, как стратегическое планирование. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно. Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным планированием. 

Правомерность принятого на этом уровне решения может  быть подтверждена спустя достаточно длительное время. Могут пройти месяцы или годы. Ответственность  за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров.

   Персонал организации - сотрудники разной степени квалификации и уровней управления - от секретарей, выполняющих простейшие типовые операции обработки, до специалистов и менеджеров, принимающих стратегические решения.

  • на верхнем, стратегическом, уровне управления - менеджеры высшего звена руководства организации (фирмы и его заместители). Основная их задача - стратегическое планирование деятельности фирмы на рынке и координация внутрифирменной тактики управления;
  • на среднем, функциональном уровне - менеджеры среднего звена и специалисты (начальники служб, отделов и цехов, начальник смены, участка, научные сотрудники и т.п.). Основная задача - тактическое управление фирмой при решении основных функций в заданной сфере деятельности;
  • на нижнем, операционном, уровне - исполнители и менеджеры низшего звена (бригадиры, инженеры, ответственные исполнители, мастера, нормировщики, техники, лаборанты и т.п.). Основная задача - оперативное реагирование на изменение ситуации.

На всех уровнях  управления работают как менеджеры, осуществляющие только общие функции, так и менеджеры-специалисты, которые  реализуют функции управления в сфере своей компетенции.

   Стандартные процедуры в организации - точно определенные правила выполнения заданий в различных ситуациях. Они охватывают все стороны функционирования организации, начиная от технологических операций по составлению документов на производимую продукцию и кончая разбором жалоб потребителей.

   Субкультура любой организации - совокупность представлений, принципов, типов поведения. Особую роль играет важная ее составляющая - информационная культура специалиста. Это также должно найти отражение в информационной системе.

  Существует взаимозависимость между стратегией, правилами, процедурами организации и аппаратной, программной, телекоммуникационной частями информационной системы. Поэтому очень важно на этане внедрения и проектирования информационных систем активное участие менеджеров, определяющих круг предполагаемых для решения проблем, задач и функций по своей предметной области.

  Следует заметить также, что информационные системы сами по себе дохода не приносят, но могут способствовать его получению. Они могут оказаться дорогими и, если их структура и стратегия использования не были тщательно продуманы, даже бесполезными. Внедрение информационных систем связано с необходимостью автоматизации функций работников, а значит, способствует их высвобождению. Могут также последовать большие организационные изменения в структуре фирмы, которые, если не учтен человеческий фактор и не выбрана правильная социальная и психологическая политика, часто проходят очень трудно и болезненно.

2. СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ  ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

2.1 СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ  СИСТЕМЫ

Структуру информационной системы  составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

  Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно  рассматривать как  совокупность подсистем  независимо от сферы  применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем Рис. 1.4.

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом-экономистом.

Информация о работе Виды информационных технологий