Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка концептуальных основ управления инновационной деятельностью в сфере малого бизнеса.
Исходя из цели обозначенного исследования, предусмотрено решение следующих задач:
- дать понятие инновационному менеджменту и процессу;
- проанализировать классификацию инноваций;
- рассмотреть финансовую базу инноваций, а также способы и источники финансирования;
- провести анализ эффективности инновационной деятельности;
- рассмотреть порядок государственного регулирования в стране и за рубежом.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы управления инновациями в малом бизнесе 5
1.1. Сущность и виды инноваций 5
1.2. Формы малого инновационного предпринимательства 9
2. Анализ эффективности инновационной деятельности 13
2.1. Финансовая база инноваций 13
2.2. Способы и источники финансирования 15
2.3. Организация анализа эффективности инновационной деятельности 21
3. Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий 24
3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 24
3.2. Отечественный подход к регулированию инновационной деятельности 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

инновации.doc

— 186.00 Кб (Скачать)
lign="justify">     Стимулирование  инновационной деятельности в Евросоюзе  осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике. 

     3.2. Отечественный подход  к регулированию  инновационной деятельности

     Указом  Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 года одобрена и утверждена доктрина развития российской науки – система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические общества и объединения.

     Системный кризис, сопровождающий период социально-экономического переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали серьезные трудности: крайне недостаточное бюджетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не обеспечивает своевременного обновления материально-технической базы науки, создания нормальных условий жизни и труда ученых, осложняет эффективное государственное регулирование в научной сфере, по-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных исследований в экономике и пр12.

     Для выхода из кризиса необходимо разрабатывать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:

     - реструктуризация научно-технического  потенциала в различных отраслях  экономики с учетом концентрации  материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на «прорывных» направлениях науки и техники;

     - создание фонда имущества науки  и инноваций за счет объектов  науки, являющихся федеральной  собственностью и не используемых  по назначению;

     - разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования;

     - совершенствование механизмов системы  привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала.

     Цель  государственной инновационной  политики – развитие, рациональное размещение и эффективное использование  научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.

     Основы  инновационной политики закладываются  путем принятия свода законодательных  актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

     Законодательство  является основным регулятором инноваций  и научно-технической деятельности.

     Таким образом, ключевым элементом реформирования системы государственного управления инновационной сферой становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно13:

     - выделение средств из федерального  бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3 % его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран;

     - обеспечение устойчивого государственного  финансирования Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других высших учебных заведений,  научных библиотек, музеев и информационных центров.

     Органы  законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке и  Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.

     Основным  органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической  и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической  политике, которую непосредственно  возглавляет Председатель Правительства.

     Таким образом, госкомитет РФ по промышленной политике координирует выполнение стратегии развития промышленности и научно-технической политики. Комитет участвует в разработке структурной и научно-технической политики в промышленности, разрабатывает предложения по основным направлениям инвестиционной политики, разрабатывает и осуществляет меры по развитию предпринимательства. Конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленном комплексе России. Госкомпром имеет право определять перспективные направления исследований в промышленности, участвовать в распределении финансовых ресурсов на их исполнение, в согласовании получения, распространения и использования результатов научных исследований и разработок, техники и инноваций. 

Заключение 

     Одна  из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности  промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую  добавленную стоимость. Поэтому  возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.

     Теоретически  существуют два подхода. Можно пойти  по пути приобретения лицензий и ноу-хау  на известные технологии, виды продукции  и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным с многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

     В России вплоть до последнего времени  инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса. инновационным предприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

     Прежде  всего, необходимо поддержание функционирования уже существующей научной инфраструктуры (оборудование, стенды, установки и т.д.). Стратегия здесь разбивается на три этапа. На первом этапе - сохранение существующего (уцелевшего) научного потенциала, при этом отдача от вложений в НИОКР практически нулевая.

     Далее необходимо развитие информационных систем, субсидирование затрат на пользование  информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы. Внедрение новой техники и технологии – это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражает на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

     Тем не менее, конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться  на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и  технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

     Создатели инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая  эффективность.

     Их  стратегия направлена на то, чтобы  превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

     Эффект  от использования инноваций зависит  от учитываемых результатов и  затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и  экономический эффект.

     В зависимости от временного периода  учета результатов и затрат различают  показатели эффекта за расчетный  период и показатели годового эффекта. 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Ашихин А.Н. и др. Состояние инновационной политики в зарубежных странах и Российской Федерации. - М., 2004. - 123 с.

2. Бромберг Г.В. Научно-техническое развитие: стратегия управления. - М., 2004. - 46 с.

3. Булыга Р., Кохно П. Инновационная методика управления бизнесом фирмы / Р. Булыга // Промышленная собственность. - 2007. - № 9. - С. 13-29.

4. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций : Учеб. Пособие, – СПб. : Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. – 215 с.

5. Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности : Проблемы теории / М.В. Волынкина.– М. : Аспект пресс, 2007. – 369 с.

6. Инновационный менеджмент : Учебное пособие, / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой - М. : ИНФРА - М, 2005. – 299 с.

7. Инновационный менеджмент : Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. Пособие, / Под ред. В.М. Аньшина, А.АВ. Дагиева. – 2-е изд., перераб., доп. – М. : Дело, 2006. – 520 с.

8. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М. : ЮНИТИ, 2004. – 405 с.

9. Нестеренко Ю. Инновационный потенциал малых предприятий промышленности: оценка и перспективы роста / Ю. Нестеренко // Промышленная собственность. - 2006. - № 2.- С. 10-19.

10. Основы инновационного менеджмента : теория и практика: Учеб. пособие, / Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М. : «НПО «Издательство Экономика», 2006. – 361 с.

11. Павлючук  Ю.Н. Эффективное управление инновационными проектами / Ю. Павлючук // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. – №4. – С.15-17.

12. Пихлер Й.Х. и др. Малые и средние предприятия. Управление и организация. - М., 2002. - 279 с.

13. Скоблякова И. Инновационное развитие экономики России. Взаимодействие рынков интеллектуальной собственности и инноваций / И. Скоблякова // Промышленная собственность. - 2007. - № 5. - С. 9-18.

14. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. - М., 2005. - 301 с.

15. Филин С.А. Механизм реализации инвестиционной политики в инновационной сфере экономики. - М., 2004. - 274 с.

16. Хольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент : учебное пособие. Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2002. – 132 с.

17. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение: учеб. пособие. М. : Луч, 2002. – 314 с.

18. Цырина  Л.В., Кузнецова С.А. Стратегия инновационной деятельности предприятия : сб.научных трудов. Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка / под ред. Титова В.В., Марковой В.Д., Новосибирск, 2005. – 94 с.

19. Ягудин  С.Ю. Малые фирмы инновационной деятельности первичных организаций ВОИР / Теория и практика изобретательства и рационализации и патентно-лицензионной работы. М. : Российский Дом знаний, 2004. – 308 с.

20. Янушек  В.А. Основы инновационного менеджмента : Теория и практика: Учебное пособие / под ред. В.А. Янышек. и др. – М. : ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2005. – 361 с.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий