Анализ государственной научно-технической политики РФ а так же в сравнении с другими странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы исследование состояния научно-технической политики РФ и разработка мероприятий по повышению ее эффективности.
Задачи, поставленные, для достижения цели:
- исследовать порядок, принципы формирования государственной научно-технической политики;
- определить основные направления научно-технического развития в России;
- изучение теоретических аспектов, касающихся научной-технической политики РФ;
- знакомство с состоянием научной политики в других странах, сравнение с Россией;
- формирование и закрепление навыков использования теоретических знаний при разработке рекомендаций;
- разработка рекомендаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................................................... 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1 Сущность и цели государственной научно-технической политики……………….6
1.2. Инструменты реализации научно-технической политики. Состояние научной политики в разных странах……………………..……….......................................8
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИЙСКОЙ ФУДУРАЦИИ.
2.1 Общая характеристика состояния научно- технической
политики в РФ ………………........………………………………………………………………………………11
2.2.Сравнительная характеристика научно-технической политики РФ и других стран……………………………………………………………………………………………………………………..29
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РФ………..………..……………….…............................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….....................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...................................46

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 73.43 Кб (Скачать)

2. Научно-техническая и инновационная политика должна быть направлена на содействие структурным изменениям в российской экономике, повышение ее конкурентоспособности и опираться на имеющийся научно-технический потенциал. Государство должно четко определить отношение к своему научно-техническому потенциалу, приоритетам развития науки и техники, источникам финансирования, материального и морального стимулирования научной деятельности, осуществляемой в соответствующих организациях всех форм собственности, материально-технической и информационной базе науки и т.п. По сути дела речь идет о формировании социального заказа научному комплексу, который бы обеспечил соответствие между наукой, инновационной сферой и структурной реорганизацией экономики и требованиями диктуемыми современной цивилизацией.

3. Определяющую роль в сохранении и развитии научно-технического комплекса России играет решение проблемы его финансирования. В этой связи чрезвычайно актуальным является обеспечение в соответствии с Законом о науке и другими принятыми Правительством документами увеличения расходов на науку в бюджете 2006 г. и последующих годов как минимум до 4% от расходной части, при этом научные затраты должны быть защищены статьей бюджета России. Эти средства остро необходимы для реанимации активной научно-технической деятельности.

4. Однако будущее отечественной науки зависит не столько от объема прямых бюджетных ассигнований на развитие науки, сколько от платежеспособного спроса на результаты НИОКР, поэтому повышение заинтересованности предпринимательского сектора в развитии науки и привлечение частного капитала в научные исследования - одна из важнейших задач государственной научно-технической политики. Для практической реализации такого подхода требуются нетривиальные решения, которые способны стать толчком для запуска инновационного механизма в экономике, выражающиеся в разработке соответствующих преференций для науки и техники.

5. Исходным элементом инновационной политики должна стать выработка селективной инновационно-инвестиционной стратегии, в рамках которой будет избран определяющий народнохозяйственный комплекс для вывода его на современный уровень по постиндустриальным критериям. Выбранные приоритеты должны лечь в основу системы федеральных, региональных и отраслевых инновационно-инвестиционных программ и получать первоочередную государственную поддержку в виде прямых инвестиций, льготных кредитов, налоговых льгот и т.д.

6. Важнейшим инструментом повышения инновационной активности предприятий является развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере. Решение этих задач может быть успешным при формировании принципиально новой инфраструктуры инновационного процесса, частью которой должны стать инновационные венчурные фонды, консалтинговые фирмы, инновационно-технологические центры и технопарки.

7. Для создания соответствующего механизма реализации государственной научно-технической и инновационной политики представляется необходимым разработать комплекс мер организационно-правового, социально-экономического и пропагандистско-информационного характера. В блок организационно-правовых мероприятий целесообразно было бы включить ряд законов и нормативных актов, отсутствие которых на сегодняшний день исключает возможность эффективного функционирования научно-технического потенциала и поддержания на должном уровне технологической безопасности страны и которые обеспечивали бы его включение в систему международных научно-технических связей. К таким законам в первую очередь относится Закон о передаче технологий (регулирующий технологический трансферт на национальном и международном уровнях, в том числе из военно-промышленного комплекса в гражданские отрасли); Закон об охране государственных научно-технических секретов, предотвращающий неконтролируемую передачу научно-технических достижений за рубеж и т.п. Кроме того, необходимо создать условия, в которых принятые законы строго бы соблюдались.

8. Экономический блок системы мероприятий государственной научно-технической и инновационной политики России должен включать в себя соответствующий механизм стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности, обеспечивающий заинтересованность отдельных ученых и специалистов, научных коллективов, производственных предприятий (независимо от форм собственности) в создании и внедрении новой техники и технологии. Следовало бы предусмотреть соответствующие нормы льготного текущего, средне- и долгосрочного кредитования НИОКР из средств как государственных, так и коммерческих учреждений, а также проводить рациональную налоговую политику, предусматривающую соответствующие льготы для организаций и предприятий, создающих и внедряющих новою технику и технологию. В решении этих проблем целесообразно использовать богатейший опыт, накопленный промышленно развитыми странами и отдельными постсоциалистическими странами ЦВЕ, в области формирования механизма финансово-экономической поддержки процессов нововведений и передачи технологий.

9. Одной из возможных мер по стимулированию инвестиций в научно-технические разработки может стать решение о направлении 0.5-1% выручки предприятий от реализации товаров и услуг на финансирование НИОКР и инноваций. Такая система в течение ряда лет действует у нас на добровольной основе, но ей целесообразно придать обязательный характер на переходный период в 3-5 лет. При этом, в соответствии с принципами либеральной экономики предприятия смогли бы расходовать указанные средства по собственному усмотрению, исходя из интересов обеспечения прибыли и повышения конкурентоспособности своей продукции на рынке. У них появятся возможность и необходимость размещать заказы на фундаментальные и прикладные исследования в РАН, вузах или проводить собственные «фирменные» разработки. В любом случае будут поддерживаться работы, которые необходимы рынку, а не только те, что запланированы сверху директивными органами.

10. В целях широкого распространения инноваций в промышленности целесообразно создать национальный информационный фонд инновационных проектов в виде структурированного по отраслям, регионам, формам собственности и постоянно пополняемого общероссийского банка технологий, пользователями которого на коммерческой основе могли бы быть организации, учреждения и предприятия всех форм собственности. Практическая реализация этой идеи выдвигает проблему создания эффективного механизма включения банка технологий в процесс распространения инноваций внутри страны и за рубежом, а также воспроизводства научно-технического потенциала России.

11. Субсидировать и поддерживать в качестве необходимого мобилизационного резерва лучшие военные НИИ, а не пустующие производственные мощности;

12. Разделять бремя финансовой поддержки НИОКР с местными бюджетами (по примеру ФРГ);

13. При приватизации и акционирования ряда предприятий обязательным условием должно быть сохранение в их составе научного подразделения (то же и при привлечении иностранных инвесторов в Индии);

14. Предприятиям, размещающим исследовательские заказы во "внешней среде", компенсировать из госбюджета до 50% их стоимости;

15. всеми доступными средствами поддерживать малые наукоемкие предприятия.

 Следует также критически  относиться к возможностям отраслей. Например, оценивая перспективы  отечественного машиностроения, следует  выбрать очень ограниченное количество  защищаемых государством направлений  (например, гражданское и военное  самолетостроение, создание эффективных  коммерческих систем орбитальной  доставки).

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим фактором экономического роста является научно-технический  прогресс. Однако развитие науки, использование  ее достижений не может быть обеспечено рыночным механизмом. Здесь необходима всесторонняя государственная поддержка, ибо исследования, продиктованные сугубо коммерческими интересами отдельных  частных предприятий, редко соответствуют  общенациональным экономическим интересам, да и ведутся в более узких  областях. К тому же частные фирмы, предприятия не всегда располагают  достаточным капиталом для проведения научных исследований.

Меры государства в  сфере НИОКР выступают как  государственная научно-техническая  политика. Она представляет совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны для достижения стратегических целей общества.

Для полноценного функционирования этих образований требуется активное участие государства в их создании и поддержании. Необходимо образование  специальных фондов, кредитующих  рискованные научно-технические  проекты, создание консультационных структур, помогающих инновационным фирмам находить и вести дела с иностранными партнерами. Целесообразно также формирование специальных баз данных по вновь  возникающим проектам, которые смогли бы помочь покупателю и продавцу найти  друг друга.

В настоящее время предпринимаются  попытки поддержать науку и образование. Однако системно проработанная целостная  государственная научно-техническая  политика, охватывающая науку, технологию, образование, внедрение и научно-технологическую  модернизацию производства, в российском масштабе окончательно еще не сформировалась. Системная проработка государственной научно-технической политики должна охватывать поддержку и стимулирование науки, отечественных высоких и наукоемких технологий, трансфер технологий, расширение научно-технического кадрового потенциала, политику информатизации, развитие научных элит, поддержку статуса науки и ученых, концепцию бюджета науки, различные формы финансирования, социальные проблемы: престижность, социальные гарантии, статус ученых, отношение с обществом, основы региональной научно-технологической политики, создание новых организационных форм и взаимодействие с производством, новые формы -- технополисы, технограды, технопарки, инкубаторы и. т.п.

В заключении нужно отметить, что необходима разработка современной инновационной политики, ориентированной на построение экономики знаний, составными частями которой являются научно-техническая политика, политика, ориентированная на выпуск наукоемкой продукции и политика в области образования. Основой принятия новой политики должен стать консенсус между государством, бизнесом и научным сообществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный Закон “О  науке и государственной научно-технической  политике” от 12.06.1996 с изменениями  и дополнениями на 1 января 2001 года.

2. Об одобрении госпрограммы  «Создание в Российской Федерации  технопарков в сфере высоких  технологий»: распоряжение от 10 марта  2006г. N328-р.

3. Об основных направлениях  государственной инвестиционной  политики РФ в сфере науки  и технологий: распоряжение правительства  РФ от 11.12.2002г. N 1764-р

4. Об утверждении концепции  федеральной целевой программы  «Исследования и разработки по  приоритетным направлениям развития  научно технического комплекса  РФ» на 2007 – 2012 годы: распоряжение  правительства РФ от 06.07.2006г. №  977-Р.

5. О совете при президенте  РФ по науке технологиям и  образованию: указ президента  РФ от 30.08.2004г. № 1131

 6. Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010: руководящий документ правительства РФ от 05.08.2005г.

7. Законодательство о науке: Современное состояние и перспективы развития. М.: Норма, 2008. Электронный ресурс

 

8. Барышева А.В. Инновационный менеджмент (учебное пособие), – М.: ИНФРА-М, 2007. – 154 с. [Электронный ресурс].- режим доступа: http://anybook4free.ru/book/3100489.html

10. Инновационный менеджмент.// Под ред. В.Г. Медынский М., 2009г. 294с.

9. Государственное регулирование рыночной экономики/ Под ред. В.И. Кушлина. М., 2008 [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://studyspace.ru/uchebniki-po-ekonomike/gosudarstvennoe-regulirovanie-ryinochnoy-ekonomiki.-pod-red.-kushlina-4.html

11. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]: http://rudocs.exdat.html

12. Научные конференции. [Электронный ресурс]: http://otherreferats.allbest.html

13. Экономика мира. [Электронный ресурс]: http://economuch.com

14. Википедия. [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/

15. Экономический анализ. [Электронный ресурс]: http://educom.su

 

 

 

 


Информация о работе Анализ государственной научно-технической политики РФ а так же в сравнении с другими странами