Финансово-промышленная группа (ФПГ) как новая организационная структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Практика развития ведущих индустриальных стран показывает, что одна из форм интеграции финансового и промышленного капитала финансово-промышленные группы (ФПГ) – образуют важнейший элемент экономики этих стран и мирового хозяйства в целом. Проведение активной промышленной политики в России также немыслимо без их создания.

Содержание

Введение………………………………………………………..…….……3

1. Нормативное регулирование деятельности ФПГ………………....….6

2. Основные принципы функционирования ФПГ……………………..10

3. Финансовые аспекты деятельности ФПГ……………………………15

Заключение………………………………………………….…………….19

Список используемой литературы………………………….….………...

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа ИННОВАЦ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 64.57 Кб (Скачать)

     2. Основные принципы  функционирования  ФПГ 

     В общем случае ФПГ могут быть трех видов: вертикально интегрированные, горизонтально интегрированные  и конгломератного типа. Так же подразделяются однобанковые структуры  и много банковые структуры.

     Преимущества  и недостатки форм интеграции финансового  и промышленного капитала

Форма интеграции Преимущества Недостатки
Картель Участники заключают  взаимовыгодные соглашения о регулировании  объемов производства, о разделе  рынков сбыта, установлении уровня заработной платы. Является типичной формой монополии и противоречит основным принципам антимонопольного законодательства
Трест Полученная  прибыль распределяется в соответствии с долевым участием отдельных  предприятий, входящих в трест. Отсутствие  централизованных фондов капиталовложений.
Синдикат Централизация всей коммерческой деятельности участников; возможность преодоления трудностей со сбытом продукции. Отсутствие  возможностей объединения финансового  и промышленного капитала.
Концерн Единая собственность  участников, централизованная система  контроля, достаточно высокий уровень  кооперирования производства. Ограниченная  самостоятельность участников.
Консорциум Объединение участников происходит на основе целевого соглашения о совместной деятельности по реализации единого проекта. Прекращение деятельности после выполнения поставленной задачи.
Корпорация Создается для  защиты каких-либо привилегий участников; в наибольшей мере отвечают задачам  крупного производства. Сложность регулирования  правовой деятельности; двойное налогообложение (налоги платит акционер и корпорация); значительные издержки на управление.
Холдинг Согласованная единая для всех участников научно-техническая  и экономическая политика; широкая  самостоятельность участников в  производственно-хозяйственной деятельности. Невозможность применения в сельскохозяйственном производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и производственно-техническом  обеспечении сельского хозяйства
ФПГ Возможность сохранения производственных связей и развития финансовых взаимоотношений участников; контроль за использованием ресурсов; устранение негативных факторов в процессе трансформации экономики. Трудности определения  вклада отдельных участников в общие  результаты; отсутствие научно-обоснованных подходов к расчету доли участников в распределяемой части финансовых результатов
 

     Так же можно выделить и следующую  тенденцию. Ныне ФПГ в России формируются  в двух направлениях: товарном и  отраслевом. Под первым понимается объединение с целью производства преимущественно одного определенного  товара, под вторым – формирование по типу диверсифицированной отрасли (пол-отрасли). Первое объединение обладает неоспоримым минусом – его  успех зависит от спроса на данный товар или однородную группу товаров. Вторая организация более устойчива  в долгосрочной перспективе, однако, возникают дополнительные трудности с оптимизацией аллокации ресурсов.

     С точки зрения структурной организации  ФПГ цели и способ ее формирования определяют то, каким образом должны быть объединены активы участников и (как  следствие) каким должен быть консолидированный  баланс участников группы.

     С исторической точки зрения инициатором  создания ФПГ не всегда выступали  банки. Часто причиной их создания является местное законодательство, запрещающее  небанковским структурам заниматься некоторыми банковскими операциями.

     Банки альянса в ФПГ должны выполнять  следующие функции:

     - расчетно-кассовое обслуживание промышленных предприятий участников группы: депозитарное обслуживание; гарантирование эмиссии ценных бумаг, выпускаемых ФПГ, и дилерские функции по их реализации; финансовый консалтинг: обеспечение реализации внешнеэкономических контрактов;

     -  проектное финансирование: трастовые операции;

     -  лизинговые операции в интересах участников группы;

     - размещение и управление свободными средствами на наиболее рентабельных сегментах финансового рынка;

     - поиск инвестиций под целевые программы ФПГ и их обслуживание;

     - кредитование отдельных программ: финансовая проработка целевых

     программ: разработка финансовых схем, направленных на минимизацию издержек.

     Объединение кредитных учреждений с промышленными  предприятиями должно осуществляться на следующих принципах:

     - добровольность и платность вхождения и возможность выхода при возмещении упущенной группой выгоды;

     - открытость для приема новых членов, если их включение создает

     - синергетический эффект; добровольность делегирования части управленческих функций центральной компании или холдингу;

     - сохранение автономности каждого из членов объединения;

     - обязательность проведения единой стратегической политики; наличие расчетных счетов предприятий только в банках, входящих в ФПГ: приоритетная ориентация банков альянса на обслуживание предприятий ФПГ и достижение целей ФПГ.

     Использование ФПГ как формы сотрудничества финансовых и промышленных учреждений позволяет:

     - восстановить разорванные ранее технологические связи в промышленности;

     - создать финансовый механизм для развития производства;

     - увеличить размеры (валюту баланса) банков альянса за счет привлечения в них дополнительной клиентуры;

     - увеличить устойчивость, как промышленных предприятий, так и банковской коалиции;

     - повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции;

     - проводить инновационную деятельность, новейшие научные разработки, внедрение которых повысит качество выходного продукта; аккумулировать получаемые финансовые средства только в банках ФПГ, предотвратив их распыление по другим кредитным учреждениям, что позволит организовать их работу исключительно в интересах целевых программ:

     - получать иностранные инвестиции под гарантию правительства, что предусмотрено законом о ФПГ;

     - всем членам ФПГ, включая банки, получать дополнительную прибыль от реализации продукции:

     - использовать механизм внутренних цен и тем самым избегать многократного налогообложения;

     - иметь консолидированный баланс, который при таком объединении может достигнуть значительных размеров, что во много раз облегчит как получение иностранных инвестиций, так и крупных кредитов;

     - уменьшить трансакционные, технологические и информационные издержки: банкам коалиции участвовать в проектном финансировании, что позволит повысить рентабельность разрабатываемых проектов:

     - выступать на рынке в двух ролях – как самостоятельная компания и как ФПГ, что даст дополнительные возможности по приобретению заказов и реализации продукции;

     - использовать интегральный имидж преуспевающих компаний для получения дополнительного преимущества не только на российском, но и на мировом рынке: составить конкуренцию мощным иностранным компаниям, все в большей степени занимающим российский рынок и имеющим преимущество перед раздробленными российскими фирмами, практически лишенными инвестиций и внешнего финансирования, работающими в режиме самофинансирования. Что в значительной степени ограничивает их развитие. Получать банку надежную кредитную клиентуру, имеющую ликвидное обеспечение, большой собственный капитал, мощный консолидированный баланс и тем самым решить задачу размещения больших активов. Кроме того, с успехами той или иной ФПГ будет расти и имидж крупного банка.

     При формировании ФПГ используется и  следующий метод. Он заключается  в создании в структуре группы так называемых «финансовых бассейнов», в которые кроме банков должны входить страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и фонды, ПИФы, брокерские конторы, фонды взаимного  страхования и другие органы, аккумулирующие денежные средства, часть которых  также может быть направлена на финансирование проектов ФПГ. Кроме того, создание силами групп или включение в состав уже действующих коммерческих, торговых и экспортно-ориентированных сырьевых компаний с большой нормой прибыли позволит «переливать» часть их доходов на развитие программ ФПГ.

     Особо хотелось бы отметить, что функционирование ФПГ выгодно и государству (иначе  в законе не было бы прописано столько  поддерживающих мер). Во-первых, решается проблема направления банковского  капитала в промышленность; во-вторых. увеличивается надежность банковской системы в целом, совершенствуется ее структура, становясь более гибкой и неоднородной; в-третьих, усиливается  конкуренция: между банками внутри ФПГ за обслуживание наиболее выгодных участников группы, между ФПГ за привлечение новых крупных организаций. 

      3. Финансовые аспекты  деятельности ФПГ 

     Необходимость объединения финансовых и иных активов  ставит перед ФПГ ряд вопросов в области финансовой отчетности. Высокая степень объединения  активов участников вплоть до их слияния  в конечном итоге приведет к тому, что консолидированный баланс группы будет полностью включать в себя балансы всех ее участников. Между  тем структура баланса коммерческого  банка совершенно отлична от структуры  балансов иных участников финансового  рынка, также имеющих право участия  в ФПГ, например пенсионных фондов, не говоря уже о балансах торговых и промышленных предприятий. Следовательно, любой участник ФПГ должен вести  отдельный от ФПГ баланс в отношении  части собственных ресурсов, используемых вне деятельности ФПГ. Определение  принципов ведения консолидированного баланса может иметь решающее значение для всей финансовой организации  деятельности ФПГ, поскольку без  консолидации баланса невозможно признание  участников ФПГ консолидированной  группой налогоплательщиков, открывающее  значительные возможности по свободному маневрированию собственными ресурсами  и снижению себестоимости конечного  продукта.

     В настоящее время основными факторами, увеличивающими себестоимость производства, можно считать, во-первых, неплатежи  покупателей и заказчиков, во-вторых, – высокий уровень налоговых  отчислений. Рассмотрим каждый фактор отдельно.

     Объединение активов участников ФПГ и ведение  консолидированного баланса должны оказать значительное содействие в  решении проблемы неплатежей как  внутри ФПГ, так и по отношению  к внешним контрагентам. Сводный  баланс позволяет вести централизованный учет однородных групп расходов и  усилить финансовый контроль за использованием финансовых ресурсов, что вместе с  взаимозачетом неплатежей дает возможность  избежать их неэффективного расходования.

     Во-вторых, статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика может оказаться  действенным инструментом управления финансами. Его последовательное использование  позволяет планировать себестоимость  производства. Статус консолидированного налогоплательщика позволяет центральной  компании ФПГ свободно распределять собственные и привлеченные ресурсы  внутри группы. Эта свобода перемещения  ресурсов выражается в том, что распределение  средств в рамках группы может  происходить между формально  различными юридическими лицами. Такое  перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими изъятиями налогов  в бюджет. Вне ФПГ любое перемещение  средств от одного юридического лица к другому без налогового обложения, если это только не банковская ссуда, обязательно оформляется, либо как авансовый платеж, либо как временная финансовая помощь. В обоих случаях в конечном итоге происходит отчисление в бюджет НДС и налога на прибыль. Исключение составляет перемещение средств в соответствии с договором о совместной деятельности, но практические возможности его использования сильно ограничены.

     Таким образом, право ведения консолидированного баланса предоставляет центральной  компании беспрепятственно с точки  зрения налогового законодательства распределять финансовые ресурсы между участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как об институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как об инвестиционном институте. Консолидированный баланс позволяет группе при осуществлении налогового планирования не ограничиваться определением сроков амортизации, но и использовать данные налоговые льготы. Еще одно достоинство подобной формы финансовой отчетности заключается в том, что участники транснациональных финансовых групп, по крайней мере, в рамках СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: «одна из допускаемых законом России льгот для участников ФПГ исключает их «двойное» налогообложение».

Информация о работе Финансово-промышленная группа (ФПГ) как новая организационная структура