Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 02:26, доклад
Инновация - это  производственный фактор, влияющий на формирование продуктивности общественного  производства и объема валового национального  продукта в длительной перспективе. 
Все страны стремятся к разработке и реализации государственной инновационной политики. Влияние государства должно быть направлено на максимальную поддержку собственного инновационного потенциала, ведущих научных и конструкторских центров, а также на обеспечение реализации научно-технической политики, отвечающей мировому уровню.
Инновация - это 
производственный фактор, влияющий на 
формирование продуктивности общественного 
производства и объема валового национального 
продукта в длительной перспективе. 
Все страны стремятся к разработке и реализации 
государственной инновационной политики. 
Влияние государства должно быть направлено 
на максимальную поддержку собственного 
инновационного потенциала, ведущих научных 
и конструкторских центров, а также на 
обеспечение реализации научно-технической 
политики, отвечающей мировому уровню. 
Это означает, что Украина должна избрать 
следующие направления разработки "высоких" 
технологий, для реализации которых в 
государстве уже созданы реальные предпосылки 
и имеющийся соответствующий научно-технический 
потенциал выхода на передовые позиции 
мировой науки и техники. Механизм создания 
и распространения нововведений имеет 
три общие составляющие, характерные почти 
для всех стран: 
• систему государственной поддержки 
фундаментальных и поисковых исследований; 
• различные формы и источники финансирования 
и косвенного стимулирования исследований; 
• поддержку малого инновационного предпринимательства. 
Меры государственного регулирования 
инновационной деятельности должны быть 
направлены на всестороннее поощрение 
предпринимательства и частной инициативы.
Как показывает 
опыт развитых стран, основными направлениями 
влияния правительственных 
Формирование финансовых и законодательных 
стимулов для поддержки инновационных 
технологий и предпринимательства в сфере 
науки и научно-технической деятельности 
является важнейшим направлением государственного 
регулирования в инновационной сфере. 
К стимулам государственного регулирования 
в научной и научно-технической деятельности 
относятся: 
• кредиты, налоговые и амортизационные 
льготы; 
• корректировка антимонопольного законодательства; 
• внешнеэкономические преференции; 
• информационно-консультационная поддержка; 
• другие финансовые льготы. 
К системе стимулов инновационного процесса 
входят комплексно-правовые нормы, а именно: 
промышленное охранное право частной 
и интеллектуальной собственности; законодательное 
закрепление интеллектуальной собственности 
и правовое регулирование ее использования.
Эффективной формой 
государственного вмешательства в 
инновационную и научную 
Согласно Закону Украины "Об основах 
государственной политики в сфере науки 
и научно-технической деятельности" 
(действует с 24 марта 1992) основными средствами 
государственного влияния в этой сфере 
должны быть: 
• национальные государственные и межгосударственные 
научно-технические программы; 
• государственный заказ в научно-технической 
сфере; 
• государственная научно-техническая 
экспертиза; 
• бюджетное финансирование научно-технической 
деятельности; 
• патентно-лицензионная деятельность; 
• метрология, стандартизация и сертификация 
продукции в научно-технической сфере; 
• формирование научно-технических кадров; 
• создание системы научно-технической 
информации. 
Украина должна решить неотложные задачи 
в сфере развития инновационной и научно-технической 
деятельности. их реализация положительно 
влиять как на достижение экономической 
стабилизации, так и на обеспечение экономического 
развития на новой технологической и технической 
основе.
Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
§ Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
§ Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);
§ НАСА (Национальное космическое агентство);
§ Национальное бюро стандартов;
§ Национальный институт здравоохранения;
§ Министерство обороны;
§ Национальный центр промышленных исследований;
§ Национальная академия наук;
§ Национальная техническая академия;
§ Американская ассоциация содействия развитию науки.
Большинство структур финансируется из федерального бюджета. Государство стимулирует создание венчурных фирм и исследовательских центров. По предоставлению Национального научного фонда США наиболее эффективные венчурные фирмы могут в первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.
   По 
данным Национального научного фонда 
США, на современном этапе НТП 
возросла в НИР доля малого бизнеса. 
Мелкие и средние фирмы (с численностью 
до 500 человек) за последние два десятилетия 
выдали примерно в 2,5 раза больше нововведений 
на одного занятого или доллар затрат, 
чем крупные корпорации (с численностью 
занятых более  
10 тысяч человек).
Как и в других странах технологического ядра, в США действуют венчурные фирмы (фирмы «рискованного» капитала) и фирмы «спин-офф» (фирмы – «отпрыски», отделяющиеся от вузов, независимых институтов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций), инвестиционные фонды. Государство активно ведет субсидирование фирм «спин-офф» через крупные некоммерческие научные центры и университеты, вокруг которых сосредоточены и от которых постоянно отделяются эти фирмы.
Следует также отметить практику бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например, при покупке и продаже лицензий.
Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг – связи, тепла, электроэнергии и т. д.
Не менее популярны меры моральной поддержки: вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д.
Среди мер косвенного регулирования следует отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычета из налоговых платежей.
Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов (в Японии, наоборот, высокая).
В целях развития инновационной деятельности в США в 1984 г. был принят «Закон о кооперации в сфере НИОКР».
   В 
США большое внимание уделяется 
прогнозированию и экспертизе инновационных 
проектов, ведению государственной 
статистики инноваций. Здесь отработан 
механизм развития внутренней и международной 
конкуренции, антитрестовское 
100 лет. Неудивительно, что страна занимает 
первое место в мире по уровню конкурентоспособности.
Перед лицом реалий ХХI в. страны Западной Европы взяли курс на ускоренное развитие инновационной экономики. Изменение характера и значения нововведений в экономике, основанной на знаниях, отставание Западной Европы от США и Японии в сфере перспективных технологий, расширение ЕС на восток – все эти факторы лежат в основе разработки новых направлений инновационной стратегии Западной Европы.
В инновационной 
экономике все большее значение 
наряду с технологическими нововведениями 
приобретают организационные и 
маркетинговые, а сфера НИОКР 
перестает быть единственным источником 
инноваций, хотя и остается основным. 
В результате одно из главных мест 
в инновационной политике занимают 
институциональные 
Курс на создание 
конкурентоспособной 
В настоящее время ЕС в среднем направляет на НИОКР 1,9% ВВП, в то время как США – 2,64, Япония – 3,04% (в ряде европейских стран этот показатель выше – в Швеции 3,6%, Финляндии 3,1%). В 2000 г. ЕС затратил на НИОКР в области медицинских технологий, авиации, фармацевтики и других наукоемких сфер 164 млрд евро (166,6 млрд долл.), а США – 288 млрд евро (285,6 млрд долл.). Если в США доля частного сектора в общих расходах на НИОКР составляет 68,2%, то в ЕС – 56,3% 1. Серьезно отстает ЕС и по показателям инновационной активности, в частности по доле в ВВП венчурного капитала, капитализации новых компаний, рынка информационных технологий, а также по удельному весу новых продуктов на национальных рынках. В 90-е годы ослабли позиции стран Западной Европы на мировых рынках новейших технологий.
Отставание Западной 
Европы от конкурентов во многом вызвано 
специфическими чертами этого региона, 
в частности высокой долей 
госсектора, недостаточными стимулами 
к предпринимательству, различиями 
в национальных инновационных системах, 
характере и степени 
Так, английское 
правительство поставило цель увеличить 
в 2003 г. за счет частного бизнеса национальные 
расходы на НИОКР с 1,9 до 2,8% ВВП. Этому 
должны способствовать такие меры, 
как введенный в апреле 2002 г. налоговый 
кредит для осуществляющих НИОКР 
малых и средних фирм; расширение 
и уточнение работ, квалифицируемых 
как НИОКР; отмена около 40 норм, регулирующих 
деятельность компаний. По расчетам министерства 
финансов, в результате налогового 
кредита сумма экономии для малых 
и средних предприятий 
Отсутствие серьезного 
прогресса в инновационном 
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности