Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят в изучении состояния инновационной деятельности в России в сфере технологических инноваций, оценке действующих механизмов в области государственного стимулирования инновационной деятельности и разработке практических рекомендаций по улучшению инновационного климата в российской экономике.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- статистический и социологический анализ уровня развития инновационной деятельности в стране, ее форм и источников финансирования;
- анализ факторов, препятствующих осуществлению инновационной деятельности и оценка результативности инновационного процесса;
- изучение государственных мероприятий в области создания новых механизмов финансирования и косвенных мер стимулирования инновационной деятельности, а также формирования инновационной инфраструктуры;
- выработка на основе проведенного анализа основных рекомендаций по улучшению инновационного климата.

Работа содержит 1 файл

Иннов.менедж. курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать)


Министерство образования Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по инновационному менеджменту

 

на тему: « Государственное регулирование

 

инновационной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В курсовой работе исследуется состояние инновационной деятельности в России в сфере технологических инноваций, оценке действующих механизмов в области государственного стимулирования инновационной деятельности и разработке практических рекомендаций по улучшению инновационного климата в российской экономике.

В работе показано, что низкая инновационная активность в стране (инновационно-активными являются лишь 6% промышленных предприятий и 10% малых фирм, относящихся к сфере науки и научного обслуживания) обусловлена в первую очередь дефицитом собственных средств организаций, которые являются основным источником инновационной деятельности. При этом стоимость нововведений высокая, а потенциал предприятий слабый и условия для его роста неблагоприятные. Механизмы государственной поддержки в форме создания специальных государственных фондов и венчуров имеют недостаточную правовую основу, и их эффективность мало изучена.

В курсовой работе содержатся рекомендации по оптимизации участия государства в создании благоприятного инновационного климата, рассматриваются только технологические инновации, разрабатываемые и осуществляемые на промышленных предприятиях, в научно-технических организациях, включая вузы, и в организациях малого бизнеса.

Предметом исследования является инновационная деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий и технологий.

Цели исследования состоят в изучении состояния инновационной деятельности в России в сфере технологических инноваций, оценке действующих механизмов в области государственного стимулирования инновационной деятельности и разработке практических рекомендаций по улучшению инновационного климата в российской экономике.

В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:

-                        статистический и социологический анализ уровня развития инновационной деятельности в стране, ее форм и источников финансирования;

-                        анализ факторов, препятствующих осуществлению инновационной деятельности и оценка результативности инновационного процесса;

-                        изучение государственных мероприятий в области создания новых механизмов финансирования и косвенных мер стимулирования инновационной деятельности, а также формирования инновационной инфраструктуры;

-                        выработка на основе проведенного анализа основных рекомендаций по улучшению инновационного климата.

Актуальность работы состоит в оценке действующего механизма инновационной деятельности с учетом внутренних (состояние организаций, их потенциал) и внешних (состояние экономической среды, виды и формы государственного воздействия) факторов и взаимосвязи основных участников данного процесса – государства, промышленных предприятий, малых инновационных фирм, научно-технических организаций.

Такой подход позволил оценить направления и масштабы влияния различных государственных инициатив на создание благоприятного инновационного климата и предложить комплекс мер, которые должны способствовать повышению инновационной активности как на крупных и средних промышленных предприятиях, так и в организациях малого высокотехнологичного бизнеса. Это составляет научную значимость работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ уровня развития инновационной деятельности  в России.

Промышленность является основным потребителем создаваемых технологических инноваций, а значит, промышленные предприятия являются наиболее распространенным субъектом исследования при изучении инновационной деятельности.

Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики является повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.
Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые
марки крупных зарубежных компаний.

Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным с многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.
         В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность
осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях,
управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и
планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного               процесса.
       Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть малого российского
бизнеса. Малые предприятия в сфере инноваций активно создавались в 1990-
1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав и двух лет. Этому
способствовали неблагоприятные условия для развития инновационного бизнеса, складывающиеся  в   этот               период:
       - высокие               налоги;
       - сложности  с арендой               помещений;
       - дороговизна сырья   и               энергии.
При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой активности в научно-
технической и производственной сфере, наблюдающийся ныне, подтверждает
тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги. 

Сейчас в России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи малых предприятий, действует упрощенный порядок налогообложения. Малым предприятиям разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.

Созданы специализированные государственные органы – Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансов структур малых предприятий. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции малых предприятий, осваивающих новые технологии.

Некоторый рост инновационной активности к концу 90-х годов можно, по-видимому, объяснить тем, что массовая приватизация промышленных предприятий, при которой было выгодно занижать стоимость приватизируемых активов, практически закончилась. Кроме того, после кризиса 1998 года возникли новые макроэкономические условия, оказавшие благоприятное воздействие на инновационную деятельность предприятий, особенно тех, которые были ориентированы на российский рынок. У таких предприятий резко возросла конкурентоспособность продукции по сравнению с импортной. Те предприятия, которые работали на международный рынок, в относительно малой мере смогли использовать новые возможности. То же касается и предприятий, работающих на импортном сырье, и особенно на не имеющем российских аналогов. Для них ситуация резко ухудшилась. Исследования показали, что финансовый кризис дал толчок развитию производства экспортной продукции, заставив предприятия осуществлять технологические новшества с целью расширения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Кроме того, усилился интерес предприятий к использованию отечественной техники, и они стали более активно искать отечественных производителей техники или запасных частей для импортного оборудования.

В имеющихся исследованиях практически всегда предпринимается попытка увязать уровень инновационной активности и отраслевую принадлежность, размеры предприятий, форму собственности, а также территориальное расположение предприятий.

Исследования свидетельствуют о том, что наиболее высокая инновационная активность характерна для предприятий химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки. Причем рейтинг отраслей по уровню инновационной активности является неизменным в динамике в течение последних нескольких лет, и при этом практически совпадает по результатам различных обследований. Всегда традиционно высокой была инновационная активность на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК).

Считается, что государственная форма собственности мало стимулирует внедрение инноваций для получения прибыли, поскольку последняя в значительной мере уходит в доход государства. В то же время государственные предприятия лучше защищены в условиях существующей политической и социально-экономической нестабильности, и, следовательно, могут ставить более долгосрочные цели своего развития, которые можно реализовать благодаря инновационной деятельности. Кроме того, государственные предприятия (значительная часть из которых была учреждена много десятилетий назад), в сравнении с вновь созданными негосударственными, обладают большим запасом готовых научных разработок, которые являются для них бесплатным наследием советского времени. Вновь созданные негосударственные предприятия имеют, как правило, гораздо меньший инновационный задел. Таким образом, форму собственности нельзя рассматривать в отрыве от других характеристик предприятий, включая такие, как их отраслевая принадлежность и специфика производимой продукции.

Низкая востребованность отечественных изобретений отчасти объясняется неразвитостью законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Одновременно и само патентование осложнено тем, что госпошлины за регистрацию изобретений и поддержание патентов постоянно растут: за последние пять лет они увеличились в среднем более чем в сто раз при росте за тот же период времени среднегодовой зарплаты примерно в 18 раз.

    Патентная статистика позволяет также диагностировать низкую заинтересованность зарубежных партнеров в патентовании своих изобретений в России – что может свидетельствовать о краткосрочности их инвестиционных планов.

Как показали опросы, при создании совместных с иностранным участием предприятий зарубежный партнер предпочитает не использовать технологии, разработанные в России, а внедрять на российском предприятии свои технологии на основе лицензий. Последние покупаются как правило у “головной” компании, находящейся за рубежом.

Только 10% предприятий смешанной формы собственности с иностранным участием проводят совместные работы по созданию новых технологий, машин и приборов. Такое положение сдерживает как работы по созданию отечественных технологий, так и их распространение внутри страны и за ее пределами.

В России в настоящее время происходит формирование законодательных и организационных предпосылок государственного регулирования сотрудничества. Действуют законы «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О соглашениях о разделе продукции» и др.  Введен ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с иностранным участием. Предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмездного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций.

Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из её целей – привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений. Вложения зарубежных партнеров должны способствовать освоению невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих производств, созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства.

Государственная стратегия и тактика в области международной научно-технической кооперации должны быть дифференцированы по странам и регионам мира, что позволяет увеличить суммарную эффективность международных связей.

      В соответствии с проектом Федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ выделяются основные направления поддержки государственной инновационной политики:
- содействие увеличению инновационной активности, обеспечивающей
рост               конкурентоспособности               отечественной               продукции;
-   ориентация на всемирную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
- сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного
инновационного механизма и защиты интеллектуальной собственности;
- содействие развитию инновационной деятельности в регионах России
международному и межрегиональному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного               предпринимательства;
- поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение результатов, качественно               меняющих               науку               и               технику;
- финансирование поисковых НИОКР для создания новых продуктов и
технологий с опережающими техническими решениями для последующей передачи               результатов в               сферу               материального               производства;
- создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей
экономическую заинтересованность производителей в осуществлении
инноваций и, как следствие, радикальные изменения технического
уровня               производства               и               экономики               в               целом.
        Государству целесообразно реализовывать инновационную политику по
трем               направлениям:
1) Обеспечение инноваторов необходимыми финансовыми ресурсами.
2) Создание систем маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых
фирм, инвестиционных коммерческих банков, бирж технологий, обеспечивающих продвижение инноваций, формирование               благоприятной инфраструктуры рынка включая               государственные               программы создания               наукоградов, технопарков, свободных               экономических               зон               и               т.д.
3) Выработка единых правил и механизмов координации деятельности
всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе кооперирования по интересам на разных стадиях инновационного цикла. Следствием этого должно стать               расширение               воспроизводства               инноваций               и расширение действия данного механизма               на другие сферы жизнедеятельности.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности