Формирование и функционирование инновационного рынка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время сформировалось понимание, что только страны с новой (инновационной) экономикой, основным ресурсом которых является знание, а ключевым фактором экономического роста — инновации, смогут занять достойное место в глобализирующемся мире.
Выбор страной модели инновационного развития делает необходимым проведение государством активной инновационной политики, основной задачей которой будет создание национальной инновационной системы (НИС), обеспечивающей функционирование цепочки «наука-технология-производство-рынок».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретико-методологические вопросы формирования и функционирования инновационного рынка………………………………………..4
1.1. Инновационный рынок. Сущность и содержание…………………………….4
1.2. Принципы, методы и особенности формирования и функционирования инновационного рынка……………………………………………………………....6
Глава 2. Анализ и оценка механизма формирования и функционирования инновационного рынка в России и за рубежом…………………………………..14
2.1. Анализ и оценка механизма формирования и функционирования инновационного рынка в России и за рубежом…………………………………14
2.2. Проблемы развития рынка инноваций в России……………………………22
Глава 3. Направления совершенствования формирования и функционирования инновационного рынка РФ…………………………………………………………27
3.1. Концепция совершенствования механизма формирования и функционирования инновационного рынка в России……………………………27
3.2. Перспективы развития инновационного рынка России..……………………29
Заключение………………………………………………………………………….34
Приложения…………………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

курсовая инновации.doc

— 455.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2

Глава 1.  Теоретико-методологические вопросы формирования и функционирования инновационного рынка………………………………………..4

1.1. Инновационный  рынок. Сущность и содержание…………………………….4

1.2. Принципы, методы и особенности формирования и функционирования инновационного рынка……………………………………………………………....6 

Глава 2. Анализ и оценка механизма формирования и функционирования инновационного рынка в России и за рубежом…………………………………..14

2.1. Анализ  и оценка механизма формирования и функционирования  инновационного рынка в России и за рубежом…………………………………14

2.2. Проблемы  развития рынка инноваций в  России……………………………22 

Глава 3. Направления совершенствования  формирования и функционирования инновационного рынка РФ…………………………………………………………27

3.1. Концепция  совершенствования механизма формирования  и функционирования инновационного  рынка в России……………………………27

3.2. Перспективы  развития инновационного рынка  России..……………………29 

Заключение………………………………………………………………………….34

Приложения…………………………………………………………………………36

Список литературы…………………………………………………………………39 
 
 

     Введение.

     Актуальность  проблемы исследования. В настоящее время сформировалось понимание, что только страны с новой (инновационной) экономикой, основным ресурсом которых является знание, а ключевым фактором экономического роста — инновации, смогут занять достойное место в глобализирующемся мире.

     Выбор страной модели инновационного развития делает необходимым проведение государством активной инновационной политики, основной задачей которой будет создание национальной инновационной системы (НИС), обеспечивающей функционирование цепочки «наука-технология-производство-рынок».

     На  данный момент Россиян - страна с достаточно высоким уровнем среднего и высшего  образования; с хорошо развитой фундаментальной и прикладной наукой. Но в то же время производство развито преимущественно в добывающих отраслях, а доля инновационной продукции в структуре ВВП мала.

     Для преодоления данного отставания от развитых стран необходимо обеспечить возможность реализации достижений науки и техники путем развития инновационного рынка.

     Становление в России новой экономики требует  усиления внимания к теоретическому исследованию проблем развития рынка  инноваций, недостаточно проработанных  экономистами. Это определяет актуальность выполненного исследования.

     Цель курсовой работы - выявить особенности формирования и функционирования рынка инноваций  в России.

     Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:

     1. Рассмотрение сущности и содержания  рынка инноваций.

     2. Определение особенностей, методов  и принципов формирования и  функционирования инновационного  рынка.

     3. Анализ и оценка механизма  формирования и функционирования  инновационного рынка в России  и за рубежом.

     4. Проблемы развития рынка инноваций  в России.

     5. Концепция совершенствования механизма  формирования и функционирования  инновационного рынка в России.

     6. Перспективы развития инновационного  рынка России.

     Объектом исследования курсовой работы является рынок инноваций. Предметом исследования выступает механизм формирования  и функционирования инновационного рынка в РФ.

     Основные  теоретические положения и выводы работы могут быть использованы при  дальнейшем изучении закономерностей  развития рынка инновационных ресурсов в РФ для более детальной разработки механизмов, методов и инструментов этого развития.

     Курсовая  работа изложена в соответствии с  логикой исследования и последовательностью  решаемых задач и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Теоретико-методологические вопросы формирования и функционирования инновационного рынка. 

1.1. Инновационный рынок.  Сущность и содержание.

         В современных условиях особое значение приобретает рынок инноваций, подчиняющийся важнейшим рыночным законам - спроса, предложения и конкуренции.

    Однозначно  охарактеризовать понятие «рынок инноваций» сложно, т.к. по мере развития общественного  производства и обращения в сфере  НТП оно неоднократно менялось. Первоначально  рынок инноваций рассматривался как место розничной и оптовой торговли новшествами.

    С развитием промышленности рыночные отношения в инновационной сфере  расширялись, за рынками новшеств закреплялись определенные места на промышленных ярмарках и выставках, проводились  ярмарки и выставки, специально посвященные инновациям в какой-либо отрасли промышленности.

    По  мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства, понятие рынка инноваций приобретает  более сложное значение. Под данным термином понимают район, где отношения  покупателей и продавцов новшеств  свободны, цены выравниваются.

    С дальнейшим развитием товарного обмена, товарно-денежных отношений возникают разрывы купли-продажи новшеств во времени в пространстве в форме торговых кризисов, и характеристика рынка исключительно как места торговли уже не отражает реальности, ибо формируется новая структура общественного производства — сфера обращения. В результате возникает новое понимание рынка инноваций как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в экономической литературе. Здесь важно подчеркнуть, что инновации — это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается  обращение капиталов, предназначенных для вложения в инновационную сферу, в том числе современный рынок ценных бумаг при венчурном финансировании нововведений (они представляют собой рынок финансовых инноваций).

Если  рассматривать рынок инноваций  со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения  как совокупности покупателей и продавцов новшеств или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого нового товара. Ho и это всего лишь одна сторона рынка, тем не менее не охватывающая  всю совокупность субъектов рыночных отношений  (производителей, потребителей и посредников), не включающая отношения производства, распределения, потребления новшеств в сфере обращения.

  Понятие рынка инноваций расширяется  до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. В результате появляются такие определения рынка инноваций, как, например, «совокупность  экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение нового общественного продукта в товарно-денежной форме» или «сфера реализации части нового совокупного общественного продукта, в котором проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления инноваций». Наибольшее же распространение получило определение рынка инноваций как системы экономических отношений продавцов и покупателей новшеств.

    Рынок инноваций рассматривают также  как систему или тип  общественных связей между субъектами инновационной  деятельности (исследователями, разработчиками и промышленниками, предпринимателями, потребителями). Хозяйственные связи в товарной форме, осуществляемые посредством рынка инноваций, характеризуются взаимными соглашениями обменивающихся сторон, эквивалентной возмездностью, свободным выбором партнеров, конкуренцией.

         Рынок инноваций представляет собой совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по ценам, срокам и масштабам такого обмена. Рынок новшеств (инноваций) можно определить также как систему экономических форм и механизмов, связанных с образованием и функционированием инновационных коммуникаций, условиями торговли научным товаром.

    Иногда  под рынком инноваций ошибочно понимают и условия реализации новых товаров. В действительности,  на рынке складываются условия реализации новых товаров, определяемые соотношением спроса и предложения, которые относятся не столько к сущности рынка инноваций, сколько к его состоянию [2].

     Главными  агентами инновационного рынка, образующими  конкурентную среду, являются предприятия-создатели и обладатели научно-технических достижений и "ноу-хау"; небольшие самостоятельные фирмы, основная деятельность которых – посредничество при распространении и внедрении нововведений до стадии производства; субъекты процессных, продуктовых и организационно- управленческих инноваций, т.е. их потенциальные потребители (пользователи), а также кредитно-финансовые (в т.ч. венчурные), патентно-лицензионные, консалтинговые, рекламные, учебно-методические и прочие государственные и частные структуры.

     В качестве разработчиков ИР могут  выступать вузы, академические организации, бывшие отраслевые институты, промышленные предприятия. Покупателями являются, как правило, промышленность и государство.

         Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:

    • он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);
    • он является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;
    • он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.

 
         Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании. 
         Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической неопределенности. 
Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах. 
         Рыночная неопределенность обусловлена следующими условиями: 
           • потребитель еще не знает, в какой мере новая продукция может удовлетворить его потребность (или в какой степени новые продукты лучше уже существующих); 
                • поведение потребителя подвержено влиянию многих факторов и не может быть предсказуемо даже в случае покупки новой продукции; 
                • в случае признания потребителем достоинств новой продукции возникает проблема ее совместимости с другой продукцией, уже используемой потребителем; 
                • трудно предсказать скорость, масштабы распространения новшества и насыщения им спроса, определить емкость потенциального рынка и намерения конкурентов [1].

1.2. Методы, принципы  и особенности  формирования и  функционирования  рынка инноваций.

       Динамичная конкуренция, сменившая характерную для первых послевоенных десятилетий статичную конкуренцию, чрезвычайно повысило экономическую роль нововведений. До 1970-х гг. успешное нововведение позволяло получать в течение некоторого промежутка времени монопольную сверхприбыль, что выступало в качестве важного стимула инновационного процесса. В современных условиях глобальной динамичной конкуренции, увеличения количества субъектов научно-технического соперничества инновации становятся прежде всего необходимым условием для выживания предпринимателей.

       Динамичная конкуренция подразумевает непрерывную разработку и комплексное тестирование нескольких технологических и организационно-управленческих инноваций одновременно, направленных на захват рынка и выявление скрытых ниш спроса при снижающихся издержках, в условиях высокой степени неопределенности конъюнктуры.

      Издержки, связанные с созданием инноваций, все чаще рассматриваются как неизбежные вложения ради сохранения своих позиций на рынке, обеспечения нормального присвоения прибавочной стоимости, что, конечно, не отменяет стремления к сверхприбыли. По образному выражению профессора экономики Калифорнийского технологического института Б. Клейна, в условиях динамичной конкуренции к «невидимой руке» Адама Смита добавляется «скрытая нога», способная «вышибать» с рынка.

Информация о работе Формирование и функционирование инновационного рынка РФ