Бизнес планирование в инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Инновационный процесс представляет собой взаимосвязанную и логическую последовательность таких стадий, как поиск новых идей и их оценка, формирование бизнес-плана, обеспечение необходимыми ресурсами управления инновационной деятельностью.
Бизнес-план - обязательно письменный документ, суммирующий деловые возможности и перспективы и разъясняющий, как эти возможности могут быть реализованы имеющейся командой менеджеров. Основная цель бизнес-плана - достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, что фирма хочет и что может делать.

Работа содержит 1 файл

контрольная инновации1111.doc

— 142.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа по дисциплине

     «Теория экономических инноваций» 

     на  тему: «Бизнес планирование в инновационной деятельности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основы  бизнес планирования в инновационной деятельности.

      Инновационный процесс представляет собой взаимосвязанную и логическую последовательность таких стадий, как поиск новых идей и их оценка, формирование бизнес-плана, обеспечение необходимыми ресурсами управления инновационной деятельностью.

      Бизнес-план - обязательно письменный документ, суммирующий деловые возможности и перспективы и разъясняющий, как эти возможности могут быть реализованы имеющейся командой менеджеров. Основная цель бизнес-плана - достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, что фирма хочет и что может делать.

      Бизнес-план является исходной информацией для принятия управленческого решения на стадии оформления научно-технической документации по реализации рабочего проекта и составляется потенциальным разработчиком проекта. Цель разработки бизнес-плана - комплексная оценка возможностей проекта, создание единой базы для сравнения различных проектов.

      Разработка бизнес-плана предполагает глубокое изучение перспектив развития будущего рынка сбыта, оценку необходимых затрат по созданию и реализации необходимых этому рынку новшеств, необходимых этому рынку, а также сравнение их с возможными ценами реализации, для того чтобы оценить возможную прибыль задуманного дела. Грамотно составленный бизнес-план позволяет определить потенциал предприятия, поставить новые цели и задачи, выработать рациональные управленческие решения, согласовать действия подразделений, выявить сильные и слабые стороны кадров и всего предприятия, то есть бизнес-план раскрывает перспективы развития предприятия. Кроме того, он может служить основой для разработки годового бюджета и плана.

      Бизнес-план составляется как для внутреннего, так и для внешнего пользования, однако на практике целью его составления является в основном привлечение вкладчиков и инвесторов, для заключения с ними соглашений об инвестициях и кредитах, то есть для сторонних относительно предприятия лиц.

      Общие требования к бизнес-плану как важнейшему инструменту предпринимательского менеджмента предъявляются те же, что и к аналогичному организационно-правовому документу планового характера. К требованиям, которые должны максимально учитываться разработчиками следует, в первую очередь, отнести:

- достоверность; 

- своевременность  (составление и с использование  по назначению в нужное время);

- достаточность  (наличие минимально необходимого объема информации);

- понятность  и доступность для восприятия.

      Наряду с указанными требованиями материалы бизнес-плана  должны иметь четкую и логическую последовательность изложения, убедительную аргументацию. Конкретно и кратко должны быть обоснованы все положения проекта, а также их рекламная привлекательность.

      Для внутреннего пользования бизнес-план обычно составляется на 3-5 лет вперед, в зависимости от масштабов предприятия и вида проекта, но он может разрабатываться и ежегодно, например, при развитии нового вида деятельности.

     Самым главным вопросом при подготовке бизнес-плана является его структура, то есть предварительное фрагментирование будущего содержания. Структура должна быть построена так четко, чтобы потенциальный инвестор или тот, кто будет знакомиться с бизнес-планом сразу, читая структуру, мог оценить ту разносторонность, ту всесторонность, которые автором заложены при подготовке текста бизнес-плана.

      На этапе составления инновационного бизнес-плана продукт или услуга - это товар, который выступает пока лишь как идея. Получить инвестиции под идею - трудная задача. Поэтому очень важно в этом разделе определить уровень товара по замыслу, выявить скрытые за товаром нужды покупателя и показать выгоды его приобретения. Вместе с тем, целесообразно представить прогнозные характеристики товара: например, уровень качества, набор свойств, особенность оформления, специфику упаковки. В некоторых случаях предусматриваются дополнительные выгоды или услуги, такие как надежность товара, возможность получения технической консультации, предоставление скидок, послепродажное обслуживание, гарантия замены товара, наличие оборудования для испытания, возможность предоставления кредита и т.д.

      Следует представить изображение (фотографию, схему, макет, рисунок) нового товара или изделий, изготовленных с помощью новой технологии, а также указать некоторые аспекты необходимой для производства технологии (более детальная информация технологического процесса может быть дана в приложении).

      Цель данного раздела - показать потенциальному вкладчику, что существует ряд важных отличительных черт рассматриваемого изделия, которые делают его конкурентоспособным на соответствующем товарном рынке. Поэтому при написании данного раздела акцент делается на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям. Они могут выражаться в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей.

      Здесь же целесообразно изложить информацию о характеристиках аналогичных изделий, выпускаемых предприятиями-конкурентами. Для практического решения этой сложной задачи могут быть использованы следующие методы:

      - изучение эксплуатационных характеристик аналогичных изделий, продаваемых на российском либо мировом рынке

      - патентный поиск;

      - прогнозирование эксплуатационных характеристик, достигаемых изделиями-аналогами к моменту начала продаж рассматриваемого продукта.

      Следует отразить также степень защищенности новшества, предоставив информацию об имеющихся патентах, авторских правах на изобретение или о других причинах, которые могли бы воспрепятствовать вхождению конкурентов на рынок. К таковым можно отнести, например, эксклюзивные права на распространение и торговые марки. При наличии патента необходимо назвать страны, где он действует, номер, название и сроки действия и другое. Если продукция содержит "ноу-хау" или определенную коммерческую тайну, следует разъяснить предполагаемые способы ее сохранения.

      Если рассматривается проект организации нового предприятия, то в данном разделе должны быть представлены ответы на следующие вопросы:

- в каком  помещении будет находиться фирма, принадлежащем предпринимателю по праву собственности или арендованном;

- нуждается  ли помещение в ремонте 

- какое  оборудование потребуется для  офиса и на каких условиях  планируется его приобрести;

- сведения  о предпринимателях: возраст, семейное  положение, образование, стаж работы в данной отрасли, опыт предпринимательской и руководящей работы. Любой кредитор, без сомнения, проявит большой интерес к личности предпринимателя, наличию у него делового опыта. При отсутствии либо нехватке такого опыта желательно, чтобы имелась команда, способная обеспечить успех дела.

      Разработка инновационного бизнес-плана на предприятии, независимо от его цели и назначения, носит широкопрофильный и многоаспектный характер. Решением данной задачи занимаются, как правило, многие работники различных специальностей. В первую очередь в разработке инновационного бизнес-плана необходимо участие менеджеров высшего звена предприятия. При этом каждому из них целесообразно заниматься этими вопросами в рамках своей компетенции. Тем более это относится к соисполнителям отдельных разделов плана.

      Такой подход обусловливается многими причинами, например, ограниченностью профессиональных знаний и информированности отдельных специалистов, необходимостью ограничения доступа к конфиденциальной информации.

      Всю координационную работу по составлению инновационного бизнес-плана следует осуществлять одному из первых заместителей или непосредственно руководителю предприятия. Это связано с тем, что информация такого документа и результаты его использования при принятии последующих решений могут оказать существенное влияние на дальнейшую судьбу всего предприятия.

      Разработку на предприятии инновационного бизнес-плана в целях организационно-методического единообразия следует осуществлять по следующим стадиям:

- определение цели создания и организация разработки инновационного бизнес-плана;

- разработка проекта инновационного бизнес-плана (первая редакция);

- обсуждение и разработка окончательной редакции проекта инновационного бизнес-плана;

- оформление, подготовка и утверждение инновационного бизнес-плана;

- копирование (размножение) инновационного бизнес-плана.

      На первой стадии руководителем предприятия назначается руководитель разработки инновационного бизнес-плана. Необходимо четко определить цели разработки бизнес-плана, его назначение и сроки составления. В этот же период формируется состав ответственных исполнителей.

      Наряду с этим решается вопрос о необходимости привлечения к разработке специалистов сторонних организаций, определяются цель, форма и условия привлечения. По данным вопросам может быть издан указ или распоряжение. Важным этапом  работ первой стадии является определение структуры разделов инновационного бизнес-плана, чему должна предшествовать работа по сбору, изучению и анализу методических материалов. В целях наиболее эффективной организации и сокращения сроков составления инновационного бизнес-плана необходимо составить комплекс мероприятий по его разработке.

      На второй стадии разрабатывается соответствующими исполнителями под руководством ответственных лиц каждый из разделов инновационного бизнес-плана. Следует отметить, что последовательно-параллельный путь их составления наиболее целесообразен, так как позволяет существенно сократить сроки создания всего бизнес--плана.

      При необходимости в процессе составления может привлекаться широкий круг исполнителей-специалистов, использоваться результаты различных исследований сторонних организаций. Исключительно важным этапом работ на этой стадии является датирование и объединение всех разделов, разработанных отдельными исполнителями, в единый взаимосвязанный, целостный документ, который будет представлять собой первую редакцию бизнес-плана. Эту работу следует выполнять руководителю разработки бизнес-плана, или, по его поручению - одному из ответственных исполнителей, имеющему доступ к конфиденциальной информации.

      На третьей стадии обсуждения и разработки окончательной редакции проекта бизнес-плана - весь план, как целостный документ, следует передать на отзыв и рассмотрение компетентным специалистам, ответственным исполнителям разделов плана и руководящим работникам предприятия. При необходимости он может быть направлен на экспертизу в специализированные сторонние организации экспертам. Завершающим этапом третьей стадии является составление обобщенной сводки отзывов и замечаний.

      По каждому обоснованному замечанию разработчикам следует составить свое заключение, содержащее согласие или аргументированное несогласие с соответствующими замечаниями. После подготовки сводки отзывов и замечаний целесообразно провести совещание по обсуждению проекта бизнес-плана с привлечением всех разработчиков, соисполнителей и авторов отзывов. Ход процесса совещания следует отразить в протоколе. По результатам обсуждения руководитель разработки и ответственные исполнители разделов бизнес-плана принимают наиболее рациональные решения по его корректировке и разрабатывают окончательную редакцию бизнес-плана. В случае необходимости можно разработать вторую и последующие редакции данного документа.

      На четвертой стадии необходимо провести работы по оформлению данного документа, подготовить его и непосредственно утвердить. Особое внимание разработчикам следует уделить оформлению инновационного бизнес-плана, не ограничиваясь при этом формальным подходом, зачастую не учитывающим практический аспект, а именно имидж предприятия и авторитет руководителей.

Информация о работе Бизнес планирование в инновационной деятельности