Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 02:26, доклад

Описание работы

Инновация - это производственный фактор, влияющий на формирование продуктивности общественного производства и объема валового национального продукта в длительной перспективе.
Все страны стремятся к разработке и реализации государственной инновационной политики. Влияние государства должно быть направлено на максимальную поддержку собственного инновационного потенциала, ведущих научных и конструкторских центров, а также на обеспечение реализации научно-технической политики, отвечающей мировому уровню.

Работа содержит 1 файл

Инновционный.docx

— 33.41 Кб (Скачать)

улучшение инновационной среды путем усиления инновационной составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;

стимулирование рыночного спроса на инновации и использование концепции «лидирующих» рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к нововведениям;

стимулирование инноваций в госсекторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;

усиление региональной инновационной политики.

В 90-е годы произошло  объединение научной, промышленной, частично экономической и региональной политики в инновационную, которая приобрела системный характер. Ее главной целью стало поддержание среды, благоприятствующей созданию нововведений.

Во второй половине 90-х годов правительства почти  всех западноевропейских стран приняли  программы стимулирования инновационной  деятельности, направленные прежде всего на распространение нововведений. Одно из основных мест в реализации этих программ заняли институциональные изменения. Были предприняты усилия по формированию структурных элементов и механизмов осуществления инновационной политики. Несмотря на национальные различия в подходах, можно выделить три общих аспекта.

n Образование новых административных структур, основанных на системном характере инноваций. Ряд стран (Великобритания, Германия) изменили функции министерств или создали новые министерства, занимающиеся вопросами инновационной политики. В Финляндии возглавляемый премьер-министром Совет по научной и технологической политике несет ответственность за стратегическое развитие и координацию этой политики, а также инновационной системы в целом. В Испании правительство сформировало в рамках национальной инновационной программы (PROINOV – the Integrated Programme for Innovation) координационную структуру в области инновационной политики под руководством премьер-министра.

Внесены также  изменения в механизм координации  – созданы новые координирующие органы (инновационные советы) или  в компетенцию уже существующих научных советов включены вопросы  инновационной деятельности.

n Признание на правительственном уровне инноваций жизненно важным фактором экономического развития, проведение широкой правительственной кампании по проблемам нововведений, активизация диалога между научным сообществом, промышленностью и общественностью.

Практика проведения информационных кампаний распространена в Великобритании и Германии. В  Испании создан Форум информационного  общества, одной из главных задач  которого является стимулирование координации  деятельности правительства и различных  промышленных и общественных организаций  при разработке Национального плана  действий по созданию информационного  общества.

n Использование нового механизма прогнозирования и выработки приоритетов «Предвидение» (“Foresight”) для формирования национальной инновационной стратегии. Его цель – определить стратегические направления исследований и инноваций, необходимые для повышения конкурентоспособности страны4.

Мероприятия по координации проведены также  на уровне ЕС. В Европейском совете в 2002 г. произошло объединение советов  по внутреннему рынку и промышленности и исследовательских советов  в Совет по конкурентоспособности. В рамках Еврокомиссии проходят регулярные встречи Группы комиссаров по проблемам  роста, конкурентоспособности, занятости  и устойчивого развития.

Большое значение для координации национальных инновационных  политик имеют мероприятия ЕС по сбору, анализу, оценке и распространению информации о состоянии инновационной деятельности в странах-членах и наиболее успешных примерах инновационной политики. В их числе:

тренды инноваций в Европе (the Trend Chart on Innovation in Europe) – распространение успешных примеров инновационной политики;

Европейский инновационный таблоид (the European Innovation Scoreboad) – ежегодные данные о состоянии науки, техники, инновационного поведения компаний и инновационной среды;

специальные обследования конкретных аспектов инновационной политики, включая отношение компаний к нововведениям Иннобарометр (the Innonarometer);

деятельность электронной службы информации ЕС по НИОКР и инновационной политике – CORDIS, в рамках которой предоставляются также сведения  о возможностях использования результатов работ по проектам ЕС (Technology Marketplace).

Все эти информационные мероприятия выходят за рамки  программ НИОКР, финансируемых из фондов ЕС, и охватывают всю инновационную  деятельность стран Западной и Центральной  Европы. 

  1. Особенности инновационного развития в странах  Юго-Восточной Азии

   Ключевую  роль в инновационной деятельности играет  Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Имеется долговременная программа инновационного развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований закупок лицензий за рубежом.   

   На  смену вытеснению иностранных конкурентов  с существующих рынков за счет дешевизны  и высокого качества товаров приходит еще более сложная задача –  самим формировать новые рынки, сохраняя низкие цены и высокое качество новых товаров.

   Долгосрочная  цель государственной политики Японии – превращение страны из «имитатора»  и «рационализатора» в творца технологий. Приоритетное направление  – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы.

   Государство не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет  в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и  методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т. п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы:

   а) целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;

   б) содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии;

   в) контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

   Японская  модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

   По  мнению американского специалиста  по японским технополисам  
Ш. Тацуно, стратегия технополисов – это стратегия прорыва в новые сферы деятельности высшего технологического уровня, а тем самым – это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.

   Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется  индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и  кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой  в продвижении новой продукции.

   Японское  правительство принимает меры по развитию международной интеграции и кооперирования. Например, существует соглашение об американо-японском сотрудничестве в области науки и техники.

   В результате активной инновационной  деятельности Япония занимает первое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности использования  ресурсов, темпам экономического роста  среди промышленно развитых стран, продолжительности жизни населения.

В Китае с 1980-х  годов значительную роль в развитии инновационного бизнеса играют различные  виды льготных административно-территориальных  формирований: специальные экономические  зоны, зоны торгово-экономического развития, промышленные парки и др. Указанные  институты стали мощным инструментом привлечения к сотрудничеству иностранных  компаний и специалистов, для которых  применяются специальные льготы.

Активно вовлекается  в инновационную деятельность и  квалифицированная рабочая сила: важной составляющей ознакомления с  зарубежными инновационными достижениями является направление национальных кадров на обучение за границу. В 2009 г. по этой линии получили образование 51 тыс. граждан КНР, дополнительно  открыты 14 новых зарубежных каналов  получения высшего образования. Кроме того, в течение 2009 года были привлечены к работе в КНР в  общей сложности 480 тыс. иностранных  специалистов научно-технического профиля.

В Южной Корее  изначально модернизация была построена  на заимствовании зарубежных технологий, которое происходило в разных формах: контракты «под ключ», лицензирование, консультативные услуги. Изучение иностранного опыта происходило, главным образом, путем создания совместных венчурных  фирм с японскими партнерами. В  настоящее время, несмотря на то, что  Корея по многим высокотехнологичным  позициям лидирует в мировом экспорте, страна по-прежнему во многом зависит  от импортной техники по причине  недостаточного развития собственных  базовых технологий.

В 1998 году правительство  провело реструктуризацию государственных  исследовательских центров, создавая конкурентную среду. С этого момента  исследовательские институты предоставляли  спин-оффам офисные площадки и лаборатории для проведения исследований. Одной из отличительных особенностей инновационного развития Южной Кореи является целенаправленная поддержка, в основном, именно крупных компаний. В настоящее время, напротив, разукрупнение, а в ряде случаев ликвидация финансово-промышленных корпораций (чеболей) признается одним из главных успехов посткризисной адаптации и структурной реформы Южной Кореи.

Корейская патентная  система считается одной из самых  результативных в мире. Корейское  ведомство по интеллектуальной собственности (KIPO) с 1997 года переориентировалось  на заимствование принципов регулирования  патентной деятельности США. Патентная полтика сыграла важную роль в развитии малого предпринимательства и капитализации университетов. Ранее профессорам необходимо было передавать свои патенты правительств, т.к. сделанные в государственных институтах изобретения считались достоянием Республики. Пересмотр патентных прав облегчил технологию передачи патентов через юридическое лицо.

В Таиланде большое  внимание уделяется развитию нанотехнологий. Национальное агентство по нанотехнологиям Таиланда (NANOTEC) разработало концепцию по превращению страны к 2013 году в один из региональных центров юго-восточной Азии по развитию нанотехнологий. Начато создание сети высокотехнологичных парков, включающих в себя местные университеты, государственные и частные НИИ, в том числе с привлечением зарубежных ученых, деятельность которых будет сфокусирована на трех основных областях – создании новых наноматериалов, развитии нанобиотехнологий и наноэлектроники. Развитие биотехнологий связано с созданием в стране Национального центра генной инженерии и биотехнологий (BIOTEC).

Республика Индонезия  стремится к выходу на качественно  более высокий уровень научно-технического развития, однако по-прежнему испытывает острую нехватку квалифицированных  специалистов и финансовых средств  на НИОКР. Руководство страны активно  перенимает опыт создания технопарков, промышленных парков, особых экономических  зон с акцентом на развитие высокотехнологичных  производств и научно-технических  разработок. Однако все они еще  находятся на разных стадиях развития. Одним из основных препятствий является бюрократия и недостаточное финансирование.

В Индонезии  исследованиями в сфере нанотехнологий занимаются находящиеся в системе Министерства исследований и технологий Институт естественных наук (LIPI), Национальное агентство по атомной энергии (BATAN), Национальное аэрокосмическое агентство (LAPAN), Агентство по исследованию и внедрению технологий (BPPT), Исследовательский центр при Министерстве промышленности, а также ряд государственных и частных исследовательских институтов - в общей сложности, более 120 организаций. Сферы исследований касаются, прежде всего, наноматериалов, далее идут нанофармацевтика, энергетика, нанобиотехнологии и наноэлектроника. Среди проблем, с которыми сталкивается Индонезия, на первом месте стоит нехватка информации, на втором – конкретных прикладных технологий, на третьем – дефицит специалистов, далее – недостаточное финансирование.

В экономике  Индии сформированы сектора инновационной  системы мирового (или сопоставимого  с мировым) уровня, – автомобильная  промышленность, информационные технологии, коммуникации, фармацевтика, а также  атомная энергетика, космическая  отрасль. В стране действуют 45 технопарков, которые в совокупности производят 80% экспортируемой продукции ИТ-сферы. Кроме того, благодаря принятым мерам государственной поддержки индийских информационных технологий, на Индию приходится 65% мирового рынка аутсорсинга – так, более 300 транснациональных корпораций перевели в нее свои подразделения по разработке компьютерных программ. Такая привлекательность для иностранного бизнеса связана с высокой квалификацией индийских ИТ-специалистов с одновременной дешевизной их труда – зарплаты аналогичных работников в США оказываются в среднем в 6 раз выше.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности