Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка концептуальных основ управления инновационной деятельностью в сфере малого бизнеса.
Исходя из цели обозначенного исследования, предусмотрено решение следующих задач:
- дать понятие инновационному менеджменту и процессу;
- проанализировать классификацию инноваций;
- рассмотреть финансовую базу инноваций, а также способы и источники финансирования;
- провести анализ эффективности инновационной деятельности;
- рассмотреть порядок государственного регулирования в стране и за рубежом.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы управления инновациями в малом бизнесе 5
1.1. Сущность и виды инноваций 5
1.2. Формы малого инновационного предпринимательства 9
2. Анализ эффективности инновационной деятельности 13
2.1. Финансовая база инноваций 13
2.2. Способы и источники финансирования 15
2.3. Организация анализа эффективности инновационной деятельности 21
3. Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий 24
3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 24
3.2. Отечественный подход к регулированию инновационной деятельности 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

инновации.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

     По  месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

     - инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

     - инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

     - инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

     В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

     - радикальные (базовые);

     - улучшающие;

     - модификационные (частные)3.

     В Научно-исследовательском институте  системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

     - технологические;

     - производственные;

     - экономические;

     - торговые;

     - социальные;

     - в области управления. 

1.2. Формы малого инновационного предпринимательства

     Малое инновационное предпринимательство  связано с процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием и функционированием  рисковых фирм, разработкой и реализацией  инкубаторных программ.

     Новые фирмы в рамках старых компаний представляют собой прогрессивный метод образования молодых компаний. Если в 1970-е и начале 1980-х годов новые компании на Западе создавались в основном инженерами и учеными, уходившими из фирм, то в настоящее время корпорации сами субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала. Они же позволяют привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм.

     Способ  действия «материнских» компаний заключается  в принятии на себя всех финансовых вопросов молодых фирм, что позволяет материнской компании стать владельцем до 80% новой фирмы (остальное — в руках сотрудников-основателей). В бухгалтерских книгах новая фирма может числиться как филиал, но фактически является отдельной компанией со своим советом директоров. Однако убытки от ее деятельности в начальном периоде развития могут вноситься в бухгалтерские книги материнской компании. В то же время субсидирующая компания не может получить 100% прибылей фирмы-новичка, т.к. она не принадлежит ей полностью.

     Некоторые компании, организовавшие внутри своей  структуры новую фирму, делают ее своей полной собственностью. В подобном варианте сотрудники — основатели молодой фирмы обычно получают право  приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене. По истечении нескольких лет материнская компания — держатель контрольного пакета акций получает возможность выкупать акции, принадлежащие сотрудникам-основателям, которые получают определённые доходы от прироста капитала.

     Рискофирма представляет собой организацию, создаваемую для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском4.

     Создание  рискофирмы происходит следующим образом. Группа людей, располагающих оригинальной идеей, но не имеющих средств для  ее осуществления, вступает в контакт с инвесторами (венчурными фондами). Этот контакт осуществляется через посредника: руководителя мелкого предприятия, который должен быть компетентен не только в научно-технической сфере деятельности, но и в области производства и реализации продукции (если идея связана с организацией производства). Как руководитель будущей рискофирмы он обеспечивает частичное финансирование проекта и руководит рядом направлений деятельности в течение 3-7 лет, вплоть до того момента, когда рискофирма передает через продажу акций ведение дел более мощной финансово-производственной группировке, если достигнутый уровень развития требует расширения масштабов производства.

     По  оценке экономистов, в 15% случаев рисковый капитал полностью теряется; 25% рискофирм несут убытки в течение более длительного времени, чем предполагалось первоначально; 30% рискофирм дают весьма скромную прибыль, но в 30% случаев успех позволяет в течение всего нескольких лет многократно перекрыть прибылью все вложенные средства.

     Многие высокотехнологичные российские организации строят свою стратегию выживания на основе инкубаторных программ и представляют собой фирмы-инкубаторы.

     Под фирмой-инкубатором понимают организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых компаний. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам.

     Существуют  фирмы-инкубаторы трех типов5.

     1. Бесприбыльные. Они самые многочисленные, создаются, как правило, при поддержке местных органов власти. Взимаемая ими арендная плата с фирм-арендаторов обычно на 15-50% ниже среднего уровня. Бесприбыльные фирмы-инкубаторы субсидируются местными организациями, заинтересованными в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Арендаторами могут быть промышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные организации.

     2. Ориентированные на получение прибыли. Это частные организации, общая численность которых постоянно увеличивается. В отличие от бесприбыльных фирмы-инкубаторы второго типа, как правило, не предлагают сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только зa тe, которыми арендатор фактически воспользовался.

     3. Филиалы высших учебных заведений. Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.

     Продолжительность пребывания в рамках фирмы-инкубатора ограничивается обычно тремя годами. Считается, что по истечении этого  срока компания-арендатор должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы-инкубатора. Укрепившие свои позиции в рамках фирмы-инкубатора, мелкие рисковые фирмы затем скупаются материнской компанией, которая организует на их базе новые исследовательско-конструкторские, опытно-экспериментальные и производственные подразделения. Создание фирм-инкубаторов является одной из форм поддержки инновационного процесса.

     Таким образом, под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Классификация инноваций зависит от параметров предприятия, от выпускаемой продукции и от многих других характеристик.

     Малое инновационное предпринимательство связано с процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием и функционированием рисковых фирм, разработкой и реализацией инкубаторных программ, и функционирует в рамках разных форм малого предпринимательства 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ эффективности  инновационной деятельности 

2.1. Финансовая база инноваций

     Инновационная деятельность требует значительных инвестиций, связанных с развитием  ресурсного, кадрового и информационного  потенциала организаций. В силу этого  формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важным элементом государственной научно-технологической политики, на реализацию которой должны быть привлечены ресурсы из различных источников. При этом формы и методы привлечения ресурсов даже из традиционно сложившихся источников не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики.

     Система финансирования выступает одним  из основных  инструментов реализации государственной политики и при  оценке ее эффективности необходимо оперировать совокупностью критериев, прежде всего:

     - критерием целевой ориентации  финансового обеспечения научно-технической  и инновационной деятельности. Критерий  определяет, в какой степени выдвинутые  государством цели научно-технической  политики обеспечены соответствующими ресурсами, финансовыми средствами;

     - критерием оптимальности форм  прямой государственной поддержки  по конкретным направлениям развития  науки и техники;

     - критерием эффективности механизма,  стимулирующего привлечение ресурсов  из внебюджетных источников. Эти критерии учитываются при формировании механизма финансирования, как на общесистемном уровне, так и на элементном уровне (по типам источников средств, формам и методам организации финансирования)6.

     Основополагающим  на общесистемном уровне выступает  принцип адаптивности, предполагающий приспособление системы финансирования в целом и всех ее элементов в частности к динамично изменяющимся условиям экономического развития с целью поддержания максимально возможной в этих условиях эффективности.

     Принцип адаптивности требует формирования финансового механизма как системы не только с отрицательной обратной связью (сопоставление достигнутых результатов с проектируемыми и внесение корректировок в реализационную систему), но и гибкими элементами, обеспечивающими перестройку системы финансирования в соответствии с изменениями, происходящими во внешней среде и оказывающими влияние на комплекс наиболее важных характеристик системы.

     К факторам, оказывающим наиболее существенное влияние на общесистемном уровне, следует отнести:

     - общие тенденции развития экономики,  определяющие наиболее вероятный  макроэкономический сценарий на  перспективу, и соответственно, прогнозируемые  роль и место науки в экономической  жизни

     - изменение возможностей финансирования  научно-технической деятельности за счет государственных источников

     - тенденции развития инновационных  процессов в экономике, складывающихся  под воздействием рыночных механизмов  саморегуляции, отражающихся в  динамике промышленных инвестиций  в сфере НИОКР, изменений в  состоянии самого объекта финансирования, вызываемых воздействием совокупности факторов различного характера

     - эволюцию содержания и сроков  основных направлений макроэкономической  реформы, и связанное с этим  принятие мер по государственному  регулированию в области важнейших экономических и институциональных направлений (денежная и налоговая политика, приватизация, структурно-инвестиционная и налоговая политика, регулирование внешнеэкономической деятельности).

     Учет  и оценка уровня этих факторов обеспечивают достижение оптимальных соотношений между прямыми и косвенными методами государственной поддержки, соблюдение приоритетности в распределении имеющихся ресурсов. 

2.2. Способы и источники  финансирования

     Мировая практика выделяет следующие источники  финансирования инноваций:

     - государственные ассигнования

     - собственные средства промышленных  организаций, высших учебных заведений

     - средства некоммерческих организаций

     - кредитные ресурсы, частные сбережения  населения и иностранный капитал.

     Государственная статистика в РФ ведет учет источников финансирования по следующим направлениям:

     - средства республиканского (местного) бюджета

     - собственные средства

     - средства внебюджетных фондов

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий