Государственная поддержка инновационного развития экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:07, доклад

Описание работы

Модернизация и инновации стали сегодня ключевыми терминами дня, главными словами эпохи. Такую же примерно роль 20 лет назад играло слово «демократия». Инновации и модернизация сейчас, как демократия тогда, должны, согласно распространенным представлениям, спасти страну, вывести ее к новым историческим рубежам и горизонтам развития. Вместе с тем у российского бизнеса отсутствует практическая заинтересованность в генерировании инноваций, т.к. создание инноваций – процесс крайне затратный по времени и финансам, которые являются весьма ограниченными ресурсами в период экономического и финансового кризиса.

Работа содержит 1 файл

3государственная поддержка инноваций.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

     к.э.н., доцент кафедры финансов и

     отраслевой  экономики РАГС при 

     Президенте  РФ , Гаврилова Н.М. 

     Государственная поддержка инновационного развития

     экономики России. 

     Модернизация  и инновации стали сегодня ключевыми терминами дня, главными словами эпохи. Такую же примерно роль 20 лет назад играло слово «демократия». Инновации и модернизация сейчас, как демократия тогда, должны, согласно распространенным представлениям, спасти страну, вывести ее к новым историческим рубежам и горизонтам развития. Вместе с тем у российского бизнеса отсутствует практическая заинтересованность в генерировании инноваций, т.к. создание инноваций – процесс крайне затратный по времени и финансам, которые являются весьма ограниченными ресурсами в период экономического и финансового кризиса. В такой ситуации только государство может стать той движущей силой, которая позволит переставить экономику на рельсы инновационного развитие и запустить инновационный процесс. Понимание этого в последнее время появилось на самом высоком государственном уровне. Создание инновационной экономики объявлено приоритетным направлением развития.

           Государство начинает постепенно развивать систему  государственно-частного партнерства, что имеет большое значение для улучшения инновационного климата в сфере венчурного инвестирования, т.к. направлено на создание благоприятных условий для бизнеса, привлечение дополнительных бюджетных средств, распределение рисков и доходов между государством и бизнесом. На старте развития венчурной индустрии участие государства в такого рода проектах чрезвычайно важно, так как оно предоставляет дополнительные гарантии частным компаниям. Первой ласточкой активизации государственно-частного партнерства стало создание после кризиса 1998 года государственного фонда фондов - Венчурного Инновационного Фонда (ВИФ), основной целью деятельности которого является формирование организационной структуры системы венчурного инвестирования и организация привлечения инвестиций (в том числе зарубежных) в высокорисковые наукоемкие инновационные проекты.

     Несмотря  на всё ещё незначительную роль ВИФа в развитии системы венчурного инвестирования (предоставившего пока только 1% от всех российских средств, привлечённых в индустрию после 1998 года), ему удалось привлечь значительные средства из внебюджетных источников: на каждый доллар ВИФа было привлечено девять долларов частных и корпоративных инвесторов.

     Более активно идея государственно-частного партнерства стала реализовываться с созданием в 2006 году Российской Венчурной Компании (РВК) - компании со 100 % государственным участием. Она относится к классу «агентств развития», подобно Европейскому банку реконструкции и развития. Изначально задача РВК сводилась к инвестированию совместно с частными инвесторами в венчурные фонды. Доля РВК в этих фондах должна была быть не более 49%, представители РВК не имели права голоса в решениях венчурных фондов (смысл ограничения прав РВК – противодействие коррупции.)

     За  два года работы определились основные проблемы. Во-первых, несмотря на льготные условия (двойная прибыль при половинном риске), отечественный частный капитал не ринулся в фонды РВК, не пришел и зарубежный венчурный капитал: отрадное, но единственное исключение – израильский фонд «Тамир Фишман». Во-вторых, количество и особенно качество проектов ранней стадии, в которые могли бы инвестировать создаваемые РВК фонды, оказалось совершенно неудовлетворительным. Наконец, в-третьих, обнаружилось, что ни фонды, ни инновационные предприниматели-разработчики не могут получить квалифицированную помощь: отечественная экспертная база инновационно-венчурного сектора отсутствует, «импортировать» ее слишком накладно, да и вряд ли возможно. Говоря коротко, просто дать денег оказалось мало, задача РВК оказалась более масштабной, чем предполагалось изначально: создание институциональной и отраслевой венчурной инфраструктуры.

     В 2009 году была принята новая стратегия  развития РВК  - события исключительной важности: по сути, речь идет о ее превращении в полноценный институт развития. Какие новые возможности получила РВК:

       – создание фонда посевных инвестиций (100% у государства), который должен преодолеть дефицит проектов ранней стадии и придать инновационному развитию страны столь желанное ускорение. По сути это коммерциализация научной идеи с нуля, когда кроме самой идеи и опытного образца еще ничего нет. До сих пор РВК не решалась идти на подобный шаг, вступая в игру на стадии, когда финансируемые проекты фактически полностью готовы к промышленному запуску;

     - инвестиции в развитие отраслевой  инфраструктуры (создание сетевого  экспертного сообщества и сети венчурных партнеров РВК);

     - расширение международной деятельности, что особенно важно. Во время  кризиса появляются редкие возможности войти в капитал ведущих венчурных фондов или перспективных инновационных компаний (нас обычно стараются не подпускать к «гнездам» инновационного развития, о чем поведала и история с покупкой Opel). Кроме того, зарубежных венчурных инвесторов, способных принести в Россию свой бесценный опыт, отпугивала избыточно сложная и затратная процедура создания венчурного фонда РВК в форме ЗПИФ. Теперь им дали возможность инвестировать прямо из-за границы, как это принято в мире.

     РВК предстоит теперь разработать целевые  программы по направлениям стратегии, а главное – воплотить планы в дела.

     Другим, весьма удачным примером государственно-частного партнерства по инвестированию в сферу инноваций является деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В Фонд направляются 1,5 процента средств федерального бюджета на науку ( 2,5 млрд.руб в 2009 году. ). На 01.01.2009 года в Фонд было поступило 16 500 проектов, поддержано свыше 5500 проектов. За 15 лет своего существования фондом профинансированны проекты на сумму более 2.5 млрд. рублей; создано около 30 инновационно-технологических центров, предоставленных для размещения на льготных условиях сотням предприятий (только в одной из программ Фонда «СТАРТ» участвует около 2 тыс. стартапов) доля успешно реализуемых проектов достаточно значима для финансирования ранних стадий инновационного процесса (более 60% стартапов выходят на рынок); поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве около 3500 запатентованных изобретений, выпустили продукции на 6 миллиардов рублей, их налоговые отчисления превышают в 1,8 раза сумму полученных бюджетных средств, а выработка на одного работающего достигла 1,5 млн. рублей. На фирмах созданы тысячи новых рабочих мест. При поддержке Фонда сформировалась группа компаний, занимающая сильные позиции в нескольких узких продуктовых нишах.1

     Основные  задачи Фонда на ближайшее будущее – постепенное продвижение к проектам НИОКР компаний, находящихся на более ранних стадиях инновационного цикла и основанных на результатах фундаментальных исследований, а также развитие взаимодействия с венчурными и другими структурами, участвующими в финансировании проектов по всему инновационному циклу.

     В целом, данные результаты позволяют  говорить о том, что за эти годы Фонд зарекомендовал себя в качестве работоспособного института. В то же время, в силу небольшого объема располагаемых ресурсов деятельность Фонда пока не смогла оказать значимого системного воздействия на экономику и инновационную сферу.

     Система государственно-частного финансирования осуществляется также и через  иные каналы. В настоящее время, по результатам проведенного МЭРТ федерального конкурса на организацию частно-государственных венчурных закрытых ПИФов, в ряде регионов реализуются венчурные проекты, инвестиции которых направляются в малые предприятия научно-технической сферы в соответствии со следующими условиями финансирования: из федерального бюджета – 25 % средств, регионального – 25% и вложений частных инвесторов – 50 %. Победителями конкурса оказались регионы, традиционно занимающие активную позицию в высокотехнологичных и наукоемких разработках, сфере ИТ – это Москва, Татарстан, Санкт-Петербург, Томск, Екатеринбург, Нижний Новгород и другие.

     Помимо  создания венчурных фондов государственная поддержка должна обеспечивать и формирование структурных элементов фондового рынка -  электронных бирж, венчурных ярмарок, организацию апробации торгов акциями высокотехнологичных компаний на российских и зарубежных фондовых биржах.

     Положительным примером на этом направлении стало  проведение Российского Венчурного Форума – центральное ежегодное событие для участников рынка прямых и венчурных инвестиций, действующих как в России, так и за рубежом. Развитие индустрии прямых инвестиций в России, фандрайзинг, государственно-частное партнерство, поиск перспективных компаний и инициация сделок в технологической сфере, стратегии выхода, риски и наиболее оптимальные варианты, международное сотрудничество в сфере развития высоких технологий – вот лишь немногие темы, которые лежат в основе дискуссий форума. В рамках  Форума проходят Российские венчурные ярмарки – уникальная возможность для малых предприятий привлечь внимание широкого круга инвесторов, завязать контакты и наладить деловые связи с возможными партнерами по бизнесу. Как показывает опыт проведения предыдущих ярмарок, 13% (что намного превышает аналогичный показатель зарубежных мероприятий) компаний привлекли капитал на сумму 70 млн. долл. Отличительной особенностью ярмарок также является обучение менеджмента компаний в рамках серии коучингов эффективной презентации своего бизнеса, базовым правилам принятия инвестиционных решений и необходимым навыкам работы с венчурным инвестором.2

     Важное  направление сотрудничества бизнеса  и государства – налоговое  стимулирование, направленное на привлечение первоначальных и удержание вложенных инвестиций, привлечение зарубежных вложений и снижение рисков венчурных инвестиций. Государственная поддержка инвесторов может осуществляться путем заключения межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения; о поощрении и защите взаимных инвестиций, а также полного или частичного освобождения от налога на прибыль, получаемую за рубежом, как например во Франции или Швейцарии; предоставления отсрочки от уплаты подоходного налога и др. Важно, чтобы к крупным корпорациям и малым предприятиям предъявлялись разные требования, венчурным инвестициям надо обеспечить адекватную налоговую нагрузку.

     Наряду  с налоговыми, высокую эффективность  имеют неналоговые механизмы,  такие как прямые формы льготного финансирования высокорискованных проектов, например, через программы грантов или льготных кредитов. Необходимо активнее внедрять широко используемый в мире инвестиционный налоговый кредит. Экономическая эффективность налогового инвестиционного кредита прямо пропорциональна темпам инфляции и срокам прохождения денежных средств в федеральный бюджет и обратно пропорциональна расходам на финансирование программ.

     В последнее время в ряде регионов создаются гарантийные структуры  и фонды, которые должны решать проблемы обеспечения займов малых предприятий в банковской системе. Успешное развитие получают также лизинговые схемы закупки высокотехнологичного оборудования малыми предприятиями.

     Российское  правительство всерьез занялось вопросом качественного роста отечественной  экономики. Вступила в силу четвёртая  часть ГК, которая стала новым шагом в развитии нашего гражданского законодательства, комитет Государственной думы по информационной политике разработал Инновационный кодекс РФ, утверждена пятилетняя программа фундаментальных научных исследований РАН. В рамках президентских инициатив созданы комиссия по модернизации экономики и совет по развитию информационного общества. Основными задачами комиссия по модернизации экономики являются:

а) рассмотрение вопросов, касающихся выработки государственной  политики в области модернизации и технологического развития экономики России;

б) координация  деятельности органов исполнительной власти, предпринимательского и экспертного  сообществ в области модернизации и технологического развития экономики  России;

в) определение  приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России.

     Совет по развитию информационного общества является совещательным органом при Президенте и создан в целях координация работы ведомств по внедрению ИКТ и развитию экономики знаний.

     В планах правительства создание фонда возврата соотечественников  (запланирован на 2010-2011 гг.), агентства поддержки экспорта (запланировано на 2010 г.), высшей школы технологий, «Силиконовой долины в Сколково»

     К новым институтам развития, созданным государством можно отнести Российскую корпорацию нанотехнологий, в уставный капитал которой государство внесло «приличные деньги». На сегодняшний РОСНАНО утвержден 61 проект: 51 производственный, 3 инфраструктурных, 1 образовательный проект, а также 6 инвестиционных фондов. Их бюджет составляет 192,8 млрд. рублей, из них – 91 млрд. рублей - доля Корпорации. Более того, при плане финансирования на 2008-2009 гг. в 29 млрд. рублей реальный объем профинансированных проектов РОСНАНО за это период составил 31,8 млрд. рублей. В рамках нового подхода к инвестиционной деятельности (переход от простого приема заявок к поиску инвестиционных проектов) РОСНАНО решает задачу расширения возможностей по вложению средств в проекты, а также в целом содействия формированию финансовой инфраструктуры инновационной экономики. Так, в 2009 году принято решение о формировании 5 венчурных фондов с участием Корпорации. Параллельно, совместно с ММВБ создана биржевая площадка для высокотехнологичных компаний - Рынок инноваций и инвестиций (РИИ). Она призвана содействовать привлечению инвестиций, прежде всего, в компании малой и средней капитализации инновационного сектора. Первое размещение на РИИ ММВБ состоялось 10.12.09 .

Информация о работе Государственная поддержка инновационного развития экономики России