Формирование и функционирование инновационного рынка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время сформировалось понимание, что только страны с новой (инновационной) экономикой, основным ресурсом которых является знание, а ключевым фактором экономического роста — инновации, смогут занять достойное место в глобализирующемся мире.
Выбор страной модели инновационного развития делает необходимым проведение государством активной инновационной политики, основной задачей которой будет создание национальной инновационной системы (НИС), обеспечивающей функционирование цепочки «наука-технология-производство-рынок».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретико-методологические вопросы формирования и функционирования инновационного рынка………………………………………..4
1.1. Инновационный рынок. Сущность и содержание…………………………….4
1.2. Принципы, методы и особенности формирования и функционирования инновационного рынка……………………………………………………………....6
Глава 2. Анализ и оценка механизма формирования и функционирования инновационного рынка в России и за рубежом…………………………………..14
2.1. Анализ и оценка механизма формирования и функционирования инновационного рынка в России и за рубежом…………………………………14
2.2. Проблемы развития рынка инноваций в России……………………………22
Глава 3. Направления совершенствования формирования и функционирования инновационного рынка РФ…………………………………………………………27
3.1. Концепция совершенствования механизма формирования и функционирования инновационного рынка в России……………………………27
3.2. Перспективы развития инновационного рынка России..……………………29
Заключение………………………………………………………………………….34
Приложения…………………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

курсовая инновации.doc

— 455.00 Кб (Скачать)

       Их число в экономике ограничено именно по причине высокой стоимости научных разработок. Более того, наиболее интенсивные торговые отношения на рынке инновационных услуг поддерживаются между самими же олигополистами.

      Однако, несмотря на концентрацию научного потенциала и значительные достижения ученых и инженеров многих крупных корпораций, в развитых странах не прекращаются дискуссии об относительной значимости крупного и мелкого бизнеса в инновационном процессе. Многочисленные обследования, сопоставления научно-технической деятельности мелких и крупных фирм подтверждают относительно более высокую эффективность мелких фирм с точки зрения числа предложенных радикальных инноваций, сроков выхода с ними на рынок.

     В настоящее время наметилась следующая тенденция - мелкие и крупные компании образуют жизнеспособный симбиоз, в котором крупные корпорации выступают в качестве заказчиков и потребителей научной продукции мелких фирм, а многие основатели мелкого бизнеса – вчерашние сотрудники корпораций. Более того, крупные корпорации для повышения своей инновационной деятельности специально и целенаправленно формируют мелкие и независимые компании.

       Таким образом, инновационный рынок диктует участникам жесткие условия: он не допускает возможности быть в конкурентных состязаниях вторым. В этом проявляется принципиальное отличие рынка инновационных услуг от всех других видов рынка, где успех первого обладателя нового товара отличается от всех других продавцов, вышедших на рынок с аналогичным товаром, лишь размерами объема продаж и прибыли. Эти отличительные особенности до предела обостряют конкуренцию на данном рынке и повышают степень риска для всех участников научно-технической гонки.

       Другое принципиальное отличие состоит в том, что появление конкурента на обычном товарном рынке приводит в конечном итоге к усреднению цены на новую продукцию, тогда как появление конкурента на рынке инноваций способствует разработке другой инновации. В первом случае действия конкурента способствуют распространению нововведения, во втором же случае обеспечивается качественный рост в научно-техническом прогрессе.

        Новым моментом в развитии рынка инновационных услуг на современном этапе можно отметить стремление к научно-техническому сотрудничеству между экономическими конкурентами. Это связано, прежде всего, с удорожанием и усложнением работ над крупными научными проектами и имеет своей целью разделение расходов, уменьшение риска. Кроме того, многие экономисты считают, что объединение усилий наукоемких фирм жизненно необходимо для успешной борьбы с конкурентами на внешних рынках, а также обеспечивает гибкость в использовании научных кадров, расширяет возможность доступа специалистов фирмы к уникальному оборудованию и знаниям. Однако сотрудничество между крупными конкурентами не только ускоряет процесс разработки новых знаний и технологий, но и укрепляет олигопольную структуру рынка инновационных услуг.

        На этапе воплощения научно-технического знания в конкретный оригинальный продукт и дальнейшей его реализации рынок инновационных услуг приобретает элементы монопольного рынка – еще одна особенность данного рынка. Это связано, прежде всего, с увеличением числа конкурирующих между собой производителей инновационного продукта, что в свою очередь, расширяет возможность продавца влиять на цену товара.

       Однако, это влияние все же ограничивается системой авторских прав и патентов, позволяющей конкурировать с фирмой-монополистом и создает эффект естественной монополии на рынке инновационных услуг. Очевидно, что в процесс конкурентной борьбы на рынке инновационных услуг вмешивается и государство, регулирующее данный рынок в большинстве развитых стран через антимонопольное законодательство, которое часто не отвечает интересам рынка инновационных услуг вследствие специфики этого рынка. Следовательно, конкуренцию на рынке инновационных услуг обеспечивают взаимодействие интересов отдельных крупных компаний и конкурентное давление мелких фирм, корректируемые государственным регулированием [8]. 

Глава 2. Анализ и оценка механизма формирования и функционирования инновационного рынка  в России и за рубежом.

2.1. Анализ и оценка механизма формирования и функционирования  инновационного рынка в России и за рубежом.

      Часто в средствах массовой информации и даже в научной экономической литературе можно услышать и прочитать, что СССР (в том числе и Россия) вплоть до начала экономических реформ в 1991 г. был великой экономической державой. Стоит, однако, посмотреть прямо в глаза холодной действительности. СССР никогда не был великой экономической державой. После победы в Великой отечественной войне в 1945 г. над фашистской Германией он стал считаться великой военной державой, а после успешного испытания атомной бомбы в 1951 г. и накопления большого количества ядерного оружия - еще и ядерной державой. Освоение космического пространства, главными мирными вехами которого были запуск первого в мире искусственного спутника Земли в 1957 г. и полет первого человека в космос в 1961 г., превратило СССР еще и в великую космическую державу. Основные же цели освоения космоса у нас (впрочем, как и за рубежом) были далеко не мирные.

      Советские люди (особенно в России) жили в условиях сплошного дефицита всего (включая свободу), что необходимо для нормальной жизни. В стране не было дефицита только в оружии разного рода, т.е. в средствах уничтожения людей, в том числе массового. Страна имела мощные ракеты, но не имела приличных утюгов. Запад боялся CCCР, но прежде всего потому, что ЦК КПСС и Советское правительство настолько низко ценили жизнь своих людей и, тем более, жизнь народов других стран, что для них ничего не стоило бросить народы даже в пучину войны. Огромные людские потери (около 30 млн. человек) в ВОВ 1941-1945 гг., балансирование на грани ядерной войны во время Карибского кризиса, Афганская война и так называемые локальные конфликты - тому примеры. Такую страну с мили-таризованной экономикой и чрезвычайно низким уровнем жизни населения едва ли можно назвать великой экономической державой.

      Однако именно милитаризация советской экономики, вызванная стремлением КПСС и Советского правительства обеспечить военное превосходство СССР фактически над всем остальным миром и создать мировую систему социализма советского образца, способствовала мощному развитию не только военной промышленности и научно-исследовательских работ военного назначения в области как технико-технологических, так и естественных наук, но и всей системы общего и профессионального (начального, среднего и высшего) образования в СССР. В соответствии с названными выше целями СССР обязан был производить и производил лучшую в мире (конкурентоспособную на мировых рынках) военную продукцию. Мощные и продуктивные научные исследования в военных целях в значительной мере тянули за собой исследования и разработки гражданского назначения. Что же касается гуманитарных наук, то им фактически отводилась роль идеологического обеспечения этой политики.

      Авторитарный советский режим выдохся. Послевоенный патриотизм населения изжил себя: люди хотели жить достойно, как все нормальные люди. Возникла объективная необходимость экономических, социальных и политических реформ в стране.

      Сейчас в стране реально существует институт частной собственности. Граждане России становятся собственниками земли, средств производства, жилья, хозяевами интеллектуальной собственности. Деньги, наконец-то, приобрели реальный смысл и содержание. Создана коммерческая банковская система. В стране существует реальная свобода слова, многопартийная политическая система, выборность (пока) практически всех органов власти, свобода передвижения российских граждан по всему миру. Совершенствуется судебная система. Происходит постепенное становление гражданского общества в России. Однако из-за серьезных экономических, социальных и политических ошибок, допущенных властью в ходе проведения реформ, величайшее значение вышеназванных достижений в результате реформ еще не совсем понято и оценено широкими слоями населения.

      В последнее десятилетие основным источником пополнения государственного бюджета России является экспорт сырьевых ресурсов (нефти, газа, леса, металлов и др.).

      В соответствии с данными Всемирного банка и ООН, Россия занимает первое место в мире по объему природного капитала, приходящемуся на душу населения. В России он в 8,6 раза выше, чем в США, в 38 раз выше, чем в Японии, и в 80 раз выше, чем в Китае. Но по эффективности использования природного капитала, оцененной как объем ВВП на душу населения, Россия занимает 57- место в мире, в то время как США занимает 1-е, Япония - 6-е, Китай - 8-е место [9].

      На 12.03.2010 г. золотовалютные резервы России составляют 441,3 млрд. долл. По этому показателю Россия, имея практически нищее население, находится на втором месте среди ведущих стран мира, уступая только Японии. Кроме того, золотовалютные запасы в нашей стране растут на данном этапе ежегодно на несколько десятков процентов, в основном (к сожалению), за счет экспорта природных ресурсов. Необходимо иметь в виду, что в России имеется еще стабилизационный фонд, составляющий более 150 млрд. руб. [9]. Все эти огромные для России средства используются крайне неэффективно. За счет золотовалютных резервов и стабилизационного фонда, находящихся, главным образом, в виде ценных бумаг за рубежом, Россия кредитует экономику западных стран, прежде всего США, Германии, Великобритании, под 2-4% в год, в то время как стоимость валютных кредитов в России для отечественной экономики составляет 10-15 % годовых.

      Убытки в экономике России из-за неправильных действий руководства РФ и коррупции покрываются фактически за счет низкого уровня жизни основной массы населения. В развитых странах доля заработной платы составляет около 70% от ВВП, в России около 40% [4]. Вместе с тем, российский рабочий на 1 доллар заработной платы производит продукции на 4,6 доллара, а американский - на 1,7 доллара. Это значит, что степень эксплуатации рабочей силы в России примерно в 3 раза выше степени эксплуатации рабочей силы в США.

      Несомненно, чтобы улучшить экономическую ситуацию в России, необходимо выбрать доминирующим вектором развития экономики инновационную экономику - экономику, основанную на современных знаниях, научных достижениях, на вложении инвестиций в развитие и внедрение инновационных технологий производства товаров и услуг, на эффективном использовании мощных природно-сырьевых ресурсов страны.

      Одним из основных направлений инвестирования должны быть фундаментальные научные исследования и разработка на их основе принципиально новых (прорывных) наукоемких технологий производства товаров и услуг. Сейчас Россия еще реально способна бороться за приоритет 12-17 наукоемких технологий из тех примерно 50, которые определяют стратегический потенциал развитых стран. Распад СССР сократил экспорт российской наукоемкой продукции примерно в 10 раз. Если в начале 1990-х гг. доля России в мировом объеме заявок на изобретения составляла 16,2%, а выданных патентов - 33,4 %, то к концу десятилетия доля заявок на изобретения снизилась в 6,6 раза (2,9%), а патентов -- почти в 13 раз (2,6%).       Объем нашего внутреннего рынка инновационной продукции составляет всего лишь 40 млн. долл. Это чрезвычайно мало (0,07%) на фоне мирового, равного 60 млрд. долл. [14].

      Встает вопрос, чего в России сегодня недостает: нет достаточного количества и качества наукоемких инновационных технологий, способных успешно конкурировать на соответствующих мировых рынках, внедрения соответствующих средств? Представляется, что пока есть и то и другое. А вот чего нет, так это проведения российским правительством в жизнь последовательной государственной инновационной политики в сфере экономики. И это при том, что задача развития отечественной науки и технологий отнесена Президентом РФ к числу высших приоритетов Российского государства и имеются основательно разработанные и одобренные на совместном заседании Совета Безопасности РФ, президиума Государственного совета и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям и утвержденные Президентом РФ 30 марта 2002 г. документы: «основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (№ Пр-576), «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской федерации» (№ Пр-577), «Перечень критических технологий Российской Федерации» (№ Пр-578).

      Если по объему ВВП в 2009 г. Россия находилась на 7-м месте в мире [3], то в мировом рейтинге по инновационной конкурентоспособности - на 35-м (Прил. 1, стр.39), по использованию новых технологий - на 62-м, по индексу конкурентоспособного роста - на 63-м. Если учесть то, что Россия находится на первом месте по количеству людей с высшим образованием в возрастной группе 25-34 года, становится ясно, что данные показатели катастрофически низки.

      Из графиков 1 и 2 (Прилож. 2, стр. 40) видно, что по объему финансирования исследований и разработок Россия занимала последнее место среди стран «восьмерки» и находилась на последних местах среди стран ОЭСР. Едва ли положение резко изменилось за последний год. Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на душу населения в России в 11,3 ниже, чем в Швеции, в 10,2 раза ниже, чем в США, в 9,17 ниже, чем в Финляндии, в 8,3 раза ниже, чем в Японии, и даже ниже, чем в Италии, в 2,72 раза.

      Кроме того, российские ученые и специалисты активно уезжают из страны. Это происходит, прежде всего, из-за низкой заработной платы, отсутствия необходимых условий для научно-исследовательской работы (недостатка современных приборов и оборудования, зарубежной и отечественной научной литературы и т. п.) и др. Россия по общей численности персонала находится на 1-м месте среди стран ОЭСР, по численности исследователей -- на 3-м месте и по общей численности персонала в расчете на 10 000 человек экономически активного населения занимает 3-е место (с учетом данных для США эти благоприятные для России показатели ухудшатся на единицу). А вот по числу исследователей на 10 000 человек экономически активного населения Россия занимает 10-е место и существенно отстает от Финляндии, Швеции, Японии, США и др. инновационно активных стран. А ведь именно эта категория работников научно-технической сферы играет ведущую роль в развитии науки и технологий. Для форсированного инновационного развития экономики России необходимо в самое ближайшее время не только компенсировать потери в кадровом потенциале, допущенные в 1990-х годах, но и укрепить его. В частности, число исследователей должно быть увеличено, по крайней мере, в 1,5-2 раза по сравнению с ныне существующей численностью. (Прилож. 3, стр. 41). Персонал, занятый исследованиями и разработками, в России и странах ОЭСР (в эквиваленте полной занятости).

Информация о работе Формирование и функционирование инновационного рынка РФ