Государственная инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

Важно осветить те приоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности. Для более ясного понимания текущего положения инновационной среды в России, надо провести сравнительный анализ текущего состояния с Европейскими странами, Японией и США. Понять наше место в глобальном масштабе.

Содержание

Введение 1
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики. 2
2. Формирование государственной инновационной политики 3
3. Государственная поддержка инновационной деятельности 5
3.1 Законодательное регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в рамках проекта части IV Гражданского кодекса РФ
4. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития 7
5. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем 10
6. Инструменты государственной инновационной политики 15
6.1 Российская венчурная компания
6.2 Технопарки.
6.3 Наукограды.
6.4 Особые экономические зоны (ОЭЗ)
7. Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ 20
8. Создание эффективно функционирующей национальной инновационной систем 25
Заключение 29
Используемая литература 32

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 293.50 Кб (Скачать)

- обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;

- развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях; - содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;

- развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:

- дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий

- дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей

- дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;

- разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации;

- внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий;

- внедрение 5 - 8 критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет;

- создание 6 - 12 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня;

- создание новых рабочих мест для высококвалифицированных работников в количестве 36,5 - 41 тыс. человек;

- привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.

Срок и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:

I этап - 2007 - 2009 годы;

II этап - 2010 - 2012 годы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:

- создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития;

- формирование научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;

- реализация отдельных "прорывных" направлений технологического развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы;

- реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;

- обеспечение значимого вклада в создание эффективной инновационной системы; содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;

- обеспечение стимулирующих факторов для развития эффективных научных коллективов; повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок;

- ежегодный прирост валового внутреннего продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного пункта;

- ежегодный прирост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в размере 0,05 - 0,09 процентного пункта;

- ежегодный прирост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки в размере 0,7 - 1,3 процентного пункта;

- ежегодный прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;

- ежегодный прирост доли высокотехнологичной продукции в объеме произведенной промышленной продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного пункта;

- прирост доли исследователей до 39 лет в общем числе исследователей в размере 1,8 процентного пункта;

- доведение коэффициента бюджетной эффективности Программы до 45 - 50 процентов.

7.2 Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы

Основной проблемой, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база"
на 2007 - 2011 годы, является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.

Государственные заказчики Программы: Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку, Рособразование, Российскую академию наук и Сибирское отделение Российской академии наук Выполнение Программы рассчитано на 5-летний период (2007 - 2011 годы). Планировать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых тенденций и приоритетов в области развития высоких технологий.Предусматривается реализация Программы в два этапа:

Первый этап (2007 - 2009 годы) включает в себя выполнение быстрореализуемых проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе.

Второй этап (2008 - 2011 годы) включает в себя выполнение сложных комплексных проектов по созданию перспективных технологий, реализуемых в новых поколениях наукоемкой продукции и ориентированных на недопущение технологического отставания от передовых стран или закрепление отечественного приоритета по основным стратегически важным направлениям.

Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Основными задачами Программы являются:

- создание новых передовых технологий и оборудования, необходимого для их реализации, на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;
- разработка программ (планов) внедрения разработанных технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их финансирования;
активизация процессов коммерциализации новых технологий;
создание перспективного научно-технологического задела для разработки перспективной наукоемкой продукции;
решение проблем улучшения экологической ситуации в стране.

Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:

- количество переданных в производство технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечного продукта;

- количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений и закрепляющих права на объекты интеллектуальной собственности, полученные в процессе выполнения Программы, в том числе права Российской Федерации;

- количество разработанных технологий, соответствующих мировому уровню или превышающих его.

Целевые индикаторы и показатели реализации федеральной целевой программы

 

 

 

 

 

 

 

 

"Национальная технологическая база" на 2007  -  2011 годы

 

Целевые индикаторы и

показатели

Единица

измерения

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество переданных в

производство технологий

штук

8 - 12

41 - 47

61 - 69

49 - 56

56 - 62

 

Количество патентов и других

документов, удостоверяющих

новизну технологических

решений

 

-"-

16 - 22

49 - 56

58 - 65

45 - 53

38 - 45

 

Количество вновь

разработанных технологий,

соответствующих мировому

уровню

-"-

11 - 17

42 - 48

55 - 63

45 - 53

42 - 52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Создание эффективно функционирующей национальной
инновационной системы.

Национальная инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.
Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.

НИС включает следующие компоненты:

· Нормативно-правовая база ИД

· Субъекты ИД (Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта)

· Инфраструктура НИС (Инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности)

Рисунок представляет собой схематичное отображение структуры НИС

Место любой страны в мировом технологическом пространстве определяется двумя наборами показателей: наукоемкостью (параметры на входе) и наукоотдачей (эффективность и конкурентоспособность). В табл.1 приведены данные о наукоемкости и наукоотдаче национальных экономик высокоразвитых стран. Наукоемкость и наукоотдача национальных экономик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

 

 

Страна

ВВП,

млрд. долл.

ВВП на

одного занятого, тыс. долл.

Доля

Расходов

на иссл.

И разраб.

в ВВП, %

 

Текущий индекс

Конкуренто

способности

 

Доляhi-tech

продукции в

товарном экспорте,

%

 

Доля в мировом

экспорте

информац.

оборудования, %

 

США

9875

73,1

2,64

2

28,2

16,3

 

Китай

5135

7,2

1,00

47

16,7

4,6

 

Япония

3425

56,0

3,04

15

26,3

11,5

 

Индия

 

4,9

 

36

3,2

 

 

Германи

 

56

2,44

4

15,3

4,8

 

Франция

 

56,2

2,17

12

19,4

3,4

 

Великобри

тания

 

54,5

1,87

7

26,2

5,3

 

Италия

1410

56,5

1,04

24

7,9

1,1

 

Россия

1185

18,0

1,01

58

3,1

0,2

 

Канада

 

60

 

11

 

2,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица позволяют определить место России в мировом технологическом пространстве.

Показатели наукоемкости:

· доля расходов на НИОКР в ВВП составляет 1,01 %;

· численность научных работников на 10 тысяч занятых. Традиционно мы удерживали первенство по данному параметру. Сегодня мы находимся на третьей позиции после США и Японии.

Показатели наукоотдачи:

· индекс конкурентоспособности - занимаем 58 место, уступаем Китаю и Индии;

· доля высокотехнологического экспорта в товарном экспорте - 3 %, уступаем более чем в 5 раз Китаю;

· доля в торговле информационным оборудованием составляет 0,2 %. Наша доля в мировой торговле информационным оборудованием сегодня ничтожно мала - уступаем более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии;

· доля в торговле информационным оборудованием составляет 0,2 %. Наша доля в мировой торговле информационным оборудованием сегодня ничтожно мала. Рынок информационного и телекоммуникационного оборудования сегодня является самым динамично растущим. Его объем достиг 940 млрд. долларов, что превышает все совокупные рынки энергосырьевых и продовольственных товаров. За последние 10-15 лет нето-экспортерами на этом рынке стали Таиланд, Малайзия и Мексика.

Анализ таблицы 1 показывает, что при одинаковых параметрах наукоемкости Китая, Италии и России на выходе наукоотдача России по доле высокотехнологичного экспорта уступает в 5 раз Китаю, в 4 раза Италии, находится на уровне Индии; по конкурентоспособности уступает Италии более чем в 2 раза, уступает Китаю; по доле в мировом экспорте информационного оборудования уступает Китаю в 23 раза, Италии в 5 раз. Причина низкой наукоотдачи видится в отсутствии фундаментальной национальной инновационной системы.

В США считают, что главным достижением 20-го века является создание национальной инновационной системы, т.е. действенной системы институтов, которая с помощью своих сигналов позволяет создавать в необходимый момент то или иное блестящее технологическое достижение.

Основной проблемой национальной инновационной системы России является отсутствие крупных высокотехнологичных фирм, способных брать на себя внедрение высоких технологий. Национальная инновационная система включает в себя не только инфраструктурные элементы, но и нормативно-правовую базу, способствующую коммерциализации научно-технических разработок. В настоящее время целый ряд правовых документов, регулирующих хозяйственную деятельность организаций научно-технической сферы, не соответствует решаемым ими инновационным задачам. Важный элемент национальной инновационной системы - институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью.

Информация о работе Государственная инновационная политика